Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.3. Анализ результатов деятельности и детерминант стратегии






Цель темы: данная тема рассматривает два направления стратегического внутреннего анализа: исследование результатов деятельности (так как часто неудовлетворительные показатели становятся стимулами к изменению стратегии) и исследование характеристик (детерминант), определяющих выбор стратегии. В результате изучения темы студент должен знать:

- понятие рентабельности капитала и факторы, определяющие изменение этого показателя;

- понятие рыночной доли и факторы, определяющие ее изменение;

- детерминанты стратегии.

 

План темы:

3.3.1 Анализ результатов деятельности

3.3.2 Детерминанты стратегии

 

Рекомендуемая литература по теме:

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Дэвид А. Аакер; пер. с англ. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 496 с.

2. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Жан-Жак Ламбен; пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2007. - 800 с.



3.3.1

Целью внутреннего анализа является глубокое изучение компании. Детальность внутреннего анализа объясняется его стратегическим значением, а также доступностью больших объемов информации.

Внутренний анализ начинается с изучения финансового состояния компании, показателей прибыльности и объема продаж. Часто неудовлетворительные показатели становятся стимулами к изменению стратегии. В соответствии с результатами анализа деятельности принимаются стратегические решения об объеме инвестиций в бизнес или об отказе от них. Другое направление внутреннего анализа связано с ограничивающими или определяющими выбор стратегии характеристиками компании.

В рамках стратегического финансового анализа И.Н. Яковлева [40] выделяет два направления: сравнительный финансовый анализ и анализ финансовых коэффициентов.

Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этого метода рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей: сравнительный анализ финансовых показателей данной компании и среднеотраслевых показателей, показателей компаний-конкурентов, сравнение показателей отдельных структурных единиц и подразделений компании, а также сопоставление отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей.

Анализ финансовых коэффициентов (R-анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности компании между собой: коэффициенты оценки финансовой устойчивости, коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности), коэффициенты оценки оборачиваемости активов, коэффициенты оценки оборачиваемости капитала, коэффициенты оценки рентабельности и другие.

По мнению Д.Аакера [1], построение адекватной системы оценок деятельности компании – сложный процесс, зависящий от различных исходных предпосылок. Исследование корпоративных целей крупных компаний, проведенное профессором Шетти (Y.Shetty), показало, что 89% компаний используют оценки прибыльности, 82% - объем продаж.

Общепринятым индикатором результативности бизнеса является показатель прибыли на собственный капитал (ROЕ). Как отмечает М.Скотт (M.Scott) [33], рентабельность капитала определяется множеством параметров бизнес-стратегии. Во-первых, на нее влияет эффективность использования активов для обеспечения продаж (коэффициент оборачиваемости активов). Во-вторых, на рентабельность собственного капитала влияет эффективность, с которой объем продаж преобразуется в чистую прибыль (рентабельность продаж по чистой прибыли). В-третьих, рентабельность собственного капитала зависит от степени использования кредитного рычага или долговой нагрузки, т.е. от соотношения величины заемного капитала (долга) и балансовой стоимости собственного капитала. Чем выше соотношение стоимости совокупных активов и балансовой стоимости собственного капитала, тем большая долговая нагрузка отражена в балансе компании, тем более мощный кредитный рычаг она задействовала.

Если перемножить три упомянутых соотношения, то итоговое произведение как раз и составит рентабельность собственного капитала компании (модель Дюпона / DuPont Model). Модель Дюпона (Рисунок 41) представляет собой схему факторного анализа, в которой органично увязаны показатели, характеризующие деятельность компании по таким направлениям деятельности, как основная деятельность, инвестиции, финансовая деятельность. Эта формула позволяет не только определить уровень рентабельности, но и понять, за счет чего он достигнут.

Рисунок 41 - Модель Дюпона

 

Наиболее чувствительными показателями отношения покупателей к товару служат продаж и доля рынка. Проблема использования показателя продаж состоит в том, что его величина во многом зависит от краткосрочных мероприятий. Поэтому анализ продаж должен быть дополнен анализом удовлетворенности покупателей.

Рыночная доля характеризует долю продаж определенного продукта данной компании в общем объеме продаж данного продукта, осуществляемых всеми компаниями-конкурентами.

Прогнозирование рыночной доли осуществляется на основе, во-первых, анализа изменений в структуре рынка, а во-вторых, анализа переключений между марками при повторных покупках.

Чтобы выявить возможные причины изменений в структуре рынка рыночную долю разделяют на составляющие [19]:

- уровень проникновения на рынок – доля покупателей данной марки в общем количестве покупателей всей товарной категории;

- уровень эксклюзивности – доля покупок в товарной категории, приходящихся на данную марку;

- уровень интенсивности покупок – средний объем покупки данной марки на одного покупателя по отношению к среднему объему покупки по товарной категории в целом.

 
 

 


Рисунок 42 - Динамика переключения между двумя марками

(по Ж.-Ж. Ламбену)

 

С точки зрения динамики переключений между марками каждая покупка имеет три варианта исхода (Рисунок 42). Соответственно, для каждой марки можно определить:

- уровень лояльности – процент покупателей, которые, приобретя в прошлом периоде товар марки А, продолжают покупать товар этой марки в текущем периоде;

- уровень притяжения – процент покупателей, которые, приобретя в прошлом периоде товар конкурирующей марки, в текущем периоде выбрали товар марки А.

При принятии стратегических решений большое внимание должно уделяться также показателям, характеризующим результаты деятельности в долгосрочной перспективе. Перечень этих показателей для разных компаний может существенно различаться. Так, Д.Аакер [1] к показателям, определяющим долгосрочную прибыль, относит лояльность покупателей, качество товара, ассоциации с маркой, относительные затраты, способности и результаты деятельности персонала, способности в разработке новых товаров. В то же время О. Уолкер (O.Walker) [41] приводит следующие критерии эффективности деятельности, определяющие цели на уровне корпорации, бизнес-единицы и маркетинга: рост, конкурентоспособность, способность к нововведениям, прибыльность, использование ресурсов, удовлетворение интересов собственников, покупателей, сотрудников, общества.

Таким образом, анализ результатов деятельности позволяет выявить индикаторы эффективности прошлых стратегий и помогает определить необходимость стратегических перемен.

 

3.3.2

Детерминанты стратегии - это характеристики компании, которые влияют на выбор стратегии и успех ее осуществления.

Д.Аакер [1] выделяет пять характеристик компании, влияющих на стратегические возможности.

1. Контрольные сравнения (бенчмаркинг) - сопоставление результативности элементов бизнеса компании с другими компаниями. Его цель - генерирование предложений по улучшению деятельности.

2. Стратегические проблемы - проблемы, имеющие стратегические последствия. Не следует путать стратегические проблемы со слабыми сторонами или недостатками, т.е. отсутствием определенных активов (например, выгодное местоположение) или компетенций (например, опыт вывода на рынок новинки). Слабости и недостатки не исчезают, но нейтрализуются путем корректировки стратегии, а проблемы (например, недоверие потребителей) требуют устранения.

3. Организационные способности и ограничения. Внутренние характеристики компании - ее структура, системы, люди и культура - способны повлиять на стоимость и на осуществимость стратегий. Стратегия должна соответствовать организации, в противном случае получить желаемый результат будет или очень дорого, или вообще невозможно.

4. Финансовые ресурсы и ограничения. Все решения о распределении денежных потоков между SBU должны приниматься исходя из способностей компании к привлечению инвестиционных ресурсов. Оценка этой способности базируется на результатах финансового анализа.

5. Сильные и слабые стороны организации. Знание сил и слабостей позволяет оценить способности организации к осуществлению различных стратегий. Оценка сильных и слабых сторон начинается с определения ресурсов и организационных способностей, соответствующих рынку компании. Затем осуществляется оценка их роли для осуществления стратегии.

В общем виде стратегия компании должна строиться с учетом внешних возможностей и угроз, внутренних сил и слабостей компании, а также индивидуальных целей и ценностей собственников компании и ключевых исполнителей. Для определения адекватности стратегии М.Портер [17] предлагает использовать тест на согласованность (Таблица 7).

 

Таблица 7 - Вопросы теста на согласованность стратегии

 

Раздел теста Вопросы
   
Внутренняя согласованность Являются ли цели взаимно достижимыми? Направлены ли ключевые методы ведения операций на достижение целей? Усиливают ли ключевые методы ведения операций друг друга?
Соответствие внешней среде Направлены ли цели и средства на использование возможностей, имеющихся в отрасли? Учитывают ли цели и средства существуют в отрасли угрозы в той степени, в какой позволяют имеющиеся ресурсы? Отражает ли временной порядок целей и средств способность внешней среды снижать эффективность соответствующих действий? В какой мере цели и средства реагируют на общие социальные проблемы?
Соответствие ресурсам Соответствуют ли цели и средства ресурсам, имеющимся в распоряжении компании, в сравнении с конкурентами? Отражает ли распределение целей и средств во времени способность компании к изменению?
   
  продолжение таблицы 7  
   
Коммуникации и реализация Хорошо ли понимают цели ключевые исполнители? Имеется ли достаточная согласованность целей и средств с ценностными установками ключевых исполнителей, которая необходима для обеспечения вовлеченности их в работу? Имеется ли достаточный управленческий потенциал для эффективной реализации?

 

Таким образом, прошлая и текущая стратегии представляют собой важные ориентиры, а потому требуют изучения. В рамках внутреннего анализа изучается эффективность деятельности, а также основные детерминанты стратегии. Равно как стратегия может строиться на уровне компании, отдельной бизнес-единицы, определенной функции или организационного звена, так и внутренний анализ может проводиться на каждом из этих уровней.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте суть сравнительного финансового анализа и анализа финансовых коэффициентов.

2. Какие факторы влияют на величину рентабельности капитала? Раскройте суть модели Дюпона.

3. Дайте определение рыночной доли. Какие факторы влияют на величину рыночной доли с точки зрения изменения структуры рынка и динамики переключений между марками?

4. Назовите основные детерминанты стратегии и дайте их характеристику.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.