Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС–72
До первой Международной конференции прошло несколько веков, прежде чем Родосское морское право трансформировалось постепенно в Свод правил ХIХ века, которые затем впервые в Вашингтоне в 1889 году обрели официальный статус Правил предупреждения столкновений судов (ППСС). Именно с этого времени ППСС стали признаваться странами, которые их подписали. На рис.1 показана динамика развития правил предупреждения cтолкновений судов в море. ППСС–60 носили рекомендательный характер.
Рис. 1. Динамика развития правил предупреждения cтолкновений судов в море
В них не была предусмотрена процедура внесения поправок и изменений. Появление судов с новыми принципами движения, увеличение скоростей передвижения объектов на воде, их размеров, установка новых приборов обнаружения судов в условиях ограниченной видимости и другие причины существенно повлияли на Свод правил 1960 года. Через три года возник вопрос об очередном пересмотре текста правил. Последнее такое действие происходило в Лондоне на пятой международной конференции. Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС–72) была подписана 20 октября 1972 года. Теперь уже текст Конвенции о МППСС–72 получил международную силу закона, определяющего правовые отношения между ее участниками. Понадобилось почти пять лет, чтобы новые правила были ратифицированы не менее 65 % по числу или тоннажу (по достижению наибольшего показателя) мирового флота, считая суда валовой вместимостью от 100 рег.т и более. МППСС–72 вошли в силу на морском флоте СССР в 12.00 поясного времени 15 июля 1977 года. Указанную дату установил Генеральный секретарь ИМО. В течение последующих 11 лет накапливался опыт применения МППСС–72. Выявились некоторые неточности, которые требовали пояснений или уточнений. Первая группа поправок была принята в ноябре 1981 года на 12 сессии Ассамблеи ИМО, Резолюция А.464.Эти поправки коснулись 16 правил (1, 2, 3, 10, 22, 23, 24, 29, 30, 33, 35, 36-38) и двух приложений (I, III). Изменения, внесенные в текст МППСС–72 на основании поправок, в официальном тексте издания ГУНиО МО 1982 г. для наглядности напечатаны полужирным шрифтом. После 1981 года продолжалась работа по уточнению текста Международных правил предупреждения столкновений судов в море. В 1982 году ИМО разработала и ввела в действие Руководство по единому применению некоторых правил МППСС–72. Ассамблея ИМО Резолюцией А.626 (15) от 19 ноября 1987 года одобрила новые поправки к МППСС-72, которые вступили в силу с 19 ноября 1989 года (опубликованы Приказом по ММФ №34 от 20 марта 1989 г.). Поправки коснулись четырех правил (1, 3, 8, 10) и двух приложений (I и IV). В 1993 г. ИМО приняла некоторую группу поправок, которые ИМ ГУНИО были введены с 14 ноября 1995г. Любая поправка к Правилам по ее вступлении в силу заменяет предыдущее положение, к которому она относится, для всех участников Конвенции, которые не возражали против поправки (ст. VI, п.5 Конвенции о МППСС–72). Согласно Конвенции, подписанной всеми странами, принявшими участие в конференции, официальным текстом МППСС–72 признается английский и французский. Теперь рассмотрим общую структуру МППСС–72. Текст МППСС–72 разделен на ПЯТЬ частей, которые имеют свои названия (рис.2). Далее по старшинству рубрикации часть должна состоять из разделов. Однако только часть В имеет ТРИ раздела, а в остальных частях они отсутствуют. В основу МППСС–72 положен текст правил, каждое из которых имеет свое наименование. Всего правил – 38. Каждое правило состоит из: собственно текста, изложенного по пунктам (а), (б), (с), и т.д.; подпунктов текста под индексами (i), (ii), (iii), и т.д. Причем не к каждому правилу это относится. Такие правила, как 4, 5, 11, 15, 16, 28, 31, 36, и 37, состоят только из текста. Существенным дополнением текста правил служат четыре приложения и одно " Руководство по единому применению некоторых правил МППСС–72". Как следует из рис.2, " Руководство... " появилось только в 1982 г. На 1999 год имеются тексты поправок 1981, 1987, 1992 и 1993 г. Совершенствование МППСС–72 продолжается под эгидой ИМО. Теперь на рис.2 можно посмотреть " Структурную схему МППСС–72". На полном развороте видно, каким образом распределены правила по пяти частям и место каждого приложения, а также " Руководства..." в общем структурном построении. Обращается внимание на номера правил, которые обведены двумя кружками. На наш взгляд было бы полезно знать их близко к тексту. Рис. 2. Сруктурная схема МППСС- 72
Из рис.2 видно, что приложение 1 дополняет часть С (" Огни и знаки"); приложение 2 – правило 26 (" Рыболовные суда"); приложение 3 уточняет часть Д и его шесть правил, а приложение 4 расширяет правило 37 в части " Сигналов бедствия". " Руководство..." оказывает помощь мореплавателям в дополнительном разъяснении некоторых терминов, определений и взаимосвязи правил и разделов части В. Поправки коснулись практически ВСЕХ частей МППСС–72 и приложений. В части А это относится к правилам 1 и 3; в части В – к правилам 8, 9, 10 и 13; в части С– к правилам 22, 23, 24, 27, 29 и 30; в части Д – к правилам 33, 35, 36 и 37; в части Е – к правилу 37. Новой Конвенцией определен порядок пересмотра МППСС–72 и ввода поправок к правилам. Конференция для пересмотра правил может быть созвана ИМО в любое время по просьбе не менее одной трети участников Конвенции. На этом мы ограничиваемся изложением основных особенностей структуры МППСС–72. Схема на рис.2 поможет еще раз зрительно проследить общее построение этого морского закона. Международная конвенция по поиску и спасанию на море (SAR-79) Обязанность судов откликаться на сигналы о помощи и оказывать ее является одной из старейших традиций мореплавания, которая получила закрепление в международном праве. Каждый капитан, насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, экипажу и пассажиров, должен оказать помощь любому лицу, встреченному в море в состоянии опасности.Такая обязанность содержится в Конвенции об открытом море (1958 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), а также в Международной конвенции о спасании 1989 г. В 1979 г. в Гамбурге в соответствии с резолюцией Ассамблеи ИМО А.406 (Х) была созванf Международная конференция по поиску и спасанию на море, в которой приняли участие 52 государства. 27 апреля конференция приняла Международную конвенцию по поиску и спасанию на море. В настоящее время в ней участвует около 60 государств. Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. вступила в силу 22.06.1985 г. Основная ее цель - улучшить сотрудничество между государствами и организациями, участвующими в операциях по поиску и спасанию на море. В соответствии с этой конвенцией государства - участники обеспечивают принятие необходимых мер в целях поиска и спасения людей, терпящих бедствие на море и.у их берегов. С этой целью каждое государство осуществляет общую координацию спасательных операций в своем районе, создает обязанность судов откликаться на сигналы о помощи и оказывать ее является одной из старейших традиций мореплавания, которая получила закрепление в международном праве. Каждый капитан, насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, должен оказать помощь любому лицу, встреченному в море национальный спасательно-координационный центр (СКЦ) для поиска и спасания. В Конвенции SAR приводятся подробные рекомендации по организации и проведению такой операции на всех ее стадиях. В 1998 г. в Конвенцию были внесены изменения, ниже рассматривается ее современный вариант. Приложение к Конвенции состоит из пяти глав: глава I — термины и определения; глава 2 — организация и координация, глава 3 — сотрудничество между государствами, глава 4 — порядок проведения операций и глава 5 — системы судовых сообщений. Глава 2 посвящена организационной структуре поиска и спасания. Стороны обязаны обеспечить принятие необходимых мер по надлежащему поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море. Государство должно направить Генеральному секретарю ИМО информацию о своей организации поиска и спасания, в том числе сведения о национальной морской поисково-спасательной службе, о местонахождении созданных спасательно-координационных центров (СКЦ), номерах телефонов, телексов и зонах ответственности; об основных имеющихся в их распоряжении спасательных средствах. Эта информация передается всем сторонам по соглашению между соответствующими государствами. В Конвенции указывается, что делимитация поисково-спасательных районов не имеет отношения к делимитации каких-либо границ между государствами и не наносит ей ущерба. По получении сообщения о том, что лицо терпит бедствие на море в зоне, в пределах которой государство обеспечивает общую координацию поисково-спасательных операций, соответствующие власти немедленно принимают меры для оказания любой возможной помощи. Эта помощь оказывается любому лицу, терпящему бедствие на море, и осуществляется независимо от национальной принадлежности или статуса такого лица или обстоятельств, при которых это лицо обнаружено. Для обеспечения координации средств, требующихся для поиска и спасания у их берегов, стороны создают соответствующий национальный орган — спасательно-координационный центр и, при необходимости, спасательные подцентры. Эти органы должны иметь надлежащие средства для получения сообщений о бедствии, а также для связи со своими спасательными средствами и с СКЦ в смежных районах. Глава 3 посвящена сотрудничеству между государствами. В дополнение к тем мерам, которые государства должны предпринимать для координации собственных спасательных служб, им рекомендуется координировать свои поисково-спасательные операции с соседними государствами. С октября 1971 г. в мировом торговом флоте при организации и осуществлении спасательных операций применялось Руководство для торговых судов по поиску и спасанию, принятое ИМО резолюцией А.229 (V11). Однако в начале нынешнего века в связи с существенными изменениями в конструкции, оборудовании судов, условиях их эксплуатации, расширенным использованием при спасательных операциях самолетов и вертолетов Руководство МЕRSAR было заменено более современным документом. Сейчас в качестве обязательного документа, регламентирующего действия судов во время поиска терпящих бедствие и спасательных операций, который должен быть на борту, принято Руководство IАМSAR, в котором указаны рекомендации для «воздушных» спасателей (самолетов, вертолетов) и морских судов. ИМО совместно с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) разработала «Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию» в 3 томах. В Руководстве содержатся рекомендации, позволяющие выработать единый подход к организации и обеспечению авиационных и морских служб поиска и спасания. IАМSAR заменило МЕRSAR в качестве руководства для подготовки торговых судов. Основная цель трех томов Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию заключается в оказании содействия государствам в удовлетворении своих собственных потребностей в области поиска и спасания и выполнении принятых ими на себя обязательств по Конвенции о международной гражданской авиации, Международной конвенции по поиску и спасанию на море и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS). В указанных томах содержатся рекомендации, позволяющие выработать единый подход к организации и обеспечению авиационных и морских служб поиска и спасения. Государствам предлагается развивать и совершенствовать свои службы SAR, сотрудничать с соседними государствами и рассматривать свои службы SAR как часть глобальной системы. Каждый том Руководства подготовлен с учетом конкретных функций системы SAR и может использоваться как самостоятельный документ или в сочетании с двумя другими томами для получения полного представления о системе поиска и спасения. В томе 1«Организация и управление» рассматриваются концепция Глобальной системы SAR, создание и совершенствование национальных и региональных систем SAR и сотрудничество с соседними государствами в целях обеспечения действенных и экономичных служб. В томе 2 «Координация операций» — рекомендации в помощь сотрудникам, планирующим и координирующим операции и учения SAR. Том 3 «Подвижные средства» должен находиться на борту поисково-спасательных средств, воздушных и морских судов и использоваться в качестве пособия по вопросам, связанным с осуществлением функций поиска, спасания или координатора на месте проведения операций, а также при решении связанных с SAR. задач в случае собственных аварийных ситуаций. Данное Руководство публикуется совместно Международной организацией гражданской авиации и Международной морской организацией. Указывается в IАМSAR, что случаи бедствия на море делятся на две основные категории: а) прибрежные - помощь может быть оказана судами, самолетами, вертолетами и береговыми спасательными средствами; б) океанские - помощь может быть оказана морскими судами или авиацией дальнего действия. Считается общепринятой нормой для моряков и прямой обязанностью капитанов морских судов принимать все возможные меры для оказания помощи в тех случаях, когда одно или несколько лиц терпят бедствие на море (пр. V/7 СОЛАС). Терпящее бедствие судно должно передать сигнал бедствия и сообщение о бедствии на одной или нескольких морских международных частотах бедствия: - 500 кГц (р/телеграфия) - 2182 кГц (р/телефония) - 156, 8 кГц (16-й канал УКВ) — радиотелефония. Содержание сообщения о бедствии: - название судна; - местонахождение; - характер бедствия; - любая другая информация, облегчающая задачу спасателей (курс, скорость, намерения, погода, видимость). После передачи сообщения о бедствии на частоте 500 кГц нужно передать два тире продолжительностью 10-15 сек, за каждым из которых следуют позывные судна, что позволит береговым радиопеленгаторным станциям и судам взять пеленг. Эти действия нужно неоднократно повторять. Любое судно, принявшее сообщение о бедствии, должно немедленно осуществить следующие действия: - подтвердить прием; - попытаться взять пеленги на бедствующее судно и поддерживать р/вахту на частотах 500 кГц или 2182 кГц; - передать на бедствующее судно информацию: - свои опознавательные данные; - свое местоположение; - скорость и расчетное время прибытия; - непрерывно использовать радиолокатор; - увеличить число наблюдателей. Во время следования в район бедствия нужно сделать необходимые приготовления: - завести леер для удержания спасательных шлюпок и плотов - приготовить стрелу (кран) с сетками для подъема раненых; - подготовить вдоль обоих бортов на нижней палубе бросательные концы, штормтрапы и сети; - подготовить спасательные шлюпки для использования в качестве сборного пункта на воде; - подготовиться к приему пострадавших и нуждающихся в медицинской помощи; - подготовить линеметательное устройство с проводником и буксиром для подачи на бедствующее судно. Дальность действия вертолетов — от 50 до 200 морских миль от базы, а вместимость - от одного до 15 человек. Поиск может быть успешным — спасение и безуспешным, — когда иссякает надежда на спасение потерпевших бедствие; при этом учитывается вероятность того, что потерпевшие находятся в районе поиска, период времени, в течение которого поисковые средства могут еще находиться на месте действия, вероятность того, что потерпевшие могут быть еще живы. При температуре от 10° до 15° ожидаемое время выживания — менее 6 часов. При температуре от 4° до 10° ожидаемое время выживания — менее 3 часов. Учитывается влияние ветра и температуры (в отношении обморожения). Например, при t= -12° и скорости ветра 20-30 узлов небольшая опасность для тепло одетых людей; но при t = -23° существует реальная опасность обморожения обнаженных участков тела. По команде «Человек за бортом» используются маневры в зависимости от ситуации: 1) ситуация «Немедленное действие» (падение замечено с мостика); 2) ситуация «Действие с задержкой» (доложил очевидец); 3) ситуация «Пропал человек» (поступило об этом сообщение). А) простой поворот (маневр 270°). Руль кладется на борт (в сторону упавшего) после отклонения от первоначального курса на 250° РУЛЬ «ПРЯМО» И «СТОП>; Б) поворот Вильямсона (в ситуации «немедленное действие»); В) поворот Скарноу (в ситуации «пропал человек» и «действие с задержкой»); повороты Скарноу и Вильямсона позволяют судну вернуться на свой след. Кроме IАМSAR, теме поиска и спасания на море посвящено правило V/33 СОЛАС - — «Сообщения о бедствии. Обязанности и процедуры действий». В нем указывается, что капитан судна, получив извещение о том, что другое судно или воздушный аппарат терпит бедствие, обязан следовать полным ходом для оказания помощи людям, терпящим бедствие, оповестив их о своих действиях. Капитан судна, терпящего бедствие, может потребовать от одного или нескольких судов оказать ему помощь, и они обязаны выполнить это требование. Палубные офицеры (это требование содержится в Кодексе ПДНВ-95) должны знать и уметь применять на практике процедуры по поиску и спасению на море. Следует иметь в виду, что спасание на море может заключаться в спасении человека, находящегося за бортом, и доставке пострадавшего в ближайший порт. Для этого обычно используют дежурную шлюпку, спуск которой, особенно при работе в штормовых условиях, требует специального навыка во избежание травм персонала. При поднятии на борт терпящего бедствие может возникнуть необходимость использовании специальных сеток и трапов. Управление спасательным средством требует определенных навыков и опыта, которые формируются в результате соответствующих учений и тренировок. Эвакуация судового персонала осуществляется в соответствии с установленными процедурами по спасению на море. Эвакуация с помощью вертолета требует выполнения процедур, которые предписываются нормативными документами, связанными с его эксплуатацией. Вертолет может зависнуть или сесть на палубу в обозначенном месте. Если на судне имеются раненые, то должны быть приняты специальные меры для эвакуации пострадавших. Большое практическое значение для повышения эффективности спасательных операций на море имеет формирование по инициативе ИМО новой всемирной системы связи при бедствии и снабжение судов соответствующей аппаратурой. ГМССБ принята в ноябре 1988 г. на конференции правительств-участников СОЛАС-74 и вступила в силу с 1.02.1992 г. Согласно концепции ИМО новая ГМССБ призвана обеспечить более эффективную систему поиска и спасения, использующую спутниковые каналы и радиокоммуникации. Основной задачей ГМССБ является обеспечение быстрого оповещения о терпящем бедствие судне береговых поисково-спасательных служб (ПСС), а также других судов, находящихся поблизости, и координация операций поиска и спасения с минимальной задержкой. ГМССБ также призвана обеспечить суда связью в случае чрезвычайных ситуаций и бедствия и распределение информации о безопасности мореплавания, включая навигационные и метеорологические предупреждения. Судно должно нести коммуникационное оборудование ГМССБ, соответствующее району его плавания. Оборудование ГМССБ обеспечивает легкое оперирование в критической ситуации путем простого нажатия кнопки бедствия на терминале судовой станции INMARSAT или аппаратуре ЦИВ. Кроме того, свободно плавающие буи (ЕРIRВ) автоматически передают сигналы бедствия и информацию о местоположении судна через спутники. Таким образом, внедрение Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (GMDSS) решает две важные для мореплавания проблемы: 1) позволяет судну запросить помощь у большого числа судов в данном районе (не только находящихся в непосредственной близости); 2) за счет стандартного оборудования обеспечивается совместимость (работа на одних частотах и в одних режимах) связи бедствующего судна и спасателей. По требованию ИМО к 1 февраля 1999 г. все крупные суда были адаптированы к GMDSS, т. е. оборудованы необходимой аппаратурой и имели в составе экипажа квалифицированного оператора, способного ее использовать в практических целях. Для привлечения внимания судно, терпящее бедствие, может использовать любые другие средства. Например, радиолокационные ответчики (SАRТ); время их работы 96 часов, дальность обнаружения: с судна -5 миль, с самолета - 30 миль. Или аварийные радиобуи (ЕРIRВ), время работы которых 48 часов, время доставки сигнала бедствия на СКЦ: с помощью СОSРАS-SАRSАТ — 2 часа, через INMARSAT-Е - 5 мин. Наконец, переносной УКВ-телефон, время работы которого 8 часов, дальность действия около 5 миль. Резолюцией ИМО А.648(16) была принята «Система судовых сообщений», имеющая целью обеспечивать сбор информации с судов, позволяющей организовать эффективный поиск и спасание на море и предотвращение загрязнения окружающей среды. Соответственно, в СОЛАС добавлено новое правило V/8-1, один из пунктов которого гласит: «Когда два и более правительства имеют общий интерес в конкретном районе, им следует сформулировать предложения по скоординированной системе судовых сообщений на основе соглашения между ними». Внедрение таких систем будет способствовать безопасности человеческой жизни на море, безопасности мореплавания и защите среды.
|