Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Применение правил СОЛАС -74 к судам
Такое положение, когда в нормативный документ непрерывно вносятся поправки имеет одно очень значимое правовое следствие. Оно заключается в том, что эти новые исправленные правила имеют ограниченную сферу действия по отношению к предмету правового регулирования (конструкции, оборудованию и снабжению судов). Другими словами, новые исправленные требования становятся обязательными для ограниченного круга судов - судов, построенных после определенного момента времени, так называемых «новых судов». Все суда, построенные до этого, определенного момента времени, называются «существующими судами» и не подпадают под действие новых правил и пользуются старыми правилами. Такое правовое положение иногда именуется «дедушкиными правилами», т.е. для старых судов действительны старые правила СОЛАС-74, а не новые. Примером могут служить требования к спасательным средствам. Так, в первоначальной редакции Главы III «Спасательные средства и устройства» содержалось 38 правил. При пересмотре конвенции СОЛАС-74 в 1983 г. эта глава была полностью заменена и новая редакция Главы III содержала уже 53 правила. Основные требования новой редакции этой главы применялись к новым судам с 1 июля 1986 г., а к существующим судам продолжали применяться правила старой главы (содержащей 38 правил). Однако, некоторые требования, такие, как требования о дополнительных спасательных плотах, спасательном радиооборудовании и др., после определенного момента времени - с 1 июля 1991 г. становились обязательными и для существующих судов. Одно это обстоятельство является чрезвычайно осложняющим вопросы контроля за судами - к разным по возрасту судам нужно подходить с разными требованиями (обусловленными «дедушкиными правилами»). Разумеется, изучение такого нормативного материала также весьма трудоёмко - в современном состоянии консолидированный текст конвенции СОЛАС-74 (с включением всех принятых в разное время изменений и поправок) насчитывает около 600 страниц текста. Международная конвенция СОЛАС-74 - считается наиболее универсальным документом, разработанным с целью охраны человеческой жизни на море. Главная его цель состоит в определении минимальных стандартов по конструкции, оборудованию и снабжению судов, обеспечивающих его безопасность. Государство флага ответственно за обеспечение выполнения судами под его флагом требований этой МК, в подтверждение чего должны выдаваться свидетельства, определенные этой конвенцией. Условия этой МК дают право странам-участницам контролировать суда других стран-участниц, если имеются веские основания полагать, что судно и его оборудование существенно не соответствуют требованиям МК. Конвенция СОЛАС-74 постоянно пересматривается и обновляется с целью поддержания её на должном уровне. Технические требования и нормы в отношении конструкции и оборудования судов, а также некоторые правила относительно эксплуатации судов содержатся в Приложении к СОЛАС-74. Приложение содержит следующие главы: Глава I: Общие положения Глава II-1: Конструкция: Устройство, деление на отсеки и остойчивость, механические и электрические установки. Глава II-2: Конструкция: Противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара Глава III: Спасательные средства и устройства Глава IV: Радиосвязь Глава V: Безопасность мореплавания Глава VI: Перевозка грузов Глава VII: Перевозка опасных грузов Глава VIII: Ядерные суда Глава IX: Управление безопасной эксплуатацией судов Глава X: Меры по обеспечению безопасности высокоскоростных судов Глава XI: Специальные меры по повышению безопасности на море Глава XII: Дополнительные меры по обеспечению безопасности для балкеров Применение. Конвенция применяется для всех пассажирских судов независимо от их размера и всех грузовых судов валовой вместимостью 500 регистровых тонн и более, осуществляющих международную перевозку грузов, если явно не оговорено иное в соответствующих главах конвенции. Конвенция не распространяется на военные корабли и транспорты, прогулочные яхты, рыболовные суда. Согласно Конвенции каждое судно подлежит освидетельствованию со стороны должностных лиц Правительства страны флага или признанных Правительством организаций. Освидетельствованию, в частности, подлежат корпус и механизмы судна, спасательные средства и снабжение судов, их радиоустановки и электрорадионавигационное оборудование. Судно и его оборудование должны поддерживаться в состоянии, отвечающем требованиям Конвенции и обеспечивающем уровень эксплуатации судна без опасности для людей, груза и окружающей среды. Как общее правило, международная конвенция СОЛАС-74 применяется в открытом море для судов, совершающих международные рейсы за пределами территориального моря. Контроль за судами в открытом море осуществляется государством флага. В территориальном море действуют исключительно национальные правила, установленные государствами. Национальные правила могут отличаться от тех, которые предписаны СОЛАС-74. И ничего нет удивительного в том, что некоторые страны устанавливают для судов, не совершающих международные рейсы правила отличные от правил, содержащихся в СОЛАС-74 (примером может служить Канада, углерудовозы, которой при плавании в пределах Великих озёр оборудованы не в соответствии с СОЛАС-74). Это суверенное право каждого государства - законодательно регулировать судоходство на своей территории и в своём территориальном море с соответствии с национальными правилами. Таким образом, можно представить, что судно, следующее в украинский порт подпадает под действие международных правил до пересечения границы украинского территориального моря. При пересечении границы территориального моря судно поднимает на мачте флаг государства порта и подпадает под действие национальных правил государства порта. И что дальше? В США, например, при следовании судна в порты США в 80-х годах прошлого столетия были установлены правила дополнительного радионавигационного оборудования судов, превышающего по объёму требования конвенции СОЛАС-74. Без такого дополнительного радионавигационного оборудования суда не имели права захода в порт США и плавания в территориальном море. Национальные правила в отношении оборудования и снабжения судов для плавания в территориальном море в Украине законодательно пока не установлены. Формально, присоединившись к конвенции СОЛАС-74, Украина взяла на себя обязательства соблюдать правила, установленные этой Конвенцией, но нормативного закрепления в законодательстве Украины эти правила пока не получили. В СССР, который был участником и СОЛАС-60 и СОЛАС-74, механизм введения международных правил в национальное законодательное поле был устроен следующим образом. Как мы уже упоминали, Регистр СССР играл в Советском Союзе исключительную роль. Регистр СССР был национальным органом, которому было законодательно поручено устанавливать национальные технические стандарты и правила в отношении безопасности судоходства. Таким образом, после принятия тех или иных международных конвенций, содержащих технические правила, Регистр СССР выпускал свои Правила Регистра, содержащие эти же нормы. Тем самым, появлялись национальные правила, идентичные международным. В Украине же такой порядок имплементации международных норм нарушен, поскольку классификационного общества, которому бы законодательно была поручена такая работа, в Украине нет. И это - значительный пробел существующего в Украине законодательного поля, регулирующего общественные отношения по поводу морского административного права.
|