Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления взаимодействия семьи и школы в процессе обучения и воспитания






Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности, охватывающих всех или большинство членов коллектива. Ряд видов деятельности и соответственно форм сориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей. Распространены семейные формы работы. В реальной жизни коллектива рождаются комплексные формы совместной деятельности, в которых ограниченно сочетаются все вышеназванные.

Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. Методический инструментарий их может быть различной и определяется самими участниками [30, 52]:

Классное собрание. Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных заинтересованных людей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, быть сориентированным прежде всего на интересы и потребности детей, при обсуждении и выработке решений полезно формировать отдельные группы педагогов, учащихся и родителей.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков.

Предмет, тему, методику проведения общественного смотра знаний дети, родители и учителя определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между детьми. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результат познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы. [32].

Турнир знатоков может быть проведен между родителями и детьми, либо между семейными командами. Количество групп соответствует количеству туров. Каждая является организатором одного тура и участником всех остальных.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, сбор макулатуры и создание классной библиотеки.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; родительские школы по интересам [20]/

В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность групп детей, сформированных с учетом интересов и симпатий. Это подготовка к праздникам, обучение специальным умениям, разговоры по душам, встречи с интересными людьми.

Родительские школы по интересам организуются родителями для небольшой группы учащихся. На занятиях которые проводятся дома, дети не только приобретают конкретные трудовые умения и навыки, но и учатся общаться друг с другом, со взрослыми вне школы.

Вот некоторые формы совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей [18].

Вечер «Мир наших увлечений»

Цель: познакомиться с увлечениями родителей и детей, лучше узнать друг друга, помочь учащимся найти любимое занятие. Анкета для родит елей: чем занимаетесь в свободное время; о каком увлечении вы могли бы рассказать; чему могли бы научить школьников вашего класса. Анкета для детей: свое любимое занятие в свободное время; о каком своем увлечении мог бы рассказать; чему мог бы научить своих товарищей.

На основе данных анкетирования совет дела выделил несколько групп увлечений: музыка, живопись, животные, рукоделие, семейные праздники. Представители групп не только рассказали о своих увлечениях, но и наглядно продемонстрировали их, попытались научить других некоторым приемам мастерства. Участники вечера активно поддерживали своих товарищей: пели песни, выполняли шуточные конкурсы, мастерили.

Вечер откровенного разговора «Для чего мы учимся». Родители поделились своими воспоминаниями, как учеба в школе определила их судьбу, как они представляют и оценивают учебные успехи класса и своих детей, перспективу применения знаний в жизни. Учителя класса поделились своими впечатлениями, выводами о результатах учебного труда. Вопросы обсуждались всеми участниками с разных позиций: что самое главное для ученика в школе; что самое главное для родителей в школе; всем ли нужно и можно быть отличниками в учебе; что главное в учебе; что должна в первую очередь дать школа ученику; что ученик может дать школе. Ряд вопросов возник в ходе обсуждения. Разговор завершился экспромтными вопросами в адрес друг друга [29, 33].

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители, классный руководитель – воспитатели одних и тех же детей и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, путь достижения намеченных результатов [17, 41].

Так же как и педагоги, каждые отец и мать желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми, они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов педагог может получить от них нужный совет. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формирование жизненных ценностных ориентаций [17].

В то же время значительная часть родителей не профессиональные воспитатели, они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактор с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют классные руководители. Достижение этой цели возможно, если классный руководитель исключает в работе с родителями дидактизм не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. При общении с родителями должны чаще звучать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть?», «Хочется услышать ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения классного руководителя с родителями должна показать, что педагог нуждается в них, в объединении усилий, что родители - его союзники и он не может без их совета и помощи [7, 48].

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и семьи. Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей. Можно обсудить с родителями следующие вопросы [4, 19]:

1.Что понимают под сотрудничеством людей? Назвать основные его проявления.

2.Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?

3.В чем школа может помочь родителям, а родители – школе?

4.Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудничать?

5.Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?

6.Назовите возможные формы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.

7.Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями на групповых консультациях.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия родителей и педагогов. Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести классный руководитель, в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения выносимых вопросов [26, 42].

Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместным поиском мнений. Один из эффективных способов повышения активности и творчества участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а затем поделиться полученными результатами. На основе этого педагоги и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта [29].

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения тех или иных вопросов.

В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе [5].

Целесообразно осуществлять подготовку занятий поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов. Либо подбирают материал и проводят занятия своими силами. Если приглашается специалист организаторы предварительно обговаривают с ним круг проблем, придумывают способы привлечения к активизации участников занятия.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а конференция для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих наибольший практический интерес. Выступающими в этом случае могут стать родители, достигшие в решении тех или иных проблем положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов: проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответ на другие приглашаются специалисты (например, по вопросам психологии, полового воспитания. Ряд проблем может стать основой для специально подготовленного диспута [21].

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всем включиться в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута разбившись по группам, сами могут сформулировать наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них самые важные, с которых можно начать обсуждение. Для подведения итогов совету дела, педагогу или кому-то из родителей можно подготовить обобщающее сообщение, используя специальную литературу. Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы [11].

Встречу с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их положения. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем м сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей. Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. Классный руководитель проводит групповые консультации, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения [44].

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя, классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебе. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых занятий может быть связан с обучением родителей знаниям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работ в выходные дни. Особую заботы классного руководителя, педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей, как привлечь их к воспитательной работе класса, повысить роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи, проводят конференции, размышления-консультации.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относятся беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если с каждым родителем удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать к себе доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это лучше помогает понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим давлением успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость [10].

В индивидуальной форме воздействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность ее значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Достигнутая в результате высокая их включенность в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию учиться, к улучшению поведения детей, положительному развитию самооценки, более полному выполнению домашних заданий, к улучшению психологического климата в школе и мнения родителей об учителях. Интерес для отечественной школы представляет опыт взаимодействия педагогов и родителей в американских учреждениях [27].

Например, американские педагоги обращают особое внимание на индивидуальную работу, проводимую в форме непосредственного или опосредованного взаимодействия. В качестве определенного взаимодействия школой разрабатываются памятки для родителей, в которых содержится основная необходимая им информация. Другой формой опосредованного общения классного руководителя и семьи являются календари, которые составляются на месяц или четверть. Третьей формой являются газеты для родителей [34].

В отечественной же школе содержание работы с родителями строится несколько другим образом. Педагогическое просвещение –ознакомление родителей с психолого-педагогическими знаниями, основами воспитания детей, актуальными проблемами семьи и школы (приобщение детей к труду, возрастные психологические особенности, мотивация учения, гражданское становление, нравственное воспитание и т.д.). В российских школах принято следующее:

Оповещение о ходе развития ребенка – регулярное извещение родителей о результатах учебной деятельности, о самочувствии ребенка в школе, в классном коллективе, о соблюдении им норм поведения, о проявляющихся склонностях и интересах.

Приобщение к коллективной классной деятельности – организация участия родителей в некоторых классных мероприятиях, таких, как посещение театра, работа по ремонту и благоустройству школы, классные праздники и др. [50].

Обсуждение процесса и результатов воспитания – совместные (педагога и родителей), размышления, раздумья, определение наилучших средств и методов воспитания, путей разрешения сложных, конфликтных ситуаций. Самыми распространенными, популярными и доступными формами взаимодействия с родителями учащихся в современной школе являются:

Родительский университет систематически проводимые в школе (обычно раз в четверть) лекции по психологии, педагогике, этике, гигиене, праву. Лекторами могут выступать как педагоги школы, так и приглашенные специалисты.

Индивидуальные беседы – обсуждение проблем, важных для конкретного ученика и его семьи. Встреча с родителями организуется для того, оценить достигнутое, поставить новые задачи, найти путь помощи, если это необходимо. В беседе обязательно должен принимать участие и ученик, чтобы он видел, что это не заговор против него, а проявление внимания, заботы, сердечности, беспокойства.

Письма-характеристики – время от времени, направляемые через детей короткие извещения об их успехах за определенный период (месяц, четверть, полгода). Ученики очень любят эту форму общения с родителями, потому что в этих коротких письмах содержится анализ их работы, поведения, характера. Открытые письма намного эффективнее закрытых: «тайное» вызывает у детей недоверие. К письмам - характеристикам классный руководитель может прибегнуть уже через одну-две недели после начала учебы.

Записки-извещения (о собрании, занятии университета, приглашение к классным мероприятиям, поздравление и т.д.). Если содержание записок одинаково для всех родителей их могут написать сами дети, а педагог только поставит подпись. Постепенно следует приучать детей и родителей к тому, что на письма следует отвечать, хотя бы кратким оповещением о том, что получена записка [11, 34].

 

Содержание, формы и методы взаимодействия учителя и специалиста ОБЖ с семьями учащихся в процессе патриотического и общего воспитания

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В школе, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью связиста, кинолога, водителя, санинструктора. Ведь освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до призыва на службу в ряды Российской армии уже ознакомился с устройством и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора. Укрепляют силу воли, вырабатывают у молодых людей терпение: походы, состязания, военизированные игры.

Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед педагогами, весьма сложная и ответственная. Патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем системообразующим направлениям [14, 15]:

Первое направление: Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

· Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины.

· Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.

· Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

· Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

К данным мероприятиям желательно привлечение родителей учащихся, которые должны подавать детям пример отношения к ветеранам, памятным датам в военной истории России. Родители могут оказать непосредственную помощь в организации мероприятий. Функция учителя ОБЖ и классного руководителя – правильно разъяснить родителям учащихся их роль в организации. Многие родители полагают, что должны оказывать финансовую помощь школе, а не участием в ее мероприятиях. Многие родители даже поощряют своих детей при отказе от участия в воспитательных и патриотических мероприятиях в пользу хозяйственных дел семьи, развлечений и т.п.

Второе направление: Военно-спортивные игры.

Прежде всего, это «Зарница» и «Орленок», которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи «ШКОЛА – АРМИЯ». Опыт проведения игры «Зарница» показал популярность и важность этой формы патриотического и физического воспитания обучающихся. «Зарница» оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Не менее важную роль в патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества (см. Приложение). Непосредственное участие родителей усиливает воспитательный эффект мероприятий.

Третье направление: Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.

Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.

Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Специальный раздел в предмете ОБЖ – «Основы военной службы» - призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

Уроки по разделу Общая Воинская Служба (ОВС) являются особенным звеном в системе патриотического воспитания школьников, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по основам военной службы.

Созданный кабинет ОБЖ является воспитательным центром военно-патриотической работы в школе. Наличие в школе подобного воспитательного центра военно-патриотической работы способствует приданию всей проводимой работе системности, закреплению позитивных традиций. В кабинете ОБЖ имеется уголок боевой Славы, где помещены материалы по поисковой работе, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений.

На базе кабинета ОБЖ возможно:

· Проведение уроков истории, литературы, а также других предметов по материалам военно-патриотической направленности. Это способствует тесной взаимосвязи патриотического воспитания на уроках и вне уроков.

· Организация встреч школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях.

· Организация учебы юнармейцев.

· Проведение уроков Мужества, бесед, классных часов, просмотров видеофильмов, занятий военно-прикладных кружков.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.