Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие структуры связного высказывания у дошкольников






 

Одной из важнейших сторон воспитания детей старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, в ко­торой отражается логика мышления ребенка, его умение ос­мыслить воспринимаемое и выразить его в логичной, прави­льной, четкой речи. Умение связно излагать содержание раз­вивается у детей лишь при целенаправленном руководстве педагога, путем систематического обучения.

Исследования по проблеме развития связной речи у дошкольников проводятся под руководством О. С. Ушаковой. Изложим одно из этих исследований.

В начале учебного года (сентябрь) детям давались задания пересказать сказку, рассказ и предлагали составить самocтoятeльный рассказ по картине, игрушке и на тему. Речь детей записывалась на магнитофонную ленту. Анализ дет­ских пересказов и рассказов проводился по показателям со­держательности, последовательности грамматической пра­вильности, точности и богатства языковых средств.

Связность высказывания в целом существенно зависит от уровня владения построением отдельного предложения, от сформированности «программирования» речевого выска­зывания в самых различных ситуациях, от умения связывать отдельные предложения в единое целое.

Для характеристики связности большое значение имеет выявление типов связей между предложениями. В анализе этих связей О. С. Ушакова опирал ась на некоторые теоре­тические положения Г. Я. Солганика (1972), который рас­сматривает в стилистическом плане все единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, сложное синтаксиче­ское целое.

Предложение и словосочетание - важнейшие синтаксические единицы, но наряду с ними в связной речи «большое значение приобретает изучение групп тесно связанных меж­ду собой самостоятельных предложений, образующих каче­ственно новую синтаксическую единицу» [С. 7].

Упрощенно строение связной речи автор представляет следующим образом.

 

Слова и словосочетания, соединяясь между собой с помощью грамматических средств, образуют предложение. Всякое словесное произведение состоит из предложений, но «СВЯЗЬ» предложений не является нерасчлененной массой. Связная речь легко членится на единства - группы связанныx между собой предложений.

Важнейшее значение для синтаксиса связной речи имеет выражение в речи совокупности связанных между собой суждений, то есть соответствие процесса мысли процессу речи. Но если существует смысловая связь между предложе­ниями, то должны существовать и грамматические средства выражения этой связи.

Со стороны грамматической предложение характеризуется структурной законченностью. Со стороны же содержа­ния предложение, изолированное от контекста, не законче­но и приобретает смысл лишь в потоке связной речи.

Структурная соотнесенность предложений, их тесней­шaя синтаксическая связь выражается в повторе субъекта или предиката и называется цепной. Грамматическая цеп­ная связь отражает последовательное движение, развитие мысли в связной речи. Двигателем мысли обычно является предикат суждения, то есть новое знание о предмете.

В потоке монологической речи предложения тесно связа­ны между собой, и обычно предыдущее предложение обусловливает структуру последующего.

Помимо лексического повтора, средствами выражения цепной связи может быть употребление синонимических слов, использование местоимений вместо повторения слова и др.

Все эти средства выражают устойчивые синтаксические отношения между законченными предложениями связной речи. Наиболее широко распространена в речи цепная мес­тоименная связь, отличающаяся богатством и разнообрази­ем средств выражения.

Группа связанных по смыслу и синтаксической законченности предложений называется прозаической строфой, которая имеет определенную структуру и композицию. Наибольшей самостоятельностью обладает первое предло­жение - зачин, служащее синтаксическим и смысловым центром строфы и определяющее ее структуру и развитие мысли.

Цепные строфы характеризуются единством и однотип­ностью их строения, то есть цепными связями между предложениями. Все предложения цепной строфы объединяются одинаковым отношением говорящего к предмету высказы­вaния - цепная строфа представляет модальное единство: все предложения ее объединяются отношением говорящего к предмету высказывания.

Между законченными предложениями связной речи по­мимо цепной существует параллельная связь, которая выра­жается в параллелизме синтаксического строения соединяе­мых предложений. Синтаксическая сущность параллельной связи, как и цепной, заключается также в структурной соот­несенности предложений.

Исходя из этих положений, О. С. Ушакова провела вто­ричный анализ пересказов и рассказов детей. Основной це­лью этого анализа было выявление связей между предложе­ниями и прозаическими строфами в детских высказываниях и, прежде всего, в пересказе готового текста.

Детям был задан готовый литературный текст, то есть за­дана композиция рассказа (зачин, кульминация, развязка), связи между разными частями рассказа. Важно было просле­дить трансформацию этих связей при пересказе.

Для этого прежде всего был проанализирован текст рассказа и установлены связи между предложениями и прозаи­ческими строфами.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.