Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Коррекционно-педагогическая работа при эфферентной моторной афазии
При эфферентной моторной и динамической афазии у больных наблюдается некоторая инактивность в процессе преодоления речевых расстройств, эмоциональная лабильность, эйфория. Иногда возникают приступы насильственного плача или смеха. Больные могут отказываться от занятий или обследования, бывают агрессивными. Логопед планирует свою работу с учетом всех особенностей этих больных. Основными задачами коррекционно-педагогической работы при эфферентной моторной афазии является преодоление патологической инертности в звене порождения звуковой и слоговой структуры слова, восстановление чувства языка, преодоление инертности выбора слов, преодоление аграмматизма, восстановление структуры устного и письменного высказывания, преодоление алексии и аграфии. При «передних» эфферентной моторной, и динамической афазиях коррекционно-педагогическая работа опирается на сохранную парадигматическую систему и на привнесенные извне логопедом программы и схемы речевого высказывания, начиная от программирования и планирования слоговой структуры слова и кончая восстановлением планирования фразы и текста. Именно привнесенные извне средства, программирующие структуру слова и фразы (схемы, планы, программы), позволяют преодолеть у больных с эфферентной моторной афазией трудности переключения с одного слога или слова на другие, восстановить кинетическую мелодику речи, преодолеть персеверации, эхолалии, трудности выбора слогов, входящих в слово и фразу. Восстановление экспрессивной речи. Преодоление нарушенной произносительной стороны речи начинается с восстановления ритмико-слоговой схемы слова, его кинетической мелодики. При очень грубой эфферентной моторной афазии с тотальным нарушением чтения и письма работа начинается со слияния звуков в слоги. При этом больной не только имитирует слог, несколько раз предварительно медленно произнесенный логопедом, но и одновременно складывает его из букв разрезной азбуки. Затем из освоенных слогов составляет простое слово типа рука, вода, молоко и т д. Составляются различные схемы слова, ритмически отбивается слоговая структура слова. Затем начинается работа по автоматизации слов с определенной ритмической структурой. Для этого больному предлагается читать серию слов с одной слоговой структурой, написанной столбиком. Постепенно слоговая структура слова усложняется. Больной сопряженно с логопедом, а затем самостоятельно читает разделенные на слоги рифмующиеся слова. Целесообразность использования этого приема, представляющего собой, по существу, вынос вовне ритмической структуры слова, подчеркивается Л. С. Цветковой. Для уточнения слогового и звукового состава слова используется прием наглядного изображения схемы слова (например, синей чертой обозначается все слово, красными черточками — слоги, зелеными — буквы). Сначала воспроизведение этой схемы осуществляет больной совместно с логопедом, затем самостоятельно. Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению фразовой речи. Преодоление нарушенной фразовой речи начинается с восстановления так называемого чувства языка, улавливания созвучия, рифм в стихах, пословицах и поговорках. Особенно полезно использовать пословицы и поговорки с рифмующимися глаголами: «Что посеешь, то и пожнешь», «Не красна изба углами, а красна пирогами» и т. п. При восстановлении экспрессивной речи особое внимание уделяется преодолению патологической инертности в нахождении нужных артикуляционных компонентов-слогов и слов для высказывания. Движение является процессом, протекающим во времени и предполагающим наличие цепи сменяющих друг друга импульсов. По мере формирования двигательных навыков отдельные импульсы синтезируются, объединяются в целые «кинетические структуры» или «кинетические мелодии». Поэтому иногда достаточно подсказать больному одно слово, чтобы выявить целый динамический речевой стереотип, например, автоматически сменяющих друг друга слов пословицы или поговорки. В выработке такого динамического стереотипа и состоит формирование двигательного навыка, который в результате упражнений становится автоматизмом. В премоторных отделах коры головного мозга осуществляется превращение отдельных двигательных артикуляционных импульсов в последовательные кинетические артикуляционные мелодии, формирующие слова. В связи с этим при эфферентной моторной и динамической афазии срабатывает прием подсказа первого звука слова. Однако подсказ первого слога слова при назывании предметов может приводить к вербальным парафазиям. Для предупреждения подобных вербальных парафазии используются различные фразеологические автоматизмы, образующие, по существу, частную парадигму, состоящую из двух слов, например: реактивный самолет, легковая машина, красный галстук и т. п. В этих Двусоставных парадигматических единствах предшествующее слово автоматизированно извлекает последующее. В работе с больными используются сюжетные и предметные картинки, которые многократно обыгрываются логопедом. При этом выделяется то одно, то другое слово. Например, во фразе к картинке «Мальчик идет в школу» логопед сначала стимулирует вызов слова в школу, а затем переходит при помощи наводящих вопросов к слову идет. В шутливой форме логопед приучает больного вслушиваться в вопрос, эмоционально на него отвечать, особенно если он не соответствует рисунку. Например, логопед спрашивает: Мальчик летит к школе? Может быть, мальчик едет в школу на машине? Внимательно посмотрите, может быть, это не мальчик, а бабушка?.. На эти вопросы больные, как правило, на эмоциональном подъеме отвечают: «Да нет, это не бабушка, а ребенок» (или мальчик), «не на машине, а пешком», «не летит, а... идет». Обыгрывая предметный рисунок, логопед задает больному вопросы о том, для чего предмет предназначен, что с ним можно или надо сделать, чтобы, допустим, съесть (надо вымыть, сварить и т. п.), каковы свойства предмета и т. д. При эфферентной моторной афазии преодолению инертности в выборе глаголов содействует не только жесткий фразеологический контекст, но и выразительная пантомимическая имитация логопедом движений с предметами. Называние действий получает при этом свою наглядную опору, фразеологический же контекст детерминирует выбор грамматических средств, соответствующих4 суффиксов и флексий глагола. Например, логопед, стимулируя построение больным фразы по простой сюжетной картинке, произносит: Эта женщина взяла кусок ситца и... платье для своей дочери. (Логопед выразительно изображает движение руки во время шитья). Она взяла ножницы и ими... (Логопед выразительно изображает движение руки с ножницами, режущими материал). И т. п. Этот прием, наглядно демонстрирующий движение, значительно облегчает больным нахождение нужных глаголов. Позже логопед дает задание закончить однотипную фразу различными словами, например: я ем... (картофельный суп, манную кашу, белый хлеб и т. д.) или я жду... (лечащего врача, младшую дочь, любимую жену и т. д.). Подобные задания проводятся с опорой на картинку (больной составляет фразы: «Мальчик читает, рисует, пишет, плавает, ' бегает» и т. д.). Предварительно логопед четко произносит фразы к нескольким картинкам, затем стимулирует их произнесение путем соответствующих вопросов с опорой на различные схемы предложения. Схем может быть несколько. От развернутого вопроса к каждому члену предложения: к то? что делает? чем? на чем? где? — к схеме:. «подлежащее+сказуемое+дополнение» и т. д., с постепенным замещением этих схем рамками или фишками по числу ожидаемых слов в предложении. Вынесение внутренней синтаксической схемы фразы вовне способствует тому, что больной учится делить фразу на элементы, прослеживать конкретные способы связи слов в одно смысловое и грамматическое целое. Глагол в этой схеме подчеркивается цветным карандашом для фиксирования его роли в предложении. Постепенно число внешних опор сокращается, повышается активность больного: полоски бумаги, соответствующие числу слогов в слове, заменяются нарисованной схемой предложения, черточками или ритмичным отстукиванием числа слов в предложении. Важной составной частью работы по накоплению глагольного словаря является подбор нескольких глаголов к существительному или нескольких существительных к одному глаголу. При этому логопед просит больного объяснить, что может происходить с одним и тем же предметом, с какими предметами может быть связано то или иное действие. Например: нож чистят, точат, ножом режут, обрезают, прокалывают, ножом переворачивают рыбу, котлеты, картошку на сковороде и т. п. Первыми устными текстами по составленному логопедом плану являются рассказы о режиме дня: «Я встал, умылся, почистил зубы...» и т. п. Эти рассказы варьируются, дополняются в зависимости от событий дня. Сначала больной рассказывает о себе в прошедшем времени, затем составляет план на последующие дни, осваивая разные формы будущего времени: «Я буду читать», «Я буду говорить», «Я буду хорошо говорить», «Я пойду на массаж» и т. п. Лексика, прорабатываемая на занятиях, должна обеспечивать больному возможность общения с окружающими. Предупреждению и преодолению предложно-флективного аграмматизма способствуют вначале различные упражнения на заполнение пропущенных флексий, затем флексий и предлогов и, наконец, глаголов и существительных в косвенных падежах. Все эти задания сопровождаются предварительным прослушиванием предложения (к картинке или в упражнении без картинок) и выполнением этих Упражнений как домашнего письменного задания. От составления фраз по простым сюжетным картинкам больной переходит к составлению пересказа небольших текстов (Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.) с опорой на вопросы, к составлению рассказов по сериям сюжетных картинок, к составлению к ним плана и т. д. Восстановление чтения и письма. При грубой эфферентной моторной афазии чтение и письмо могут быть в состоянии полного распада. В связи с этим для больных разрабатываются индивидуальные картинные азбуки, в которых каждой букве соответствует определенная картинка или слово, значимые для больного, например: а — «арбуз», б — «бабушка», в — «Василий» и т. д. Используя знакомые слова, больной находит в азбуке нужные для составления слога и слова буквы. С помощью обычной разрезной азбуки можно, комбинируя слоги, составлять разные слова. Вначале это будут односложные слова, затем двухсложные, трехсложные и х. д. У большинства больных наблюдается правосторонний гемипарез, поэтому их учат писать левой рукой сначала прописные буквы, затем слова и фразы. Левая рука должна лежать на странице тетради ровно, без поднятия кисти и запястья. Проводится курс подготовительных упражнений, предупреждающих персеверации букв и их элементов. В дальнейшем больным с грубой эфферентной моторной афазией даются задания на заполнение пропущенных гласных и согласных букв в простых словах под картинками, заполнение букв в фразах и текстах. Проводится звуко-буквенный анализ состава слова с помощью наводящих вопросов, анализ слогов. Сложив слово из разрезной азбуки, больной записывает его в тетради. После усвоения звуко-буквенного анализа логопед дает из легких фраз слуховой диктант. При этом больной должен проговаривать каждое слово по звукам, иногда предварительно складывать особенно трудные слова из букв разрезной азбуки. На поздних этапах больным можно предложить решение простых кроссвордов, составление различных коротких слов из букв многосложного слова, т. е. больным предлагаются речевые игры, но в облегченном виде (см. раздел «Групповые занятия», с....). Восстановление чтения при грубой выраженности эфферентной афазии начинают с глобального чтения больным слов и фраз, с подкладывания этих слов к предметным и сюжетным картинкам, подбора слов, связанных друг с другом по смыслу. Например, больной раскладывает подписи к картинкам, изображающим транспорт, или подбирает соответствующие подписи, соотнося название государства и его столицы (Москва —-СССР, Париж — Франция, Лондон — Англия и т. д.; А. С. Пушкин — «Евгений Онегин», Л. Н. Толстой — «Война и мир»). Восстановление чтения идет параллельно с восстановлением звуко-буквенного анализа состава слов, но, безусловно, несколько опережает его. Вначале больной по слогам читает слова с различной слоговой структурой, простейшие тексты (тексты, написанные для детей Л. Н. Толстым и К. Д. Ушинским), затем более сложные. Восстановление понимания. Восстановление понимания речи при грубой эфферентной моторной афазии начинается с воспитания слухового внимания, умения выделить из вопроса слово, которое несет основную смысловую нагрузку, акцентированное логическим ударением или интонацией. Больным задаются провокационные вопросы. Например, при показе рисунка «дом» больного спрашивают: Это стол? Это карандаш? Или больному говорят: П. И. Чайковский написал оперу «Лебединое озеро»; А. С. Пушкин написал роман «Война и мир». Именно такие вопросы у безречевых больных способны не только «разбудить» их речевое внимание, но и вызвать первые слова: «Чепуха, абсурд!», «Ну, что вы!». По мере восстановления слухового внимания логопед предлагает больному рассмотреть картинки и одновременно спрашивает: Где нарисована ложка? Покажите ложку или: окажите то, чем мы едим. Подобными заданиями у больного закладываются предпосылки к восстановлению чувства зыка. Позже даются задания положить тот или иной предмет на, под, за другой предмет. Логическое ударение должно ри этом падать то на предлог, то на предмет. С помощью интонации или логического ударения логопед подчеркивает переход к другим видам заданий: поставьте стакан, положите стакан, переверните стакан вверх дном и т. п. Важное место в восстановлении «чувства языка» занимают упражнения на предъявление больным на слух грамматически правильных и ненормативных, специально искаженных грамматических конструкций. Предварительно логопед разъясняет больному, какие конструкции соответствуют грамматическим законам и правилам, а какие нет. Затем дна из конструкций (например, «мышка под шкафом») выделяется в качестве эталона, и тем самым больной получает возможность сличения последующих предъявлений например, «мячик под стулом» и «мячик под стула», «мячик д стулб») с этим образцом. Внимание больного фиксирует -на формально-грамматической стороне речи, делая ее предметом специального осознания и способствуя автоматизации полученных навыков. Эти виды работы содей-ствуютпреодолению характерного для эфферентной моторной афазии флексивного импрессивного аграмматизма. Таким образом, при эфферентной моторной афазии логопед восстанавливает те высшие корковые функции, которые поэтапно развивались у ребенка самого раннего возраста: слоговую организацию слова, «чувство языка», элементарное соединение слов в предложении. При восстановлении всех нарушенных функций при эфферентной моторной афазии логопед использует привнесенные извне стимулирующие дидактические приемы (подсказ начального звука слова, использование фрагментов фразеологизмов, разрезная азбука, чтение по слогам, различного вида схемы, вопросы).
|