Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление демократии и либерализация экономики в Аргентине в середине 1980-1990-е.




Середина 80-х переход от диктатуры к демократической форме правления. Приход к власти 10.12.83 конституционного правительства радикалов во главе с Раулем Альфонсином (1983-1989). Восстановлены демократические свободы, легализованы партии, профсоюзы, общественные организации, отменено преследование по политическим мотивам, разрешено вернуться на родину политэмигрантам. Начались реорганизация и сокращение вооруженных сил, урезаны расходы на оборону. Во внешней политике: участие Аргентины в Движении неприсоединения. В 1984 Аргентина стала Аргентина стала одним из учредителей вместе с президентами Мексики, Индии, Танзании, Швеции и Греции «Делийской шестерки» - за ядерное разоружение и разрядку напряженности в мире от имени представляемых ими регионов мира. Видная роль принадлежала правительству Аргентины в создании Группы поддержки Контадоры (1985) и в выступлениях против военного вмешательства в дела Центральной Америки. Достижения урегулирования в 1984-1985 пограничного конфликта Аргентины с Чили в районе пролива Бигл около огненной земли.

Аргентина протестовала против милитаризации Великобританией Мальтийских островов и установления вокруг них Лондоном в 1987 150-мильной зоны безопасности, затрагивавшей права Аргентины на территориальные воды, что еще более обострило отношения двух стран. Правительство высказалось за решение спора о принадлежности островов путем переговоров. Аргентине удалось добиться поддержки своей позиции странами ЛА Движением неприсоединения и Генеральной Ассамблеей ООН, но Великобритания отказывалась обсуждать этот вопрос.

Давнее соперничество Аргентины с Бразилией сменилось при Альфонсине в 1986 соглашением об интеграционном союзе двух крупнейших стран Южной Америки, которые участвовали в более широкой группе Рио-де-Жанейро, образованной в конце 1986 для координации усилий в области экономики и внешней политики. Общим стало требование превратить Южную Атлантику в зону мира. Еще в годы военного режима расширилась торговля с СССР. СССР покупатель аргентинского зерна и мяса. В 1986 впервые в истории президент Аргентины посетил СССР, заключил соглашение об экономическом, научном и культурном сотрудничестве и договор о рыболовстве в Южной Атлантике. В 1980-1982 кризис – внешняя задолженность, инфляция, безработица. В 1985 план оздоровления экономики «Аустраль»: урезан госбюджет, распродажа госпредприятий, заморожены цены и зарплата, вводилась денежная единица «аустраль».В 1987 ситуация стала ухудшаться. Забастовки, предприняты попытки военного мятежа. На выборах 14 мая 1989 победил перонист Карлос Менем, пострадавший от репрессий при военном режиме, выступал за приостановку платежей по внешнему долгу, обещал повысить зарплату и снизить налоги. Предпочел тезис «о гуманном капитализме». Сократил бюджетные ассигнования и установил контроль над ростом цен и зарплаты. Это привело к увеличению безработицы и падению зарплаты, но инфляция уменьшилась.



В 1989 приватизация в 35 гос. компаниях: транспорта, средств связи, ряда нефтехимических заводов. Предусматривалось сокращение бюрократического аппарата. Строгая антиинфляционная политика усугубила экономический спад. В 1990 принят новый пакет по сдерживанию инфляции. Были увеличены подоходные налоги, цены на горючее, электроэнергию, транспорт. В 1991 снижены импортные пошлины, чтобы сбить цены на внутреннем рынке и стимулировать конкурентоспособность национального производства. В результате рост импорта потребительских товаров в три раза в п/п 1992. Был упразднен гос. контроль над ценами и валютным рынком, отменены субсидии на товары первой необходимости, введена конвертируемость аргентинской валюты. С 1992 восстановлен песо. Власти усилили контроль над сбором налогов. Приток в казну увеличился в 1,5 раза. В 1993 удалось восстановить доверии кредиторов, добиться от коммерческих банков отсрочек и льгот в выплатах внешней задолженности. Но это привело к вытеснению национальной продукции и разорению многих аргентинских предпринимателей. Подрывался престиж Менема. В 1990 подавлен мятеж военных.

В 1994 реформирование конституции Аргентины. Срок полномочий президента сокращался с 6 до 4 лет, но с правом повторного переизбрания. Вводилась должность главы кабинета министров, назначаемого президентом, но ответственного перед парламентом. В 1991 Аргентина вышла из Движения неприсоединения, стремясь к сближению с США и странами запада. В 1990 нормализация отношений с Великобританией, восстановление сотрудничества с ЕЭС. В 1991 Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай подписали в Асуньоне соглашение о создании Общего рынка Юга Америк (МЕРКОСУР), т.е. постепенная отмена тарифов к 1995 м введение свободной торговли между ними. Сократились торгово-экономические отношения с Россией из-за кризисных ситуаций на территории бывшего СССР. Аргентина высказалась против прямого вмешательства во внутренние дела на Кубе и сохраняла торгово-экономические отношения с ней. При Менеме Аргентина ратифицировала договор 1967 года о превращении ЛА в зону свободную от ядерного оружия, отказавшись от стратегических ракетно-ядерных программ и согласившись на контроль на ядерной технологией. Прекратилась продажа ядерных реакторов и военной технологии Ираку и Ирану.




21.Мексика во второй половине 1940-х – 1960-е г.

Деятельность правительства Карденаса создала благоприятные предпосылки для экономического прогресса и «импортозамещающей индустрии». Мексика середины века отличалась длительным и устойчивым ростом экономики. К 1958 по общему объему промышленной продукции вышла на 1 место в ЛА. Активную стимулирующею роль играл гос. сектор. После реформ Карденаса государству принадлежали ж/д, и нефтеперерабатывающая промышленность. Выросло количество рабочих, увеличился с/х пролетариат, усилилась крупная промышленность и финансовая буржуазия. Продолжало расти мелкое производство. В 1960 > 80% всех предприятий были кустарно-ремесленными.

В послевоенной Мексике доля промышленности в валовом внутреннем продукте превышала долю с/х. Страна постепенно превращалась в промышленно-аграрную. Но с/х сохраняло важную роль в экономике. На смену Карденасу 1.12.40 пришло правительство Авилы Камачо (1940-1946), начавшее отход от преобразовательной деятельности. Преобладали буржуазные и бюрократические круги, интерес в том, чтобы использовать результаты преобразований для ускорения капиталистического прогресса, и упрочения своего положения. Прежний лозунг «демократии трудящихся» был заменен лозунгом «индустриальная революция» и «национальное единство». Осуществление аграрной реформы затормозилось. С 1940 до 1958 крестьяне получили земли гораздо меньше, чем за 6 лет при Карденасе. Камачо сделал упор на развитии с/х производства и стимулировании частного хозяйства. В 1940 декрет о «парцелизации» эхидальных общин: отказ от стимулирования кооперативных форм хозяйствования в эхидах (общинах). Крупные землевладельцы стали получать удостоверения в неприкосновенности их земель.

В 1942 соглашение с США о ликвидации американо-мексиканского конфликта, возникшего в связи с национализацией нефти. Мексиканская гос. компания Пемеко сохранила в своих руках нефтяную промышленность, но с 1941 иностранный капитал получил право на участие в контрактах о техническом сотрудничестве. Стимулировался местный промышленный капитал, предоставлялись налоговые льготы, кредиты. В 1941 создана Национальная палата обрабатывающей промышленности. Для сохранения своего влияния среди трудящихся правящие круги Мексики в период Камачо использовали идею «пермонентной» (непрерывно продолжающейся) Мексиканской революции. Конечная ее цель – достижение на основе сотрудничества всех производительных классов экономического процветания и социальной справедливости. Правящая партия Мексиканской Революции (ПМР) в 1946 была переименована в Институционно-революционную партию (ИРП). Она состояла из 3 секторов – рабочего (профсоюзного, крестьянского и народного). В политической жизни ИРП заняла монопольное положение как организация, претендующая на объединение всех слоев общества. Глава партии – президент. В Мексике сложился устойчивый Конституционный режим с регулярными выборами и сменяемостью властей. Но этому режиму были присущи авторитарные черты: бессменная монополия ИРП на гегемонию в обществе и государстве, засилье партийно-государственной бюрократии. Армия - составной элемент политической системы. Военная элита была включена в политический аппарат, получила возможность обогащения, но было лишена самостоятельности. Это также обеспечивало стабильность и отличало Мексику от многих стран региона, где армия играла роль автономной политичекой силы.

С 1946 у власти правительство Мигеля Алемана (1946-1952), банкира, представителя правого крыла ИРП, склонного защищать интересы финансовой и промышленной верхушки и выступавшего за развитие экономического сотрудничества с США. Проведение аграрной реформы почти прекратилось. В 1947 было разрешено расширять долю иностранного капитала в смешанных компаниях за пределы установленного ранее максимума в 49%. В 1957 США занимают монопольное положение во внешней торговле Мексике. «Холодная война» в меньшей степени повлияла на внешнюю политику по сравнению с большинством латиноамериканских республик. Мексика сохранила нормальные дипломатические отношения с СССР, присоединилась к военному договору Рио-де-Жанейро, но отказалась заключить двустороннее соглашение с США и послать свои войска в Корею.

Правительство Руиса Кортинеса (1952-1958) внесло некоторые коррективы во внутреннюю и внешнюю политику. Приняты меры против коррупции, в 1953 предоставлено избирательное право женщинам. В 1954 Мексика отказалась поддержать резолюцию Каракасской межамериканской конференции, санкционировавшую интервенционистские действия под флагом ОАГ в регионе, выступила против интервенции в Гватемале. Оппозиционные партии имели ограниченные возможности для своей деятельности и не могли создать реальную угрозу монополии ИРП на власть.



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал