Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие структуры связного высказывания у дошкольников
Одной из важнейших сторон воспитания детей старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, в которой отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в логичной, правильной, четкой речи. Умение связно излагать содержание развивается у детей лишь при целенаправленном руководстве педагога, путем систематического обучения. Исследования по проблеме развития связной речи у дошкольников проводятся под руководством О. С. Ушаковой. Изложим одно из этих исследований. В начале учебного года (сентябрь) детям давались задания пересказать сказку, рассказ и предлагали составить самocтoятeльный рассказ по картине, игрушке и на тему. Речь детей записывалась на магнитофонную ленту. Анализ детских пересказов и рассказов проводился по показателям содержательности, последовательности грамматической правильности, точности и богатства языковых средств. Связность высказывания в целом существенно зависит от уровня владения построением отдельного предложения, от сформированности «программирования» речевого высказывания в самых различных ситуациях, от умения связывать отдельные предложения в единое целое. Для характеристики связности большое значение имеет выявление типов связей между предложениями. В анализе этих связей О. С. Ушакова опирал ась на некоторые теоретические положения Г. Я. Солганика (1972), который рассматривает в стилистическом плане все единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Предложение и словосочетание - важнейшие синтаксические единицы, но наряду с ними в связной речи «большое значение приобретает изучение групп тесно связанных между собой самостоятельных предложений, образующих качественно новую синтаксическую единицу» [С. 7]. Упрощенно строение связной речи автор представляет следующим образом.
Слова и словосочетания, соединяясь между собой с помощью грамматических средств, образуют предложение. Всякое словесное произведение состоит из предложений, но «СВЯЗЬ» предложений не является нерасчлененной массой. Связная речь легко членится на единства - группы связанныx между собой предложений. Важнейшее значение для синтаксиса связной речи имеет выражение в речи совокупности связанных между собой суждений, то есть соответствие процесса мысли процессу речи. Но если существует смысловая связь между предложениями, то должны существовать и грамматические средства выражения этой связи. Со стороны грамматической предложение характеризуется структурной законченностью. Со стороны же содержания предложение, изолированное от контекста, не закончено и приобретает смысл лишь в потоке связной речи. Структурная соотнесенность предложений, их теснейшaя синтаксическая связь выражается в повторе субъекта или предиката и называется цепной. Грамматическая цепная связь отражает последовательное движение, развитие мысли в связной речи. Двигателем мысли обычно является предикат суждения, то есть новое знание о предмете. В потоке монологической речи предложения тесно связаны между собой, и обычно предыдущее предложение обусловливает структуру последующего. Помимо лексического повтора, средствами выражения цепной связи может быть употребление синонимических слов, использование местоимений вместо повторения слова и др. Все эти средства выражают устойчивые синтаксические отношения между законченными предложениями связной речи. Наиболее широко распространена в речи цепная местоименная связь, отличающаяся богатством и разнообразием средств выражения. Группа связанных по смыслу и синтаксической законченности предложений называется прозаической строфой, которая имеет определенную структуру и композицию. Наибольшей самостоятельностью обладает первое предложение - зачин, служащее синтаксическим и смысловым центром строфы и определяющее ее структуру и развитие мысли. Цепные строфы характеризуются единством и однотипностью их строения, то есть цепными связями между предложениями. Все предложения цепной строфы объединяются одинаковым отношением говорящего к предмету высказывaния - цепная строфа представляет модальное единство: все предложения ее объединяются отношением говорящего к предмету высказывания. Между законченными предложениями связной речи помимо цепной существует параллельная связь, которая выражается в параллелизме синтаксического строения соединяемых предложений. Синтаксическая сущность параллельной связи, как и цепной, заключается также в структурной соотнесенности предложений. Исходя из этих положений, О. С. Ушакова провела вторичный анализ пересказов и рассказов детей. Основной целью этого анализа было выявление связей между предложениями и прозаическими строфами в детских высказываниях и, прежде всего, в пересказе готового текста. Детям был задан готовый литературный текст, то есть задана композиция рассказа (зачин, кульминация, развязка), связи между разными частями рассказа. Важно было проследить трансформацию этих связей при пересказе. Для этого прежде всего был проанализирован текст рассказа и установлены связи между предложениями и прозаическими строфами.
|