Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • И(Древнеиндийск.) Е 51 7 страница






    У реальных дифтонгов ai, аи первый слогообразующий элемент произносился как краткий гласный. Исторически здесь была долгота, что на синхронном уровне обнаруживается в некоторых сандхи гласных и в морфонологических чередованиях в корне. В Рик-пратишакхье связь слогообразующего элемента а в составе этих дифтонгов с неслогообразующими глайдами -i, -и сравнивается со связью краткого гласного со вспомогательным носовым неполной смычки — анусварой.

    В фонетических трактатах упоминается еще одна количественная градация гласных — сверхкраткий гласный, или сва-рабхакти (svarabhakti-), равный в зависимости от позиции -----------моры. Этот гласный, встречающийся только после г,

    I в определенном фонетическом контексте, самостоятельным звуком не является, так как в обычных условиях он не способен образовывать слог.

    Консонантизм. Ведийские согласные по способу образования разделяются на смычные (spŗ sta- 'образованные прикосновением'), полугласные (antahsthā - 'стоящие между') и фрикативные (ū š man- букв, 'жар', 'пар'). Основу консонантизма составляют смычные согласные, представленные пятичленными симметричными рядами звуков одного места образования [vā rga-). В пределах варги согласные различаются по звонкости—глухости (ghosavantaghosa-), придыхательности—непридыхатель-ности (mahaprā ņ aalpaprā ņ a-), и заканчивается каждая варга носовым согласным (nā sikya-), противостоящим прочим неносо-вым того же места образования.

    При описании смычных согласных в трактатах может быть названа варга и номер данного согласного в варге: 1 — глухой непридыхательный, 2 — глухой придыхательный, 3 — звонкий непридыхательный, 4 — звонкий придыхательный, 5 — носовой. Сами же варги называются по первому члену: ka-varga-, ca-varga- и т. д.

    5* 67


    Гуттуральный ряд (kaņ thya-) состоит из согласных, которые чаще всего описывают по активному органу как произведенные с помощью корня языка (jihvā mū la-); место артикуляции — мягкое нёбо (hanumū la- букв, 'корень челюсти).

    Палатальный ряд (tū lavya-) представлен согласными, артикулирующимися с помощью середины языка (jih v ā madhya -> на нёбе (tā lu-). Этот ряд никак не выделяется индийскими фонетистами среди других. Судя по их описаниям, он отличается только местом образования, но не способом образования. Так, комментатор Рик-пратишакхьи Увата говорит, что с отличается от k местом образования, а от других нёбных звуков: i, j, у — способом образования. Иными словами, палатальный ряд рассматривался как смычные, а не как аффрикаты, хотя на основании описаний этим препалатальным смягченным согласным в какой-то мере должно было быть свойственно аффри-кативное произношение. Не случайно, что на дистрибуцию этих звуков наложены более строгие ограничения, чем у велярного или другого смычного ряда.

    Церебральный ряд (mū rdhanya-) состоит из согласных, образованных путем смычки верхней части языка с твердым нёбом (в индийской терминологии с верхним нёбом, так как mū rdhan- 'вершина'), притом что самый кончик языка отогнут назад. По характеру артикуляции и наличию дополнительных артикуляторных усилии согласные церебрального ряда противостоят смычным всех остальных рядов, однако индийскими учеными они рассматриваются на равных с ними основаниях. С одной стороны, для звуков этого ряда характерны специфические ограничения дистрибуции; с другой стороны, в звуковой цепочке церебрализация вызывается у смычного носового или у спиранта контактным или дистантным воздействием на него определенных предшествующих звуков. Эти дистрибутивные особенности выделяют церебральный ряд из всех прочих рядов. В РВ к этому ряду принадлежат еще два церебральных сонанта / и //f — интервокальные варианты соответственно и ◊ h.

    Дентальный ряд (dantya-) включает согласные, местом образования которых являются зубы, точнее их основание, а активным органом кончик языка.

    Лабиальный ряд (oš Ē hya-) представлен согласными, образующимися путем смычки губ.

    Полугласные ведийского языка представляют собой согласные варианты соответствующих гласных или слоговых сонантов. Палатальный звук у имеет то же место артикуляции, что и i, а губной звук v артикулируется там же, где и. Разница заключается в способе образования, в несколько большем сужении щели на пути выдыхаемой струи воздуха и слабом контакте при произнесении согласного. Консонантный характер у и v выражен слабо, отсюда легкость перехода i~> y, u> v в

    ведийском языке. Степень консонантности у и v, как отмечается в более поздних трактатах, зависит от занимаемой ими позиции в слове. Они наиболее консонантны в начале слова3, средние в середине и легкие в конечном положении, где они могли образоваться в результате сандхи.

    О тесной связи гласных и полугласных одного места образования говорит также наличие чередования lļ iy, u/uv в формах одного слова в зависимости от звукового контекста, например: dhī - 'мысль', A.sg. dhiyam, fanā - 'тело', A.sg. tanuvam и т. п. и существование фонетических вариантов одного слова типа tvč m/tuv č m 'ты' и др.

    В начальном положении звук v мог произноситься как ла-биодентальный спирант.

    Плавные сонорные г и £ функционально представляли собой согласные варианты соответствующих слоговых сонантов г я I. Слогообразующая функция проявлялась в интерконсо-нантном положении или в начале слова перед согласными, неслогообразующая функция в остальных положениях.

    Фонетически г (repha-) представляет собой дрожащий сонорный согласный, местом артикуляции которого, согласно пратишакхьям, считаются альвеолы (dantamā la- 'корни зубов') или зубы. В соответствии с точкой зрения более позднего трактата, г является церебральным звуком (что объясняет его церебрализующее действие на к и s). Высказывалось предположение, что здесь имеют место диалектные различия.

    Местом артикуляции латерального сонорного согласного являются зубы или их основание (как у дентального ряда). Ведийский I был, по-видимому, унилатеральным (а не билатеральным), «светлым» по качеству.

    В РВ £ встречается редко (главным образом в поздних частях памятника). В отдельных случаях наблюдаются варианты одного слова с / и с г, например: ригй-ļ puld- 'многий'; miž r č -/ miglā - 'смешанный'; rabh-ļ lath- 'хватать', 'получать'; rip-ļ llp- 'приклеивать' и др. В большинстве же случаев слова, известные из более поздних памятников как содержащие I, в РВ имеют г. В дальнейшем развитии языка / заметно распространяется за счет г. В ведийском языке в определенных сандхи на границе двух слов или двух морфем встречаются назализованные варианты полугласных и латерального сонанта — у, v, I.

    Фрикативные согласные немногочисленны в ведийском языке. Они состоят из трех глухих сибилянтов, каждый из которых по месту образования совпадает с одной из варг смыч-

    3 В некоторых поздних трактатах — шикшах ((iksa-) даже утверждается, что начальный у следует произносить как / (что нашло свое отражение в определенных школах яджурвединов). Произнесение v в начальном положении с сильной смычкой объясняет дальнейшую тенденцию индийских языков к переходу v> b или мене этих согласных в вариантах одного слова.


    ных: ģ — с палатальной варгой, s —с церебральной, s — c дентальной. Крайние по месту образования варги велярная и губная не имеют соответствующих сибилянтов (во всяком случае, в качестве самостоятельных звуков). Звонких сибилянтов нет вообще.

    По способу образования фрикативные отличаются от смычных своей варги тем, что при их произношении происходит не смычка, а сближение органов артикуляции или, как сказано в Тайттирия-пратишакхье (11, 45), «центр артикулирующего органа открыт».

    Хотя звонких фрикативных не существует, но следы их сохранились в определенных сандхи.

    Термином «фрикативный» (ū sman) в древнеиндийской фонетике обозначаются не только сибилянты, но и звук h, а также среди вспомогательных звуков разные виды придыхания, т. е. гортанные фрикативные. Местом образования этих звуков является гортань (а по мнению некоторых авторитетов, легкие). Самостоятельным, не обусловленным контекстом звуком является Л — единственный звонкий среди фрикативных. Хотя он и встречается в начале и в середине слова, на его дистрибуцию наложены очень большие ограничения, касающиеся прежде всего возможностей сочетания его с согласными (потому, естественно, что существует самостоятельный класс придыхательных смычных). Есть мнение, что звук h гоморганен с началом следующего за ним гласного, в то время как вспомогательное придыхание гоморганно с концом предшествующего гласного. Придыхание как вспомогательный звук называется в индийской традиции висарджания (visarjanī ya- 'выход наружу', 'вытекание'). Этот звук встречается только после гласного в конце слова, редко в конце морфемы, являясь как бы консонантным завершением гласного. Фонетически висарджания представляет собой слабое глухое придыхание. Графически висарджания обозначается с помощью особого знака, следующего за буквой для предшествующего гласного.

    В некоторых трактатах различается несколько видов такого придыхания в зависимости от того, с какого согласного начинается следующее слово. Висарджания рассматривается как нейтральное придыхание, встречающееся перед паузой, upad-hmā nī ya — придыхание перед глухим губным согласным, а jihvā mā lī ya — перед глухим гуттуральным.

    В связи с видами придыхания следует затронуть вопрос о придыхательных смычных, входящих в состав каждой варги. Придыхательные смычные рассматриваются как единая артикуляция. Придыхание у звонких смычных является звонким, а у глухих глухим. Характер связи между смычным элементом и придыханием неодинаков у звонких и у глухих придыхательных согласных. В РП утверждается со ссылкой на некоторые авторитеты, что у звонких придыхательных вторым

    элементом бывает звонкий звук Л, а у глухих — соответствующий глухой фрикативный, т. е. ch — c+Ģ, th — t + s и т. д. (РП ХШ, 8).

    К вспомогательным звукам древнеиндийская традиция относит также носовые анусеару rņ (anusvā ra- букв, 'следующий за гласным') и анунасику п (anunā sika- букв, 'сопровождающая назальность'). Если носовые согласные, распределенные по варгам, — это смычные звуки того же места образования, что и соответствующие неносовые согласные, то вспомогательные носовые смычными не являются; во всяком случае, у них нет полной смычки, в связи с чем они не имеют фиксированного места образования.

    Большинство фонетических трактатов признает существование двух разновидностей вспомогательного носового: анусвару и анунасику, и только Атхарва-пратишакхья упоминает одну анунасику, подразумевая под этим термином все случаи употребления вспомогательного носового.

    Разница между анусварой и анунасикой из самих трактатов не вполне ясна. В Рик-пратишакхье говорится, что анус-вара это или согласный, или гласный (1, 11), в другом месте этого же трактата она приравнивается к согласному (1, 15), а в третьем месте сказано, что для гласных, анусвары и спирантов характерно длительное отсутствие смычки (XIII, 6). Современные исследователи приходят к выводу, что под термином анусвара наиболее вероятно подразумевается носовой спирант. Первоначально анусвара встречалась, видимо, только в составе консонантных групп перед спирантом, в дальнейшем же стала употребляться в конце слова в определенном типе сандхи.

    Анунасика представляет собой назализацию гласного. В пра-тишакхьях она описывается как носовая окраска гласного, т. е. составная его часть. Анунасика встречается только в особых сандхи гласных.

    В фонетических описаниях анусвара рассматривается как элемент, отличающийся от предшествующего гласного, что говорит о сохранении ею консонантного характера, в то время как анунасика является носовой артикуляцией самого гласного. Графически анусвара и анунасика обозначаются не самостоятельными буквами — акшарами (aksara-), а надстрочными диакритическими знаками над акшарой, обозначающей предшествующий гласный.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.