Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регистрация судов в Украине






 

Понятие «регистрация судна», как указано выше, определяется в установлении (прямой) юридической связи между имуществом (судном) и государством. Часто встречаются высказывания по поводу соотношения и взаимосвязи понятий «регистрация судна» и «безопасность судоходства». Причём, соотношение этих понятий имеет не только умозрительный интерес. От разрешения этого вопроса зависит работа структуры государственного управления на морском транспорте, в частности подразделений, отвечающих за регистрацию судов и безопасность судоходства. Если предположить, что безопасность судоходства первична, тогда логично будет выглядеть предложение о подчиненности подразделений, осуществляющих регистрацию судов подразделениям, отвечающим за безопасность. Однако, понятие «регистрация» является универсальным. В свою очередь понятие «безопасность судоходства» - не универсально. Так, «безопасность судоходства» на Днепре включает в себя лишь вопросы регулирования речного судоходства и не касается вопросов «безопасности судоходства» в открытом море, в то время как понятие «безопасность судоходства» в порту включает в себя элементы, связанные с обработкой грузов. Поэтому нельзя ставить регистрацию судов в зависимость от безопасности напрямую. Безопасность судоходства является необходимым условием правомерного использования имущества. Но, прежде всего, именно регистрацией имущества (судна) определяется применение к имуществу права того или иного государства. Вопросы безопасности судоходства, как одного из аспектов морского административного права мы затронем ниже в других главах.

Национальное законодательство Украины также содержит нормы, регулирующие отношения, связанные с регистрацией судов. Глава 2 КТМ Украины в общих чертах регулирует порядок регистрации судов. Установлено, что национальная принадлежность судна определяется его государственной регистрацией в Украине и получением права плавания под государственным флагом Украины.

Термин «государственная регистрация судна» можно определить как - юридический акт-действие уполномоченного государством органа, направленный на определение национальной принадлежности судна, в результате чего между государством Украина и судном устанавливается прямая (реальная) связь.

Содержание термина «регистрация судна» заключается в предоставлении судну права плавания под флагом Украины, как реализации собственником, либо лицом, использующим судно на законных основаниях, права пользования имуществом (судном). Целью регистрации судна является контроль государства за порядком правомерного пользования имуществом (судном).

С точки зрения государственного управления, установление правового порядка пользования имуществом (судном) заключается прежде всего:

1) в вопросах правомерности владения (пользования) имуществом. Поэтому при государственной регистрации имущества требуется установление оснований права собственности на имущество. Следует заметить, что государственная регистрация судов в Украине не является удостоверением права собственности на судно;

2) в вопросах учёта флота под флагом Украины и отслеживания изменений в его составе. Поэтому каждое судно под флагом Украины берётся на учёт. При этом оно должно иметь отличительные (идентифицирующие) признаки, позволяющие его идентифицировать в любой момент времени;

3) в вопросах соответствия флота Украины установленным правилам эксплуатации (организационным, техническим и др.). Поэтому, как государство – флага судна, Украина устанавливает национальные правила эксплуатации судов. При этом, формулирование таких национальных правил эксплуатации судов является приоритетом национальной политики в области торгового мореплавания;

4) в вопросах установления необходимого минимального уровня квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию имущества (судна);

5) в вопросах создания необходимой инфраструктуры для эксплуатации имущества. В отношении автомобилей – это дороги, дорожная разметка и знаки, а в отношении судов – это вопросы обеспечения безопасности судоходства.

(Все эти вопросы будут нами рассмотрены в последующих главах).

Однако, как мы и указывали выше, КТМУ имел в своей основе КТМ СССР, соответственно и порядок регистрации судов в первые годы независимости Украины был идентичен советскому. Самый главный пробел советской системы правового регулирования регистрации судов, который явно себя проявил – заключался в недостаточно чётком правовом механизме исключения судов из судового реестра.

В СССР также отсутствовал единый центр, который бы ведал государственной регистрацией судов. Таким образом, легитимность документов судна можно было проверить только в порту регистрации (приписки).

Эти пробелы и были «закрыты» при разработке нового порядка регистрации судов в Украине, который на момент его введения был одним из самых совершенных не только на постсоветском пространстве, а и в Европе.

Постановлением Кабинета Министров Украины № 1069 от 26.09.1997 года был утвержден Порядок ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины, в соответствии с которым общее руководство и контроль за регистрацией и ведением учета судов в Украине осуществляет Инспекция Главного государственного регистратора флота Украины.

Процедура регистрации судов, определённая КТМУ и постановлением КМУ № 1069, существовавшая в Украине до недавнего времени, такова:

-судовладелец обращается в Инспекцию главного государственного регистратора флота Украины с заявлением установленной формы (в 2-х экземплярах) в котором он указывает орган регистрации по своему выбору (т.е. будущий порт приписки судна);

-к заявлению прилагается пакет документов по списку (см.ПКМУ № 1069);

-Инспекция в установленные сроки рассматривает представленные документы, проверяет заявленные данные, в необходимых случаях назначает экспертизу;

-В результате рассмотрения поданных документов Инспекция принимает решение о возможности (или невозможности) государственной регистрации судна;

-В случае вынесения решения о возможности регистрации судна, Инспекция ставит соответствующий штамп на одном экземпляре заявления, которое направляется органу регистрации (капитану морского порта);

-Капитан порта на основании заявления и решения Инспекции о возможности регистрации судна, вносит данные о судне в государственный судовой реестр Украины и выдаёт судовладельцу судовые регистрационные документы Свидетельство о праве плавания под государственным флагом Украины и Свидетельство о собственности;

-Копии выданных судовых регистрационных документов орган регистрации направляет в Инспекцию.

Постановлением КМУ № 963 от 28.07.2004 г. в постановление №1069 были внесены существенные изменения в части, касающейся порядка регистрации рыболовных судов. Таким образом, вскоре процедура регистрации судов в Украине будет изменена.

ТЕМА 7






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.