Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судовые реестры






 

Юридический справочник по торговому мореплаванию под редакцией к.ю.н. А.С.Кокина указывает, что регистрация расценивается как одна из форм осуществления государственного надзора за судами, плавающими под национальным флагом. Посредством регистрации государство контролирует момент возникновения у судна права плавания под национальным флагом, соблюдение национального законодательства о безопасности мореплавания. Регистрация судов позволяет вести учёт флота, плавающего под национальным флагом страны, разрабатывать различного рода программы и мероприятия для развития и оказания поддержки национальному флоту.

В СССР необходимость регистрации судов устанавливалась законом (ст.16, 19, 20 КТМ СССР 1929 г., и ст 23-27 КТМ СССР 1968 г.). С 1929 г. в стране существовала система двух судовых реестров. Один назывался «Государственный судовой реестр», а другой – «Судовые книги» (ст.24, 26 КТМ СССР 1968 г.).

Первый предназначался для судов, технический надзор за которыми осуществлял морской регистр (Регистр СССР). Сюда входили суда валовой вместимостью не менее 80 регистровых тонн и главными двигателями мощностью не менее 55 кВт.

Второй предназначался для судов, не подлежащих техническому надзору морского регистра. Это суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт.

Порядок регистрации и ведение судового реестра традиционно законом относилось к компетенции центрального органа государственного управления в области морского транспорта. Вначале им был Народный комиссариат водного транспорта, затем ММФ СССР. ММФ СССР оставил нам «Правила регистрации судов в морских торговых портах», в которых также имеется указание на «Государственный судовой реестр».

Следует отметить одну особенность, заключенную в ст.13 упомянутых выше правил «В случае исключения судна из Государственного судового реестра или из судовой книги регистрационный номер исключенного судна может быть использован для регистрации нового судна».

Правила о приписке морских судов к морским торговым портам СССР и о регистрации судов.

§1 предусматривает, что регистрация судов осуществляется на основании ст.16 Кодекса торгового мореплавания (1929г.), судовой реестр ведётся под наблюдением начальника порта.

§2 – ведение судового реестра возлагается на регистрационные бюро, находящиеся в непосредственном ведении капитана порта.

§ 3 указывал, что «судно вносится в судовой реестр по заявлению собственника», а также по внесению «установленного тоннажного сбора». Для приписки морских судов, освобожденных от к морским торговым портам СССР в управлении каждого морского порта Союза ССР ведётся судовая книга (§ 33).

Если собственник судна, освобожденного от регистрации проживал на значительном удалении от порта, то заявление о регистрации судна в судовой книге он мог направить в порт через местный Совет или исполнительный комитет (§36). Такое нормативное положение позже трансформировалось в регистрацию судов и ведение судовых книг при местных Советах.

Очень важно отметить следующее:

§ 5 – «По внесении судна в судовой реестр регистрационное бюро…выдаёт ему:

а) свидетельство о праве плавания под флагом СССР (патент);

б) судовое свидетельство, служащее удостоверением права собственности на судно.», а также § 35 «После внесения судна в судовую книгу собственнику судна выдаётся имеющий силу исключительного доказательства прав на судно судовой билет…». Эти вопросы доказательства права собственности на имущество относят к вопросам частного права. Мы касаемся их лишь для того, чтобы уяснить тенденции развития института регистрации морских судов и различия в порядке регистрации судов, существовавшие прежде и существующие в настоящее время.

Важным будет также отметить и другой аспект рассматриваемых правил.

То есть, в то время единого государственного реестра морских судов не существовало, а существовали судовые реестры при морских портах. Это обстоятельство затрудняло вопросы управления морским флотом, так как данные о составе флота предоставлялись морскими портами с определенной периодичностью.

Отдельно велся статистический учёт морских судов по своим формам, которые предоставлялись государственными пароходствами и организациями раз в году.

Из других реестров судов, в которых осуществлялась регистрация и учёт судов в СССР, можно отметить –судовые книги Спортсудорегистра СССР, в которых, в соответствии с Инструкцией, осуществлялась регистрация буеров, гребных, парусных, моторных и парусно-моторных судов вместимостью до 80 рег.т., используемых в спортивных целях, независимо от ведомственной принадлежности. Ведение судовых книг осуществлялось в Спорткомитете СССР, спорткомитетах союзных республик, областей, городов и в организациях, в которых базируются спортивные суда. Внесение судов в судовые книги (регистрация) осуществлялось организациями (водными базами, яхт-клубами и т.д.). Что касается моторных спортивных судов, то их регистрация осуществлялась согласно Инструкции «О порядке регистрации спортивных и гоночных судов для водно-моторного спорта» Спортсудорегистра ДОСААФ.

 

Учёт всех спортивных судов в СССР осуществлялся Спортсудорегистром СССР, которому организации базирования таких судов, городские (областные), республиканские органы Спортсудорегистра СССР, а также Спортсудорегистра

ДОСААФ ежегодно подавали сведения о количестве и составе зарегистрированных судов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.