Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткая история вопроса и характеристика правовых аспектов регистрации судов
Упоминание о национальности судна мы можем встретить в древнейших источниках права. Так, например, в договоре между греками и Русью 912 года мы встречаем упоминание «русское судно», а в договоре Романа, Константина и Стефана с Игорем 944 года – упоминание «корабль греческий». Под национальностью судна понимается его государственная принадлежность. Законы всех морских стран ставят ряд более или менее жестких условий, которым должен удовлетворять собственник судна для того, чтобы судно имело право носить флаг данного государства; в законах некоторых стран имеются в этом отношении ещё и другие нормы, ставящие дальнейшие условия для приобретения права на флаг, например, в части, касающейся национального состава судового экипажа, места постройки судна и др. Сознание необходимости придать торговому флоту страны национальный характер существует давно. Во Франции ещё в XVIII в. закон признавал судно тогда, когда оно всецело принадлежало французским подданным и судовой экипаж на три четверти состоял из французов (навигационный акт от 21 сентября 1703 г.). Аналогичную позицию выражали: ст.40 итальянского уложения о морском флоте 24 октября 1877 г., ст. 1 датского закона о мореплавании 1 апреля 1890 г., ст.1 шведского закона о мореплавании 20 июня 1891 г., ст.1 норвежского закона о море плавании 20 июля 1893 г., ст.1 английского закона о торговом мореплавании 25 августа 1894 г. Покровительствовавшими национальному мореплаванию можно считать большинство принимавшихся в 16-17 веках национальных морских правил. Особенно яркое отражение это нашло в изданном Кромвелем в 1651 г. «Навигационном акте», разрешавшем перевозку товаров и грузов из английских колоний в Англию только на английских судах, иностранные же суда с колониальными товарами подлежали конфискации. О том, что флагу судна в то время придавалось огромное значение свидетельствует напутствие Леолина Дженкинса большому жюри на сессии Суда Адмиралтейства в Соусворке в 1680 г. – «Вы должны произвести расследование о нарушениях древних морских законов и обычаев, относящихся, например, к флагу, и в этом расследовании вы должны проявить особую тщательность, ибо от этого зависит честь нации и, если она будет утрачена, будут утеряны суверенность и власть, а, следовательно, пострадает и торговля, и поэтому вы обязаны расследовать, выполняют ли командиры свою обязанность требовать оказания должного уважения королевскому флагу». Во Франции также были предприняты меры покровительства своему флагу. Так, декретом от 21.09.1793 г. устанавливалось, что во Францию иностранные суда могут привозить только грузы, произведенные этими иностранными государствами. XVII-XVIII века прошли в борьбе за торговые морские пути, которая велась Англией последовательно с Испанией, Голландией и Францией, что отразилось в законодательстве, выразившем тенденцию покровительства своему флагу. В первой половине XIX века во Франции формы протекционизма национальному флагу приняли более мягкий характер и выразились в системе, так называемых, «надбавок за флаг», состоявшей в том, что иностранные суда могли ввозить всякие грузы в порты Франции, но при этом облагались повышенными сборами по сравнению с судами национальными. Во второй половине XIX века развитие английского торгового флота приняло настолько значительные размеры, что Англия, в целях достижения для английских торговых судов законной возможности участвовать в морской торговле других государств, первая вступила на путь свободы морской торговли. После трактата 1860 года с Англией, Франция в 1866 г. отказалась от системы «надбавок на флаг», уравняв иностранные суда со своими собственными. Право на флаг признавалось и за государствами, не имевшими выхода к морю. 20 апреля 1921 г. в Барселоне была принята Декларация о признании права на флаг за государствами, не имеющими морского побережья. Эта Декларация была принята тридцатью государствами различных континентов. Декларация провозглашает признание флага судов всякого государства, не имеющего морского побережья, если эти суда зарегистрированы в едином определенном месте, расположенном на его территории. Указанное место признавалось для зарегистрированных судов – портом регистрации. До вступления в силу многосторонних международных соглашений (международных конвенций) вопрос признания национальности судна определялся двусторонними соглашениями.
|