Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Коррекционно-педагогическая работа при афферентной моторной афазии 1 страница
Афферентная моторная афазия является наиболее тяжелой формой, нередко преодолимой лишь в результате трех и даже пятилетней систематической логопедической помощи больному. В связи с тем, что при преодолении этой формы афазии наблюдаются не только грубые артикуляторные расстройства, но и аграфия, разной степени тяжести алексия, акалькулия, импрессивный аграмматизм, мы наиболее подробно остановимся на описании коррекционно-педагогической работы при нем. Основная задача коррекционно-педагогических занятий — преодоление нарушений кинестетического гнозиса и праксиса. Цель — восстановление артикуляционной кинестетической основы речепроизводства, преодоление аграфии, восстановление потенциально сохранного развернутого устного и письменного высказывания. Конкретные задачи и приемы логопед определяет, выяснив степень тяжести речевого расстройства, наличие диссоциаций в картине афазического синдрома. Например, у больного имеется некоторая сохранность чтения про себя или возможность элементарного письменного общения при грубой выраженности апраксии артикуляционного аппарата. При грубо выраженной афферентной моторной афазии на начальном этапе коррекционно-педагогическая работа будет строиться по плану: 1) восстановление произносительной стороны речи; 2) преодоление нарушений памяти; 3) восстановление элементов аналитического чтения и письма. При средней степени тяжести работа проводится по преодолению артикуляторных навыков, по преодолению литеральных парафазий, стимулированию экспрессивной речи, трудностей произнесения слов со стечением согласных, изжитию литеральных параграфий при записи слов, экспрессивного и импрессивного аграмматизма: понимания значения и употребления предлогов, передающих пространственное отношение предметов. При легкой степени тяжести работа проводится по преодолению артикуляторных трудностей при произнесении многосложных слов со стечением согласных, изжитию литеральных парафазий и параграфий, преодолению элементов экспрессивного, в основном предложного аграмматизма, подготовке больного к возвращению к учебе или работе. Выбор приемов коррекционно-педагогической работы при этой форме афазии зависит от степени нарушения кодирующего парадигматического звена речевого общения, что выявляется при тщательном нейропсихологическом исследовании. Так, наличие грубого импрессивного аграмматизма, характерного для семантической афазии, говорит об обширном очаге поражения в нижнетеменных отделах мозга, логопед не может в своей работе опереться на третичные нижнетеменные отделы. Наиболее правильным будет, если логопед направит работу на восстановление артикуляторных трудностей не через вызов слова, а с опорой на зрительный и слуховой контроль. Сохранность премоторных отделов позволяет логопеду использовать в работе серийно организованные автоматизированные речевые ряды. О сохранности премоторных отделов у безречевого больного свидетельствует отсутствие кинетической апраксии. На резидуальном этапе восстановления у больных, как правило, оказываются фиксированными нарушения чтения и письма. В связи с этим особое значение приобретает задача научить больного слышать отдельные звуки, опознавать их наличие в начале, середине, в конце слова, записывать слова или буквы под диктовку, подчеркивать их в читаемом слове. Без такой работы у больных задержится восстановление чтения и письма. Автоматизированные виды речи являются более упроченными, и в силу этого они менее произвольны, в связи с чем их относят к более низшим уровням речевых реакций и действий. Перевод на них пострадавших функций, требующих сознательного контроля за их исполнением, является начальным этапом для создания предпосылок восстановления более высоких, сложных и произвольных уровней деятельности с последующим вовлечением их в перестройку нарушенной функции. Автоматизированные речевые ряды, подкрепленные глобальным чтением (вовлечение акустического и оптического контроля), в некоторой степени приводят к компенсации нарушенной кинестетической основы аналитического чтения у больных с афферентной моторной афазией. В работе с больными используется глобальное, сопряженное с логопедом произнесение, чтение автоматизированных речевых рядов, а затем фраз на темы дня, списывание и чтение, проговаривание про себя слов, чтение и запись под диктовку отдельных букв, соответствующих преодолеваемым в устной речи трудностям артикулирования отдельных звуков, складывания из разрезной азбуки простых слов из восстановленных звуков, введение этих слов в активную речь. Параллельно ведется работа по вычленению звуков в слове при их акустическом восприятии, по преодолению вторично нарушенного фонематического слуха путем дифференциации слов с оппозиционными гласными и согласными звуками, близкими по месту и способу образования (у — о, а — и, а — о, м — п — б — в, н — д —г— л, д — г, т — к, м —к и т. п.). При сохранном чтении про себя и некоторой сохранности письменной речи для преодоления апраксии артикуляционного аппарата логопед в работе использует зрительно-слуховой имитационный прием, форсирует восстановление письменной речи при составлении фразы по сюжетным картинкам. Приемы зрительной и слуховой имитации логопед использует в работе с больным при наличии стойкого речевого эмбола типа «на-на-на», «ти-ти», «вот», «ну», при преимущественной апраксии гортани и голосовых связок (при относительно сохранном чтении и письме отдельных слов), а также при тотальной апраксии артикуляционного аппарата. Вся работа по этому методу исключает пользование зеркалом, зондами, шпателями, так как они увеличивают степень произвольности движения, усугубляют артикуляционные трудности больных. Артикуляционная апраксия нередко сочетается с оральной (неречевой) апраксией, когда больной не может подуть, сплюнуть, высунуть по заданию или по показу язык, надуть щеки пощелкать. В этих случаях перед вызовом того или иного звука больному предлагается выполнить неречевые движения языка, губ, щек, мягкого нёба в игровой, имитирующей эти движения форме. Зрительный контроль (без зеркала) помогает преодолеть такие трудности, если больной введен в игровую ситуацию и реализует замысел игры, а не просто производит то или иное движение. Так, например, больной по заданию не может надуть щеки, но при просьбе воспроизвести звук, подобный звуку пробки, вылетающей из бутылки с шампанским, в обход оральной апраксии производит это движение, произнеся звучный звук п. Или, в другом случае, больной не может произнести звук г и найти положение языка для беззвучного г и в то же время может «сплюнуть» бумажку с кончика языка. Примером диссоциации между произвольным и непроизвольным нахождением артикуляторного движения больного могут служить трудности произнесения многих гласных звуков. При попытках произнести звуки у, о, ы, и, а также согласные больные либо беззвучно выдыхают воздух, либо хрипят, производя хаотические движения губами или языком. Отвлекая от произвольного артикулирования на игровые и имитационные занятия, логопед просит больных постонать, как будто болит зуб, подышать на руки, как будто они замерзли, это дает возможность больным совершать не только оральные, но и артикуляторные движения, продиктованные замыслом действия, его семантикой. Степень апраксии разных органов артикуляционного аппарата может быть разной, поэтому целесообразно начинать работу с имитации доступных звуков, как правило губных и переднеязычных, но не с несколькими, а с одним звуком, так как на начальных этапах отмечается обилие литеральных парафазии. Занятия начинаются с вызова конт-растных гласных а и у. Логопед рисует в тетради больного несколько кружков разной конфигурации или губы, широко раскрытые и не слишком широко, и просит больного попытаться скопировать это самому, т. е. широко разомкнуть губы, неплотно сжать их, сначала беззвучно, а затем произнося звуки м и в, чтобы отработать первичную смычку и щель на звонких согласных. Звонкие звуки восстанавливаются медленнее глухих, так что восстановление звуков м и в в значительной степени облегчает склонность к их оглушению, характерную для больных с афферентной моторной афазией. Чистая афферентная моторная афазия встречается очень редко. У больных наблюдаются трудности в переключении с одного звука на другой. На первых 2—3 занятиях необходимо многократно прочитывать слоги и слова, составленные из звуков а, у, м. Многократное прочитывание слогов ам-ам, ау, уа, ам, ум, слова мама (относящихся к «детскому» лексикону) улучшает возможность переключения с одного звука на другой. Логопед предварительно объясняет больному, что эти упражнения на первых занятиях помогут им в дальнейшей работе. Одновременно со звуком в вызывается звук о, который противопоставляется звукам а и у и часто смешивается со звуком у. Для дифференциации необходимо не столько акустическое восприятие этих звуков, сколько зрительное, опирающееся на схемы. Закреплять эти звуки можно в словах Вова и Вава в течение двух занятий, на которых повторяются упражнения на а, у, м. На четвертом-пятом занятии вызывается глухой, переднеязычный, смычный звук т путем показа межзубного т. Закрепление ведется в словах Тата, тут, там, Тома, вот: Из этих слов составляются и первые фразы. Больные произносят эти слова нечетко («тута», «тама»), деля каждое слово на открытые слоги. Освоению слов тут, там, вот необходимо придать особое значение, так как это первые закрытые слоги. Автоматизация этих слов, как правило, занимает 2—3 занятия, на которых логопед закрепляет предыдущие звуки и помогает больному освоить гласный и. Он необходим для восстановления произнесения первого слога-союза, объединяющего серию однородных членов предложения, а также для восстановления мягких согласных при освоении следующих групп звуков. Звук ы очень сложен для больных с афферентной моторной афазией, но он необходим, так как является одной из флексий существительных и таких местоимений, как ты и вы. Для вызова этого звука логопед предлагает больному «постонать» и через имитацию «стона» вызывает его. Следующий звук с, контрастный по отношению к т по способу артикуляции. Он сразу после вызова вводится в слова сам, мост, сыт, сом. Первые фразы из этих слов весьма искусственны. Их произнесение служит лишь цели преодоления грубых артикуляционных трудностей. На следующих занятиях в речь больного по мере овладения новыми звуками вводятся слова, необходимые для речевого общения, слова со стечением согласных, а также закрепляется произнесение закрытого слога. Вызов звуков н, к, й, п, л, е, ш, д позволяет организовать произнесение слов сын, на, нате, носит, сон, им, нам, ни-ни, весна; как, какая, кот, ток; мой, май, твой, неси; папа, пусто, суп; лук, пила, пил, лопата, упала, палка, упал, плита, лила, лил, полка, стол, стул, поймал, понял, солила, солил, солит, стакан, носки, носить, пальто; ел, ела, ем, ест; шапка, шум, шепот, шептать, шуметь, шумит, машина, тишина, минута и т. д. Все последние слова являются для больного очень значимыми, с их помощью составляются различные фразы, выражающие его потребности. Артикуляционные возможности к этому времени таковы, что больной может по слогам читать и самостоятельно произносить фразы с глаголами в разных лицах и существительные в косвенном падеже. Это возможно лишь при условии работы на начальном этапе с гласными и формировании закрытых слогов. В некоторых случаях особые трудности возникают у логопеда при вызове звука к, особенно в словах, начинающихся с этого звука. Например, кто, кот и т. д. Объясняется это тем, что больной не может опереться на зрительный контроль при артикуляции звука к. Можно предложить произнести звук к, предваряя его звуком и. Так как общим у этих звуков является высокое стояние гортани, переход от и к смычке задней части языка с нёбом облегчает вызов этого звука в начале слова. При произнесении звука к больные часто его произносят как т. Чтобы избежать этого смешения, больному надо почувствовать, что при произнесении звука к корень языка упирается в верхнее нёбо, и логопеду достаточно наглядно указать больному место стычки языка на звуки кит. Основное внимание на этой стадии коррекционно-педагогической работы уделяется преодолению трудностей произнесения комплексов согласных звуков или образования стечения согласных в слоге. Для русского языка наиболее характерны и частотны стечения следующих согласных: сп, т, ск, сн, ел, см, ср, тр, стр, мн и т. д., т. е. сочетания щелевого с сонорными и смычными или смычных с сонорными. Во многих языках мира сонорные согласные являются слогообразующими, так как по ряду своих признаков они приближаются к гласным звукам. В связи с этим преодоление трудностей образования стечения согласных целесообразно начинать с звукосочетаний: сн, ел, вводя их в слова снова, слово и т. д. Для преодоления трудностей произнесения комлексов сп, ск, ст больному рекомендуют произносить долгое с постепенным переходом к следующим звукам; лучше начинать с сочетания сп, так как в нем участвуют разные ораны артикуляции (спать, спешить), и завершить сочетаем ст, т. е. звуками, отличающимися лишь способами артикуляции. Для облегчения произнесения слогов со стечении согласных можно разрешать больным делать очень маленькие паузы между сочетаниями ст, сп и другими, чтобы больной приготовился к произнесению не только согласных, но и гласных звуков, преднастроить свой артикуляционный орган на слитное произнесение второй части слога: с-тул, с-пуск и т. д. В процессе овладения звуками а, у, м, ы, т, и, в, с, э, н, к, и, п, л, е, ш происходит преодоление апраксии артикуляционного аппарата. Логопед может придерживаться и другой последовательности в работе по вызову звуков, однако надо учитывать следующие условия: 1) нельзя одновременно вызывать звуки одной артикуляционной группы, 2) звуки должны вводиться во фразы, слова, избегая существительных в именительном падеже, необходимых для общения взрослого больного человека с окружающими, и закрепляться в беседах, в процессе письма и чтения. Применение методики слуховой и зрительной имитации, как правило, не бывает очень длительным. По мере преодоления апраксии артикуляционного аппарата можно переходить к сопряженному и отраженному произнесению фраз на темы дня, по картинкам, стимулировать самостоятельную речь больного. Иногда при быстром темпе восстановления звукопроизношения могут возникнуть скандированное позвуковое, послоговое произношение и некоторые заикоподобные расстройства речи. В занятиях с этими больными уже на начальных этапах работы необходимо работать по восстановлению мелодики слога и слова, обучать речевому дыханию. В некоторых случаях при очень грубой апраксии губ и относительно сохранном чтении и письме приходится использовать в целях восстановления произносительной стороны речи внутреннее проговаривание читаемого слова или предложения, произнесение их сначала беззвучно, затем шепотом и, наконец, вслух. Восстановление речи в этом случае идет за счет проговаривания слов, включающих задне- и переднеязычные, в основном щелевые и сонорные, звуки (машина, шум, За окном шумит машина и т. д.). Стимулирование беззвучного, шепотного произнесения больным слов и фраз, преимущественно состоящих из передне- и заднеязычных звуков, подготавливает к произнесению и губных звуков. Осуществляется это следующим образом. Больному, У которого чтение и письменная речь в некоторой степени сохранны, логопед объясняет, что, помимо громкого говорения, существует внутреннее проговаривание слов и фраз. Большинство людей знают об этом, так как внутреннее проговаривание обычно сопутствует письменной речи и чтению сложных слов и текстов. Больному предлагается про себя несколько раз проговорить слова, состоящие из передне- и заднеязычных звуков, например: шутка, шутит, Я не хочу шутить, Я хочу читать и т. д. Больной читает эти фразы, списывает их и начинает беззвучно артикулировать слова. Логопед следит за повышающейся активностью артикуляционного аппарата, стимулирует больного (Погромче!, Смелее!) и, присоединяясь к больному, создает ему фон шепотного произнесения этих фраз. Постепенно больной озвучивает одно слово за другим, как бы читает их и переходит к звучной речи в обход апраксии артикуляционного аппарата. Внутреннее проговаривание может вначале сопровождаться ритмичным (в соответствии с мелодикой фразы) покачиванием головы и руки, причем длительность амплитуды движения руки в какой-то степени будет совпадать со слоговой структурой слова. Существенным в этой методике является отвлечение внимания больного от произвольного артикулирования к восприятию речи на слух, внутреннему чтению фразы, ритму речевого высказывания, беззвучной речи и шепоту. В результате восстанавливается преднастройка артикуляций, входящих в слог и слово. При втором варианте афферентной моторной афазии по классификации Вернике — Лихтгейма, так называемой проводниковой афазии, восстановительное обучение весьма близко к восстановительному обучению при обычной афферентной моторной афазии. При проводниковой афферентной моторной афазии первично нарушенной предпосылкой является кинестетическая афферентация оценки выбора способов артикуляции, а также трудность комплектования слога и слова из его компонентов. Преодоление перечисленных трудностей осуществляется посредством зрительного контроля за развертыванием слова во время списывания, носящего характер зрительного диктанта. Многосложные слова со стыковкой согласных (особенно сонорных) на границах слогов, а также слоги со стечением согласных для облегчения чтения целесообразно делить тонкой вертикальной чертой. В связи с тем что при произвольном произнесении слов ильные часто смешивают не только согласные, но и гласныезвуки, логопед выделяет их, подчеркивая цветным карандашом, тем самым обращает внимание больного на слоговой состав слова. В процессе списывания различных автоматизированных речевых рядов, простых фраз к картинкам больные, осваивая последовательность звуков слова, переходят к шепотному непроизвольному произнесению некоторых фрагментов слова и фразы, постепенно это произнесение становится более полным и звучным. В связи с сохранностью синтагматической линейной стороны речи артикуляционные трудности могут возникнуть в основном при произвольном повторении, назывании и чтении вслух. При обширных поражениях нижнетеменных отделов возникает кинестетическая алексия, чтение про себя и списывание приобретает произвольный, дезавтоматизированный характер. В этих случаях логопеду приходится прибегать к другому способу, близкому по своему характеру к зрительно-слуховой имитации. Над буквами ставятся значки, схематически иллюстрирующие способы артикуляции звуков: смычку органов X, щель =, вибрация ~. Больной учится слушать звук, выделять его в слове и читать, опираясь на соответствующие надстрочные значки, указывающие на способ их образования. Порядок овладения звуками при этой форме афазии несколько иной, чем при обычной афферентной афазии. Сначала осваиваются смычные звуки. Логопед объясняет больному, что долгота звуков по способу образования может быть различной. Так, м — п взрывные, с — щелевой звук и более сложные — аффрикаты. Произвольное произнесение слова проходит несколько этапов: этап нечленораздельного, едва артикулируемого проговаривания слова, многократного шепотного проговаривания и, наконец, звучного проговаривания, при котором произнесение «для себя» сменяется произвольным произнесением для логопеда или врача. Если больной сбивается при произнесении слова вслух, логопед не должен требовать от него громкого произнесения слова. Его необходимо убедить в том, что слово шепотом было произнесено им верно. Это снимет напряженность больного, от занятия к занятию он начнет свободнее произносить слова по заданию. Особенно помогает больному чтение слов, разделенных на слоги, и акустическое восприятие слова, произнесенного логопедом по слогам. Если на начальном этапе восстановления больным абсолютно недоступны произвольные называние, повторение, чтение вслух и т. д., то на более поздних этапах появляются литеральные и вербальные парафазии; больные хорошо слышат их и стараются преодолеть их путем настойчивого многократного произнесения слов. В некоторых случаях они обращаются за помощью к логопеду, чтобы логопед произнес слово по слогам. И только с опорой на послоговое чтение логопеда больной справляется с произнесением слова. При легкой степени выраженности афферентной моторной афазии для преодоления дефектов используется написание сочинений по открыткам, устное и письменное изложение сюжета художественных произведений, чтение стихотворений, чтение слогов с оппозиционными звуками и слов со стечением согласных, слов из профессионального словаря больного и т. п. Восстановление повествовательной речи. Традиционно считается, что экспрессивная речь у больных с афферентной моторной афазией потенциально сохранна в связи с сохранностью передних речевых отделов, программирующих речевое высказывание. И все же грубое нарушение артикуляторной стороны речи как бы блокирует возможность развернутого высказывания. Даже при «чистых» случаях афферентной моторной афазии средней степени тяжести могут возникать трудности в подборе слов, особенно предлогов и глаголов: приставками, передающих пространственное отношение. Эти трудности выбора слов и параграмматизм типа «телеграфного стиля» преодолеваются во много раз легче, чем истинный аграмматизм «телеграфного стиля», характерный для эфферентной моторной афазии. При афферентной моторной афазии, как и при акустико-гностической сенсорной афазии, трудности развертывания высказывания связаны с неясностью, с диффузностью представления о звуковом и слоговом составе слова. В связи с этим по мере восстановления звуко-буквенного анализа со-става слова и преодоления артикуляторных трудностей у больных с афферентной моторной афазией восстанавливается возможность номинации всех предметов, действий, качеств. Довольно быстро словарь больных становится неограниченным, особенно при составлении фраз по сюжетным картинкам. Однако ситуативная речь длительное время остается замедленной, бедной как по своему лексическому составу, так и по грамматическим формам выражения. Больные на резидуальном этапе болезни «привыкают» к тому, что окружающие понимают их по жестам и мимике, по отдельным с трудом произносимым словам при сохранной внутренней речи, которую больные не используют в общении. Восстановление ситуативной, разговорной речи является одной из первоочередных задач начального этапа коррекционно-педагогической работы. По мере восстановления звукопроизношения вновь вызванные звуки вводятся в слова, необходимые для общения. Нередко у больных с афферентной моторной афазией после 12—16 вновь образованных звуков (а также при стимулировании устного высказывания при помощи автоматизированных речевых рядов) удается вызвать путем сопряженного повторения еще нечеткое звучание слов, необходимых для общения. Это наречия, вопросительные слова и глаголы: сейчас, хорошо, завтра, вчера, когда, зачем, не хочу, буду и т. п. Введение вновь вызванных звуков в предикативные высказывания осуществляется относительно легко. Логопед в беседах на темы дня отрабатывает с ними артикуляторные программы слов, входящих в клишеобразный лексикон разговорной речи. Основным лексическим и дидактическим материалом начального этапа работы служат не сюжетные картинки, а различного рода диалоги. По мере восстановления диалогической, очень краткой клишеобразной разговорной речи логопед переходит к восстановлению монологической речи. Основная цель ее — развитие у больного развернутого устного и письменного высказывания. Вольной с афферентной моторной афазией достаточно быстро овладевает схемой прямого и инвертированного построения фразы по сюжетной картинке, планом высказывания по серии сюжетных картинок. По мере восстановления звуко-буквенного анализа состава слова логопед переключает больного с устного составления фраз по картинкам к письменному. При наличии грубой апраксии артикуляционного аппарата устная речь может отставать от письма. Письменная речь в этих случаях оказывается опорой для восстановления устного высказывания. Для устной и письменной речи будут характерными параграмматизмы, выражающиеся в трудностях употребления наречий, предлогов, местоимений, флексий существительных, глаголов, передающих различные направления движения. Для предупреждения и преодоления этого параграм-матизма на стадии еще полного отсутствия речи и позже производится уточнение понимания больным значений предлогов, местоимений, наречий и т. д., заполнение пропущенных предлогов и флексий существительных, уточнение употребления глаголов с приставками: улетел, убежал, ушел, прибежал, пришел и т. д., дифференциация значений предлогов и приставок: на — по, при — в, под — над и т. д. При проводниковой афферентной моторной афазии ситуативная клишеобразная речь у больных сохранна и служит целям коммуникации, но грубо нарушено произвольное составление фраз по сериям картинок, по отдельным сюжетным картинкам, Общей особенностью для этих форм афазии будет появление псевдоаграмматизма типа «телеграфного стиля», вызванного восстановившейся способностью к названию всех окружающих предметов. Этот псевдоаграмматизм не служит для них средством общения, он проявляется лишь при составлении фраз по сюжетным картинкам на раннем этапе перехода от слова-номинации к фразе. Это преодолевается путем объяснения больному, что ему не следует отвлекаться, перечисляя второстепенные предметы, изображенные на рисунке, нужно вычленить главное при составлении фразы. Больные с афферентной моторной афазией обладают достаточно сохранной фантазией, чувством юмора, которые отражаются в их письменных, а затем и в устных высказываниях. Восстановление чтения и письма. На резидуальной стадии коррекционно-педагогической работы восстановление чтения и письма начинается с первого же занятия по преодолению артикуляторных трудностей. Каждый проговариваемый звук, слово, фраза читаются больным сначала сопряженно и отраженно с логопедом, затем самостоятельно. Очень большое внимание в восстановлении чтения и письма отводится зрительным диктантам отдельных слов, словосочетаний и коротких предложений. При грубой афферентной моторной афазии для восстановления звуко-буквенного анализа состава слова используется разрезная азбука, заполнение пропущенных букв в слове и фразе (работа с разрезной азбукой в афазиологической литературе иногда называется «бухштабирование»). Диктанты, особенно на начальных и средних этапах восстановления, состоят из слов и фраз, предварительно проработанных с больным, прочитанных им, так как больному с выраженными артикуляторными нарушениями трудно удерживать в слухоречевой памяти относительно развернутый текст, состоящий из большого числа слогов, звукосочетаний, слов. Слуховые диктанты должны перемежаться со зрительными. На начальных стадиях восстановления особое внимание уделяется гласным звукам, так как они часто находятся в Редуцированной позиции и слабо ощущаются больными. Улучшению процесса чтения содействует предварительное прослушивание текста, так как преодоление трудностей артикулирования в процессе чтения отвлекает внимание больного от содержания рассказа, понимания некоторых словосочетаний. Чтение вслух и письмо под диктовку у больных с проводниковой афазией восстанавливается лишь после преодоления основных артикуляторных трудностей, главным образом в результате длительного списывания слов, различных по слоговой и звуковой сложности предложений, небольших текстов. Восстановление понимания. Преодоление нарушений понимания при афферентной моторной афазии на резидуальном этапе зависит от степени тяжести речевого расстройства, степени нарушения чтения и письма. При грубых нарушениях экспрессивной речи основное внимание уделяется восстановлению вторично нарушенного фонематического слуха, восстановлению ориентации в пространстве, уточнению значений предлогов, наречий, пониманию личных местоимений в косвенных падежах, пониманию элементарных пар антонимов, синонимов. Вторично нарушенный фонематический слух восстанавливается путем фиксации внимания больного на звуках, близких по месту и способу артикуляции, при прослушивании слов, начинающихся с этих звуков, при подборе на ту или иную букву картинок, начинающихся с соответствующего как гласного, так и согласного звука, при выборе из различных текстов слов, имеющих отрабатываемые звуки в начале, середине и конце слова. Дифференцирование значения слов одного семантического поля, части и целого, синонимов, омонимов, антонимов проводится с безречевыми больными с опорой на картинки при прослушивании различных фраз, уточнении значения слов. На более поздних этапах, по мере восстановления чтения и письма, используется заполнение пропущенных слов синонимов, омонимов, составление с ними предложений. Например, вставить в предложение слова: смелый, храбрый, героический, мужественный и т. д., уточнить, в каких случаях возможно употребление этих слов. При проводниковой афферентной моторной афазии проводится восстановление понимания значений существительных, входящих в одно семантическое поле, например, уточняется возможность употребления слов труба, стена, потолок, дверь. Эти упражнения предупреждают возникновение в речи больных вербальных парафазии. Улучшению ориентированности в пространстве способствует работа с географической картой, нахождение на ней морей, гор, городов, океанов, стран и т. п.
|