Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к промежуточной аттестации по дисциплине. Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Методология и методы педагогических исследований» является зачет в 4 семестре.
Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Методология и методы педагогических исследований» является зачет в 4 семестре. Примерный перечень вопросов к зачету 1. Предмет и задачи курса «Методология и методы педагогических исследований». Основные категории курса. 2. Условия и пути формирования знаний, умений и навыков научно-исследовательской и научно-познавательной деятельности. 3. Методология педагогики: определение, задачи, функции. 4. Философский и общенаучный аспекты методологии науки. 5. Характер соотношения научной и практической деятельности. 6. Типы методологии как науки о методах научного познания. 7. Уровни методологического знания и их характеристика. 8. Основные правила и процедуры исследовательской работы. 9. Методологические категории, характеризующие педагогическое исследование. 10. Средства методологической рефлексии в педагогическом исследовании. 11. Метод исследования: определение, сущность. Место и роль методов исследования в структуре научного исследования. 12. Взаимосвязь предмета и методов исследования. Классификации методов исследования. 13. Общая характеристика методов педагогических исследований. Исследовательские возможности различных методов. 14. Теория познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Единство эмпирического и теоретического в каждом научном исследовании. 15. Метод наблюдения. Характеристика наблюдения как научного метода. 16. Предмет педагогического наблюдения и виды наблюдений. Средства наблюдения. 17. Выбор предмета наблюдения. Протоколирование наблюдения. Требования к наблюдению и подготовка наблюдателей. 18. Возможности и границы метода наблюдения. Меры повышения точности и надежности наблюдения. Развитие способностей у педагогов к наблюдениям. 19. Обобщение педагогического опыта: индивидуального и массового. 20. Метод эксперимента. Характер и задачи педагогического эксперимента. Планирование эксперимента. 21. Некоторые трудности экспериментирования в педагогике. 22. Естественный и лабораторный эксперименты в педагогических исследованиях. 23. Интерпретация эксперимента, достоверность его результатов. Значение эксперимента в педагогике и его отношение к другим методам исследования. 24. Метод анкетирования. Характеристика анкетирования как метода исследования. 25. Формулировка вопросов анкеты и типы ответов. Виды анкет и их составление. 26. Метод беседы (интервьюирование). Характеристика беседы как метода исследования. Ход беседы и ее запись. 27. Анализ содержания педагогических документов. Количественный и качественный анализ документов. 28. Проективные методы. 29. Некоторые способы измерения в педагогических исследованиях. 30. Тесты педагогические. Возможности применения тестов в исследованиях. 31. Признаки тестов: объективность, модальность, стандартизированность. 32. Классификация тестов: тесты достижений, тесты способностей, тесты личности, комплексные тесты. 33. Технология создания и адаптации тестовых методик. Требования к процедуре тестирования. 34. Шкалирование. Измерение при изучении социальных отношений. 35. Метод экспериментальной оценки. Использование его в педагогических исследованиях. 36. Характеристика эмпирических методов педагогических исследований. 37. Характеристика теоретических методов педагогического исследования. 38. Диалектическое единство анализа и синтеза, индукции и дедукции. 39. Методы моделирования. 40. Единство логического и исторического в педагогических исследованиях. 41. Применение системы методов в педагогических исследованиях. 42. Выбор методов исследования. 43. Диагностика процессов образования. 44. Мониторинг в образовании, составление его содержания. 45. Инновации, их сущность и характеристика. 46. Функции этапов исследовательской диагностики. 47. Педагогическое обследование. 48. Систематизация результатов, их интерпретация и изложение. 49. Апробация работы. Апробация исследования – условие истинности результатов. 50. Оформление результатов исследования. 51. Основные виды изложения материалов исследования: научный опыт, доклад, сообщение, статья, рецензия, методические рекомендации и т.д. 52. Цели и задачи научно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях. 53. Организация научно-исследовательской деятельности, возможные пути ее осуществления. 54. Характеристика деятельности организатора научно-исследовательской работы в учебном заведении. 55. Методика исследовательской работы в образовательном учреждении. 56. Характеристика основных условий, необходимых для организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях
|