Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины кризиса в ПС на рубеже ХХ века






Наука о сознании (сознание).

Начинается в 17 веке в связи с развитием естеств. наук. Способность думать, чувствовать, желать наз. сознанием. Осн. методом изучения считалось наблюд. чел. за самим собой и описание фактов.

Р. Декарт – основы рационализма. Механистический детерминизм: Теория рефлекса (нервы в виде ниточек окруженных трубочкой, внутри кот. животные духи (мелкие подвижные частицы), они перемещаются по телу и приводят его в движение. Дуализм: душа и тело две независимые субстанции. Душа имеет сознание, сознание – это рефлексия, а глав. механизм сознания «внутр. зрение» (интроспекция)

Т.Гоббс. В России - Сеченов, Павлов. Ассоцианизм (соединение) - закономерная связь двух или неск. псих. процессов (ощущений, образов, мыслей), появление одного из процессов вызывает появление др.

Д.Локк заложил основы эмпирического направления. Он открывает два источника опыта, на кот. базируется чел. сознание: ощущение и рефлексию. В сознании нет ничего, что бы не было в ощущениях.

Г.В.Лейбниц вводит в дополнение к понятию «перцепция» - «смутно осознаваемое малое восприятие», термин «апперцепция» - зависимость восприятия от опыта активности души. Первым подошел к проблеме бессознательного.

В.Вундт, Э.Титченер. Структурализм - ввел Э.Титченер. Анализировали осознаваемый внутр. опыт, описывая его простейшие структуры. Сознание было разбито на псих. элементы, подобно тому, как материал делится на атомы.

У. Джеймс Фунционализм – противопол. структуралистскому подходу точка зрения: проблема заключается не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы понять его функцию, его роль в выживании индивида.

Причины кризиса в ПС на рубеже ХХ века

1. Разрыв теории с практикой.

2. Несостоятельность метода интроспекции.

3. Невозможность объяснения псих. явлений и поведения с точки зрения физиолог. особенностей.

4. Недостаточность представлений о «душе» и «сознании».

5. Столкновение множества различ. конкурирующих парадигм (структурализма и функционализма).

3.Наука о поведении (поведение). Бихевиоризм.

Начинается в 20 веке. Задачи ПС – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: пов., поступки, реакции чел. Мотивы, вызывающие поступки, в некот. направлениях не учитывались. Сознание – это «черный ящик», строение кот. мы не знаем и не можем узнать, а пов. можно наблюдать.

Бихевиоризм (Д.Уотсон, Э.Торндайк). Поведение чел., так же как и пов. животного, описывается жесткой схемой «стимул— реакция» (S-> R), что рассматривается в качестве осн. единицы поведения.

Необихевиоризм – Э.Толмен; К. Халл, Б.Скиннер; Усложнение трад. бихевиористской схемы «стимул-реакция». Осн. формула Б. трансформируется в формулу «стимул - промежуточные переменные - реакция» (S-> r-> s-> R). Стимулы стали обозначаться как независ. П, а реакции - как завис.

Оперантный Б. Скиннера. Оперант- любое изменение среды в рез. какого-либо моторного акта. Чел. стремится совершать операнты, после кот. следует подкрепление, и избегает, за кот. следует наказание. В рез. опред. сис­темы подкреплений и наказаний чел. приобретает нов. соц. навыки, новые св-ва.

Теория соц. научения - А. Бандура, Д. Роттер. В центре теории лежит положение о том, что нов. формы поведения можно приобрести в отсутствие внеш. подкрепления. Многое в поведении, кот. мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают др., а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.