Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сандхи согласных 2 страница






Слабая ступень Г, ī

Гуна—вриддхи ā

Простых правил распределения вариантов слабой ступени:

нет.

125.


Вот некоторые примеры: dha- 'класть', hi-td-, °dhi-td-u-dhā -t; та- 'мерить', mi-td-, mi-tvami-mū -ti; sthā - 'стоять',

sthi-td ---- d-sthā -t\ pā - 'пить', pī -td-pā -hi; hā - 'уходить',

ji-hī -te — a-hā -s-ata; hā - 'покидать', hī -nd-jd-hā -ti; суффикс глаголов IX класса -пА-ļ -nl-, например: bandh- 'связывать', badh-nū -mibadh-nī -mds.

Следует отметить, что у корней данного типа корневой гласный, представленный любой ступенью, выпадает перед окончанием, начинающимся с гласного (кроме -ат, -ari). То же происходит с гласным презентного суффикса -; и- и суффикса оптатива -уп-, например: hā -, jih-ā te, jih-ate, ji-hī -te; rt- 'выпускать', 'течь', r i-ņ i-thā s, но ri-ņ -anti.

Данный тип чередования встречается также у двух корней, в которых ā находится в интерконсонантной позиции: gā s- 'обучать', 'наказывать', fг5-/< г-, ž Ļ š - a - tgā s-te, ga-gā s-a и sā dh- 'достигать цели', sĻ dh - ya - tisā dh-a-tl (sā dh- и sidh- нередко рассматривают как отдельные корни).

Некоторые корни на -ат, -ah имеют в слабой звуковой ступени иной рефлекс, чем в основной схеме. Трехступенчатые чередования у этих корней осуществляются по следующей •схеме:

Слабая Гуна Вриддхи ступень

ат

а

ат ап

ат пп

Вот ряд примеров: kram- 'шагать', kran-tdd-kram-usca-krū m-a; gram- 'уставать', grā n-td-, gram-ya-nti — gram-is-maga-grā m-a; jan- 'рождать(ся)', jā -td-, jū -ya-te—d-jan-is-

taja-jā n-a; van- 'желать', vā -ta ---- vdn-a-teva-van-a.

Таким образом, у этой группы корней на -ат формально различаются две ступени, хотя формы с -ат могут интерпретироваться двояко, в зависимости от морфологической позиции.

В небольшой группе корней чередующиеся формы могут различаться одновременно двумя элементами (обычно двумя вариантами бывает представлена слабая ступень). Речь идет о корнях на -ī v/-yu: dlv- 'играть', dyū -td-, dtv-ya-tidi - d€v - а; slv- 'шить', syā -td, slv-ya-ti; именная основа v-/ ◊ yķ - 'небо', 'день'; div-am, dyū ndydv-i, dyō -sdyū v-as, dyaii-s.

Понятие корня в ведийском языке образует совокупность его алломорфов. Теоретически каждый корень в зависимости от морфологической позиции может выступать в трех ступенях чередования. В тексте же в зависимости от звукового окружения эти алломорфы представлены, в соответствии с правилами сандхи, рядом аллофонов; например, vah- 'везти', слабая сту-

.126

пень: udhd-, °iihya — гуна: vdhati, vdksl, vodhum — вриддхи: uvdha, dvā kslt, dvā t; su- 'выжимать', 'слабая ступень: sū noti, susvati, suvā nd-, sū ydte — гуна: sotave — вриддхи: dsā vl.

Условным обозначением корня, его словарной формой служит обычно один из его алломорфов. У чередующихся корней берется слабая ступень в рядах чередования i, u, ступень гуна — в рядах чередования а, ат, ап. В рядах же чередования ŗ, / используется или слабая ступень (в индийской традиции), или ступень гуна (в европейской). Чередования типа ir, ā rarar (в индийской традиции) обозначаются особым символом ŗ, не совпадающим ни с одним из алломорфов, или (в европейской традиции) вариантами корня -arļ -irļ -iir. В ряде чередований а — I для обозначения корня выбирается алломорф с -п.

СТРУКТУРА КОРНЕЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Глагольные корни в ведийском языке бывают следующей структуры: V, CV, CCV, CCCV, VC, CVC, CCVC, VCC, CVCC, CCVCC, где символ V обозначает гласный, а символ С — согласный. Обязательной частью корня является V — гласный, представленный разными ступенями чередования. Вот примеры разного типа корней: и-, su-, ^и-, stya-, ud-, rud-, gcut-, ubj-, jū rv-, sphū rj-.

Для характеристики структуры корня существенной представляется позиция после слогообразующего элемента. По этому признаку корни разделяются на два класса: 1) открытые, оканчивающиеся на V, и 2) закрытые, имеющие в исходе С.

У открытых корней V в принципе может быть долгим или кратким. При этом нет корней, которые оканчивались бы на -а. Нет также неизменяемых корней данной структуры, которые оканчивались бы на гласные дифтонгического происхождения или дифтонги, т. е. на -е, -о, -ai, -аи (отдельные именные корни допускают такую структуру: гаг'- 'богатство', пай- 'лодка').

Открытый корень структуры V может быть представлен только кратким гласным (кроме а). Есть корни i- 'идти', и- 'звать', ŗ - 'приводить в движение', но нет корней *п, *1, *и.

У корней структуры CV или CCV С (или один из С) может быть придыхательным только при V, например: ^й-, bhā -, dhl-, dhū -, bhā - (но не *dhi-, *bhi-, *dhu-, *bhu-). У корней структуры CV, если С — придыхательный звук, то непременно звонкий. У корней структуры CC2V один из С может быть как звонким, так и глухим придыхательным. Здесь возможны две модели: 1) С1— придыхательный. С2— плавный сонант, глайд, носовой; например, dhmā -, khyā -, bhri-; 2) С1— s, С2— придыхательный, например, sthā -. У корней на -ŗ, не различающих оппозиции по долготе—краткости, если С придыхательный, то звонкий, например, dhŗ -, bhŗ -, dhvŗ -.


У закрытых корней наиболее распространена модель C-VC2: между Си С2 в этой модели существует определенное соотношение.

Если С1 и С2 являются смычными (включая аффрикаты) не-носовыми согласными, то они обычно не принадлежат к одной варге (однако tud- 'толкать', dudh- 'сотрясать'— последний, видимо, результат редупликации), т. е. не бывает *kag-, *pabh- и пр. Вследствие этого С1Ф С2, и это правило распространяется также на смычные носовые: нет корней *пап- и *тат-. Сочетание же носового и неносового согласного одной варги допустимы, например: tan-, bhā m-.

Это правило не распространяется на непрерывные согласные, в связи с чем допустимы корни sad-, ģ uc-, sas-.

Закономерности соотношения С1 и С2 в корнях типа CVC2 действительны для всех структур корней, где есть предвокаль-ные и поствокальные согласные, т. е. для CCVC, CVCC и CCVC, т. е. возможен корень типа cand-, не невозможен типа *canj-. Исключениями из этого правила являются несистемные элементы: звукоподражания и заимствования.

В корнях типа C'VC2, когда С1 и С2 представлены неносо-выми смычными (и аффрикатами), при С1 звонком С2 не может ■ быть глухим. В результате возможны следующие типы соотношений С1 и С2: 1) С1— глухой, С2— глухой, например, tap-; 2) С1— глухой, С2— звонкий, например, pad-; 3) С1— звонкий, С2— звонкий, например, bhaj-, но корень типа *dap- недопустим.

В корне любой структуры не может быть двух придыхательных согласных, т. е. возможны bhaj- и jabh-, но не *bhajh-.

В корнях типа CVC при одном Ch для другого С действительны все ограничения, вызванные звонким придыхательным ■ согласным.

При наличии более чем двух согласных в корне действует тенденция центростремительной сонорности. Ближе к вокалическому центру корня, к гласному, находятся сонорные согласные, маргинальное положение занимают шумные, например: ž v a®c -, granth-, syand-.

По степени участия в чередовании гласных корни делятся на полноизменяемые, неполноизменяемые и неизменяемые. Полноизменяемые корни способны выступать в трех ступенях чередования: слабой ступени гуна вриддхи в зависимости от морфологической позиции (примеры см. на с. 123). Иногда какая-либо ступень у полноизменяемого корня в ведийском языке не засвидетельствована (обычно вриддхи), так как не встречаются соответствующие грамматические формы или словообразовательные типы.

Неполноизменяемые корни различают две ступени чередования. Обычно у них нейтрализовано различие между слабой «ступенью и гуна. К этому типу принадлежат большей частью

Л 28

корни с интерконсонантным - а - (кроме тех, которые чередуются по типу сампрасарана), например: gak- 'мочь', ž ak© - ti, ž ag - dhi — Ģ a-Ģ ū k-a; yat- 'соединять', yat-ta-, ydt-a-tiyū t-dya-ti; svan- 'звучать', svan-i-ta-, a-svan-ī -tsvā n-ī -t. Гораздо реже встречаются неполноизменяемые корни, у которых нейтрализовано различие между ступенями гуна и вриддхи, и противопоставляется слабая ступень ступени гуна—вриддхи, например: anj- 'мазать', а j - - te, ak-td-dnj-as-; vanc- 'двигаться согнувшись', vac-yd-tevdnc-a-ti. (Формы морфологической позиции, в которой следует ожидать ступень вриддхи, засвидетельствованы от этих глаголов в более поздних памятниках. Корень в них имеет ступень гуна: pf. ā n-anj-a, caus. anj-ауа-t'v, vanc-aya-ti.)

У неизменяемых корней нейтрализовано различие между всеми тремя ступенями чередования. Реально представленная форма корня, функционирующая во всех трех морфологических позициях, может совпадать со слабой ступенью, например: ing- 'шевелить', 'колебать', i®g - č ya - ti; ir- 'приводить в движение', ir-te, ī r-dya-ti\ hirņ s- 'вредить', hitņ s-anti, hlrņ s-i-t; со ступенью гуна, например: raks- 'защищать', raks-i-td-, rdks-a-ti, ra-rdks-a; med- 'жиреть', m€d-ya - nt u, med-dya-tha (абстрагирование корня в форме mid- неточно, так как слабая ступень от него нигде не засвидетельствована); со ступенью вриддхи, например: khyā - 'видеть', khyā -tč -, khyā -T i, khyd-paya-ti (в брахманах); упс- 'просить', yū c-i-td-, yā c-a-ti.

Неполноизменяемость и неизменяемость корней удобно рассматривать как разные ступени редукции полноизменяе-мости.

По типу соединения корня с флексией или с суффиксом различают два основных класса корней, называемых по индийской традиции сет (set< sa + itV, где ^—условное обозначение соединительного гласного i) и анит (anit< an + it 'без V). Соединительный гласный у корней сет употребляется между корнем и аффиксом, начинающимся с согласных s- и t-, если корень в данной форме не оканчивается на -п или на гласный слабой звуковой ступени. Диагностическими в отношении различения корней сет и анит формами являются (при соблюдении указанных условий) причастия на -М-, -tavyā -, -tva-, абсолю-тивы на -tvt, -tvū, имена деятеля на -tar-, формы аориста на s и футурума на -syd-, дезидеративы на -sa-. Остальные случаи, когда аффикс начинается с согласного, не содержат информации относительно принадлежности корня к классу сет или анит.

Вот некоторые примеры корней сет: pat- 'летать', 'падать', pat-i-td-, pat-i-tvū, pat-i-syd-tl, pl-pat-i-sa-ti; san- 'достигать', sdn-i-tar-, sdn-i-tva-, san-i-syd-ti (формы sā -ta-, si-sā -sa-ti не показательны); bhū - 'быть', bhdv-ī -tva- (с долгим соединительным гласным), bhav-i-syd-ti.

9 Зак. 80


В глаголе grabh- 'хватать' соединительный гласный долгий: gŗ bh-ī -td, gŗ bh-ī -tvā, a-grabh-ī -s-us.

Примеры корней анит: pad- 'идти', pannā -, pdt-tave, a-pat~ s-i; yaj- 'запрягать', yuk-td, yuk-tvā, a-yuk-s-ata; su- 'выжимать', - tva, sō -tave, so-tar-.

Результатом контаминации этих двух основных классов корней является третий, смешанный класс, в котором соединительный гласный факультативен для некоторых форм или в одних формах он встречается, в других — нет. Например, у глагола jan- 'рождать', с такими хорошо засвидетельствованными формами класса сет, как d-jan-is-ta, jan-isya-te, у причастий на -tva- встречаются варианты jdn-i-tva-l jdn-tva-. Другой случай — man- 'думать', формы анит mdn-tavai, a-maņ i-s-ata, форма сет — man-i-sye.

Как известно, к классу сет тяготеют неполноизменяемые и неизменяемые корни, хотя в принципе эти две классификации независимы друг от друга. Все производные корни (например, «корни» каузативов и вообще корни, извлеченные из презент-ных основ) образуют формы по классу сет.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Слово в ведийском языке обладает большой самодостаточностью, что обусловлено, во-первых, весьма однозначным характером флексии, позволяющей определить на синтаксическом уровне наличие именно данной связи, и, во-вторых, прозрачностью морфологической структуры основы, помогающей изнутри установит^ внутреннюю форму слова. Если обозначить префикс символом Рг, суффикс — Sf, корень — R, то максимальная модель слова будет выглядеть следующим образом:

Pr +... + Pr + R... + R + Sf +... + Sf.

Каждый из составных элементов этой модели может повторяться более чем один раз, т. е. Рг -> Рг-. + Ргг+Ргз..., R -> Ri+R2+R3 ••-. Sf-> Si'l + Sf2 + Sfз... Практически же при реализации максимальной модели в ведийском языке число префиксов, как правило, не превышает трех: сочетание двух префиксов при одном глагольном корне встречается часто, трех — исключительно редко (в РВ ни разу и всего два примера из АВ). Число корней в одном слове в ведийском поэтическом языке также реально никогда не превышает трех: нормой при развертывании являются два корня. Это встречается в реду-плицированных формах глагола и в произведенных от них именах, а также в подавляющем большинстве сложных слов. Разница заключается в том, что при редупликации корень по определенным правилам развертывается сам в себя, в то время как в сложных словах обычно происходит развертывание в один из элементов практически открытого класса корней.

Тремя элементами класс корней может быть изредка представлен в ведийском поэтическом языке только в составе сложных слов. Число суффиксов в одном слове реально не превышает трех, при этом три суффикса встречаются весьма нечасто — нормой при развертывании и здесь является последовательность из двух элементов.

Класс префиксов здесь рассматриваться не будет на том основании, что глагольные префиксы в ведийском языке не яв-

9*


ляются неотъемлемой частью слова. Они могут употребляться отдельно от той личной глагольной формы, с которой связаны семантически (прежде всего в самостоятельном или в главном предложении, где они несут на себе ударение при безударной личной форме глагола); в самхитах после РВ самостоятельность префиксов постепенно уменьшается. Некоторая часть этих глагольных префиксов-наречий одновременно выступает в функции именных послелогов. По этой причине глагольные префиксы в ведийском языке моделируются двумя уровнями описания: словообразовательным и синтаксическим (в настоящей грамматике отдано предпочтение последнему). Употребляясь в качестве именных префиксов, те же самые элементы образуют первый член сложных слов (точнее «ложных» сложных слов) определенных типов, в связи с чем они описываются в разделе о сложных словах.

Класс корней, развертывающийся в последовательность из двух элементов в составе одного слова, образует или редупли-цированные глагольные основы, выражающие определенное грамматическое или лексико-грамматическое значение (эти основы описываются на морфологическом уровне), или же сложные слова (в этом случае данный класс может быть представлен собственно корнем, основой или грамматической формой), которые описываются особо.

Класс суффиксов будет здесь рассматриваться прежде всего в связи с именным словообразованием, а также образованием наречий, т. е. в связи с теми классами слов, где суффиксы имеют деривационное значение. При образовании глагольных основ они имеют грамматическое или лексико-грамматическое значение и поэтому описываются на морфологическом уровне.

Класс суффиксов теснейшим образом соотнесен с классом корней (между корнями и префиксами тесной связи нет). Диахронически некоторые суффиксы становятся составной частью корня (переразложение основы в пользу корня). Синхронически присоединение того или иного суффикса к корню автоматически требует определенной ступени корневого гласного.

Именное словообразование в ведийском языке осуществляется с помощью суффиксации, чередования гласных и изменения места ударения. В реальных словообразовательных типах большей частью эти способы сочетаются.

Диахронически высший уровень в иерархии принадлежал ударению. Изменение места ударения в слове было необходимым и достаточным для образования нового деривационного значения, например: dpas-n. 'деятельность'— apds- 'деятельный', sddman-n. 'сиденье'—■ sadmdn- 'восседающий', gā ka-m. 'сила' — gā kd- 'сильный' и др. Место ударения в слове определяло его принадлежность к тому или иному семантическому классу, грамматический род слова, ступень чередования корневого гласного.

Словообразовательный тип, в основе которого лежит противопоставление деривационных значений, регулируемое только' изменением места ударения, засвидетельствован в ведийском языке не столь большой группой слов. Ударению на корне соответствует значение имени действия, ударению на суффиксе значение имени деятеля, субстантивного или адъективного. Четкость этой оппозиции во всей системе словообразования нарушается многочисленными случаями фонетического регулирования места ударения (ударение на корне, если корневой гласный в полной ступени, на суффиксе, если корневой гласный в слабой ступени). Она нарушается также морфологическими причинами, а именно структурой основы: в основах с префиксами ударение в определенных словообразовательных типах падает на префикс, а в редуплицированных основах обычно на слог удвоения (особенно при интенсивном удвоении). Несмотря на все эти противоречивые тенденции, место ударения служит существенным критерием для различения типов словообразования в ведийском языке.

Прежде чем перейти к описанию класса суффиксов, следует отграничить его от единиц, не принадлежащих к нему. Во-первых, 'речь идет о согласном элементе -t-, который является распространителем корней, оканчивающихся на краткий гласный -i-, -и-, г-. К таким корням -i- присоединяется в абсолютном исходе и перед некоторыми суффиксами (-уа-, -уи-, -уа-, -vari-). Во-вторых, имеется в виду так называемый соединительный гласный -i-, вставляющийся между корнями определенной структуры («тяжелые корни», описываемые на морфологическом уровне) и суффиксами, начинающимися с t- и S-. При описании, конкретных форм, порожденных различными словообразовательными моделями, эти элементы можно описывать или в составе корня, или в составе суффикса, притом что правила комбинации вариантов корня или суффикса задаются на морфологическом уровне.

Класс суффиксов при синхронном описании удобно разделять в соответствии с индийской грамматической традицией на первичные (kŗ t) и вторичные (taddhita). Первичные суффиксы это те, которые непосредственно присоединяются к глагольному корню, а вторичные те, которые присоединяются к основе. Индийские ученые исходили из того, что всякий корень является глагольным. Поскольку реальное число именных корней в древнеиндийском языке совсем невелико (например: go- 'корова', 'бык'; dvā r- 'дверь'; пай- 'лодка'; паг- 'мужчина', 'человек'; hŗ d- 'сердце' и некоторые другие), из системных соображений ими можно пренебречь.

Удобное разделение суффиксов на первичные и вторичные по существу весьма условно, так как любой глагольный корень ведийского языка (если не, практически, то во всяком случае теоретически) может функционировать в качестве имени. В ве-


 

дийском языке эти корневые имена довольно многочисленны, хотя и не продуктивны (в дальнейшем они постепенно выходят из употребления). Описание их в рамках двухчастной модели суффиксов требует введения нулевого первичного суффикса. Кроме того, следует отметить, что ряд суффиксов употребляется одновременно и как первичные, и как вторичные.

К первичным суффиксам относятся морфемы двух родов: основообразующие элементы и собственно суффиксы. Последние имеют самостоятельное деривационное значение, а первые его лишены и представляют собой чисто формальные единицы. Основообразующие элементы теснее спаяны с корнем: без них корень часто вообще не может существовать. Число основообразующих элементов очень невелико: 4Ф, -а-, -I-, -и-, -ā -, -i-, -ā -, -ar-, -an-, -as-. Все остальные члены этого класса принадлежат к суффиксам.

Не во всех случаях это деление является безусловным. У основ на долгие гласные -а- и -I- характер конечного элемента основы можно установить только из общей системы противопоставлений. Так, в galā - 'хижина' конечный -п.- — основообразующий элемент, а в priyū - 'приятная', 'возлюбленная' — вторичный суффикс женского рода; поскольку существует priyā - 'приятный' мужского рода ср. также основообразующий элемент -I- в gā rni- 'Mimosa Suma' с суффиксом женского рода с- в devi 'богиня', поскольку имеется deva- 'бог'.

ПЕРВИЧНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Суффикс -4ф- образует характерный для ведийского языка тип именных основ, или корневые имена. При всей многочисленности имен этого типа в ведах его непродуктивность очевидна. Большая часть корневых имен засвидетельствована в качестве последнего элемента сложных слов, а не в самостоятельном употреблении. Многие самостоятельные корневые основы представлены лишь отдельными падежными формами и не имеют полной парадигмы. Корневые основы переходят в другие типы основ, прежде всего в тематические (этот процесс начинается с РВ, усиливаясь в ее поздних мандалах), например: mds-ļ mū sa- 'месяц', nā r-ļ ndra- 'мужчина', 'муж', tdn-f tdna-/tdnaya-/tdnas- 'потомство', rū j-lrū jan- 'царь', ksdp-/ksa-рп- 'ночь' и др.

Корневой гласный в этих основах обычно бывает представлен слабой ступенью, например: dig- 'сторона света'; ils- 'утренняя заря'; gir- 'голос', 'песнь'; ŗ c- 'гимн', dhi- 'мысль', 'молитва'; bhū - 'вселенная' и др.

Небольшая группа основ имеет долгую ступень корневого гласного: vā c- 'речь', bhrū j- 'блекс', rā j- 'царь', °tnā d-, напри-

мер, в sadhamdd- 'пирующий вместе' и некоторые другие. У корней на -й- долгий гласный в этих основах обычно сохраняется, например: - 'даятель', - 'рожденный', ребенок'; чаще же в основах с префиксами, например: prajū - 'потомство', 'народ', ргатп- 'мера', pratistha- 'устойчивое место' и др. У некоторых корней на -й- засвидетельствована, однако, слабая ступень, например, от корня dhā - 'класть': nidhi- 'сокровище', paridhi 'ограда' и др.

Ступень гуна засвидетельствована в небольшой группе корней, оканчивающихся на носовой согласный. Обычно это -я-, например: °hdn- 'убийца', rati- 'наслаждение', san- 'шумящий' и др. Из корней на этот тип основ встречается у ddm- 'дом' и дат- 'благо'. Корень yaj- 'жертвовать' представлен двумя вариантами: ступенью гуна с сампрасарана в suydj- 'прекрасно жертвующий' и др. и слабой ступенью в ŗ tvij- 'разряд жрецов'. К ступени гуна условно приравниваются и корни с интерконсонантным или предконсонантным -а-, например: spdg- 'соглядатай', upasā d- 'прислуживание', ар- 'воды' и др. В сильных формах основ этой структуры возможно ритмическое удлинение корневого гласного.

Корневые имена могут употребляться как nom. act. и как пот. ag. В первом значении они бывают женского рода, во втором — мужского рода или прилагательными. Непосредственная связь с действием наиболее ярко выражена у инфинитивов — корневых основ в разных падежах, например: dŗ gē '[чтобы] видеть' (D.), pratidhdm 'вложить' (А.), avapddas 'падать' (АЫ.) и др. Более абстрагировано от глагольного корня значение собственно имен существительных, например, женского рода: ksiidh- 'голод', dū g- 'почитание', ū pastut- 'призыв', ргауа- 'продвижение', vimū c- 'распрягание', 'освобождение' и др.

Диапазон значений этих корневых имен женского рода очень широк: они могут обозначать не только действие, но и его результат — вплоть до названий конкретных предметов, например: gri- 'блеск', 'кра'сота', 'счастье', 'богатство', 'укра-шение' 'драгоценность'; samdfc- 'разглядывание', 'вид', 'видимая форма' и др.

У некоторых корневых основ, объединяющих значения пот. act. и пот. ag., последнее является производным, о чем свидетельствует сохранение женского рода при значение имени деятеля (в отдельных случаях возможен и переход в мужской род), например: ris. i. 'вред', 'тот, кто вредит'; paribū dh- f. 'препятствие', 'тот, кто препятствует'; bhuj- f. 'наслаждение', 'тот, кто наслаждается' и др.

Значение nom. ag. реализуется в двух вариантах: субстантивном, при котором основа бывает мужского рода, и адъективном; нередко оба эти варианта значения встречаются у одной и той же основы. Вот некоторые примеры: ā re- 'сверкающий'; sdh- 'победный'; vibhu- 'выдающийся', 'сильный', гп-пот.


pr. класса богов; yiij- 'запряженный', 'сопряженный', m. 'упряжное животное, запряженное вместе с другим', 'товарищ'; и др.

Некоторые корневые имена сочетают значения nom. act. и пот. ag. и в соответствии со значением имеют то женский род, то мужской, или же функционируют в качестве прилагательного, например: - adj. 'рожденный', m.f. 'ребенок', f. 'создание', 'существование'; tiij- adj. 'ярый', 'неистовый', f. 'неистовство'; vip- adj. 'возбужденный', 'вдохновенный', т. 'вдохновенный жрец', f. 'песнь'; vŗ dh- adj. 'подкрепляющий', f. 'подкрепление' и др.

Очень немногочисленные корневые основы среднего рода имеют относительно единообразную структуру. Они оканчиваются на согласный (-s-, -r-, -m-, -d-), которому чаще всего предшествует долгий гласный или гласный ступени гуна, например: ds- 'рот', bhā s- 'свет', mā s- 'мясо', dos- 'рука', yō s- 'счастье', sdar-ļ sū r- 'свет', 'солнце', 'небо', vdŗ - 'вода', 'влага', дат- 'благо' и со слабой ступенью корневого гласного hfd- ' сердце'. Им не свойственно адъективное значение, а также значение nom. act. Эти имена среднего рода представляют собой названия конкретных предметов (среди них частей тела) или статичных абстрактных понятий.

Именно в этих основах среднего рода, а также в корневых основах, не связанных с глагольными корнями (отчасти они пересекаются), встречается больше всего формальных аномалий. Например, корень оканчивается на гласный в ступени вриддхи как в г ai- 'богатство', пай- 'лодка' или на гласный в ступени гуна, как go- 'корова', 'бык'; имеет неизменяемый интеркон-сонантный гласный гуна, как dos- 'рука' и yos- 'счастье'; имеет дефектную парадигму, как qā m- 'благо' и yos-, фактически перешедшие в класс междометий, и т. п. Большинство этих архаичных основ в дальнейшем или переходят в другой тип основ, или выходят из употребления.

В небольшой группе корневых основ имеет место удвоение корня, интенсивное, например: jogu- 'громко поющий', praņ eni- 'всегда ведущий вперед', и др., или неинтенсивное, например: didyķ -/didyķ t - 'выстрел', juhā - 'жертвенная ложка'.

Суффикс -а-, или тематический гласный, образует в ведийском языке самый многочисленный и продуктивный тип основ. Именно в этот тип постепенно переходят отдельные корневые основы, а в дальнейшем также различные основы на согласные. В силу разращенности и неоднородности этого типа формальные закономерности, определявшие его структуру, в значительной степени стерлись, и при синхронном описании трудно дать правила, которые моделировали бы весь материал.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.