Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конвенции и рекомендации МОТ по морскому транспорту
Конвенции и рекомендации МОТ по морскому транспорту была создана системой Версальских мирных договоров и продолжала действовать в течение второй мировой войны. Первыми ее членами были первоначальные члены Лиги наций. Любой член ООН может войти в ее состав, приняв вытекающие из ее Устава обязательства. Государства, не состоящие членами ООН, могут быть приняты в МОТ по решению ее конференции. МОТ была первым межправительственным органом, заключившим соглашение с ООН (подписанное 30 мая 1946 г. и одобренное ее конференцией и Генеральной Ассамблеей ООН в октябре 1946 г.). Цели МОТ изложены в преамбуле к ее Уставу, а более подробно охарактеризованы в Декларации относительно целей и задач этой Организации, принятой 10 мая 1944 г. на 26-й сессии ее Генеральной конференции в Филадельфии. Меры, принимаемые международными конференциями труда, оформляются в виде особых международных соглашений (конвенций или рекомендаций), для принятия которых необходимо большинство 2/3 голосов конференции. Принятие конференцией конвенции или рекомендации обязывает всех членов (независимо от того, голосовали они за или против) представить конвенцию или рекомендацию «на рассмотрение власти или властей, в компетенцию которых входит этот вопрос, для оформления ее в качестве закона или для принятия мер другого порядка». Иногда для этого правительствам приходится принимать новые законы или изменять существующие. Основным направлением деятельности МОТ является принятие международных стандартов, регулирующих рабочее время, минимальный уровень заработной платы и социального обеспечения, охрану труда и здоровья трудящихся и т. д. В основу организационной структуры положен принцип трипартизма, который означает, что в работе организации участвуют три стороны — государство, работодатели и работники. Т. е. МОТ — единственная организация ООН, где представители работников, так же как работодатели имеют право голоса, а следовательно, это единственный форум, где трудящиеся играют активную роль в процессе принятия решений. Многие вопросы, касающиеся труда и быта моряков, рассматриваются МОТ совместно с Международной морской организацией, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) на объединенных заседаниях. Украина стала членом МОТ в 1954 г. В ходе проведения «морских» сессий Международной организации труда было принято более пятидесяти конвенций и рекомендаций, которые вместе составляют всеобъемлющий комплекс норм, называемый «Международным кодексом моряков», затрагивающий практически все аспекты условий жизни и труда моряков. Условно морские конвенции и рекомендации можно подразделить на следующие группы: регулирующие условия труда и найма моряков, жилищные условия на борту судна и обслуживание на берегу, социальное страхование и обеспечение и пр. Рассмотрим основные из них (часть из которых ратифицированы Украиной): Конвенция № 9 (1920 г.) — «О поиске рабочих мест для моряков», вступила в силу 23 ноября 1921 г. Предусматривает исключение возможности найма моряков через коммерческие конторы за плату (статья 2), а не через государственные, занимающиеся наймом бесплатно, а также гарантию свободы выбора моряками судна и свободы выбора судовладельцем экипажа. В статье 4 этой же конвенции говорится, что государства-участники должны организовывать специальные некоммерческие службы занятости для моряков. Существующая Конвенция МОТ № 9, которая ратифицирована в 37 странах, обязывает государства устанавливать систему свободных общественных бюро найма для моряков. В случае существования коммерческих бюро найма, их деятельность происходит под контролем правительства и по его лицензии. Конвенция запрещает агентствам брать плату за трудоустройство моряков. Но она существует с 1920 г. и в настоящее время стало действительностью, что страны, которые ее ратифицировали, не включают страны, которые у себя нанимают моряков на суда, работающие под чужими флагами. В определенных частях мира оплата моряками агентств существует и имеет тенденцию к увеличению. Конвенция № 53 (1936 г.) — «О сертификатах компетентности», вступила в силу 29 марта 1939 г. Устанавливает минимальные условия выдачи сертификатов компетентности (рабочих дипломов) командному составу транспортных судов. Конвенция № 71 (1946 г.) — «О пенсиях моряков», вступила в силу 10 октября 1962 г. Предусматривает установление системы пенсионного обеспечения морякам. Конвенция № 95 — «О защите заработной платы», в соответствии с которой запрещаются любые отчисления от заработной платы моряков в пользу предпринимателя или какого-нибудь посредника с целью вознаграждения за обеспечение работой. Конвенция № 109 (1958 г.) — «О заработной плате, часах работы и численности экипажа (на море)», состоит из 27 статей и устанавливает минимальную зарплату и максимальное количество рабочих часов для различных категорий работников, а также численности и квалификации экипажа. Минимум МОТ по зарплате, не являясь обязательным, все же широко признан судовладельцами и правительствами в качестве абсолютного минимума (с 1 января 1003 г. составляет 465 долларов в месяц для матроса I класса), который должен выплачиваться на любом судне под любым национальным флагом. Список стран и территорий, на которые распространяется это положение, составляет в настоящее время 44 морских государства, владеющих флотом общей вместимостью свыше 2 млн. брутто-регистровых тонн. Конвенция № 146 (1976 г.) — «О ежегодном оплачиваемом отпуске моряков», вступила в силу 13 июня 1979 г. Устанавливает право моряков на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью не менее 30 календарных дней в течение одного года (в 1936 г. срок отпуска составлял от 9 до 12 дней, в 1949 г. от 12 до 18 дней). Конвенция № 147 (1976 г.) — «О торговом судоходстве» (минимальные нормы (стандарты) на торговых судах), вступила в силу 28 ноября 1981 г. В соответствии с этой конвенцией ратифицировавшее ее государство обязано иметь законы и постановления, регулирующие нормы безопасности, социального обеспечения, условия найма и жизни на борту судна и обслуживания на берегу. Существующая Конвенция МОТ №147 по минимальным стандартам для морских судов требует от ратифицировавших ее стран осуществлять эффективный контроль за судами, зарегистрированными на их территории, с учетом стандартов безопасности (включая компетентность, часы работы, численность экипажа); социальную защиту по действующему национальному законодательству и условия труда на борту судна по действующим законам. Она требует от ратифицирующей страны обеспечения соответствующих процедур подачи и расследования жалоб, подаваемых моряками их собственной национальности (как на борту судна национального флага, так и на борту иностранных судов), и также обеспечивать, что любые жалобы, поданные иностранными моряками с иностранных судов, будут сообщены в страну, в которой судно зарегистрировано. На основе этих положений ратифицировавшие Конвенцию государства могут инспектировать любые иностранные суда, заходящие в их порты, вне зависимости от того, ратифицировало ли государство флага эту конвенцию или нет. С помощью этой конвенции, кроме того, была укреплена концепция «Государственного портового контроля» (РSС), предусматривающая право государства порта контролировать иностранные суда по вопросам соответствия условий работы и проживания моряков на борту судов нормам, зафиксированным в этой конвенции и приложениям к ней; Конвенция № 164 (1987 г.) — «О здравоохранении и медицинском обслуживании моряков», которая предусматривает нормы охраны здоровья моряков на борту судов. Конвенция № 165 (1987 г.) — «О социальном обеспечении моряков, пересмотренная», Конвенция № 23 1926 г. «О репатриации моряков» вступила в силу 16 апреля 1928 г. Она определяет право моряка на репатриацию после его схода на берег либо во время действия контракта, либо после его истечения. Конвенция № 581936 г. «О минимальном возрасте (на море)» вступила в силу 11 апреля 1939 г. Она пересматривает Конвенцию № 7 от 1920 г., устанавливает возраст 15 лет (вместо 14 лет) как минимальный для детей, нанятых на борт судна (если только на том же судне не работают члены их семьи и если это не учебное или стажировочное судно). Конвенция № 69 1946 г, «О сертификации судовых коков» вступила в силу 22 апреля 1953 г. Она устанавливает, что любое лицо, работающее судовым коком, обязано иметь удостоверение о квалификации. Конвенция № 73 1946 г. «О медицинском обследовании» вступила в силу 17 августа 1955 г. Она требует от каждого члена экипажа представления медицинского свидетельства, удостоверяющего его пригодность к выполнению той работы, которую он желает получить. Такие свидетельства обычно остаются в Конвенция № 92 1949 г. «Об условиях проживания экипажей (пересмотренная)» вступила в силу 23 января 1953 г. Эта Конвенция, состоящая из 21 статьи, устанавливает подробные требования к условиям проживания экипажа с должным учетом его безопасности. Конвенция № 108 1958 г. «О документах, удостоверяющих личность моряков», вступила в силу 19 февраля 1961 г. В соответствии с этой Конвенцией государства-участники обязаны выдавать каждому моряку документ, удостоверяющий его личность, но если такой документ выдается иностранцу, он не будет служить доказательством его национальности. Конвенция № 134 1970 г. «О предотвращении несчастных случаев (среди моряков)» вступила в силу 17 февраля 1973 г. Она требует, чтобы все профессиональные несчастные случаи были должным образом заявлены и расследованы, необходимо вести статистику таких несчастных случаев и принимать меры по их предотвращению. Конвенция № 133 1970 г. «Об условиях проживания экипажей (Дополнительные положения)» расширяет положения Конвенции № 92, 1949г. В таблице 1 показаны конвенции МОТ, ратифицированные Украиной. Таблица 1
|