Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заход судов в порты
Вопросы захода судов в иностранные порты рассматривались уже много веков назад. В средневековой практике можно отыскать подтверждение широко распространённой свободе захода судов в порты. Исключением являлась лишь Япония, которая закрывала все свои порты для судов любого иностранного государства с середины XVII до середины XIX вв. Право посещения портов других государств, в частности, оговаривалось и в заключаемых договорах. Так в договоре гетмана Богдана Хмельницкого с султаном Турции, заключенном в 1649 г. указывалось: «Позволяет султан турецкий войску казаков и народу их иметь свободное плавание на Черном море ко всем своим портам». Эта статья договора фиксировала не только свободу плавания, но и свободу захода судов во все порты Турции для совершения коммерческих операций[5]. С административной точки зрения интерес представляет установление султаном Турции режима захода украинских судов в порты Турции. В середине 19 в. из судов, посещавших порты Черного и Азовского морей, только 12% были русскими, а 88% - судами под иностранным флагом. Юристы международники неоднократно поднимали вопрос о международно-правовой регламентации вопросов захода судов в порты. В частности французским юристом-международником Т. Ортоланом делался вывод о том, что гавани, открытые для торговли, согласно правилу международного права должны быть открыты для всех[6]. В конце 19 в начинают предприниматься усилия к тому, чтобы подвергнуть заход судов в порты международно-правовой регламентации. Институт международного права разработал проект о режиме судов в иностранных портах, который был одобрен на Гаагской сессии института в 1989 г. Согласно этому проекту заход судов в порты «предполагается свободным», т.е. при отсутствии прямого указания на то, что порт является закрытым, иностранное торговое судно может считать его открытым для захода. Дальнейшее развитие мировой торговли вновь поставило перед государствами вопрос о свободе захода и использования портов. Первая общая конференция по вопросам сообщений и транзиту при Лиге наций, проходившая в Барселоне с 10 марта по 30 апреля 1921 г., приняла Конвенцию и Статут о свободе транзита. Согласно Статуту подданные, имущество и флоты всех наций должны были пользоваться на основе полного равенства полной свободой захода в порты. Не должны вноситься никакие ограничения, за исключением тех, которые вытекают из таможенных, санитарных, полицейских а также эмиграционных и иммиграционных правил.
|