Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О * го l 3 страница






Следует отметить, что две последние оппозиции дифференциальных признаков моделируют фонологически существенные различия между простыми гласными и дифтонгами. Тем самым монофтонгический или дифтонгический характер гласного признается фонологически несущественным, что находится в соответствии с трактовкой этого вопроса и по синтагматической оси.

Оппозиция «периферийность—непериферийность» дает возможность идентифицировать среди гласных периферийные фонемы о, аи и непериферийные е, ai; среди глайдов — периферийные u/v/av, ā /v/av и непериферийные i/y/iy, f/у/гу; среди согласных — периферийные губные р, ph, b, bh, m и непериферийные дентальные с церебральными, т. е. t, th, d, dh, п, t, th, d, dh, ņ.

9 При данной системе описания эту оппозицию целесообразно трактовать в качестве ингерентной.

Релевантность оппозиции «придыхательность—непридыха-тельность» распространяется только на те фонемы, которые являются согласными, негласными, прерывными, неназальными. По этим признакам противопоставлены фонемы всех рядов: kh—k, gh—g, ch—c, th—t, dh—d, th~t, dh—d, ph—p, bh—b. Симметричность системы согласных в отношении данной оппозиции отчасти нарушается лишь в палатальном ряде, где для фонемы j эта оппозиция иррелевантна, поскольку нет соответствующей придыхательной фонемы jh.

Релевантность оппозиции «назальность—неназальность» распространяется только на фонемы, которые являются согласными и негласными. По признаку назальности в ряду лабиальных т противостоит р, ph, b, bh; в ряду дентальных п —Т, th, d, dh; в ряду церебральных ņ —t, th, d, dh; в ряду велярных я— k, kh, g, gh. Палатальный ряд не моделируется этой оппозицией, так как палатальная носовая фонема отсутствует.

Релевантность оппозиции «непрерывность—прерывность» распространяется только на те фонемы, которые обладают признаком согласности. С помощью этой оппозиции различаются среди согласных непрерывные h, д, s, s и прерывные смычные ^ kh, g, gh, Я, t, th, d, dh, ņ, t, th, d, dh, n, p, ph, b, bh, m вместе с аффрикатами с, ch, j; среди слоговых сонантов непрерывная фонема Ц1 и прерывная ŗ ļ r. Симметричность в системе согласных в отношении этой оппозиции нарушается в ряду губных, не имеющих соответствующей непрерывной фонемы. Ряду велярных смычных в качестве непрерывной фонемы оказывается фонологически противопоставленным фарингаль-ный h.

Релевантность оппозиции «звонкость—глухость» распространяется на фонемы, обладающие согласностью, негласностью, неназальностью, прерывностью. С помощью этой оппозиции различаются согласные фонемы всех рядов: звонкие ^ gh, j, d, dh, d, dh, b, bh и глухие k, kh, c, t, th, t, th, p, ph. В ряду палатальных согласных симметричность системы нарушена тем, что одному звонкому члену j противостоят два глухих — с и ch, различающихся между собой по придыхательное™.

Релевантность оппозиции «долгота—краткость» распространяется на фонемы, обладающие признаком несогласности. Эта оппозиция позволяет различать гласные й—а, глайды f/у/гу— '/у/^У- ū /v/uvu/vļ uv.

Фонемы могут быть идентифицированы как пучки дифференциальных признаков в виде матрицы (табл. 3), где знак «плюс» символизирует наличие у данной фонемы признака — первого члена бинарной оппозиции, а знак «минус» — наличие у нее признака — второго члена бинарной оппозиции. Знак «ноль» символизирует иррелевантность данной оппозиции для данной фонемы.


Таблица 3

долгота-кратность

придыхательность-опридыхательность-

звонкость- глухость

|азальность-неназальность

церебральность-нецеребральность

периферийность-непериферийность

компактность-юкомпактность

ДИффуЗНОСТЬ-

недиффузность

непрерывность-прерывность

согласность-несогласность

гласность-негласность

у у 'v v р pil b bli m t th d dh n t th '\ ļ h n k kh g Ф n cch ļ * $." h e о о п «i сцЛ I

-+-+OOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOO - + OOOO

ОООО- + -+О-+- + О--Г--4-О-Н----Ю- + ООООООООООООО

OOOO-- + + O------1-4-О----+ + O-----H-O----+OOOOOOOOOOOO

oooo-

+OOOOOOOOOOOOOOO

ooooooooo-

-+++++OOOOOOOO-+OOOOOOOOOO

--OOOOOOOOOOOO-+OO-+OO

OOOO0OOOO0OOOOOOOOO + + + +H--------OO-+OO+ +----OO

oooot-

---------------------ц-----+ 4---------OO

oooo-

+ +-+OOOOOO-

■ + + + + +■

Матрица идентификации фонем «Ригведы»

Фонологическое дерево, последовательность ветвлений которого символизирует последовательность шагов, необходимых для порождения фонем от наиболее общих их классов к конкретным фонемам является другой формой репрезентации матрицы идентификации фонем (схема 1).

Схема 1

Ю

i^T/yu/, ū ^pphbbhm t thddh n t' thd^dr^nkkhgghP с ch j š Š < j" h e" ō o" ff ai a'u I i Фонологическое дерево «Ригведы»

Пучки дифференциальных признаков одиннадцати оппозиций реализованы в виде 39-ти фонем, которые представляют собой фонологическую систему ведийского языка. Для этой системы,

изображенной здесь в виде схемы (схема 2), особенно характерны четыре изоморфных квадрата, образованных 16-ю фонемами. Фонемы каждого такого квадрата имеют определенный общий набор дифференциальных признаков. Так, квадрат лабиальных фонем характеризуется признаками: периферийность, диффузность; квадрат дентальных признаками: непериферий-ность, диффузность, нецеребральность; квадрат церебральных признаками: непериферийность, диффузность, церебральность; квадрат велярных признаками: компактность, недиффузность.

В каждом квадрате фонемы противопоставлены по двум оппозициям: «звонкость—глухость», «придыхательность—непри-дыхательность», и, таким образом, каждая фонема квадрата отличается от соседней на один признак.

К четырем изоморфным квадратам примыкает треугольник палатальных фонем (в котором нет звонкого придыхательного члена).

Четыре квадрата согласных фонем обладают признаком не-назальности. Каждому из них противостоит соответствующая назальная фонема. Треугольник палатальных фонем не имеет назальной фонемы своего ряда.

Схема 2

I/ п/

•/I /'

-/г

i/ /У

Фонологическая система «Ригведы»

Все квадраты и треугольник являются прерывными фонемами. Трем квадратам из четырех, а также треугольнику противостоят соответствующие непрерывные фонемы. Таковой лишен квадрат лабиальных фонем.


Описанным выше согласным, негласным фонемам (все они в той или иной степени ориентированы на изоморфные структуры) противостоит класс слоговых сонантов, обладающих гласностью и согласностью. Он состоит из двух членов, отличающихся друг от друга как прерывная и непрерывная фонемы

Класс глайдов отличается от прочих классов фонем совокупностью признаков негласность, несогласность. Четыре члена этого класса различаются между собой с помощью оппозиций «периферийность—непериферийность» и «долгота—краткость».-

Класс гласных объединяет фонемы, характеризуемые глас, ностью и несогласностью. Члены этого класса образуют пят-и угольник, в котором фонемы различаются по компактности диффузности, периферийности и долготе. Последняя оппозиция моделирует противопоставление па, т. е. фонем, составляющих асимметричный угол пятиугольника (по всем другим параметрам эти фонемы — в традиции Панини — интерпретируются на фонологическом уровне как фонемы одного места образования).

Конфигурации фонем ведийского языка могут быть представлены графически (см. схему 2).

УДАРЕНИЕ

|В ведийском языке ударение было музыкальным по преимуществу и характеризовалось высотой тона гласного. Фонетически различались три основных тона: высокий — удатта (udā tta-), низкий — анудатта (аtudā tta- букв, 'невысокий') и понижающийся — сварита (svarita- букв, 'звучный'). В каждом слове под ударением мог находиться, как правило, только один гласный (о классах слов с двумя ударениями будет сказано особо). Ударение падало на слогообразующий гласный, но принадлежало всему слогу. Ударение было свободным, т. е. могло приходиться на любой слог в слове.

О ведийском ударении можно судить по трем источникам: по системе акцентуации дошедших до нас письменных текстов, по описанию акцентуации в пратишакхьях и —с меньшей степенью достоверности — по современной рецитации вед.

Акцент обозначен на письме во всех четырех ведийских самхитах и, кроме того, в Тайттириябрахмане и араньяке, в Шатапатхабрахмане, Брихадараньякопанишаде и Супарнадхьяе. Все остальные тексты дошли до нас не акцентуированными.

Существует несколько систем ведийской акцентуации. Наиболее распространенной является та, которая представлена в РВ, АВ, а из текстов ЯВ — в ВС и ТС. Согласно этой системе в слоговом письме деванагари слог, несущий главное ударение—удатту, специально не маркируется, маркируется предшествующий ему безударный слог, т. е. анудатта, горизонталь-

ной черточкой под строкой и следующий за ним заударный слог — энклитическое ударение сварита вертикальной черточкой над строкой, например: sahasram = sahdsram, raksaso = raksdso> Так же изображается и независимое ударение сварита, например: vļ ryeņ a = viryeņ a (=vī ri[yjeņ a), asuryam = asuryā m (— asuri[y]am). Если один или несколько слогов удатта находятся в начале полустишия, то удатта и в этом случае специально не обозначается, и маркируется лишь первый заударный слог сварита, например: рга уе cumbhante=prd уё Ģ iim-bhante, у о askabhayad = yō ā skabhayad. Один или несколько слогов анудатта, находящиеся в начале полустишия, обозначаются, как обычно, подстрочной горизонтальной черточкой (вплоть до первого слога удатта), например: rqyim no = rayirŗ i no, urukramasy'a — urukramdsya. Из последовательных слогов анудатта внутри полустишия подстрочной черточкой маркируется только последний слог, предшествующий слогу удатта, а остальные слоги никак не отмечаются, так, например: tuvā m

vā stū ni UĢ tnasi gamadhyai = tū vū rŗ i vū stā ni ucmasi gdmadh-y a i (1, 154, 6). При этом обозначение предшествующей анудатты вытесняет обозначение энклитической свариты, например: babh-ruh Ģ ukrebtiih=babhruh gukrebhih, hiranyayā t pā ri уопег ni$a-dyā = hiraņ yā yā t pā ri уопег nisddyā (11, 35, 10). В случае последовательности «независимая сварита+удатта» сварита обозначается следующим образом: за слогом сварита идет цифра 1, если гласный краткий, и цифра 3, если он долгий, причем соответствующая цифра диакритически маркируется дважды — надстрочной вертикальной черточкой и подстрочной горизонтальной, например: abhyaļ gham- abhyaghdm (< abhi + aghdm) (AB,

VIII, 4, 2); tanvut3anū ca — tanvū tdnā ca (AB, VIII, 4, 10).

Полустишие, состоящее из одной или нескольких пад, трактуется как непрерывная последовательность ударных и безударных слогов. Существенной при обозначении ударения является граница двух полустиший, а не двух пад, и поэтому обозначение предшествующей анудатты и последующей свариты пересекает границу между падами, например:

pā ri ņ o hetī rudrasya vŗ jyā ķ pā ri tvesasya durmatir mahl gū t \

= pdri ņ o lieti rud'rdsya v №jyah pdri tvesdsya maht gū t (II, 33, 14ab).

durmatir

Наиболее важная особенность этой системы обозначения ударения заключается в том, что основной акцент, т. е. удат-та, не имел самостоятельного обозначения и изображался с


помощью двух других акцентов: предшествующей анудатты и последующей свариты. На этом основании высказывалось предположение о том, что фонетически удатта была средним тоном: выше анудатты и ниже свариты.

Другая система акцентуации представлена в двух редакциях ЯВ: МС и КС (ей следует также кашмирская рукопись РВ и редакция Пайппалада [paippalā da] AB). Здесь удатта обозначается посредством надстрочной вертикальной черточки (как сварита в РВ), из чего исследователями делается вывод, что этот тон стал рассматриваться как самый высокий. Ану-датта обозначается подстрочной горизонтальной черточкой (как в РВ). Для обозначения свариты используются особые диакритические знаки, различные в этих двух ведах. Общей для них является та особенность, что независимый акцент сварита обозначается иначе, чем энклитический, но технические средства выражения и детали в принципе обозначения разные. В МС независимая сварита, за которой следует безударный слог, обозначается с помощью подстрочного крючочка. Если же за независимой сваритой идет ударный слог, то на письме ему предшествует цифра 3 (независимо от количества гласного), и слог со сваритой пересекает посередине горизонтальная черточка, используемая в этой веде для обозначения энклитической свариты. Энклитическая сварита может обозначаться также тремя надстрочными вертикальными черточками. В КС независимая сварита передается с помощью подстрочного крючочка, если дальше идет безударный слог, и подстрочной крышечки, если следует слог ударный. В рукописях используются разные способы обозначения энклитической свариты (в изданиях фон Шредера они не применяются).

В СВ акценты обозначаются с помощью надстрочных цифр: 1, 2, 3 передают соответственно удатту, энклитическую сва-риту и анудатту. Таким образом, и в этой системе записи удатта стоит на первом месте, т. е. рассматривается как самый высокий тон. Для обозначения вариантов ударения к цифрам присоединяются буквенные индексы: 2г обозначает независимую свариту, Зк — анудатту, предшествующую удатте.

В ШБ отмечается только удатта с помощью горизонтальной подстрочной черточки (как анудатта в РВ), а независимая сварита изображается через удатту: сама сварита не обозначается, но предыдущий слог получает символ удатты. Если несколько слогов подряд имеет удатту, то маркируется лишь последний из них.

Эти графические системы передачи ведийского акцента явно стремились отразить фонетическую суть отдельных типов ударения. Той же цели служили кинетические средства — жесты, сопровождавшие рецитацию. Удатте соответствовало движение руки вверх, анудатте — вниз, а сварите — сначала вверх, а затем вниз или сверху вниз, по диагонали.

В парадигматической характеристике ведийского ударения главное место занимает вопрос о соотношении удатты и свариты. В АП (1, 14) отмечается, что различия по высоте тона реализуются в заданном регистре (samū nayame), т. е. что это относительные, а не абсолютные величины. Там же говорится, что удатта является высоким тоном, анудатта — низким, а сварита — падающим (ā ksiptam) от удатты к анудатте (1, 15— 16), и что полматры в начале свариты равны удатте (1, 17). В РП же сказано (111, 2), что полматры или даже половина сва-риты вьпне, чем удатта, а дальнейшая часть свариты есть анудатта, на слух воспринимаемая как удатта (111, 3). По этому пункту РП противостоит всем остальным пратишакхьям, идентифицирующим начало свариты с удаттой. Интересно, что данное разделение не совпадает с разделением ведийских школ по тому, как они графически изображают ударение: удатту как самый высокий тон или свариту.

Весьма вероятно, что речь здесь идет о древних диалектных различиях в трактовке ударения, распределение которых для нас остается во многом неясным. В РВ, судя по всему, при произнесении свариты тон сначала повышался по сравнению с удаттой, а затем падал до анудатты.

Смешанный характер свариты как комбинации удатты и анудатты единодушно признается авторами всех трактатов.

Случаи употребления свариты в отдельном слове принято разделять на две части: энклитическую свариту и независимую \jatya- 'врожденная' или nitya- 'собственная'). По утверждению древнеиндийских авторитетов, каждый слог анудатта, следовавший за слогом удатта, т. е. первый заударный слог, получал свариту. Это самый распространенный тип свариты. От него отличалась не только по происхождению, но, видимо, также и фонетически, независимая сварита, встречавшаяся в небольшом числе слов как самостоятельное, основное ударение (энклитическая и независимая сварита в некоторых системах ведийской акцентуации обозначались по-разному).

В отдельном слове самостоятельная сварита встречается только в слогах, состоящих из полугласного у или v и гласного, причем соответствующий полугласный в тексте обычно приобретает вокалическую форму, т. е. y> i(y), v> u(v). Это слова kvā? 'где? ', svā r 'небо', формы склонения основ на -i-, -й- (например, A.sg. vŗ kyā m от v^r^, tanvā m от tanū), основы с вторичным словообразовательным суффиксом -уа- (например: pū rvyā -, vi r у а- и др.).

Для РВ в подавляющем большинстве случаев, как неоднократно отмечалось, сварита в пределах слова имеет чисто графический характер. Если восстановить размер, скрываемый графикой, то у слова со сваритой фактически почти всегда бывает удатта на предыдущем слоге, а именно на вокализованном глайде i или и, т. е. M(v)a, su(v)ar, vŗ ki(y)am, ta-


nd(v)am, pū rvi(y)a-, vī ri(y)a-. Таким образом, и здесь сварита оказывается энклитической. В РВ этот процесс засвидетельствован в переходном состоянии, чем и объясняется противоречие между фонетикой и графикой.

Наконец, сварита возникает в результате определенных типов сандхи ударного (удатта) и безударного (анудатта) гласного на границе двух слов. Общее правило в отношении сандхи акцентов таково, что если один из двух гласных имеет удат-ту, то соответствующий долгий гласный или дифтонг, получившийся в сандхи, тоже приобретает удатту, например: kareti< kara + i(i, dgai< d+agan,, рхгйги< ригй + игй (VIII, 25, 16) и др. Однако -i + i-> l (praglista-svarita-, по пратишак-хьям), например: abhltī ķ Kabhi + itī ķ (11, 33, 3); srucī va < s r ц cĻ + iva (X, 91, 15) и др.

Когда гласный вариант глайда, имеющий удатту, переходит в соответствующий согласный его вариант перед безударным гласным в начале следующего слова, то этот гласный приобретает свариту, или -ī +V-> yV-, -d+V-> -v\f- (ksaipra-svarUa-), например: vy ā smdd< vi+asmdd (11, 33, 2) (но vy amho< vi + ā rŗ iho it).); devy etu< devi + etu (1, 40, 3); viksv ū sti< vikm+usu (IV, 36, 5); nv evd< n.ii evd (IV, 51, 9) и др.

Когда происходит элизия начального безударного а после конечных ударных е, о, то удатта этих гласных меняется на свариту (а bhiihi T a - svа r i T a -), например: ŗ svo 'gnir< ŗ svo + agnir (Ш, 5, 10); Ģ veto 'rusp< Ģ V3tč + aruso (Х, 20, 9).

Сварита, возникшая в результате сандхи, в письменном тексте выглядит как независимая. Дело, однако, в том, что в мантрах РВ для соблюдения размера элидированный гласный надо восстанавливать, а гласные, подвергшиеся контракции, разъединять, в результате чего снимаются сандхи. Таким образом, и этот тип свариты в языке РВ оказывается фиктивным.

Случаи реально произносимого ударения свариты в РВ единичны и встречаются только в поздних мандалах. В дальнейшем сварита становится реальным акцентом типа циркумфлекса (так она описана у Панини).

В пратишакхьях различаются позиционные фонетические варианты низкого тона — анудатты. Авторитеты единодушны в определении предударной анудатты, т. е. анудатты, предшествующей удатте или независимой сварите. От нее, видимо, несколько отличается заударная анудатта, следующая за энклитической сваритой, так называемая прашя (ргасауа). Поскольку в РП говорится, что эти заударные слоги анудатта звучат, как удатта (111, 11), видимо, они произносились выше, чем предударная анудатта.

В пратишакхьях описываются также синтагматические ком-, бинации акцентов в непрерывной последовательности акцентуированных слогов. Так, энклитической свариты не возникает, если за слогом, имеющим удатту, непосредственно следует

слог с удаттой или независимой сваритой, например: sdm in-dro, addh svā r.

В ведийском слове обычно бывает одно ударение: удатта или сварита (последняя — редко). Есть, однако, классы слов, которые характеризуются двойным ударением. Это инфинитивы на -tavai, у которых ударным является корневой гласный и конечный гласный суффикса, например: gdntavai от gam- 'идти', sdrtavai от sar- 'течь'. При наличии префикса на него переходит ударение с корня, например: ā tyetavai от ati - +i -'переходить', dpabhartavai от apa + bhar- 'уносить'. Предполагается, что суффиксальное ударение возникло в результате контракции с ударной эмфатической частицей.

Другой случай двойного ударения представлен некоторыми типами сложных слов. В словах двандва (dvandva-), у которых оба члена имеют флексию двойственного числа, обычно сохраняются два ударения, например: indrā -pū sdn-, indrā -vā ruņ a-, mitrū -vdruņ a- и др. В словах татпуруша (tatpurusa-), первый член которых сохраняет флексию родительного падежа, также бывает двойное ударение, например: bfhaš -pdti-, vdnas-pā ti-, vū stos-pdti- и др. Контаминация этих двух типов дает сложное слово с тройным ударением, засвидетельствованное в РВ (IV, 49, 5) — indrā -bfhaspdtl-.

Ряд слов в ведийском языке не имеет ударения, т. е. употребляется энклитически. Их можно разделить на три группы в зависимости от степени энклитичности: 1) слова, никогда не имеющие ударения, т. е. полные энклитики; 2) слова, не имеющие ударения, когда они употребляются в определенном значении, а также слова, способные функционировать и в акцентной, и в энклитической форме с одним и тем же значением; 3) слова, в принципе не являющиеся энклитиками, но становящиеся таковыми в определенных синтаксических контекстах.

1. Всегда бывают энклитиками:

а) особые формы личных местоимений 1-го и 2-го лица: A.sg. та, tva; D.—O.sg. те, te; А.—D.—G.du. паи, vā m; А.—D.—G. pl. nas, vas; местоименные основы tva- 'такой', 'другой', 'некоторый' и sama- 'некий', 'любой' (слово, отличное от тонического прилагательного sama- 'одинаковый', 'подобный');

б) частицы-наречия iva 'как', и 'также', gha, ha 'ведь', cid 'даже', bhala 'конечно', samaha 'как-нибудь'; частицы —■ винительные падежи im, sī m (местоименного происхождения); союзы са 'и', 'или'.

2. Употребляются то энклитически, то с ударением:

а) yathā в значении «как», «подобно» в конце пады бывает энклитикой, в значении союза «чтобы» имеет акцентную форму ydthā;

б) большая часть косвенных падежей от местоименной основы а- 'этот' может иметь наряду с акцентными формами также энклитические (но не в начале пады);


I

в) большая часть форм дефектного местоимения епа- 'тот', 'он' является энклитиками, акцентные формы встречаются очень редко.

3. Парадигматически имеют ударение, но реализуют его лишь в определенных синтаксических условиях:

а) наречия-префиксы, употребляясь самостоятельно, имеют ударение, входя в состав акцентной личной формы глагола, не имеют его;

б) личные формы глагола в главном предложении не имеют ударения (но не в начале предложения), а в придаточном предложении ударны;

в) звательная форма имени ударна в начале предложения или пады и безударна в середине или в конце;

г) отрицательная частица па 'не' в сочетании с частицами hi и пи утрачивает ударение: nahi, папа. Эмфатическая частица kam 'ведь', 'же' утрачивает ударение после частиц пй, su, hi: nu kam, su kam, hi kam.

Место ударения в слове определяется в ведийском языке морфологическими данными — принадлежностью слова к тому или иному морфологическому классу10. Исторически наличие ударения удатта на каком-нибудь слоге в чередующихся основах влекло за собой определенную ступень чередования гласного в этом слоге, а именно, полную ступень, или, в индийской терминологии гуна (guņ a-). Эта ситуация до некоторой степени сохранилась в ведийском языке, хотя имеется и немало нарушений ее, вызванных действием многочисленных более поздних тенденций.

Ударение играет смыслоразличительную роль. Фонологически релевантным является место ударения удатты в противоположность анудатте. Просодическая оппозиция ударения служит для различения значений целого ряда классов слов.

В морфологии только с помощью места ударения различаются в склонении нечередующихся атематических основ Abl.—G. sg., с одной стороны, и N.pl.— с другой, например: Abl.-G.sg. purds — N.pl. parā s от риг- 'крепость', Abl.—G.sg. ŗ cds — N.pl. ŗ cas от fc- 'гимн' (A.pl. исторически объединялся с АЫ.— G.sg.r часто, однако, он имеет то же место ударения, что и N.pl., например: A.pl. parā s от par-, A.pl. чаще vā cas, иногда vā cas от vā c- 'речь'). В чередующихся основах место ударения наряду с чередованием корневого гласного служит для противопоставления Abi.—G.sg., A.pl., с одной стороны, и N.pl.— с другой, например: АЫ.—G.sg., A.pl. apds — N.pl. dpas от dp- 'вода', Abl.—G.sg., A.pl. pratī cds — N.pl. pratydncas от pra-tydnc- 'обращенный навстречу'.

10 Поэтому вопрос о нем будет рассматриваться в соответствующих разделах морфологии.

ПО

В первичном словообразовании имен разница в месте ударения определяет принадлежность основы к nom.act. или nom.ag., например: уата- 'узда', 'управление'— уата- 'связанный', 'близнец'; cā sa- 'приказ'— ģ ū su- 'тот, кто приказывает'; ydĢ as- 'благословение'— yaqds- 'благословенный'; brdhman- 'молитва' — brahmdn 'жрец'. Место ударения служит единственным средством различения некоторых типов наречий и именных падежных форм, например, adharū t 'внизу'— č dharā t Abl.sg. от прилагательного ddhara- 'нижний'; порядковых и количественных числительных (в пределах второго десятка), например, ekā daļ d- 'одиннадцатый'— ekā daca- 'одиннадцать'. В словосложении место ударения позволяет различать два типа сложных слов: кармадхарая {karmadhā rауа-) и бахувраха (bahuvrī hl-), например: rā japatrd- 'сын царя', 'царский сын'— rā japutra- 'имеющий царя (царей) сыном (сыновьями)'.

Кроме того, место ударения служит средством идентификации грамматического или лексического значения наряду с чередованием гласных, присоединением суффикса или флексии.

На периферии фонологической оппозиции ударения находятся случаи двух акцентных вариантов у одного слова, например: dksi-ļ aksi-п. 'глаз', abhriya-ļ abhriyd- 'происходящий из грозовой тучи', pū rvya-ļ pā rvyd- 'прежний', rodasi-frodast- f.nom.pr. жены Рудры, и др.

Противопоставление свариты другим типам ударения для периода РВ не является фонологически значимым. Как говорилось ранее, сварита в РВ имеет графический характер, реально же вместо свариты произносится удатта предшествующего гласного. Таким образом, разница оказывается не в качественной характеристике ударения, падающего на один и тот же гласный, а в том месте, на которое приходится ударение удатта. В словах с так называемой независимой сваритой глайд принимает вокалическую форму и несет ударение удатту, а следующий за ним гласный является безударным, в то время как в словах со сходной фонетической структурой и основным ударением удаттой оно приходится на гласный, которому предшествует глайд в консонантной форме; ср., например, devyd-(devia-) 'божественная сила' vidivyd- 'божественный', namasyd-(namasia-) 'почитаемый' (от ndmas-) и namasyd — 2 sg.iv. от namasy- 'почитать', svdr- (sdvar-) 'небо' и suvdti — Ъ sg.pr. от - 'оживлять' и т. п.

В тех более поздних ведийских текстах, где сварита приобрела статус самостоятельного ударения, противопоставление между сваритой и удаттой стало фонологическим, но различительная сила этого противопоставления оказалась весьма незначительной: противопоставлялась только независимая сварита в отдельных словах (а таких немного) удатте в словах со сходной фонетической структурой, при этом минимальные пары были единичны.


Сварита, возникшая в результате сандхи на границе двух слов или оказавшаяся при абхинихита-сандхи непосредственно перед удаттой первого слога следующего слова, служила пограничным сигналом в сочетании с удаттой следующего слога и, следовательно, выполняла иную функцию, чем словесное ударение, ср., например: та ā smdn< su + asmdn (1, 47, 5) svds-min — L.sg. от svd- 'свой', budhnyd ' jds< budhfiyo+ajds (11, 31, 6) и ojas- 'сила'.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.