Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Захария и его пророчество 6 страница






аThe Intellctual Tradition in the Old Testament. BZAW 135 (1974).

2' CM.J.Lindblom, " Wisdom in the Old Testament Prophets" in M.Noth and D.W.Thomas, eds., Wisdom in Israel and in the Ancient Near East. VTS 3 (1955): 192-204; также Wolff, Amos the Prophet-, J.W.Whedbee, Isaiah and Wisdom (Nashville: 1970).

27 Роль учителей как государственных деятелей подчеркнута, возможно, даже чрезмерно, в кн. McKane, Prophets and Wise Men.

 

 

496 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

их - от единого пастыря"). Мудрецы также должны исследовать жизненные вопросы и давать соответствующие заключения и замечания. Наиболее знаменательные при­меры - Кн. Иова и Екклесиаста. Эти виды поучений - самое близкое приближение евреев к тому, что греки называли " философией", хотя различия существенны.

Характеристика библейских поучений. Собирая свои мудрые изречения, мудрецы не знали никаких культурных или национальных ограничений. Одна из отличительных черт учительной литературы - ее интернациональный характер. Притчи одного общества могут легко заимствоваться другим, потому что сам их характер как наблюдений, основанных на изучении или размышлениях о жизни, при­дает им универсальность, не встречающуюся ни в эпических, ни в исторических писа­ниях Библии.

Соответственно, поучения на древнем Востоке и в Ветхом Завете склонны делать акцент на успехе и благополучии отдельного человека. Этот индивидуализм сильно отличается от акцента на национальной и корпоративной религиозной жизни, кото­рый делают пророки. Великие вопросы израильской веры - участь избранников в Египте, заветные отношения с Господом, официальное богослужение, день Госпо­день - играют незначительную роль в учительных писаниях. Кроме того, в них практически не встречается указаний на израильскую историю. Это, однако, ни в коем случае не следует толковать в том смысле, что учительство в Израиле было светским делом или что израильские учительные писания не отличались от писаний соседних народов. Напротив! Читая Кн.Иова, Притчей или Екклесиаста, нельзя не услышать намеки на отличительную веру Израиля28. Для истинного израильтянина всякая мудрость восходит к Богу и была доступна людям лишь потому, что они творения Божий, способные получить Его откровение. Более того, лишь глубоко верующий человек, боящийся Бога, может стать мудрым. Мудрость, основанная на человеческом умении или искусности, — дар Божий, часть установленного Им миропорядка. Но без страха Божиего и послушания Ему мудрость обречена на поражение из-за гордости и самонадеянности. Частью страха Божиего у израильских мудрецов было почитание установленного Богом миропорядка, который царит в жизни, награждая разумные суждения и поведение и налагая наказание на глупость29.

Библейские учительные писания. К " поучениям" в самом широком смысле, то есть как " дидактическЬй или поучительной литературе", относятся Кн.Иова, Притчей и Екклесиаста - три великие Книги, появлению которых Ветхий Завет обязан израильским мудрецам. Кроме того, некоторые Псалмы отражают темы поучений

28 CM.D.A.Hubbard " The Wisdom Movement and Israel's Covenant Faith", Tyndale Bulletin 17

(1966): 3-33.

29 По поводу порядка как основополагающего принципа мудрого мышления

CM.W.Zimmerli, " Concerning the Structure of Old Testament Wisdom", pp.175-199 in

J.L.Crenshaw, ed.." Studies in Ancient Israalite Wisdom (New York: 1976): " He следует

противопоставлять Божественные и человеческие требования. Напротив, по Его убеждению,

человеческим потребностям наилучшим образом соответствует установленный Им

миропорядок, и стремление человека к достижению для себя пользы лучше всего

удовлетворяется его сознательным участием в этом миропорядке" (р. 198); G.von Rad, " Wisdom

in Israel", trans.J.D.Martin (Nashville: 1972): " Человек приобретает знания, касающиеся

миропорядка, лишь в том случае, если он начинает со знаний о Боге" (р.67); H.H.Schmid,

" Wesen und Geschichte der Weisheit". BZAWIOI (1966): 21.

 

 

УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 497

(см.1, 31, 33, 36, 48, 72, III, 126-27, 132) см. выше стр.484. Они либо содержат определенные понятия или наставления (вместо гимнов или молитв) или рассматри­вают такие сложные вопросы, как благоденствие нечестивых и горести праведных. Как Песнь Песней Соломона, так и Плач Иеремии содержат много поучительного в своих ярких оборотах речи и в высотах стиля. Это, в частности, относится к аккростиховой структуре Плача. Кроме того. Кн.Иова и Екклесиаста, хотя и являясь примерами созерцательной мудрости, содержат множество притч.

В Новом Завете школа мудрости отражена во многих поучениях Христа, особенно в Его притчах, основанных на природе и Его способности ставить и решать сложные вопросы. Будучи " больше Соломона" (Мф. 12.42), Христос был Мастером поучения, исполняя и это ветхозаветное служение, наряду со служениями пророка, священника и царя. Послание Иакова, которое подчеркивает мудрость, нисходящую свыше (3.15), и использует аналогии с природой и притчи, — выдающийся пример новозаветной учительной литературы30.

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ:

Crenshaw, J.L. Old testament Wisdom: an Introduction. Atlanta: 1981. (Хороший широкий обзор.) Emerton, J.A. " Wisdom". Pp.214-237 in G.W. Anderson, ed,, Tradition and Interptetation.

(Особ.рр.221-231, " The Wisdom Literature and Other Parts of the Old Testament".) Gammie J.G. et ai., eds. Israelite Wisdom. Festschrift S.L. Tettien. New York: 1978. (Богословские

и литературные очерки.) Hubbard, D.A. " Wisdom". IBD, pp 1650f. (Часть приведенного выше материала заимствована из

этой статьи.)

_____ " Wisdom Literature". IBD, pp. 165 If, (Часть приведенного выше материала заимствована

из этой статьи.) Mack. 13. L. " Wisdom Myth and Mythology". Inter? 24 (1970): 46-60. (Рассматривает творчество

школ мудрости в истолковании послепленной обстановки.)

Morgan, D.F. Wisdom in the Old Testament Traditions. Atlanta: 1981. (Обзор роли мудрости в

различные периоды библейской литературы.)

Murphy, R.E. Wisdom Literature. Form of the Old Testament Literature 13. Grand Rapids: 1981. Scott, R.B.Y. The Way of Wisdom in the Old Testament. New York: 1971. (В частности, содержит

взгляды на различия между ветхозаветной и древней ближневосточной мудростью.) Wilken, R.L. Aspects of Wisdomin Judaism and Early Christianity. Norte Dame: 1975.

(Межкультурные очерки по мудрости в период поздней древности.)

30По поводу вклада литературы мудрости в Новый Завет см. H.Conzeimann " Wisdom in the NT", IDBS, PP.956-960.


ГЛАВА 42. ПРИТЧИ

КНИГА Притчей - это по сути собрание собраний. Разнообразие литературных стилей иллюстрирует широкий спектр значений еврейского слова masal, которое, очевидно, происходит от корня со значением " быть похожим" или " по сравнению с" 1. Таким образом, притча могла первоначально быть сравнением по типу тех, которые часто встречаются в Ветхом Завете:

" Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей"

(Притч. 16.24). или:

" Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем

ненависть" (15.17).

Однако, часто даже в наиболее древних притчах не встречается никакого сравнения (напр., "...от беззаконных исходит беззаконие"; 1 Цар.24.14). Эти изречения пред­ставляют собой сжатые, краткие фразы, в которые сведена мудрость жизненного опыта. В Притч. 1-9 masal также означает более длинные, похожие на проповедь высказывания, не являющиеся притчами в строгом смысле слова (ср.речи Иова, 27.1; 29.1). В других местах оно может означать присловье (Втор.28.37; Иер.24.9; Иез.14.8) или насмешливую песню (Ис.14.4 и далее), в которых судьба пострадавшего выстав­ляется уроком2.

ЗАМЫСЕЛ

Еврейские изречения наставляют, как добиться успеха в жизни, а Кн.Притчей -пособие по достижению этого. Приводя и иллюстрируя как положительные, так и отрицательные примеры, Кн.Притчей поясняет, что означает праведное и нечестивое поведение. Отсутствие указаний на историю Израиля и на великие пророчества не означает, что авторы их не знали. Напротив, их целью было применение принципов

1 Некоторые ученые связывают masal с корнем " править", так что притча первоначально

была словом, которое произносил правитель и которое, поэтому, было наполнено властью и

значением; CM.A.Bentzen, introduction 1: 168.

2 CM.A.R.Johnson, VTS 3 (1955): 162-69. Предположение о том, что masal " имеет значение,

схожее с " модель", " пример", " парадигма", см.в кн. W.McKane, Proverbs: A New Approach, p.26.

 

 

ПРИТЧИ 499

израильской заветной веры к повседневной жизни. Законы любви (Лев. 19.18; Втор.6.5; ср.Мк. 12.29-31) занимают центральное место в Ветхом Завете, и Притчи служат расширенным комментарием к ним. Каждый истинный израильтянин должен был рассматривать Божественный закон как безоговорочную обязанность, требова­ние полной верности и послушания3.

Это близко к понятию страха Божиего, который есть начало мудрости (Притч. 1.7; 2.5; 9.10; Иов.28.28; Пс.110.10). Как подчеркивают великие пророки, данная близкая к знанию Бога обязанность есть сознательное стремление угождать Ему всей жизнью своей. Основная цель Притчей - показать в четкой и запоминающейся форме, что означает быть полностью преданным Богу.

СОДЕРЖАНИЕ

Книга Притчей включает, по крайней мере, восемь отдельных собраний; каждое из них отмечено либо своей вводной фразой, либо имеет свой, отличный от других, литературный стиль. Притч. 1.1-6 - общее введение, или заглавие, поясняющее как назначение Книги, так и ее связь с именем Соломона, мудрейшего из мудрецов Израиля4.

Важность поучений (1.7-9.18). Гл. 1-9 иллюстрируют приемы мудрости в разгар этого движения в Израиле. Учитель обращается к ученику, как к сыну (напр., 1.8; 2.1; 3.1), и сохраняет отеческий тон в течение всего раздела. Преобладают устные назида­ния, на что указывают частые ссылки на слышание и запоминание; писание упомина­ется редко. Учитель повторял урок, чтобы ученик запомнил его и тоже повторил. Хотя гл. 1-9 не так легко поддаются запоминанию, как краткие, несвязанные изрече­ния в гл. 10-22, они содержат многочисленные речевые обороты и яркие выражения, облегчающие слушателю запоминание. Постоянное использование параллелизма, этого гениального приема семитской поэзии, само по себе способствовало запоми­нанию.

Цель автора - как можно ярче противопоставить плоды поиска и обретения мудрости результатам глупой и пустой жизни. Мудрость и глупость теснейше связаны как с религиозными воззрениями, так и с понятиями практической жизни. Мудрость начинается со страха Божиего и выдвигается во всю область жизни. Глупость не есть незнание, а сознательное пренебрежение принципами нравственно­сти и благочестия. Сочетание нравственной развращенности, духовной безответст­венности и социальной нечувствительности, описанное в Ис.32.6, - вот точный портрет глупца из Притчей5:

" Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы

действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать

хлеба и отнимать питье у жаждущего".

' CM.W.Eichrodt, Man in the Old Testament, trans. K. and R.G.Smith. SBT 4 (London: 1951).

4 Б.С. Чайлдз рассматривает значение этого введения как указание на то, что Кн.Притчей

принадлежит мировой сокровищнице мудрости, воплощением которой был Соломон (3

Цар.4.29-34; 10.1-29), а также на то, что учительство зародилось в начале монархии, а не в

период после пленения; Old Testament as Scripture, pp.55 If.

5 Предупреждение Христа в Мф.5.22 против того, чтобы называть кого-либо " безумным"

или " пустым человеком", вероятно, основано на этих коннотациях данного слова.

 

 

500 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Хотя главы 1-9 отнюдь не лишены конкретных наставлений, они, в первую очередь, служат для прояснения вопросов, возникающих при выборе между мудро­стью и глупостью, праведностью или беззаконием, и для подготовки к восприятию нескольких сотен конкретных притч, которые следуют далее. Восхваляя добродетели истинной мудрости, учитель настоятельно предупреждает ученика против некоторых преобладающих искушений: преступлений, связанных с насилием (1.10-19; 4.14-19), поспешного поручительства (6.1-5), лени (ст.6-11), коварства (ст. 12-15) и особенно от сексуальной распущенности (2.16-19; 5.3-20; 6.23-35; 7.4-27; 9.13-18). Яркие описания зловещих чар распутных женщин могут относиться не только к опасностям физического разврата, но и к бедам духовной нечистоты - поклонению ложным богам, которое часто описывают пророки (в частности, Осия: 1.2; 2.13; 4.12-15; и Иеремия: 3.1-13; 5.7-8) как прелюбодеяние или блуд. В связи с тем, что хананейская и другие ближневосточные религии предусматривали обрядовую проституцию, мудрец мог одновременно подразумевать и то, и другое. Глубоко религиозный характер этих глав (напр., 1.7; 3.5-12), их нравственная и социальная озабоченность и наставитель­ный, проповеднический стиль напоминают речи из Второзакония6.

Олицетворение мудрости в гл.8 имеет особую важность. Здесь премудрость по­казана в виде женщины, призывающей человеческий род следовать ее наставлениям и найти смысл жизни. Это олицетворение не лишено прецедентов в Ветхом Завете. Иов.28, например, описывает Премудрость как тайну, которую люди не могут по­стичь, несмотря на все технологические достижения (напр., успехи в области горного дела, ст. 1-11). Лишь Бог знает ответ на загадку премудрости (ст.23-28). В Притч. 1.20-33 она показана в виде женщины, на улицах и площадях призывающей людей от­казаться от своей глупости и обрести наставление и безопасность в Премудрости. Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава, и все стези ее -мирные (3.16-17).

Эта персонификация достигает своего апогея в 8.22-36, где Премудрость утвер­ждает, что она сотворена раньше всего остального, намекая даже на то, что она по­могала Богу в творении (ст.ЗО; ср.3.19)7. Данные утверждения имеют больше практи­ческое, чем богословское значение: Премудрость дает заверения о себе с тем, чтобы вызвать сердечную преданность (8.32-36). Следовательно, здесь весьма рискованно пытаться видеть гипостатизацию независимого бытия премудрости. Евреи мыслили конкретными, а не теоретическими категориями. Эта конкретность мышления часто приводила их поэтов к рассмотрению неодушевленных объектов и идей, как если бы они были личностями8.

6М. Вейнфельд настойчиво высказывался в пользу того, что на текст Второзакония оказали глубокое влияние писцы и учители иерусалимского двора во времена Езекии и позднее; " The Origins of the Humanism in Deuteronomy", JBL 80(1961): 241-47.

7 CM.W.F.AIbright " Some Canaanite-Phoenician Sources of Hebrew Wisdom", VTS3(1955): 8.

8CM.H.W.Robinson, Inspiration and Revelation in the Old Testament, p.260: " Это, несомненно, сильное и замечательное олицетворение Премудрости... Премудрость не есть сущность самостоятельная, хотя в этом поэтическом описании она выступает как имеющая независимое существование." Обратите внимание на G.von Rad, Wisdom in Israel, p. 153: Премудрость в Притч.8 " не имеет божественного статуса и не является гипостазированным качеством Яхве; напротив, она сотворена Яхве, и ей назначена определенная функция". Обзор предполагаемого хананейского и египетского происхождения этого олицетворения см.в KHJ.A.Emerton " Wisdom", pp.231-33 in G. W.Anderson, ed.. Tradition and Interpretation.

 

 

ПРИТЧИ 501

Такое олицетворение, ставшее еще более сильным в межзаветный период (напр., Сир.24.1-34), сыграло значительную роль в новозаветной христологии. Доктрина Логоса (" Слова") в Ин. 1.1-14 основана, по крайней мере, частично на Притч.8: и Премудрость, и Логос предвечны (8.22; Ин. 1.1)-участвуют в творении (8.30; Ин.1.3) и оказывают жизнедающее влияние (8.35; Ин. 1.4)9. Аналогичным образом описание господства Христа, сделанное Павлом в Кол. 1.15-20 и содержащее намеки на Притч.8, и конкретные указания на Христа как источник истинной премудрости (1 Кор. 1.24, 30) глубоко уходят корнями в Книгу Притчей10.

Вопрос об авторстве этих глав, возможно, никогда не будет решен окончательно. Надписание (1.1-6) приписывает всю Книгу Соломону. Поскольку он вновь упомина­ется как конкретный автор собрания, которое начинается на 10.1, гл. 1-9 принадлежат, вероятно, анонимным мудрецам. Рассматриваемые обычно среди поздних разделов Книги, эти очерки, возможно, были включены в Книгу только в 600 г. до Р.Х., хотя большая часть материала, видимо, восходит к более ранней эпохе. Учитывая количество параллелей между этим разделом (особенно гл.8-9) и угаритской и финикийской литературой, В.Ф. Олбрайт приходит к выводу о том, что " вполне вероятно, что афоризмы и даже более длинные разделы восходят к бронзовому веку, в основном, в их современном виде" 11. В противоположность склонности некоторых современных исследований датировать материал мудрости по длине, краткие изречения - более ранними, а более длинные - более поздними периодами12, существование длинных учительных изречений в Египте и Месопотамии задолго до времени Соломона свидетельствует о древности этой литературной формы. " Таким образом, длина более не может рассматриваться как критерий датировки различных частей Книги" 13.

Притчи Соломона (10.1-22.16). Этот раздел, состоящий из 375 притч, общепри­знанно считается старейшей частью Книги. Возросшее понимание учительной литературы и свежий взгляд на великолепие царствования Соломона подтвердили его репутацию покровителя израильского учительства. Близкие связи с египетским двором, доступ к иностранной учености, который давала широко раскинувшаяся империя, сравнительное спокойствие его царствования, административные новше-

9Dodd C.H., The Interperetation of the Fourth Gospel (Cambridge: 1953), p.275: Трудно противостоять выводу о тем, что хотя Логос... обладает многими чертами ветхозаветного Слова Божиего. он в то же время понятие, очень схожее с Премудростью, т.е. гипостазирован­ной мыслью Божией, проецируемой на творение и остающейся как имманентная сила внутри мира и человека". Обзор олицетворения мудрости на древнем Ближнем Востоке см.также в кн. H.Ringgren, Word and Wisdom (Lund: 1947).

10 CM. W.D.Davies, " Туе Old and the New Torah: Christ the Wisdom of God", pp.147-176 in

Paul and Rabbibic Judaism (New York: 1967). Тщательное рассмотрение роли мудрости в

христологии, особенно в вопросе о предвечности Христа, см.в кн. R.G.Hamerto-Kelly, Pre-

existence, Wisdom, and the Son of Man. Society for New Testament Studies Monograph 21

(Cambridge: 1 1973).

11 VTS 3(1955): 5.

12CM.O.Kaiser, Introduction, p.379.

13 R.N.Whybray, " Book of Proverbs", IDBS, p.702. Whybray (Wisdom in Proverbs. SBT 45 [London: 1965]) и C.Kayatz (Studien zu Proverbien 1-9. WMANT 22 [1966]) прослеживают связь между более длинными речами мудрости в гл. 1-9 и аналогичными египетскими произ­ведениями.

 

 

502 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

ства, требующие высокообразованного чиновничества, и баснословное богатство, позволяющее содержать большой штат писцов и летописцев, позволяли Соломону заниматься развитием культуры в масштабе, невозможном для его наследников. Со­четаясь с его богоданной мудростью (3 Цар.3.9-28), эти факторы поддерживают утверждения Библии относительно его деятельности в качестве мудреца (3 Цар.4.29 и далее [МТ 5.9 и далее]; Притч. 1.1; 10.1; 25.1)14.

Эти притчи обычно состоят из двух стихов (строк). В гл. 10-15 поэтическая струк­тура, в основном, антитетична: вторая строка параллелизма утверждает мысль, противоположную идее первой строки:

" Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын

беспутный" (10.5). Или:

" Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет" (ст.7). Такая структура наилучшим образом подходит для учения мудрости, ибо она про­ясняет как положительные, так и отрицательные последствия позиции или манеры поведения. Кроме того, она наглядно иллюстрирует убеждение мудрецов в том, что, в конечном итоге, перед человеком открываются лишь два пути - путь праведных (мудрых) и путь беззаконных (невежд), путь благословения и путь сурового осужде­ния (ср.Пс. 1).

В гл. 16-22 антитетический параллелизм употребляется умеренно. Преобладаю­щие структуры здесь - синтетический параллелизм, в котором вторая строка допол­няет первую:

" Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия"

(16.4). И синонимический параллелизм, в котором вторая строка подтверждает первую:

" Погибели предшествует гордость, и падению - надменность" (ст. 18).

Изречения в гл. 10-22 проявляют мало последовательности, " и невозможно вы­явить какую-либо систему в их группировке. Все, кроме немногих, классифициру­ются как утверждения или высказывания (aeM-Aussagen) с глаголами в изъявительном наклонении. Они содержат кратко сформулированные наблюдения из жизненного опыта:

" Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастия" (17.17).

Или:

" Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" (ст.22). В каждой из них урок подразумевается; ученику не дается прямого наставления 15.

Альтернативная форма — притчи, начинающиеся со слова " лучше":

" Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою" (16.8;

ср. 12.9; 15.16-17; 16.19; 17.1).

|4Относительно толчка, данного развитию учительной литературы и исторических писаний в царствования Давида и Соломона, см. в кн. M.Noth, History, p.216-224. Отрицательной стороной царствования Соломона стал его жестокий финансовый гнет и последующая потеря свободы гражданами; см. W.Brueggemann, In Man We Trust (Richmond: 1972), pp.64-77.

15 Этот тип - " самоподтверждающий, поддающийся либо эмпирической проверке либо опровержению"; J.Crenshaw " Wisdom", p.231 in J.H.Hayes, ed., Old Testament Form Criticism.

 

 

ПРИТЧИ 503

Это сравнение противопоставляет праведность, как бесконечно более предпочтитель­ную, несправедливости, которую не может компенсировать никакое богатство. Другая форма сравнения основана на " что.., то...":

" Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его" (10.26; ср.

11.22; 16.24; 17.8). Временами связующее слово отсутствует, и сравнение лишь подразумевается:

" Плавильня - для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь"

(17.3).

Такие сравнения демонстрируют веру евреев в " видимые связи, указывающие на всеобъемлющий порядок, в котором оба явления [приведенные в сравнении] связаны друг с другом" 16. Именно этот порядок пытались постичь мудрецы и выразить в своих притчах.

Несмотря на некоторый религиозный акцент (см. 15.3, 8, 9, II; 16. 1-9), большин­ство притч прямо не связаны с израильской верой, а основаны на наблюдениях над повседневной жизнью. Их суть чрезвычайно практична, часто подчеркивая выгоды или награды мудрой жизни (см. II. 18; 25-31). Некоторые библеисты, полагая, что чистая религия должна подразумевать поклонение Богу за то, что Он есть, а не за то, что Он дает, подвергали критике этот подход17. Однако, поскольку Бог еще не открыл тайну загробной жизни или роль страданий в Его искупительной программе, как мог практичный писец выразить свою мысль, не высветив благословение мудрых и за­блуждения глупцов18?

Слова мудрых (22.17-24.22). Заглавие этого раздела сокрыто в 22.17: " Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию".

Более очевидное заглавие, " Сказано также мудрыми..." (24.23), предполагает, что это отдельное собрание. Кто составил, собрал, отполировал и расположил данные из­речения, неизвестно. Они могли быть царскими писцами, назначенными составить собрание полезных афоризмов и наблюдений мудрецов (как, например, мужи Езекии, 25.1).

1Ь Von Rad, Wisdom inhrael, p. 120.

17 CM. N.K.Gottwald, A Light to the Nations (New York: 1959), p.472: " В своем нынешнем виде Книга Притчей - это попурри, состоящее из изречений и кратких поэм, в целом, зауряд­ных с точки зрения литературы, скучных с точки зрения этики и банальных с точки зрения религии... В силу своей очевидности ее [религиозно-этические] принципы утверждают необ­ходимость Бога лишь как Стража системы". Фон Рад более позитивен в оценке качества притч: " Лишь человек, позволивший своим чувствам отупеть в процессе рассмотрения этих материа­лов, или тот, кто не знает истинного замысла этой поэтической мудрости, может обманываться относительно величины интеллектуальных достижений наших учителей мудрости"; Wisdom in Israel, p. 5 0.

18To, как действовала эта доктрина вознаграждения и воздаяния, явилось предметом острых дискуссий. К. Кох видит в наказании, обещаемом глупцам, не следствие прямого дейст­вия Божиего, а неизбежный результат их беззаконных действий - почти автоматическое воз­даяние (26.27), которому лишь иногда помогает Яхве. Г. Гезе также подтверждает связь между действием и его последствиями, однако допускает большую степень Божественной свободы и вмешательства (ср.21.31). Обзор этих аргументов см в кн. Emerton " Wisdom", pp.216-18.

17 Зак. 3667

 

 

> 04 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Поучения Аменемопа. Египетские притчи, которые напоминают Притч.22.17-23.11

В отличие от предыдущего раздела, эти притчи, в основном, длиннее (многие из них составляют два и более стихов), более близко связаны и выдержаны по теме. Антитетический параллелизм встречается редко (см.24.16), а синонимический и особенно синтетический параллелизм употреблены достаточно часто. Затрагиваемые темы отличаются значительным разнообразием: забота о бедных (22.22, 27), уваже­ние к парю (23.1-3; 24.21-22), воспитание детей (23.13-14), умеренность в питии (ст. 19-21, 29-35), послушание родителям (ст.22-25) и нравственная чистота (ст.26-28). Здесь также присутствует религиозный акцент (22.19, 23; 24.18, 21), хотя притчи в основном практичны, и влияние израильской веры скорее подразумевается, чем выражено явно.

Характерная форма притчи здесь - наставление или увещевание (нем. Mahnwort). Эти глаголы стоят в повелительном или побудительном наклонении (приказание в третьем лице, обычно переводимое с помощью " Да..."), в утвердительной либо отрицательной форме:

" Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и

состареет" (23.22).

Увещевание несет в себе авторитет учителей и опыта, на который они полагаются, однако часто оно может быть подкреплено объяснениями:

" Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому

что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище" (ст.20-

21).

В этих наставлениях также присутствует идея о богоустановленном порядке, которым определяются следствия подчинения и неподчинения.

Изречения в 22.17-23.11 имеют примечательное сходство с разделом египетских притч Аменемопа (Аменофиса), написанных, вероятно, ок. 1000 г. или ранее. Ученые десятилетиями спорили о том. какое собрание оказало первичное влияние, однако в настоящее время преобладающее мнение склоняется к тому, чтобы отдать пальму

 

 

ПРИТЧИ

 

 

первенства Аменемопу19. Каким бы ни был их источник, эти притчи были сформули­рованы израильскими мудрецами в соответствии с исторической верой Израиля и, таким образом, стали частью богодухновенного послания. Например, Аменемоп пре­дупреждает: " Воздержись грабить угнетенных и пересиливать бессильных" (гл.П). А Кн.Притчей убедительно обосновывает запрет на такого рода грабеж: " Не будь грабителем бедного, потому что он беден; и не притесняй несчастного у ворот; потому что Господь вступится в дело их..." (22.22-23). Нижеприведенные места иллюстрируют параллели между Притчами и Наставле­ниями Аменемопа20: Аменемоп

Дай ухо твое, услышь то, что говорится; Дай сердце твое, дабы понять их. Полезно поместить их в сердце твое (гл. 1).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.