Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Тема 3.3. Анализ результатов деятельности и детерминант стратегии
Цель темы: данная тема рассматривает два направления стратегического внутреннего анализа: исследование результатов деятельности (так как часто неудовлетворительные показатели становятся стимулами к изменению стратегии) и исследование характеристик (детерминант), определяющих выбор стратегии. В результате изучения темы студент должен знать: - понятие рентабельности капитала и факторы, определяющие изменение этого показателя; - понятие рыночной доли и факторы, определяющие ее изменение; - детерминанты стратегии.
План темы: 3.3.1 Анализ результатов деятельности 3.3.2 Детерминанты стратегии
Рекомендуемая литература по теме: 1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Дэвид А. Аакер; пер. с англ. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 496 с. 2. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Жан-Жак Ламбен; пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2007. - 800 с. 3.3.1 Целью внутреннего анализа является глубокое изучение компании. Детальность внутреннего анализа объясняется его стратегическим значением, а также доступностью больших объемов информации. Внутренний анализ начинается с изучения финансового состояния компании, показателей прибыльности и объема продаж. Часто неудовлетворительные показатели становятся стимулами к изменению стратегии. В соответствии с результатами анализа деятельности принимаются стратегические решения об объеме инвестиций в бизнес или об отказе от них. Другое направление внутреннего анализа связано с ограничивающими или определяющими выбор стратегии характеристиками компании. В рамках стратегического финансового анализа И.Н. Яковлева [40] выделяет два направления: сравнительный финансовый анализ и анализ финансовых коэффициентов. Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этого метода рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей: сравнительный анализ финансовых показателей данной компании и среднеотраслевых показателей, показателей компаний-конкурентов, сравнение показателей отдельных структурных единиц и подразделений компании, а также сопоставление отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. Анализ финансовых коэффициентов (R-анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности компании между собой: коэффициенты оценки финансовой устойчивости, коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности), коэффициенты оценки оборачиваемости активов, коэффициенты оценки оборачиваемости капитала, коэффициенты оценки рентабельности и другие. По мнению Д.Аакера [1], построение адекватной системы оценок деятельности компании – сложный процесс, зависящий от различных исходных предпосылок. Исследование корпоративных целей крупных компаний, проведенное профессором Шетти (Y.Shetty), показало, что 89% компаний используют оценки прибыльности, 82% - объем продаж. Общепринятым индикатором результативности бизнеса является показатель прибыли на собственный капитал (ROЕ). Как отмечает М.Скотт (M.Scott) [33], рентабельность капитала определяется множеством параметров бизнес-стратегии. Во-первых, на нее влияет эффективность использования активов для обеспечения продаж (коэффициент оборачиваемости активов). Во-вторых, на рентабельность собственного капитала влияет эффективность, с которой объем продаж преобразуется в чистую прибыль (рентабельность продаж по чистой прибыли). В-третьих, рентабельность собственного капитала зависит от степени использования кредитного рычага или долговой нагрузки, т.е. от соотношения величины заемного капитала (долга) и балансовой стоимости собственного капитала. Чем выше соотношение стоимости совокупных активов и балансовой стоимости собственного капитала, тем большая долговая нагрузка отражена в балансе компании, тем более мощный кредитный рычаг она задействовала. Если перемножить три упомянутых соотношения, то итоговое произведение как раз и составит рентабельность собственного капитала компании (модель Дюпона / DuPont Model). Модель Дюпона (Рисунок 41) представляет собой схему факторного анализа, в которой органично увязаны показатели, характеризующие деятельность компании по таким направлениям деятельности, как основная деятельность, инвестиции, финансовая деятельность. Эта формула позволяет не только определить уровень рентабельности, но и понять, за счет чего он достигнут.
Рисунок 41 - Модель Дюпона
Наиболее чувствительными показателями отношения покупателей к товару служат продаж и доля рынка. Проблема использования показателя продаж состоит в том, что его величина во многом зависит от краткосрочных мероприятий. Поэтому анализ продаж должен быть дополнен анализом удовлетворенности покупателей. Рыночная доля характеризует долю продаж определенного продукта данной компании в общем объеме продаж данного продукта, осуществляемых всеми компаниями-конкурентами. Прогнозирование рыночной доли осуществляется на основе, во-первых, анализа изменений в структуре рынка, а во-вторых, анализа переключений между марками при повторных покупках. Чтобы выявить возможные причины изменений в структуре рынка рыночную долю разделяют на составляющие [19]: - уровень проникновения на рынок – доля покупателей данной марки в общем количестве покупателей всей товарной категории; - уровень эксклюзивности – доля покупок в товарной категории, приходящихся на данную марку; - уровень интенсивности покупок – средний объем покупки данной марки на одного покупателя по отношению к среднему объему покупки по товарной категории в целом.
Рисунок 42 - Динамика переключения между двумя марками (по Ж.-Ж. Ламбену)
С точки зрения динамики переключений между марками каждая покупка имеет три варианта исхода (Рисунок 42). Соответственно, для каждой марки можно определить: - уровень лояльности – процент покупателей, которые, приобретя в прошлом периоде товар марки А, продолжают покупать товар этой марки в текущем периоде; - уровень притяжения – процент покупателей, которые, приобретя в прошлом периоде товар конкурирующей марки, в текущем периоде выбрали товар марки А. При принятии стратегических решений большое внимание должно уделяться также показателям, характеризующим результаты деятельности в долгосрочной перспективе. Перечень этих показателей для разных компаний может существенно различаться. Так, Д.Аакер [1] к показателям, определяющим долгосрочную прибыль, относит лояльность покупателей, качество товара, ассоциации с маркой, относительные затраты, способности и результаты деятельности персонала, способности в разработке новых товаров. В то же время О. Уолкер (O.Walker) [41] приводит следующие критерии эффективности деятельности, определяющие цели на уровне корпорации, бизнес-единицы и маркетинга: рост, конкурентоспособность, способность к нововведениям, прибыльность, использование ресурсов, удовлетворение интересов собственников, покупателей, сотрудников, общества. Таким образом, анализ результатов деятельности позволяет выявить индикаторы эффективности прошлых стратегий и помогает определить необходимость стратегических перемен.
3.3.2 Детерминанты стратегии - это характеристики компании, которые влияют на выбор стратегии и успех ее осуществления. Д.Аакер [1] выделяет пять характеристик компании, влияющих на стратегические возможности. 1. Контрольные сравнения (бенчмаркинг) - сопоставление результативности элементов бизнеса компании с другими компаниями. Его цель - генерирование предложений по улучшению деятельности. 2. Стратегические проблемы - проблемы, имеющие стратегические последствия. Не следует путать стратегические проблемы со слабыми сторонами или недостатками, т.е. отсутствием определенных активов (например, выгодное местоположение) или компетенций (например, опыт вывода на рынок новинки). Слабости и недостатки не исчезают, но нейтрализуются путем корректировки стратегии, а проблемы (например, недоверие потребителей) требуют устранения. 3. Организационные способности и ограничения. Внутренние характеристики компании - ее структура, системы, люди и культура - способны повлиять на стоимость и на осуществимость стратегий. Стратегия должна соответствовать организации, в противном случае получить желаемый результат будет или очень дорого, или вообще невозможно. 4. Финансовые ресурсы и ограничения. Все решения о распределении денежных потоков между SBU должны приниматься исходя из способностей компании к привлечению инвестиционных ресурсов. Оценка этой способности базируется на результатах финансового анализа. 5. Сильные и слабые стороны организации. Знание сил и слабостей позволяет оценить способности организации к осуществлению различных стратегий. Оценка сильных и слабых сторон начинается с определения ресурсов и организационных способностей, соответствующих рынку компании. Затем осуществляется оценка их роли для осуществления стратегии. В общем виде стратегия компании должна строиться с учетом внешних возможностей и угроз, внутренних сил и слабостей компании, а также индивидуальных целей и ценностей собственников компании и ключевых исполнителей. Для определения адекватности стратегии М.Портер [17] предлагает использовать тест на согласованность (Таблица 7).
Таблица 7 - Вопросы теста на согласованность стратегии
Таким образом, прошлая и текущая стратегии представляют собой важные ориентиры, а потому требуют изучения. В рамках внутреннего анализа изучается эффективность деятельности, а также основные детерминанты стратегии. Равно как стратегия может строиться на уровне компании, отдельной бизнес-единицы, определенной функции или организационного звена, так и внутренний анализ может проводиться на каждом из этих уровней.
Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте суть сравнительного финансового анализа и анализа финансовых коэффициентов. 2. Какие факторы влияют на величину рентабельности капитала? Раскройте суть модели Дюпона. 3. Дайте определение рыночной доли. Какие факторы влияют на величину рыночной доли с точки зрения изменения структуры рынка и динамики переключений между марками? 4. Назовите основные детерминанты стратегии и дайте их характеристику.
|