Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конвенции и рекомендации МОТ по морскому транспорту






Конвенции и рекомендации МОТ по морскому транспорту была создана системой Версальских мирных договоров и продолжала действовать в течение второй мировой войны. Первыми ее членами были первоначальные члены Лиги наций.

Любой член ООН может войти в ее состав, приняв вытекающие из ее Устава обязательства. Государства, не состоящие членами ООН, могут быть приняты в МОТ по решению ее конференции. МОТ была первым межправительственным органом, заключившим соглашение с ООН (подписанное 30 мая 1946 г. и одобренное ее конференцией и Генеральной Ассамблеей ООН в октябре 1946 г.).

Цели МОТ изложены в преамбуле к ее Уставу, а более подробно охарактеризованы в Декларации относительно целей и задач этой Организации, принятой 10 мая 1944 г. на 26-й сессии ее Генеральной конференции в Филадельфии.

Меры, принимаемые международными конференциями труда, оформляются в виде особых международных соглашений (конвен­ций или рекомендаций), для принятия которых необходимо боль­шинство 2/3 голосов конференции.

Принятие конференцией конвенции или рекомендации обязыва­ет всех членов (независимо от того, голосовали они за или против) представить конвенцию или рекомендацию «на рассмотрение влас­ти или властей, в компетенцию которых входит этот вопрос, для оформления ее в качестве закона или для принятия мер другого по­рядка». Иногда для этого правительствам приходится принимать новые законы или изменять существующие.

Основным направлением деятельности МОТ является принятие международных стандартов, регулирующих рабочее время, мини­мальный уровень заработной платы и социального обеспечения, охрану труда и здоровья трудящихся и т. д.

В основу организационной структуры положен принцип трипартизма, который означает, что в работе организации участвуют три стороны — государство, работодатели и работники. Т. е. МОТ — единственная организация ООН, где представители работников, так же как работода­тели имеют право голоса, а следовательно, это единственный форум, где трудящиеся играют активную роль в процессе принятия решений.

Многие вопросы, касающиеся труда и быта моряков, рассматри­ваются МОТ совместно с Международной морской организацией, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) на объединенных заседаниях.

Украина стала членом МОТ в 1954 г.

В ходе проведения «морских» сессий Международной организа­ции труда было принято более пятидесяти конвенций и рекоменда­ций, которые вместе составляют всеобъемлющий комплекс норм, называемый «Международным кодексом моряков», затрагивающий практически все аспекты условий жизни и труда моряков.

Условно морские конвенции и рекомендации можно подразделить на следующие группы: регулирующие условия труда и найма моря­ков, жилищные условия на борту судна и обслуживание на берегу, социальное страхование и обеспечение и пр. Рассмотрим основные из них (часть из которых ратифицированы Украиной):

Конвенция № 9 (1920 г.) — «О поиске рабочих мест для моряков», вступила в силу 23 ноября 1921 г. Пре­дусматривает исключение возможности найма моряков через коммерческие конторы за плату (статья 2), а не через государственные, занима­ющиеся наймом бесплатно, а также гарантию свободы выбора моря­ками судна и свободы выбора судовладельцем экипажа. В статье 4 этой же конвенции говорится, что государства-участники должны организовывать специальные некоммерческие службы занятости для моряков.

Существующая Конвенция МОТ № 9, которая ратифицирована в 37 странах, обязывает государства устанавливать систему свобод­ных общественных бюро найма для моряков. В случае существова­ния коммерческих бюро найма, их деятельность происходит под кон­тролем правительства и по его лицензии. Конвенция запрещает агент­ствам брать плату за трудоустройство моряков. Но она существует с 1920 г. и в настоящее время стало действительностью, что страны, которые ее ратифицировали, не включают страны, которые у себя нанимают моряков на суда, работающие под чужими флагами. В определенных частях мира оплата моряками агентств существует и имеет тенденцию к увеличению.

Конвенция № 53 (1936 г.) — «О сертификатах компетентности», вступила в силу 29 марта 1939 г. Устанав­ливает минимальные условия выдачи сертификатов компетентности (рабочих дипломов) командному составу транспортных судов.

Конвенция № 71 (1946 г.) — «О пенсиях моряков», вступила в силу 10 октября 1962 г. Предусмат­ривает установление системы пенсионного обеспечения морякам.

Конвенция № 95 — «О защите заработной платы», в соответствии с которой запрещаются любые отчисления от заработной платы моряков в пользу предпринимателя или какого-нибудь посред­ника с целью вознаграждения за обеспечение работой.

Конвенция № 109 (1958 г.) — «О заработной плате, часах ра­боты и численности экипажа (на море)», состоит из 27 статей и устанавливает минимальную зарплату и максимальное количество рабочих часов для различных категорий работников, а также численности и квали­фикации экипажа.

Минимум МОТ по зарплате, не являясь обязательным, все же широко признан судовладельцами и правительствами в качестве абсолютного минимума (с 1 января 1003 г. составляет 465 долларов в месяц для матроса I класса), который должен выплачиваться на любом судне под любым национальным флагом. Список стран и тер­риторий, на которые распространяется это положение, составляет в настоящее время 44 морских государства, владеющих флотом общей вместимостью свыше 2 млн. брутто-регистровых тонн.

Конвенция № 146 (1976 г.) — «О ежегодном оплачиваемом отпуске моряков», вступила в силу 13 июня 1979 г. Устанавливает право моряков на еже­годный оплачиваемый отпуск, продолжительностью не менее 30 ка­лендарных дней в течение одного года (в 1936 г. срок отпуска составлял от 9 до 12 дней, в 1949 г. от 12 до 18 дней).

Конвенция № 147 (1976 г.) — «О торговом судоходстве» (минимальные нормы (стандарты) на торговых судах), вступила в силу 28 ноября 1981 г. В соответствии с этой конвенцией ратифицировавшее ее государство обязано иметь законы и постановления, регулирующие нормы безопасности, социального обеспечения, условия найма и жизни на борту судна и обслуживания на берегу.

Существующая Конвенция МОТ №147 по минимальным стандар­там для морских судов требует от ратифицировавших ее стран осуще­ствлять эффективный контроль за судами, зарегистрированными на их территории, с учетом стандартов безопасности (включая компетент­ность, часы работы, численность экипажа); социальную защиту по дей­ствующему национальному законодательству и условия труда на бор­ту судна по действующим законам. Она требует от ратифицирующей страны обеспечения соответствующих процедур подачи и расследова­ния жалоб, подаваемых моряками их собственной национальности (как на борту судна национального флага, так и на борту иностранных су­дов), и также обеспечивать, что любые жалобы, поданные иностран­ными моряками с иностранных судов, будут сообщены в страну, в ко­торой судно зарегистрировано. На основе этих положений ратифици­ровавшие Конвенцию государства могут инспектировать любые иностранные суда, заходящие в их порты, вне зависимости от того, ра­тифицировало ли государство флага эту конвенцию или нет.

С помощью этой конвенции, кроме того, была укреплена концепция «Государственного портового контроля» (РSС), предусматривающая право государства порта контролировать иностранные суда по вопро­сам соответствия условий работы и проживания моряков на борту судов нормам, зафиксированным в этой конвенции и приложениям к ней;

Конвенция № 164 (1987 г.) — «О здравоохранении и медицинском обслуживании моряков», которая предусматривает нормы охраны здоровья моряков на борту судов.

Конвенция № 165 (1987 г.) — «О социальном обеспечении моря­ков, пересмотренная»,
предоставляет морякам социальную защищенность не меньшую по сравнению с социальной защищенностью береговых работников.

Конвенция № 23 1926 г. «О репатриации моряков» вступила в силу 16 апреля 1928 г. Она определяет право моряка на репатриацию после его схода на берег либо во время действия контракта, либо после его истечения.

Конвенция № 581936 г. «О минимальном возрасте (на море)» всту­пила в силу 11 апреля 1939 г. Она пересматривает Конвенцию № 7 от 1920 г., устанавливает возраст 15 лет (вместо 14 лет) как минимальный для детей, нанятых на борт судна (если только на том же судне не работают члены их семьи и если это не учебное или стажировочное судно).
Однако дети не младше 14 лет могут быть наняты на судно, если офи­циально удостоверено, что такая работа пойдет им на пользу.

Конвенция № 69 1946 г, «О сертификации судовых коков» всту­пила в силу 22 апреля 1953 г. Она устанавливает, что любое лицо, работающее судовым коком, обязано иметь удостоверение о квалификации.

Конвенция № 73 1946 г. «О медицинском обследовании» вступила в силу 17 августа 1955 г. Она требует от каждого члена экипажа представления медицинского свидетельства, удостоверяющего его пригодность к выполнению той работы, которую он желает получить. Такие свидетельства обычно остаются в
силе в течение двух лет.

Конвенция № 92 1949 г. «Об условиях проживания экипажей (пересмотренная)» вступила в силу 23 января 1953 г. Эта Конвенция, состоящая из 21 статьи, устанавливает подробные требования к ус­ловиям проживания экипажа с должным учетом его безопасности.

Конвенция № 108 1958 г. «О документах, удостоверяющих лич­ность моряков», вступила в силу 19 февраля 1961 г. В соответствии с этой Конвенцией государства-участники обязаны выдавать каждому моряку документ, удостоверяющий его личность, но если такой документ выдается иностранцу, он не будет служить доказательством его национальности.

Конвенция № 134 1970 г. «О предотвращении несчастных случаев (среди моряков)» вступила в силу 17 февраля 1973 г. Она требует, чтобы все профессиональные несчастные случаи были должным образом заявлены и расследованы, необходимо вести статистику та­ких несчастных случаев и принимать меры по их предотвращению.

Конвенция № 133 1970 г. «Об условиях проживания экипажей (Дополнительные положения)» расширяет положения Конвенции № 92, 1949г.

В таблице 1 показаны конвенции МОТ, ратифицированные Ук­раиной.

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.