Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развиваются связи ПС с др. дисциплинами.






- в контакте ПС с языкознанием сформировалась психолингвистика (комплексное исследование реч. поведения психологами и лингвистами);

- в контакте ПС с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией – нейроПС, направл. на изучение мозговых механизмов высш. псих. функций на материале локальных поражений гол. мозга.

 

25. Развитие высших психических функций (концепция Л.С. Выготского). Понятие интериоризации.

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой в 20-30 гг. XX в.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке соц. среды не как " фактора", а как " источника" развития личности.

В развитии ребенка существует как бы две переплетенных линии.

Первая следует путем естественного созревания.

Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления.

Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, кот. человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психолог. функций, систем, лежащих в основе высших псих. процессов.

Опосредованность развития чел. психики " психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших псих. функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсих. (межличностную, происходящую в психике нескольких субъектов, при взаимодействии психик) в интрапсих. (внутриличностную, происходящую во внутренних структурах личности)..

Это превращение проходит несколько стадий.

Начальная связана с тем, что др. чел. (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо " натуральной", непроизвольной функции.

На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психолог. орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом).

На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, кот. др. применяли к нему, и он – к ним.

Интериоризуясь, " натуральные" псих. функции трансформируются и " сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

ВПФ – это сложные псих. процессы, прижизненно формирующиеся соц. по своему происхождению, опосредованные по психолог.у строению и произвольные по способу.

Осн. характеристики ВПФ:

1.Опосредованность.

2.Осознанность.

3.Произвольность.

Закономерность формирования ВПФ: первоначально функция существует, как форма взаимодействия между людьми, позже как полностью внутренний процесс.

Превращение внешних средств существования функции во внутренние псих. носит название интериоризация. Например, поворот головы на звук – натуральная функция, поворот головы с помощью волевых усилий – ВПФ. Знаковые системы и речь дали развитие второй сигнальной системы (основанные на слове, например, мышление).

Первая сигнальная система дана от природы (органы чувств).

Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления, саморегуляции чел.а. Почти все псих. процессы вышли за пределы своей природной ограниченности:

1.Мышление стало словесным и абстрактным.

2.Восприятие обрело осмысленность, структурность, константность.

3.Память стала логической.

4.Внимание стало произвольным.

Классификация ВПФ:

1.Псих. процессы:

а) Познавательные (когнитивные):

Ощущения; Восприятие; Память; Речь; Мышление; Воображение; Внимание

б) Эмоц.-волевые:

Эмоции; Воля

в) Регулятивные

Мотивация; Эмоции; Принятие решений; Целеполагание и т.д.

2. Псих. состояния:

а) Общие:

Уверенность; Убежденность; Угнетенность; Апатия и т.д.

б) Функциональные:

Интеллект.; Эмоциональные; Волевые

3. Псих. св-ва:

Направленность; Интеллект; Характер; Способности; Воля; Эмоции






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.