Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности проявления музыкальных способностей детьми 6-7 лет






Психическое развитие ребенка-дошколь­ника отличается необычайным разнообразием и динамично­стью. Ключевые направления этого процесса связаны с развитием способностей ребенка, позволяющих ему самосто­ятельно обобщать уже имеющийся эмпирический опыт, анализировать новые ситуации и находить пути решения различных задач. В психологии утвердилось опре­деление способностей как индивидуальных особенностей че­ловека, «которые имеют отношение к успешности выполне­ния какой-либо деятельности или многих деятельностей». Глубокий и всесторонний анализ проблемы способностей дал в своих работах Б.М. Теплов. Опираясь на его исследования, музыкальные способности можно определить как индивидуаль­но-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения различных видов музыкальной деятель­ности.

Важным для музыкальной педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: являются ли они врож­денными или развиваются под воздействием внешних факто­ров — образования, среды и т. д. От ответа на этот вопрос во многом зависит стратегия педагогических действий, связан­ных с музыкальным развитием ребенка [7; с.126].

К основным музыкальным способностям, необходи­мым для успешного осуществления музыкальной деятельно­сти, относят ладовое чувство, музыкально-слуховые представле­ния и чувство ритма. [13; с.125].

Ладовое чувство — это способность различать характер музыки и взаимосвязь между устойчи­выми и неустойчивыми звуками. В основе ладового чувства лежат психологические механизмы эмоционального пережи­вания музыки. Эта музыкальная способность проявляется прежде всего в процессе восприятия музыки, осознания ее ладовой окраски (мажора -- минора), выраженных в ней на­строений.

Музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении звуковысотного и ритмическо­го движения мелодии по слуху голосом или на музыкальном инструменте. При этом музыкально-слуховые представления опираются на музыкальную память, воображение, внутренний слух (мелодический и гармонический), моторику. Для того чтобы воспроизвести мелодию по слуху, необхо­димо осуществить ряд последовательных действий: мысленно представить себе, что необходимо воспроиз­вести (запомнить мелодию); осознать направление и характер движения мелодии; представить ритмический рисунок мелодии и т.д.

Музыкально-слуховые представления тесно связаны с раз­витием музыкального слуха. Понятие «музыкальный слух» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле — это прежде всего звуковысотный слух, ибо именно звуковысотность является основным носителем смысла в музыке. В широком смысле слова — это совокупность звуковысотно­го, тембрового и динамического слуха. К разновидностям му­зыкального слуха относится мелодический слух (музыкальный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мело­дии) и гармонический слух (проявление музыкального слуха по отношению к многоголосной музыке) [11; с.93].

Чувство ритма — это способность воспринимать и воспро­изводить в движении временные отношения в музыке. Эта спо­собность проявляется в двигательной реакции ребенка на му­зыку, возможности координировать различные движения в со­ответствии с эмоциональной выразительностью музыкального ритма и точным его воспроизведением.

Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма не исчерпывают всех музыкальных способно­стей, которыми может обладать ребенок. В их перечень могут быть включены такие музыкальные способности, как музы­кальная память, исполнительские способности, творче­ские способности, зрительно-моторная координаци музыкальное мышление.

Для всех музыкальных способностей свойственно единство эмоционального и слухового компонентов, т. к. все виды музыкальной деятельности характеризуются эмоциональной окрашенностью и ориентированием в звуковысотных, ритми­ческих, тембровых и динамических соотношениях [8; с.24].

Под музыкальной одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников, восприимчивость к музыке и более ярко выраженные музыкально-творческие проявления. Му­зыкальная одаренность характеризуется высшим и крайне ин­дивидуализированным проявлением музыкальных способно­стей, своеобразным их сочетанием. К показателям музыкаль­ной одаренности относят блестящий музыкальный слух, феноменальную музыкальную память, пластичный, прекрасно скоординированный двигательный аппарат, быструю обучае­мость, необычайную работоспособность в областях, связанных с музыкальной деятельностью. Музыкально одаренные дети опережают в своем развитии сверстников примерно на 2—4 года и характеризуются некоторыми общими чертами:

ранним проявлением музыкальных способностей (до семи лет, чаще — между тремя и пятью годами);

повышенным любопытством к любым звучащим объек­там;

точным интонированием к двум-трем годам, к трем годам — различением всех воспринимаемых мелодий;

ранним овладением исполнительскими навыками игры на музыкальных инструментах как по слуху, так и по нотам (при этом воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью);

способностью длительное время концентрировать вни­мание на музыкальных занятиях;

быстрым и прочным запоминанием музыки;

склонностью к ранним (с четырех-пяти лет) проявле­ниям способности импровизировать за инструментом [8; с.28].

В этих характеристиках дан во многом собирательный образ ребенка с выдающимися музыкальными способностями. Многое из перечисленного выступает как более или менее часто встречающаяся индивидуальная особенность. Тем не менее, раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

Исследования ученых экспери­ментально подтвердили, что, если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, это дает значительный эффект в формировании его музыкально­сти. В психологии, музыкальной педагогике музыкальность рас­сматривается как комплекс способностей человека, формиру­ющихся и развивающихся в процессе музыкальной деятельности.

Представления о структуре музыкальности имеют большое значение для решения педагогических вопросов, связанных с музыкальным развитием ребенка, т. к. позволяют выявить те музыкальные способности, которые надо развивать для ус­пешного выполнения ребенком тех или иных видов музыкаль­ной деятельности [9; с.120].

В структуре музыкальности Б.М. Теплов предлагал выде­лять две взаимосвязанные ее стороны — эмоциональную и слу­ховую. Это выделение условно, так как, взятые сами по себе, отдельно одна от другой, они лишаются смысла. Эмоциональная сторона музыкальности не исчерпывается только эмоциональным реагированием на му­зыку, а проявляется в более общих характеристиках личности, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональ­ных переживаний, творческое воображение, фантазия, худо­жественное восприятие мира, то есть все то, что связано с природными свойствами нервной организации человека. Спо­собность эмоционально отзываться на музыку, переживать ее как выражение некоторого содержания составляет, по мнению Б.М. Теплова, центр музыкальности.

Слуховая сторона музыкальности заключается в действенно-наглядной ориентации в звуковысотных, ритми­ческих, тембровых и динамических соотношениях. Эта сторо­на музыкальности обнаруживает корреляционные связи с ин­теллектуальной стороной музыкальности, проявляющейся в таких компонентах, как память, слух, логика. Эти зависимости свидетельствуют о том, что память в структуре музыкальности тесно связана с общим культурным уровнем, а также с разви­тием зрительно-моторной координации, зрительной памятью, обучаемостью.

Логическая сторона музыкальности связана с умением ана­лизировать структуру музыкального произведения, его выра­зительные средства и т.д., то есть с уровнем развития интел­лектуальных функций ребенка [13; с.38].

Музыкальность как комплекс музыкальных способностей включает и исполнительские способности: выразительность, не­посредственность, индивидуальное своеобразие в замыслах и средствах их воплощения; технические данные, владение ис­полнительскими средствами, помогающими выразить характер и содержание музыки. Характеристика музыкальности свидетельствует о том, что в ее структуре можно выделить комплекс как специальных музыкальных способностей, так и общие способности, про­являющиеся как в музыкальной, так и в других видах деятель­ности [9; с.24].

Итак, подводя итоги параграфа, следует отметить, что исследования психологов, педагогов свидетельствуют о том, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей, как общих, так и специальных. При этом осо­бенности психики человека предполагают возможность широ­кой компенсации одних свойств другими, и «каждая способ­ность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способ­ностей». Б.М. Теплов поставил проблему музыкальности прежде всего как проблему качественную, а не количествен­ную, акцентируя внимание на том, что для успешного музы­кального развития ребенка прежде всего необходимо обращать внимание на то, какова его музыкальность, и исходя из этого разрабатывать стратегию педагогических действий в области музыкального образования.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.