Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II этап. Развитие музыкально-слуховых представлений






Цель: развитие у детей 6 -7 лет музыкально-слуховых представлений.

На данном этапе были проведены инсценировки песен (Приложение 6).

Например, в процессе инсценировка русской народной песни«Как у наших у ворот» в музыкальном сопровождении оркестра детских музыкальных инструментов, дети достаточно быстро и легко входили в образы. Дети исполняли роли Мухи, Комара, Стрекозы и Муравья, были одеты в костюмы персонажей. Комар одновременно исполнял роль дирижера оркестра (в левой руке он держал скрипку, в правой - смычок, который служил дирижерской палочкой). Оркестр размещался в левом углу зала у центральной стены. Расписные ворота – в правом углу. Хор располагался у центральной стены. Дети исполняли роли Мухи, Комара, Стрекозы и Муравья, часть детей - хор, часть - оркестр.

Инсценировка русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько», дети исполняли роли Девочки, Коровушки, Медведюшки.Анализ выполнения действий детей позволил отметить, что слушая внимательно содержание музыкального текста, дети стремились выполнять движения под музыку, учитывая ее характер.

Подобные особенности мы и наблюдали в процессе инсценировки русской народной песни«Пошла млада за водой». Использование парной инсценировки позволило как девочкам с коромыслом, так и мальчикам с балалайкой, проявить себя в неповторимых образах. Анализ выполнения данного задания позволил отметить, что дети проявляли творчество, неповторимость, интересные движения. В процессе движения под музыку мы могли наблюдать, что дети слышали характер музыкального произведения, а его движения выполняли слушая содержание музыкального произведения.

Наблюдения показали, что дети испытывают затруднения в том, что не все четко выполняли движения, это обосновывается тем, что необходимо было организовать работу, направленную на развитие чувства ритма. Дидактическая игра на развитие чувства ритма«Весёлые гудки», с использованием демонстрационного и раздаточного материала, позволила детям более четко отхлопывать ритм. Аналогично игра проводилась и с паровозом. Дидактическая игра на развитие чувства ритма«Петушок, курочка и цыпленок».Для выполнения игры предварительно были разучены песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок».

Мы раздавали детям карточки, и напоминали соответствующий ритмический рисунок. Все дошкольники пели песни и прохлопывали ритмический рисунок. Затем мы исполняли один из трех ритмических рисунков на металлофоне и спрашивал: «Кто клюет зерна?», при этом детям предлагали закрывать соответствующий рисунок на своей карточке. После этого дети сами исполняли песни, отстукивая ритмический рисунок на металлофоне. На следующем занятии дети пели по ролям, исполняя танец каждого героя.

Развитие чувства ритма продолжали развивать в игре«Весёлые подружки» Для игры мы использовали плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле, деревянные ложки по две на каждого ребенка.В процессе игры фигурки стояли на столе, одна за другой в колонне. Дети садились полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучала русская народная мелодия «Светит месяц».

Последним мероприятием формирующего этапа исследования было организовано развлечение, в рамках которого мы активизировали музыкальные способности каждого ребенка.

Таким образом, в процессе формирующей работы по проблеме исследования, при разыгрывании музыкальных игр дети подражали друг другу, не было разнообразия в мимике, жестах и движениях. По мере усвоения правил игры дети стали проявлять творчество. Если при разучивании дети изображали в основном физкультурные движения, то по мере изучения к жестам стали добавлять мимику и пластику. Во время проведения музыкальных игр учитывались индивидуальные особенности детей. Если ребенок не хотел, по какой – то причине, участвовать в игре, его не принуждали, но предлагали всегда первому отгадать, что или кого изобразил товарищ.

Распределение ролей между детьми проходило в дружеской атмосфере. Выбор ролей координировался педагогами. И если педагог видел, что ребенок затрудняется в исполнении роли, то проводил дополнительные индивидуальные занятия, дети с увлечение исполняли выбранные роли.

Музыкальные игры строились с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводились по заранее намеченному плану. При этом принималось во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

Важно было создать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность применять усвоенное в новых условиях, в свободной вариативной форме.

Обучение как средство музыкального воспитания и развития должно быть нацелено на развитие музыкальности ребенка, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Разработка построения педагогического процесса развития музыкальных способностей в процессе инсценирования песен, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании исполнительской, игровой, театрализованной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к музыкальной деятельности и развитием музыкальных способностей дошкольников.

Чтобы проверить эффективность разработанной технологии развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, был проведен контрольный эксперимент.

 

 


Цель, задачи, содержание контрольного этапа исследования

Цель: определение эффективности созданных условий по развитию музыкальных способностей у детей 6-7 лет.

Задачи:

1. Выявление динамику развития ладового чувства у детей 6-7 лет.

2. Выявление динамику развития музыкально-слуховых представлений у детей 6-7 лет.

3. Выявление динамику развития чувства ритма у детей 6-7 лет.

4. Провести анализ результатов исследования.

Контрольный этап исследования был проведен аналогично констатирующего. Были проведены серии диагностических заданий, направленных на выявление ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

Диагностика уровня развития ладового чувства у детей 6-7 лет на контрольном этапе исследования показала следующие результаты (Приложение 8): высокий уровень развития ладового чувства показали 50%. Дети внимательно слушали произведение от начала до конца, проявляли яркие внешние впечатления, ясно излагали свои мысли, могли определить средства выразительности и слышали инструменты сопровождения. Могли выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирали картинку. Определяли части произведения верно, правильно выкладывали карточки.Внимательно слушали фрагменты оркестровых произведений, определяли жанр и определяли инструменты.

Средний уровень развития показали, также 50%. Дети внимательно слушали произведение от начала до конца, проявляли яркие внешние впечатления, ясно излагали свои мысли, могли определить средства выразительности и слышать инструменты сопровождения. Дошкольники проявляли яркие внешние впечатления, излагали свои мысли, но определить средства выразительности и услышать инструменты сопровождения могли при помощи педагога. Рассказывали о характере музыкального произведения, верно подбирали картинку, определяли части и жанр при помощи наводящих вопросов педагога. Музыкальные произведения называли выборочно.

Детей с низким уровнем развития выявлено не было.

Диагностика наличия и развитости у детей 6-7 лет музыкально-слуховых представлений выявила следующие данные (Приложение 9): высокий уровень развития музыкально-слуховых представлений показали 40% детей. Детимотивируют выбор песни, точно ее исполняют после вступления и определяют части песни, исполняют небольшую песню без музыкального сопровождения в удобном диапазоне, правильно определяют по звучанию инструменты и их количество, поет, чисто интонируя движение мелодии.Дети называли правильно музыкальные инструменты, владели приемами игры, исполняли попевку вместе с сопровождением. Пели, чисто интонируя движение мелодии;

средний уровень развития показали – 60% детей экспериментальной группы. Дети называли любимую песню, но не могли мотивировать свой выбор, точно исполняли произведение и определяли части песен при помощи наводящих вопросов воспитателя. Дети исполняли небольшую песню без музыкального сопровождения в удобном диапазоне при помощи воспитателя, правильно называли инструменты по звучанию, но не определяли их количество, пели, но не интонировали движение мелодии. Называли музыкальные инструменты правильно, владели приемами игры, но песенку сыграть не могли.

С низким уровнем развития детей экспериментальной группы выявлено не было.

Диагностика определения наличия и развитости у детей чувства ритма показала результаты (Приложение 10): в ысокий уровень развития чувства ритма показал один ребенок – 60 %. Дети проигрывали на барабане простейший ритмический рисунок мелодии, состоящий из 5-7 звуков; двигались в соответствие с трехчастной формой музыкального произведения, выразительно исполняли все движения. Дошкольники выразительно исполняли движения, чувствовали смену движений под музыку, выполняли разнообразные элементы; выразительно исполняли движения, правильно выполняли все элементы, могли придумывать свои.

Средний уровень развития показали 40% детей. Дети не точно проигрывали на барабане простейший ритмический рисунок мелодии, не точно двигались под музыку, исполняли движения не выразительно. У дошкольников возникало желание двигаться под музыку, но не было разнообразия выполненных элементов движений, смены движений в соответствии с текстом песни; не могли придумать свои.

С низким уровнем развития чувства ритма детей выявлено не было.

Далее был проведен анализ результатов и выведен общий уровень развития музыкальных способностей детей 6 – 7 лет (Приложение 11), который показал, что 70 % детей экспериментальной группы имеют высокий уровень развития музыкальных способностей и 30% дошкольников со средним уровнем

Результаты контрольного этапа экспериментального исследования позволили сделать вывод о том, что дети 6-7 лет дети способны самостоятельно использовать средства музыкальной выразительности в процессе инсценирования песен, самостоятельно озвучивать героев сказок, отражая в песенке их характер, при этом дополняя с помощью танцевальных движений сказочный образ.

Положительная динамика результатов уровня развития музыкальных способностей свидетельствует о верно построенной работе на формирующем этапе. Дети стремились передать настроение песенки, используя средства выразительности. Дидактические игры соответствовали возрастным особенностям детей 6-7 лет.

Качественный анализ задания предложенных в рамках контрольного эксперимента позволил отметить следующие изменения: дети стали внимательно слушать произведение от начала до конца, проявляя яркие внешние впечатления. Как показали наши наблюдали, дети стали более четко излагали свои мысли, определять средства выразительности и слышать инструменты сопровождения. Большее количество детей стали выделять изобразительные средства и наиболее точно подбирая картинку.

При определении структуры музыкального произведения дети стали более внимательными. Это могли наблюдать в том, что детистали мотивировать выбор песни, точно ее исполнять после вступления и определять части песни, исполняя небольшую песню без музыкального сопровождения в удобном диапазоне. Дети стали петь чисто интонируя движение мелодии.

Дети стали самостоятельно проигрывать на барабане простейший ритмический рисунок мелодии, состоящий из 5-7 звуков; двигаясь в соответствие с трехчастной формой музыкального произведения, выразительно исполняя все движения. Дошкольники выразительно исполняли движения, чувствовали смену движений под музыку, выполняли разнообразные элементы; выразительно исполняли движения, правильно выполняли все элементы, могли придумывать свои.

Таким образом, анализ результатов контрольного эксперимента позволил отметить положительную динамику в развитии музыкальных способностей каждого ребенка.


Заключение

Целью данного экспериментального исследования является развитие музыкальных способностей у детей 6-7 лет посредством инсценирования песен.

В соответствии с поставленными задачами была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по теме развития музыкальных способностей у детей 6-7 лет посредством инсценирования песен. Были изучены особенности развития ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма.

На контрольном этапе исследования была проведена диагностика с целью определения динамики развития музыкальных способностей у детей 6-7 лет посредством инсценирования песен. Также был проведен анализ результатов и выведен общий уровень развития музыкальных способностей детей 6 – 7 лет.

Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что дети 6-7 лет скованны эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью, у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-творческой деятельности. У детей слабо развиты ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

На формирующем этапе педагогическая работа с детьми экспериментальной группы проходила в 3 этапа. Для каждого этапа была определена цель и составлен перспективный план работы по развитию музыкальных способностей у детей 6-7 лет посредством инсценирования песен.

Контрольный этап исследования был проведен аналогично констатирующего. Были проведены серии диагностических заданий, направленных на выявление ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

Результаты контрольного этапа экспериментального исследования позволили сделать вывод о том, что дети 6-7 лет способны самостоятельно использовать средства музыкальной выразительности в процессе инсценирования песен, самостоятельно озвучивать героев сказок, отражая в песенке их характер, при этом дополняя с помощью танцевальных движений сказочный образ.

В результате проведенного экспериментального исследования гипотеза исследования подтвердилась.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.