Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие музыкальных способностей посредством инсценирования песен






Результаты исследования музыкальных способностей свидетельствуют о том, что музыкальность свойственна всем (или почти всем) людям. Вместе с тем психологи отмечают опосредованную за­висимость развития музыкальных способностей от природных предпосылок. Так, обобщая исследования в этой области, уче­ные пришли к выводу о том, что одной из возможных при­родных предпосылок, благоприятствующих более успешному развитию некоторых сторон музыкальности, выступает выра­женность свойства лабильности нервной системы. Исследования Б.М. Теплова и его последователей (Е.П. Гусевой, А.И. Медянникова и др.) показали, что скоростные характеристики высшей нервной деятельности играют немаловажную роль в успешности проявлений различных компонентов музыкаль­ности: слухового, эмоционального, двигательного и др.

Вместе с тем важнейшими факторами в развитии музыкаль­ных способностей ребенка выступают условия музыкальной среды, в которой воспитывается ребенок, а также музыкаль­но-слуховые впечатления раннего детства. Современные иссле­дования по пренатальному (поздняя стадия внутриутробного развития) музыкальному воздействию и последующему отслежи­ванию особенностей музыкального развития таких детей свиде­тельствуют о том, что пренатальное музыкальное воздействие ускоряет темпы музыкального созревания ребенка, усиливая ин­дивидуальные различия в музыкальности детей.

Важным фактором развития музыкальных способностей ребенка выступает и интенсивность обучения музыке, сказы­вающаяся не только на музыкальном, но и общем уровне развития ребенка. Под влиянием обучения музыке дети бы­стрее сосредоточиваются, становятся более внимательными, лучше координированными, свободно владеющими речью. При этом, как показали исследования, при усовершенствова­нии методов воспитания и обучения «пределы» развития спо­собностей заметно повышаются.

Общепринятым в педагогике и психологии является поло­жение о том, что музыкальность как комплекс общих и спе­циальных способностей развивается в процессе соответству­ющей деятельности. «Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Спо­собности не развивающиеся, не воспитуемые, не подлежащие упражнению — это сочетание слов, лишенное смысла»

Так, звуковысотная различительная чувствительность, яв­ляющаяся показателем музыкально-слуховых представлений, может быть развита в результате специальных упражнений, включающих:

различение направления движения мелодии (восходящее или нисходящее);

различение соотношения звуков по высоте в их ладовой вза­имосвязи как перемещение по определенным ступеням лада;

выполнение заданий на различение регистров;

воспроизведение мелодии по слуху (в процессе пения или игры на музыкальных инструментах);

узнавание песни по любому ее фрагменту (в том числе и по музыкальному вступлению к ней), исполненному как на форте­пиано, так и другом музыкальном инструменте;

выявление ошибки в воспроизведении знакомых мелодий.

Упражнения на развитие ладового чувства включают вы­полнение заданий, направленных на формирование способ­ности различать ладовые функции звуков мелодии и чувство­вать эмоциональную выразительность музыки. Это могут быть задания, связанные с выполнением таких действий, как:

вербальное выражение своего отношения к прослушанной
музыке;

внешнее эмоциональное реагирование на воспринимаемую
музыку (в мимике, двигательных реакциях и т. д.);

допевание окончания мелодии, прервавшейся на неустойчи­вом звуке;

различение на слух мажорного и минорного лада (при усло­вии владения определенным запасом теоретических знаний об этих выразительных средствах музыки);

различение эмоциональной окраски музыки (характера всего произведения или его отдельных частей, фраз и интонаций);

отражение в пластике движений настроения и характера му­зыки.

Чувство ритма развивается прежде всего в музыкальной дея­тельности, связанной с музыкально-ритмическими движения­ми. Важную роль в развитии этой способности выполняют и дру­гие виды исполнительской деятельности детей — пение и игра на музыкальных инструментах. Упражнения на развитие чувства ритма могут включать выполнение таких заданий, как:

воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прослу­шанного музыкального отрывка;

отражение в движении смены ритмического рисунка звуча­щей музыки;

воспроизведение в движении общего характера и динамики
развития музыкального образа;

использование языка жеста и мимики в передаче характера
музыкального образа;

импровизация на заданный музыкальный образ с использо­ванием разнообразных движений;

изменение характера движения в соответствии с изменением темповых и динамических показателей музыки;

точное соблюдение ритмического рисунка мелодии в про­цессе пения и игры на музыкальном инструменте.

Базовым компонентом содержания музыки является представление-образ как нерасторжимое единство объективного и субъективного начал. Будучи объединением усилий памяти, воображения, мышления и других свойств человека, образ-представление обладает обобщенностью (отличающей его от непосредственного впечатления в образе-восприятии), вбирает в себя человеческий опыт настоящего, прошлого и возможного будущего. Следовательно, система музыкальных образов создает художественное миропредставление, присутствующее в каждом музыкальном произведении [2; c.31].

Однако не каждое произведение обладает педагогическим потенциалом для формирования личности ребенка, поэтому для педагогов особенно важен выбор художественного материала, используемого для развития ценностного миропредставления у дошкольников. Одним из наиболее подходящих видов творчества является инсценирование детьми песен. Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности). Поскольку восприятие музыки - активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т.д.). Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность [2; c.33].

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам эффект [20; с.45].

Таким образом, три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве. Кроме трех основных музыкальных способностей, в понятие «музыкальность» включаются и другие: тембровый и динамический слух, исполнительские и творческие способности.

Импровизация - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения. Существуют следующие виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные [9; c.61].

К вокальным импровизациям тесно примыкает разыгрывание народных песен. «Для разыгрывания детям предлагаются русские народные песни «На горе-то калина», «Ходила младешенька», «Я с комариком плясала» и другие, в которых есть определенный сюжет и развитие. Дети выразительно читают текст песни, определяют характер, настроение действующих лиц. Обсуждается, какими интонациями (песенными, танцевальными или маршевыми) можно передать характер песни и каждого действующего лица. Запев каждый герой исполняет на свою мелодию, а припев поет весь класс на разученную мелодию» [23; с.135].

Прежде всего, нужно классифицировать песни для инсценирования, чтобы понять, насколько данная деятельность разнообразна, почувствовать огромный потенциал и использовать его на музыкальных занятиях.

Классификация песен для инсценировки может выглядеть таким образом:

1. Песни-инсценировки:

– фольклорные песни-хороводы;

– детская эстрадная песня;

– театрализованные игровые песни;

– песни - попевки;

– песенки - шумелки.

2. По использованию видов музыкальной деятельности:

– вокал + ритмопластика (пение с использованием интонационной выразительности + образные движения, с использованием элементов танцевальных движений, жестов, мимики);

– фольклорные песни-хороводы;

– детская эстрадная песня;

– театрализованные игровые песни;

– песенки-шумелки.

3. Фонограмма + ритмопластика (образные движения, с использованием элементов танцевальных движений, жестов, мимики под готовую песенную фонограмму):

– детская эстрадная песня.

4. Вокал + ритмопластика + музыкальные инструменты (пение с использованием интонационной выразительности + образные движения, с использованием элементов танцевальных движений, жестов, мимики + импровизационная игра на музыкальных инструментах):

– фольклорные песни-хороводы;

– детская эстрадная песня;

– театрализованные игровые песни;

– песенки – шумелки.

5. По количеству участников:

– общая – участниками являются все дети;

– индивидуальная – участвуют от 4-10 человек [14; c.173].

Детям нравится, когда с ними работаю индивидуально. Они лучше раскрываются, идёт творческое общение. Но основной акцент делается на программные хороводные игровые песни. В них могут участвовать все дети или подгруппами по очереди. Они наиболее эффективны в достижении целей творческого развития детей

6. С применением оборудования:

– предметов (в зависимости от сюжета, количества героев или задумки);

– детских музыкальных инструментов;

– костюмов или их элементов.

Детям желательно давать свободу выбора с помощью чего они будут осуществлять задуманное. Например, в театральных костюмах, с помощью кукол или с помощью картинок на палочках.

Рассмотрим формы реализации песен инсценировок:

На музыкальных занятиях:

1.Как включение отдельным элементом для разнообразия певческой деятельности и развитие самостоятельности;

2. В конце занятия включаю музыкальную игру - драмматизацию;

3. Как отдельное доминантное занятие [14; c.175].

На занятии с использованием песенных и игровых инсценировок можно достичь оптимальности результата. Результат достигается быстро (можно прослушать и инсценировать в течение одного занятия одну или несколько песен или игр, в зависимости от вида занятия.

Вне музыкальных занятий:

1. Мини-спектакли для родителей.

2. Мини-спектакли для дошкольников.

3. В индивидуальной работе.

4. На развлечениях и праздниках.

5. Инсценирование песен удобно проводить в летнее время на прогулках.

Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Организация детского музицирования может иметь разные формы: художественная самодеятельность (с исполнением песен и танцев); взаимообразующие упражнения, похожие по характеру на индивидуальные занятия, но возникающие только по инициативе самих детей; сюжетная игра, в которой роли распределены на «музыкантов» и «слушателей». Наиболее распространенные формы детского музицирования - действия небольшой группой (подгрупповые) или индивидуальные, парами [21; c.135].

Дети начинают осознавать, что песню можно инсценировать, иллюстрации и действующих лиц можно нарисовать и т.д. Воспитателю необходимо вовремя подключиться к детям, предложить нарисовать, показать рисунки, вместе с детьми приготовить шапочки, атрибуты, придумать собственные загадки, предоставить возможность инсценировать песню небольшими группами. Можно помочь им в этом, показав наиболее интересные песни с музыкальным сопровождением, используя магнитофонные записи. Музыкальному руководителю на музыкальных занятиях можно показать наиболее интересные песни с фортепианным сопровождением [13; c.92].

Игры, попевки, считалки под музыку стимулируют самостоятельное создание детьми своих песенок, музыкальных игр, спектаклей с куклами. Использование единого материала на занятиях музыкальных, по развитию речи и ознакомлению с окружающим, на занятиях изобразительной деятельностью и вне их содействует развитию самостоятельности в музыкальной деятельности.

Под влиянием звучания музыки, выразительного слова, красок, костюмов у ребенка возникают яркие положительные эмоции. Художественное оформление усиливает впечатления детей. Все это побуждает их выражать свои чувства в песне, танце, инсценировке, надолго сохраняется в памяти детей.

Воспитатель или музыкальный руководитель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей. При этом создается атмосфера непринужденности и особого настроя на музыкальную деятельность, оказания помощи в организации развлечения или игры, музицирования» [10; c.148].

Итак, проанализировав литературу известных педагогов-психологов, можно сделать вывод, что в дошкольном воспитании нужно обратить внимание на использование песен-инсценировок в развивающей деятельности дошкольников 6-7 лет.

Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности. Музыкальные способности содержат следующие основные компоненты: ладовое чувство; способность к слуховому представлению; музыкально-ритмическое чувство; способность активно переживать музыку; чувствовать эмоциональность ритмов и точно воспроизводить последние.

Основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве. Кроме трех основных музыкальных способностей, в понятие «музыкальность» включаются и другие: тембровый и динамический слух, исполнительские и творческие способности.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.