Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регистрация морских судов в СССР






В СССР также придерживались правил определения национальной принадлежности торговых судов, воспринятых от Российской империи. Так, ст.6 КТМ СССР 1929 г. разрешала плавать под советским флагом только судам, принадлежащим гражданам СССР и советским юридическим лицам.

Но и до вступления в силу положений КТМ СССР 1929 г., в СССР были разработаны правила регистрации морских судов. После национализации торгового флота в советской России были отмены действия всех законов Российской империи, нормативное регулирование вопросов регистрации уже советского государственного флота было положено в 1921 году с утверждения Положения о праве плавания судов под советским флагом и Декрета о приписке морских судов. В числе других документов, изданных в развитие норм советского морского права в отношении национальности судов, мы можем указать постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 5.09.1924 г. «О праве плавания морских торговых судов под флагом Союза ССР и о владении морскими торговыми судами на праве собственности».

Причём, следует отметить, что вопрос регистрации судов и признания права собственности на них имел в довоенном СССР весьма серьезное прикладное значение. Чтобы его понять, надо рассматривать его в тесной увязке с исторической обстановкой в целом и на Черноморско-азовском бассейне, в частности. Так после Октябрьского переворота в России было издано Постановление СНК РСФСР от 24.11.1917 г.. запрещавшее продажу, залог и отдачу в чартер русских торговых судов за границу. Дальнейшая национализация частновладельческих судов, в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 26.01.1918 г. явилась логичным продолжением закрепления права собственности на морские суда за советским государством. Следует отметить, что за советским государством закреплялось право собственности на российские суда, отданные в чартер за границу начиная ещё с 1914 года, т.е. с начала первой мировой войны. (Один из первых примеров советских нормативных актов, имеющих обратную силу.)

В Украине в начале 1918 г. Одесский Союз моряков на своём чрезвычайном заседании принял решение перейти в здание главной конторы РОПиТа (Русского общества пароходства и торговли), взять управление торговым флотом, объявив его национализированным. Для управления флотом был создан Совет.Летом 1918 г. бывший командующий Черноморским флотом адмирал Колчак создаёт в Лондоне «Управление российским торговым флотом» - своеобразный прообраз Морской администрации во главе с адмиралом Хоменко. В Константинополе при русской морской базе образовался «филиал» РОПиТа.

В конце 1918 г. в Черное море вошли корабли Антанты взамен ушедших немецких войск. В начале 1919 г. правление РОПиТа создаёт в Одессе так называемое «тоннаж-бюро», начавшее регистрацию и эксплуатацию черноморского торгового флота.

В апреле 1919 г. оставляя Одессу войска Антанты увели торговые суда. Потом суда были уведены в 1920 г. и Деникиным.

Таким образом, в течение нескольких лет, за границей оказалась значительная часть судов, право собственности на которые провозглашалось за советским государством. Тем не менее, бывшие (действующие) собственники этих судов продолжали их эксплуатировать, не признавая акта национализации. Советское государство после его международного признания прилагало значительные усилия для распространения своей юрисдикции на суда, считавшиеся национализированными. В первые годы существования советской власти, после национализации торгового флота, были заключены двусторонние договоры о торговле и мореплавании, которые предусматривали закрепление национальной юрисдикции за судами СССР - «национальность судов будет устанавливаться по законам страны, к которой принадлежит рассматриваемое судно, при помощи документов и патентов, имеющихся на борту и выданных компетентными властями».

Можно также отметить, что процесс национализации морских торговых судов продолжался вплоть до конца 30-х годов. Суда, ранее принадлежащие российским подданным, при их случайном заходе в порты СССР немедленно арестовывались, национализировались и обращались в собственность советского государства с последующей их регистрацией под советским флагом.

Приказом Народного комиссариата морского флота от 17 августа 1939 г. были утверждены «Правила о приписке морских судов к морским торговым портам СССР и о регистрации судов».

Параграф 1 этих правил гласил: -Для предусмотренной ст.16 КТМ СССР регистрации морских судов, плавающих под флагом СССР в управлениях портов ведётся под наблюдением начальника порта судовой реестр.

Во втором параграфе отмечалось: -Ведение судового реестра возлагается на регистрационное бюро, находящееся в непосредственном ведении капитана порта.

Параграф 5, в частности, устанавливал:

-По внесении судна в судовой реестр регистрационное бюро…выдаёт…:

а) свидетельство на право плавания под флагом СССР (патент);

б) судовое свидетельство, служащее удостоверением права собственности на судно. Этим правилам была уготована долгая жизнь и фактически система регистрации морских торговых судов, построенная на их основе просуществовала до развала СССР.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.