Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! И(Древнеиндийск.) Е 51 7 страница
У реальных дифтонгов ai, аи первый слогообразующий элемент произносился как краткий гласный. Исторически здесь была долгота, что на синхронном уровне обнаруживается в некоторых сандхи гласных и в морфонологических чередованиях в корне. В Рик-пратишакхье связь слогообразующего элемента а в составе этих дифтонгов с неслогообразующими глайдами -i, -и сравнивается со связью краткого гласного со вспомогательным носовым неполной смычки — анусварой. В фонетических трактатах упоминается еще одна количественная градация гласных — сверхкраткий гласный, или сва-рабхакти (svarabhakti-), равный в зависимости от позиции -----------моры. Этот гласный, встречающийся только после г, I в определенном фонетическом контексте, самостоятельным звуком не является, так как в обычных условиях он не способен образовывать слог. Консонантизм. Ведийские согласные по способу образования разделяются на смычные (spŗ sta- 'образованные прикосновением'), полугласные (antahsthā - 'стоящие между') и фрикативные (ū š man- букв, 'жар', 'пар'). Основу консонантизма составляют смычные согласные, представленные пятичленными симметричными рядами звуков одного места образования [vā rga-). В пределах варги согласные различаются по звонкости—глухости (ghosavant — aghosa-), придыхательности—непридыхатель-ности (mahaprā ņ a — alpaprā ņ a-), и заканчивается каждая варга носовым согласным (nā sikya-), противостоящим прочим неносо-вым того же места образования. При описании смычных согласных в трактатах может быть названа варга и номер данного согласного в варге: 1 — глухой непридыхательный, 2 — глухой придыхательный, 3 — звонкий непридыхательный, 4 — звонкий придыхательный, 5 — носовой. Сами же варги называются по первому члену: ka-varga-, ca-varga- и т. д. 5* 67 Гуттуральный ряд (kaņ thya-) состоит из согласных, которые чаще всего описывают по активному органу как произведенные с помощью корня языка (jihvā mū la-); место артикуляции — мягкое нёбо (hanumū la- букв, 'корень челюсти). Палатальный ряд (tū lavya-) представлен согласными, артикулирующимися с помощью середины языка (jih v ā madhya -> на нёбе (tā lu-). Этот ряд никак не выделяется индийскими фонетистами среди других. Судя по их описаниям, он отличается только местом образования, но не способом образования. Так, комментатор Рик-пратишакхьи Увата говорит, что с отличается от k местом образования, а от других нёбных звуков: i, j, у — способом образования. Иными словами, палатальный ряд рассматривался как смычные, а не как аффрикаты, хотя на основании описаний этим препалатальным смягченным согласным в какой-то мере должно было быть свойственно аффри-кативное произношение. Не случайно, что на дистрибуцию этих звуков наложены более строгие ограничения, чем у велярного или другого смычного ряда. Церебральный ряд (mū rdhanya-) состоит из согласных, образованных путем смычки верхней части языка с твердым нёбом (в индийской терминологии с верхним нёбом, так как mū rdhan- 'вершина'), притом что самый кончик языка отогнут назад. По характеру артикуляции и наличию дополнительных артикуляторных усилии согласные церебрального ряда противостоят смычным всех остальных рядов, однако индийскими учеными они рассматриваются на равных с ними основаниях. С одной стороны, для звуков этого ряда характерны специфические ограничения дистрибуции; с другой стороны, в звуковой цепочке церебрализация вызывается у смычного носового или у спиранта контактным или дистантным воздействием на него определенных предшествующих звуков. Эти дистрибутивные особенности выделяют церебральный ряд из всех прочих рядов. В РВ к этому ряду принадлежат еще два церебральных сонанта / и //f — интервокальные варианты соответственно ◊ и ◊ h. Дентальный ряд (dantya-) включает согласные, местом образования которых являются зубы, точнее их основание, а активным органом — кончик языка. Лабиальный ряд (oš Ē hya-) представлен согласными, образующимися путем смычки губ. Полугласные ведийского языка представляют собой согласные варианты соответствующих гласных или слоговых сонантов. Палатальный звук у имеет то же место артикуляции, что и i, а губной звук v артикулируется там же, где и. Разница заключается в способе образования, в несколько большем сужении щели на пути выдыхаемой струи воздуха и слабом контакте при произнесении согласного. Консонантный характер у и v выражен слабо, отсюда легкость перехода i~> y, u> v в ведийском языке. Степень консонантности у и v, как отмечается в более поздних трактатах, зависит от занимаемой ими позиции в слове. Они наиболее консонантны в начале слова3, средние — в середине и легкие — в конечном положении, где они могли образоваться в результате сандхи. О тесной связи гласных и полугласных одного места образования говорит также наличие чередования lļ iy, u/uv в формах одного слова в зависимости от звукового контекста, например: dhī - 'мысль', A.sg. dhiyam, fanā - 'тело', A.sg. tanuvam и т. п. и существование фонетических вариантов одного слова типа tvč m/tuv č m 'ты' и др. В начальном положении звук v мог произноситься как ла-биодентальный спирант. Плавные сонорные г и £ функционально представляли собой согласные варианты соответствующих слоговых сонантов г я I. Слогообразующая функция проявлялась в интерконсо-нантном положении или в начале слова перед согласными, неслогообразующая функция — в остальных положениях. Фонетически г (repha-) представляет собой дрожащий сонорный согласный, местом артикуляции которого, согласно пратишакхьям, считаются альвеолы (dantamā la- 'корни зубов') или зубы. В соответствии с точкой зрения более позднего трактата, г является церебральным звуком (что объясняет его церебрализующее действие на к и s). Высказывалось предположение, что здесь имеют место диалектные различия. Местом артикуляции латерального сонорного согласного являются зубы или их основание (как у дентального ряда). Ведийский I был, по-видимому, унилатеральным (а не билатеральным), «светлым» по качеству. В РВ £ встречается редко (главным образом в поздних частях памятника). В отдельных случаях наблюдаются варианты одного слова с / и с г, например: ригй-ļ puld- 'многий'; miž r č -/ miglā - 'смешанный'; rabh-ļ lath- 'хватать', 'получать'; rip-ļ llp- 'приклеивать' и др. В большинстве же случаев слова, известные из более поздних памятников как содержащие I, в РВ имеют г. В дальнейшем развитии языка / заметно распространяется за счет г. В ведийском языке в определенных сандхи на границе двух слов или двух морфем встречаются назализованные варианты полугласных и латерального сонанта — у, v, I. Фрикативные согласные немногочисленны в ведийском языке. Они состоят из трех глухих сибилянтов, каждый из которых по месту образования совпадает с одной из варг смыч- 3 В некоторых поздних трактатах — шикшах ((iksa-) даже утверждается, что начальный у следует произносить как / (что нашло свое отражение в определенных школах яджурвединов). Произнесение v в начальном положении с сильной смычкой объясняет дальнейшую тенденцию индийских языков к переходу v> b или мене этих согласных в вариантах одного слова. ных: ģ — с палатальной варгой, s —с церебральной, s — c дентальной. Крайние по месту образования варги — велярная и губная — не имеют соответствующих сибилянтов (во всяком случае, в качестве самостоятельных звуков). Звонких сибилянтов нет вообще. По способу образования фрикативные отличаются от смычных своей варги тем, что при их произношении происходит не смычка, а сближение органов артикуляции или, как сказано в Тайттирия-пратишакхье (11, 45), «центр артикулирующего органа открыт». Хотя звонких фрикативных не существует, но следы их сохранились в определенных сандхи. Термином «фрикативный» (ū sman) в древнеиндийской фонетике обозначаются не только сибилянты, но и звук h, а также среди вспомогательных звуков разные виды придыхания, т. е. гортанные фрикативные. Местом образования этих звуков является гортань (а по мнению некоторых авторитетов, легкие). Самостоятельным, не обусловленным контекстом звуком является Л — единственный звонкий среди фрикативных. Хотя он и встречается в начале и в середине слова, на его дистрибуцию наложены очень большие ограничения, касающиеся прежде всего возможностей сочетания его с согласными (потому, естественно, что существует самостоятельный класс придыхательных смычных). Есть мнение, что звук h гоморганен с началом следующего за ним гласного, в то время как вспомогательное придыхание гоморганно с концом предшествующего гласного. Придыхание как вспомогательный звук называется в индийской традиции висарджания (visarjanī ya- 'выход наружу', 'вытекание'). Этот звук встречается только после гласного в конце слова, редко в конце морфемы, являясь как бы консонантным завершением гласного. Фонетически висарджания представляет собой слабое глухое придыхание. Графически висарджания обозначается с помощью особого знака, следующего за буквой для предшествующего гласного. В некоторых трактатах различается несколько видов такого придыхания в зависимости от того, с какого согласного начинается следующее слово. Висарджания рассматривается как нейтральное придыхание, встречающееся перед паузой, upad-hmā nī ya — придыхание перед глухим губным согласным, а jihvā mā lī ya — перед глухим гуттуральным. В связи с видами придыхания следует затронуть вопрос о придыхательных смычных, входящих в состав каждой варги. Придыхательные смычные рассматриваются как единая артикуляция. Придыхание у звонких смычных является звонким, а у глухих — глухим. Характер связи между смычным элементом и придыханием неодинаков у звонких и у глухих придыхательных согласных. В РП утверждается со ссылкой на некоторые авторитеты, что у звонких придыхательных вторым элементом бывает звонкий звук Л, а у глухих — соответствующий глухой фрикативный, т. е. ch — c+Ģ, th — t + s и т. д. (РП ХШ, 8). К вспомогательным звукам древнеиндийская традиция относит также носовые анусеару rņ (anusvā ra- букв, 'следующий за гласным') и анунасику п (anunā sika- букв, 'сопровождающая назальность'). Если носовые согласные, распределенные по варгам, — это смычные звуки того же места образования, что и соответствующие неносовые согласные, то вспомогательные носовые смычными не являются; во всяком случае, у них нет полной смычки, в связи с чем они не имеют фиксированного места образования. Большинство фонетических трактатов признает существование двух разновидностей вспомогательного носового: анусвару и анунасику, и только Атхарва-пратишакхья упоминает одну анунасику, подразумевая под этим термином все случаи употребления вспомогательного носового. Разница между анусварой и анунасикой из самих трактатов не вполне ясна. В Рик-пратишакхье говорится, что анус-вара — это или согласный, или гласный (1, 11), в другом месте этого же трактата она приравнивается к согласному (1, 15), а в третьем месте сказано, что для гласных, анусвары и спирантов характерно длительное отсутствие смычки (XIII, 6). Современные исследователи приходят к выводу, что под термином анусвара наиболее вероятно подразумевается носовой спирант. Первоначально анусвара встречалась, видимо, только в составе консонантных групп перед спирантом, в дальнейшем же стала употребляться в конце слова в определенном типе сандхи. Анунасика представляет собой назализацию гласного. В пра-тишакхьях она описывается как носовая окраска гласного, т. е. составная его часть. Анунасика встречается только в особых сандхи гласных. В фонетических описаниях анусвара рассматривается как элемент, отличающийся от предшествующего гласного, что говорит о сохранении ею консонантного характера, в то время как анунасика является носовой артикуляцией самого гласного. Графически анусвара и анунасика обозначаются не самостоятельными буквами — акшарами (aksara-), а надстрочными диакритическими знаками над акшарой, обозначающей предшествующий гласный.
|