Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Судовая гигиена и санитария. Исторический аспект
Вопросы судовой гигиены не были столь актуальны в древние времена, когда примитивные деревянные суда совершали небольшие плавания. В те времена не существовало и помещений для экипажа (пример – древнерусская ладья). Лишь после того, как на больших судах начали устраивать палубы, появились помещения, расположенные на палубах, в которых находился командный состав. Постоянной судовой команды в те времена не существовало и её набирали от случая к случаю по мере необходимости. Соответственно и помещений для постоянного проживания членов судовой команды также не было, поскольку в этом не было большой необходимости. Такая необходимость появилась лишь тогда, когда суда стали осуществлять длительные плавания. При этом, поначалу, моряки находились в подпалубных помещениях с ужасной скученности. В эпоху великих географических открытий XV-XVI веков очевидной стала задача сохранения здоровья моряков в длительных плаваниях. Так, например, от болезней погибли почти все участники кругосветного плавания Магеллана. Примерно в то же время в состав судовых экипажей начали включать медицинских работников. Первое пособие по судовой гигиене, подготовленное Дж. Вуделом «Спутник морского врача» появилось в Великобритании в 1636 г. Первые морские врачи-гигиенисты писали, что в середине XVIII в. кубрик команды являл собой яркий пример «нездоровости». Наиболее массовым заболеванием среди моряков того времени была цинга, хотя были распространены и инфекционные заболевания. В России в корабельный устав по настоянию Петра I были впервые включены санитарные требования по поддержанию доброкачественности воды и пищи, а также чистоты в корабельных помещениях. Во второй половине XIX в. деревянные парусные суда стали заменяться металлическими паровыми. Изменилась и судовая среда: неблагоприятный микроклимат, шум, вибрация, вредные вещества явились причиной появления первых профессиональных заболеваний на флоте. В начале XX в. врачи начали привлекаться к санитарному надзору за проектированием, строительством и модернизацией судов, было положено начало разработки санитарных норм и правил. СССР принадлежит приоритет по многим направлениям исследования судовой гигиены и санитарии, а также по разработке научно обоснованных требований санитарных правил и норм. Если в прошлом усилия медицинской службы были сосредоточены на предупреждении инфекционных заболеваний, то в настоящее время, когда на флоте возросло значение неинфекционной патологии, основные усилия прилагаются к созданию благоприятной экологической обстановки на судах, нормализации режимов труда и отдыха членов экипажа.
|