Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Захария и его пророчество 3 страница






ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТИПЫ

Пять книг, входящие в состав современной Псалтири, отражают исторический процесс ее составления. Каждая содержит разнообразные литературные типы, кото­рые указывают на различное использование в индивидуальном и общественном молении израильтян. Сравнение этих литературных форм позволяет лучше понять как их значение, так и их использование.

Чтобы понять любой псалом, необходимо поставить ряд определенных вопросов: (1) Что выражается в псалме: жалоба, восхваление, благодарение или назидание? (2) Кто говорит: отдельный человек или общество? Если это отдельный человек, явля­ется ли он выразителем группы людей: царем, священником или пророком, или он выступает сам по себе с жалобой на страдания или благодарением за избавление? Употребляются ли местоимения как в единственном, так и во множественном числе, как если бы участвовали и отдельный человек, и собрание? (3) Упоминается ли царь? Обозначают ли такие слова, как " помазанник", " сын", " щит", его отношения с Богом и Израилем?

Важность этих вопросов осознали лишь в нынешнем веке. Вплоть до первых его десятилетий, стандартным подходом к Псалтири и другим Книгам была историческая критика (нем. Zeitgeschichte), которая пыталась " понять Книги Библии при помощи анализа их композиции, авторства, даты, происхождения, замысла и источников" 5. Для Псалтири этот метод оказался совершенно неприемлемым из-за отсутствия конкретных данных для определения даты и исторического обрамления различных псалмов. Даже в тех случаях, когда возможный фон указан в заглавиях псалмов

3 В Кумранской пещере 2 была найдена еврейская копия Пс. 151. CM.J.A.Sanders, The

Psalms Scroll ofQumran Cave II. Discoveries in the Judean Desert 4 (London: 1965), pp.54-64.

4 Номера псалмов в Русской Синодальной Библии соответствуют номерам в Септуагинте

(прим.ред.).

s J.Mliilenburg, предисловие к H.Gunkel. The Psalms: A Form-critical Introduction, trans. T.M.Horner (Philadelphia: 1967), p.iv.

 

 

 

 

ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

 

 

(напр.,?, 17, 29, 33, 50-51, 53, 55-56, 58-59, 62), нельзя точно установить ни то, на­сколько основательны причины, породившие эти заглавия, ни то, как данный псалом использовали в израильском богослужении. Упоминаются вторжения и битвы, однако ничего конкретного не говорится. Угрожают враги, однако они почти всегда безы­мянны. Сравнительное исследование выдающихся комментариев девятнадцатого века указывает на отсутствие единого мнения по историческому фону, датам и употребле­нию различных псалмов.

Нужен был новый подход, и Г. Гюнкель (1862-1932), как никто другой, внес огромный вклад в его разработку. Названный формальной критикой (нем. Formgeschichfe), этот подход основывался на трех основных посылках: (1) Поскольку Библия содержит религиозную литературу, которая по своей природе сопротивляется изменениям и стремится сохранить установившиеся схемы, литературный материал можно классифицировать (нем. Gattungen - " категории") по формальному сходству. (2) Сходство форм, вероятно, означает сходство использования; поэтому можно предположить, что схожие формы использовались в одних и тех же проявлениях религиозной жизни (нем. Sitze im Leben). (3) Поскольку обнаружены черты сходства в богослужебных и литургических формах между Израилем и его соседями, религиозные тексты других ближневосточных культур могут оказаться полезными в понимании использования и значения израильских литературных форм. Другими словами, сравнительное изучение литератур и религий может оказаться полезным в понимании Ветхого Завета6.

Частично развернутый кумранский свиток Благодарения.

6 Наряду с работой, приведенной в сн.4, CM.Gunkel, Einleitung in die Psalmen, 3rd ed. HATT (Gottingen: 1975) [завершенное в 1933 г. J.Begrich после смерти Гюнкеля], как готовый источник благодаря тому, как много автор сделал для изучения Псалтири. См.также подход Гюнкеля к формальной критике в работе A.R.Johnson " The Psalms", pp. 166-181 in OTMS.

 

 

ПСАЛТИРЬ 469

Благодаря Гункелю, акцент в изучении Псалтири переместился с попыток опре­делить время и обрамление каждого конкретного псалма на стремление проследить использование псалма в общественном богослужении или личных молитвах. Со­средоточенность на авторстве самом по себе уступила место исследованию религиоз­ного окружения, в котором данный псалом мог возникнуть, и путей его устной пере­дачи в живом богослужении7.

Несмотря на почти шесть десятилетий научных разработок, анализ литературных категорий Гункеля остается костяком современных подходов к Псалтири. Нижепри­веденный перечень представляет очерк подхода Гюнкеля, дополненный более позд­ними исследованиями:

Гимны. Гимны, или псалмы восхваления, наполнены воодушевлением молящихся, которые осознают, что находятся лицом к лицу с Богом. Гимны часто содержат три элемента:

(1) Призыв к поклонению, в котором руководитель призывает собрание вос­

хвалить Господа:

" Славьте Господа; призывайте имя Его..." (104.1). Часто молящиеся называются по имени:

" Вы семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его (ст.6). Призывы стоят во множественном числе, указывая на участие целого собрания или многочисленной группы внутри его.

(2) Описание Божественных дел или качеств, обычно составляющее основную

часть гимна и объясняющее причины восхваления:

" Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его" (ст.7).

" И вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии" (ст.43)8.

(3) Заключение, призывающее к новым восхвалениям или послушанию:

" Аллилуйя! " 9 (ст.45в).

(4) Псалмы, которые так или иначе содержат эти элементы: Пс.8, 18, 32, 103-104,

ПО, 112-113, 116, 134-135, 144-150.

Жизненные ситуации (Sitze im Leben), в которых гимны использовались и внутри которых они образовались, очевидно, были многочисленны: победы в сражениях, благодарения за урожай, избавление от засухи или эпидемии, память об Исходе, праздничные события, такие как сезонные праздники, бракосочетания и посвящения.

'Анализ философских и культурных направлений, которые способствовали этому переходу от исторической к формальной критике, см. в E.Gerstenberger, " Psalms", pp. 179-183 in J.H.Hayes, ed.. Old Testament Form Criticism.

8 Этот центральный раздел обычно выражается: (1) еврейскими причастиями, описываю­щими Божественную деятельность, которые обычно переводятся сравнительными предложе­ниями (напр., " Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса как шатер"; 103.2); или (2) с помощью " ибо" (евр. ki), которое представляет причины восхваления (напр., " Ибо благ Господь: милость Его вовек..."; 99.5.

'Часто использование слова " Аллилуйя" (" Хвалите Господа! ") в начале и/или конце гимнов подтверждает утверждение Гюнкеля о том, что " основной формой ранних гимнов, а также первоначальным ядром пения гимна было слово " Аллилуйя"; Psalms, р. 11.

 

 

470 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Был определен ряд подкатегорий, которые ассоциируются с конкретными со­бытиями:

(1) Победные песни (напр., Пс.67) построены по форме волнующей песни

Мариами:

" Пойте Господу; ибо высоко вознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море" (Исх. 15.21)10.

  1. Паломнические гимны описывают чаяния и ожидания паломников и моля­
  2. щихся, приближающихся к храму. Некоторые отражают зной во время путешествия и
  3. предвкушение благословения (Пс.83, 121). Другие передают " литургию входа" —
  4. часть церемонии, во время которой паломники проходили испытание на верность
  5. Богу перед тем, как быть допущенными во двор храма (14, 23). Третьи
  6. сосредоточиваются на процессии, которая, возможно, предшествовала
  7. богослужению. Такие песни, как Пс.131; 68.25-28 [МТ 68.25-28], передают движение
  8. молящихся в процессии, возможно, в сопровождении ковчега завета, что напоминает
  9. 2 Цар.6.1-11, где Давид впервые принес ковчег на холмы Иерусалима. Часты
  10. описания славных стен и зданий святого города (86).
  11. Сионские песни (Пс.45, 47, 75) восхваляют Господа за Его величественное
  12. присутствие на Сионе:

" И было в Салиме жилище Его и пребывание Его - на Сионе" (75.3 [МТ 76.3]).

Неясно, каким образом эти песни использовались при богослужении. Библейские свидетельства наличия возможного Сионского праздника в израильском календаре отсутствуют".

(4) Псалмы царства Господнего (46, 92, 95-98) восхваляют царствование Бога как

Господа всех народов. Для них характерны две детали: обращение во множественном

числе, призывающее народы и творение восхвалить Яхве; указание причин вос­

хваления — пришествие Божие (96.2-5), спасительные деяния по отношению к

Израилю (98.6-7), сила (96.4), слава (95.6), справедливость (98.4) и победоносность

(46.4 [МТ 47.4]).

3. Мовинкель сконцентрировал внимание на этих псалмах, реконструировав " праздник возведения Яхве на престол". Этот предполагаемый праздник был связан с осенним урожаем и приготовлениями к новому году, обычно называемыми праздни­ком Кущей (Лев.23.33-36). Предположительно, учрежденный в начале периода монархии, этот праздник олицетворял воцарение Яхве царем всего создания, вызывал к памяти Его победу над хаосом при творении и Его победу над фараоном и другими врагами во время Исхода, переосвящал храм и отмечал память о царствовании Давида и его поселении в Иерусалиме. Этот праздник был так важен для религиозной жизни Израиля, что Мовинкель относит к нему множество псалмов, не являющихся в строгом смысле слова псалмами царства (напр., 46, 67, 80, 94, 131)12.

Г.-И. Краус усомнился в реконструкции Мовинкеля, поставив под сомнение его толкование (1) с грамматической точки зрения: Краус привел довод против перевода

|0См, песнь Деворы по поводу победы над Сисарой, Иавином и их хананейской армией (Суд. 5.2-31). Враги Израиля также возносят свои хвалебные песни, какой, например, была реакция филистимлян на захват Самсона (16.23-24).

11 Gerstenberger, " Psalms", pp.216-18.

12 The Psalms in Israel's Worship, trans.D.R.Ap-Thomas (Nasville: 1967) 1: 106-192; см.особ. р.

129f.

 

 

ПСАЛТИРЬ 471

фразы yhwh malak как " Яхве станет Царем", что было столпом построений Мовинкеля, показав, что здесь имеется в виду состояние, а не действие, поэтому, следует читать: " Яхве (есть) Царь" 13; (2) с культовой точки зрения: Как можно было Бога возвести на престол, когда не существовало Его образа или изображения, как в вавилонских и хананейских культах, из которых Мовинкель берет данный обряд? (3) с богословской точки зрения: Израильский взгляд на " живого Бога" не предполагал какого-либо мифического цикла, согласно которому Яхве ежегодно бы умирал или ослабевал в период летней засухи, как языческие божества плодородия; (4) с экзегетической точки зрения: Краус приводит " то, как восхваляется неизменное и вечное царство Господа" в Пс.92.2, как " не подверженное переменам" 14.

Как Мовинкель, так и Краус отмечают, что псалмы царства имеют историческое (воспоминание о прошлом избавлении Божием) и эсхатологическое (ожидание буду­щей победы Божией) измерения. Краус подчеркивает их исторический и эсхатологи­ческий характер, в то время как внимание Мовинкеля приковало их использование в культе для выражения современной действительности провозглашения Бога Царем15.

Этот спор еще не завершен. Настоящий обзор поддерживает критику Мовинкеля Краусом, однако не разделяет его (и Вестермана) выводов о том, что эти псалмы написаны после пленения по образцу " эсхатологической хвалебной песни" в Ис.52.7-10 |6. Царство Яхве засвидетельствовано в израильском сознании за века до пленения (Втор.33.5), однако не существует согласия о том, как и где оно стало частью их веры17.

Жалобы народа^. Такие псалмы, как И, 43, 57, 59, 73, 78-79, 82, 84, 89 и 125 - это молитвы всего собрания в часы национальных бедствий: вторжения или поражения (43, 59, 73, 78-79; ср.Плач.5), угнетения жестокими врагами (57), опасности на­падения (87), эпидемии, засухи, голода или других естественных угроз (84, 125; ср.Иоил.2.15-17). В состав большинства псалмов общественной жалобы входят следующие литературные элементы:

(1) Обращение к Богу и вступительная мольба о помощи:

" Для чего. Боже, отринул нас навсегда? " (73.1).

13 Мовинкель отвергает это противопоставление: " Для израильского образа мысли не

существовало противоречия между тем, что Он становился Царем, и тем, что Он Царь

навсегда; такое противопоставление является современным и рационалистическим"; там же

(1: 115).

14 Worship in Israel, trans.G.Buswell (Richmond: 1966), pp.205-7.

15 Вестерман решительно поддерживает Крауса, утверждая, что выраженные

эсхатологические надежды — основная характеристика этих псалмов; The Praise of God in the

Psalms, trans.K.R.Crim (Richmond: 1961), pp.145-151.

16 Там же, стр. 146 f.

17 Следуя за Шмидтом, Краус, по аналогии с хананейским верованием о том, что царское

достоинство бога утверждается после строительства посвященного ему храма, связывает

царство Яхве со строительством иерусалимского храма: Worship in Israel, pp.203-5.

18 Термин " жалобы" предпочтительнее " плача" в описании молитв о помощи в Псалтири.

Слово " плач" больше подходит для перевода евр. qina - погребальной формы, используемой в

Плач. 1-2, 4, где тон похоронный, а трагедия необратима.

16 Зак. 3667

 

 

472 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

(2) Жалоба, описывающая страдания народа, часто очень образная. Временами, речь идет о трех участвующих сторонах - врагах, самом народе и Яхве:

(а) " Рыкают враги Твои среди собраний Твои' (ст.4);

(б) " Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы,

доколе это будет" (ст.9).

(в) " Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? " (ст.11).

(3) Исповедание веры, часто основанное на прошлых свершениях Божиих:

" Боже, царь мой века устрояющий спасение посреди земли" (ст. 12).

(4) Прошение о спасении, обычно выраженное повелительным наклонением и

часто призывающее наказание на врагов:

" Не предавай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда" (ст.73.19).

" Не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается" (ст.23).

(5) Воззвание к доброму имени Божиему или Его заветным обязательствам:

" Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое" (ст. 18).

(6) Обет восхваления, в котором страдающие обещают всенародно отпраздновать

свое спасение:

" А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя

и в род и род возвещать хвалу Тебе19(78.13; ср-73.21).

Использование этих жалоб понятно. Посвятительная молитва Соломона включает подробное описание случаев, когда народ Божий будет собираться в храме, чтобы молить об избавлении (3 Цар.8.33-40). При более драматических обстоятельствах пророк Иоиль призывал народ собраться в храме со священниками, чтобы молить Бога пощадить Свой народ от ужасной саранчи (2.15-17).

У Иоиля за жалобой следует спасительная речь - обещание избавления, передан­ное Собственными словами Яхве (ст. 19-29). Такие речи, произнесенные священником или храмовым пророком, вполне могли сопровождать или прерывать жалобы и заверять народ в том, что его молитвы будут услышаны20.

Несколько псалмов могут быть жалобами народа, несмотря на произнесение от первого лица единственного числа (Я-форма). В таких случаях руководитель, веро­ятно, царь, может выступать в качестве представителя общества (Пс.88, 143)21. Даже

19 Данная схема заимствована из анализа Вестермана; The Praise of God in the Psalms, p.53f. " Двойное желание" спасения Израиля и уничтожения врагов не включено здесь, потому что его форма представляется менее определенной (однако см.Пс.78.9-12; 79.176-18).

Пс.11.6 [МТ 12.6] является такой речью, расположенной в середине того, что представ­ляется общественной жалобой.

21 Пс.88 начинается как индивидуальная благодарственная песня с сильным исповеданием веры, гимноподобным описанием мощи и величия Божия и напоминанием о Божественном завете с Давидом (88.2-38 [МТ 89]). Однако ст.39-52 - это явно жалоба, в которой высказы­вается просьба об избавлении от вражеского нашествия. Указания на " Давида", " Твоего раба" и " Твоего помазанника" ясно показывают, что говорит царь (ст.50-52). Ср. 143.10 (" Давид") и

 

 

ПСАЛТИРЬ 473

в псалмах, где преобладает " мы-форма", иногда используется " я" или " мое", как будто собрание чередуется со своим представителем в произнесении жалобы (43.7, 16 [МТ44.7, 16]; 73.12; 82.13 [МТ 83.14]22).

Непонятно, использовались ли такие общественные жалобы и во время сезонных праздников (возможно, в День Очищения [Лев. 16]). В библейских свидетельствах не упоминается о церемонии (напоминающей вавилонские обряды), когда бы царь под­вергался общественному унижению и страданиям, во время которых он произносил жалобу23.

Индивидуальные жалобы. Эта категория псалмов самая многочисленная24. Индивидуальные жалобы включают те же составные части, что и общественные.

(1) Обращение к Богу и крик о помощи:

" Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? " (21.2 [МТ 22.2])

(2) Высокопоэтическая жалоба:

" Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня; " (ст. 13) " Я пролился как вода; все кости мои рассыпались"; (ст. 15) " Ты свел меня к персти смертной" (ст. 16в).

(3) Исповедание веры:

" На тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их, (ст.5).

(4) Прошение, иногда выраженное в форме пожелания, но чаще - в повелительном

наклонении, иногда с такими мольбами, как " услышь", " вспомни", " спаси":

" Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою" (ст.20-21).

(5) Дополнительный довод, например, воззвание к особой заботе Божией, описа­

ние радости врагов Божиих, молитва исповедания (50.57 [МТ 51.5-7]), или утвержде­

ние невиновности (25.3-8)25.

" Но Ты извел меня из чрева;

вложил в меня упование у грудей матери моей" (21.10).

(6) Обет восхваления, обещающий общенародное свидетельство и принесение

благодарственной жертвы (Лев.7.1 1-18):

143.12-15 (первое лицо множественного числа - народ как бы присоединяет свои пожелания победы и благополучия).

22 Анализ народных псалмов в " я-форме", проведенный Мовинкелем, - важное свидетель­

ство, хотя его выводы об их количестве и возможном культовом использовании, несомненно,

являются преувеличением.

23 По поводу возможного употребления см. H.H.Guthrie, Israel's Sacred Songs (New York:

1966), pp. 135-145.

24 Напр., 3, 5-7, 12, 16, 21, 24-27, 30, 34-35, 37-39, 41-42, 50, 53-56, 58, 60, 63, 68-70, 85, 87,

101, 107-8, 119-129, 138-142.

25 Westermann называет их " лейтмотивами, рассчитанными подтолкнуть Бога к вмешатель­

ству"; The Praise of God in the Psalms, p.64.

 

 

474 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

" Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя"

(21.23; ср.ст.26-27).

Этот обет имел значение для всего собрания, особенно для его более бедных членов, поскольку приношение разделялось с друзьями страдальца и другими моля­щимися26:

" Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его! " (ст.27)

(7) Заверения о том, что Господь его слышит, где страдалец наперед выражает свою уверенность в Божественном ответе:

" Ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего,

не скрыл от него лица Своего,

но услышал его, когда сей воззвал к Нему" (ст.25)27.

Возможно, последняя строфа Пс.21 (ст.28-32) - также часть заверения, описы­вающая широкое воздействие, которое будет иметь Божественное избавление. В своем случае псалмопевец видел возможность грандиозных спасительных действий. Для Бога, Который спасет его, нет ничего невозможного. Как и в общественной жалобе, заверение могло временами основываться на пророчестве спасения, произ­носимом пророком или священником во время храмовой службы, в которой произ­носилась жалоба28.

Молитвы индивидуальной жалобы могли быть вызваны тремя видами обстоя­тельств: (1) несправедливым обвинением в преступлении или проступке, в котором лжесвидетель действовал сообща с врагами страдальца, чтобы ложно обвинить и наказать его29; (2) раскаянием в собственных грехах (50, 129); (3) болезнью или не­трудоспособностью (6, 38, 61, 87), которые временами сочетались с несправедли­выми обвинениями (12, 21, 27, 30.10-34, 34, 37, 40, 68, 70, 85, 101, 108). Привели ли обвинения к болезни страдальца, или болезнь - к обвинениям в грехе (ср.Иов.4), страдалец одновременно испытывает физическую и моральную боль и покинутость своими близкими.

Индивидуальные благодарственные песни. По форме такие песни часто напоминают индивидуальные жалобы. Они были предназначены для использования после того, как молитвы были услышаны и избавление свершилось. Среди благодарственных песней Пс.22„ 29, 31, 33, 39.1-10, 65, 91, 106, 114-115, 137-138, 145. Структурные элементы, чаще всего встречающиеся в таких псалмах, включают следующие: (1) Провозглашение радости и восхваления:

10 CM.R.de Vaux, Ancient Israel, p.417f.

27 В Пс.21 заверение выступает в близкой связи с обетом восхваления (ст.23) и, фактиче­

ски, является частью гимна, в котором псалмопевец будет призывать собрание воспеть, когда

произойдет избавление: " Боящиеся Господа! Восхвалите Его." (ст.24).

28 CM.W.Beyerlin, " Die toda der Heilsvergegenwartigung in den Klageliedem des Einzelnen",

ZAW79 (1967): 208-224.

29 К данному виду относятся Пс.3-5, 7, 12, 16, 24-26, 30.2-9 [МТ 31.2-9], 41-42, 51, 53-56,

58, 63, 70, 93.16-23, 119, 139-142. СМ. E.A.Leslie, The Psalms (Nashville: 1949), p.316, который

следует за первопроходческой работой H.Schmidt, Das Gebet der Angeklagten im Alten

Testament. BZAW 49 (1928). Такие несправедливые обвинения были особо объявлены вне

закона в Десяти Заповедях (Исх.20.16; Втор. 5.20; ср.Исх.23.1; Втор. 17.6-7).

 

 

ПСАЛТИРЬ 475

Я радуюсь..." (114.1)30.

(2) Указание повода радости:

"...что Господь услышал голос мой, моление мое (ст.1; ср.ст.2).

  1. Поэтизированное воспоминание о времени нужды:
  2. " Объяли меня болезни смертные, " (ст.З).
  3. Рассказ о покаянии и спасении:

" Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою (ст.4).

(5) Обновление обета восхваления:

" Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его" (Пс.115.5; ср.ст. Пс. 115.3-10).

(6) Выражение восхваления:

Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш" (ст.5; ср.ст.б-8, 115.10).

Два рассказа служат иллюстрацией употребления благодарственных песней: у жертвенника в Силоме Анна радовалась тому, что Бог услышал ее мольбу (1 Цар.2.1-10; ср. 1.9-18); Иона, заключенный в чреве кита, предвкушал освобождение и воз­носил благодарения (Ион.2.1-9). Эти две зарисовки указывают на трудности, связан­ные с точным определением связи между конкретными типами псалмов и общест­венным богослужением Израиля31.

Царские псалмы. Хотя и не обозначая, в строгом смысле слова, литературный тип, этот термин часто используется по отношению к небольшому количеству псалмов, касающихся израильского царя. Они проливают свет на роль царя в израильском богослужении, на надежды и обязанности, возложенные заветом на сынов Давида и на качество мессианских упований Иудеи. Они также показывают, что попытки отнести большинство псалмов к периоду после пленения, когда у Иудеи не было царя, противоречат свидетельствам самого текста.

Содержание и литературные формы позволяют сделать разумные предположения по поводу использования царских псалмов в общественном богослужении:

(1) Бракосочетания. Как глава и религиозный руководитель народа, царь отмечал свое бракосочетание, как общественную церемонию. Части этой церемонии записаны в Пс.44. Ст.2-10 описывают жениха и восхваляют его силу, красоту и преданность правде; ст. 11-18 описывают невесту, призывая ее быть верной царю и обещают ей славу и плодовитость. Говорит это (" сделаю" в ст.2, 18) священник или храмовый пророк, который обращается к царственной паре от имени Яхве. Во время брако­сочетания повторяется ряд призывов и обещаний, которые обычно произносились во время царской коронации (ст.5, 7). Бракосочетание давало возможность подчеркнуть роль царя как военного вождя и поборника справедливости, помазанного Самим Богом (ст. 8)32.

30 Этот Псалом в МТ и RSV присутствует как Пс. 116, в Синодальной Библии это Пс. 114 и

Пс. 115- пр. ред.

31 По поводу современного состояния спора, начатого Гюнкелем и Мовинкелем по поводу

того, какие псалмы предназначались для культового употребления, см. Guthrie, Israel's Sacred

Songs, pp. 14-25, 147-157; также Gerstenberger, Psalms, p.200-205.

32 Другие возможные толкования приведены в КН.А.А.Anderson, The Book of Psalms. NCBC

(Grand Rapids: 1981)l: 346f.

476 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

  1. Коронации. Неясно, использовались ли такие псалмы, как 2, 71, 100 и 109, во
  2. время коронационных служб, годовщин восшествия на престол, или в обоих случаях.
  3. Отрывочные знания о таких церемониях можно почерпнуть из кратких отчетов о
  4. поспешном помазании Соломона (3 Цар. 1.32-40) или кровавом восшествии на пре­
  5. стол Иоаса (4 Цар. 12.1) и отрывков псалмов, которые возвращаются к коронацион­
  6. ным обрядам (напр., Пс.88.20-38). Заманчиво соединить воедино отрывки коронаци­
  7. онного обряда: Пс.2 противопоставляет царя языческим царям и подтверждает его
  8. власть и авторитет как помазанника (ст.2) и приемного сына Божия (ст.7); Пс.71 -
  9. молитва священника и/или народа о том, чтобы Бог дал царю силы выполнить пред­
  10. писанную ему роль поборника справедливости (ст. 1-4), защитника мира (ст.5-7),
  11. сюзерена над вассальными государствами (ст. 8-Н), избавителя угнетенных (ст. 12-
  12. 14), творца благополучия (ст. 15-17); Пс. 100 звучит как ответ царя, его клятва
  13. честности при вступлении в должность, произнесенная от своего имени и от имени
  14. его дома; Пс. 109 своим повторением клятвы Яхве поддерживать нового царя,
  15. особенно во время войн, напоминает Пс.2. Сценарий или ритуал, сопровождающий
  16. эти отрывки коронационной церемонии, неизвестен, однако они, видимо,
  17. соответствовали великолепию поэзии.
  18. Молитвы перед или после сражения. Пс. 19-20, 88 и 143 использовались,
  19. чтобы просить у Яхве благословения и победы в сражении. Царь как военный вождь
  20. упоминается особо. Иногда, вдохновенный священник или пророк мог во время этих
  21. молитв произносить заверение о победе (обратите внимание на слова Иозиила к
  22. Иосафату; 2 Пар.20.14-17). Действительно, какое-то божественное заверение должно
  23. было иметь место между ст.б и 7 в Пс. 19, чтобы объяснить победоносное вос­
  24. клицание:

" Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего; отвечает ему со святых

небес Своих могуществом спасающей десницы Своей" (ст.7)33.

Пс. 8 8 отличается от других молитв перед сражением, имея форму индивидуаль­ной жалобы, напоминающей Господу о Его прошлых обещаниях и нынешнем отсут­ствии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.