Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П р и л о ж е н и я






планы семинарских, лабораторных и индивидуальных занятий

по курсу «Общая и возрастная педагогика»

1. Формирование сознательной дисциплины и активности личности

в условиях современной школы……………………………………….. 117

2. Характеристика процесса перевоспитания……………………………. 118

3. Диалектика процессов воспитания (перевоспитания)

и самовоспитания………………………………………………………. 118

4. Педагогика бихевиоризма……………………………………………… 119

5. Педагогика прагматизма……………………………………………….. 120

6. Европейское гуманистическое воспитание (40-60-е годы ХХ в.)….. 120

7. Теория коммунистического воспитания:

история, традиции, уроки……………………………………………… 121

8. «Педагогика сотрудничества»: педагогика «эпохи перестройки»….. 122

9. Педагогическая система А.С.Макаренко:

авторитарна или демократична? ……………………………………… 123

10. Педагогическая система В.А.Сухомлинского:

идеи гуманистической педагогики…………………………………… 125

11. Моя педагогическая позиция (лекция-дискуссия)………………….. 126

Тема 1. Воспитание сознательной дисциплины

и активности личности

Цель занятия: исследовать данные качества личности, выявить показатели и формы их проявления в жизненно важных ситуациях; осмыслить социальную и личностную значимость данных качеств для формулирования задач воспитательной деятельности.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Что такое дисциплина? Понятие об общественной дисциплине и ее признаки. Какое значение имеет дисциплина в жизни коллектива и личности? Показатели, по которым можно судить о наличии дисциплины в коллективе и у отдельной личности.

2. Дисциплина и послушание: общее и различное в формах проявления личности. Самодисциплина: категории долга и ответственности. Свободная личность и общественная дисциплина.

3. Психологические основы дисциплинированности как качества личности. Дисциплина и активность личности: противоречия и взаимообусловленность в жизнедеятельности личности.

4. А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский о формировании сознательной дисциплины в процессе развития личности. Дисциплина: цель или средство воспитания личности?

Проблемные вопросы:

1. Мешает ли дисциплина формированию творчески активной личности?

2. Режим как средство воспитания. Считаете ли Вы, что режим относится к средствам авторитарной педагогики? Можно ли отказаться от данного средства в воспитательной работе современной семьи и школы?

Литература:

1. Бим-Бад Б.М. Образование для свободы России //Педагогика.- 1993. - № 6.

2. Гессен С.И. Дисциплина, свобода, личность //Педагогическое наследие русского зарубежья. – М., 1993. – С.92-100.

3. Корчак Я. Как любить детей. – Любое издание. - № 10, 17, 41, 49.

4. Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. – М., 1958: Лекции о воспитании детей: лекция о дисциплине) – Т. 4. - С. 361-372; Методика организации воспитательного процесса (глава – Дисциплина и режим). – Т. 5. - С. 35-42; Проблемы школьного советского воспитания (лекция 2: Дисциплина, режим, наказания и поощрения). – Т. 5. - С. 133-163.

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1971. – С. 25-44.

6. Френе С. Избр. пед. соч. – М., 1990. – С. 207, 257, 273-274, 293-294.

7. Ушинский К.Д. Воспитание привычек и навыков //Избр. соч.: В 2 т.-

Т. 1. – С. 277-285.

Тема 2. Характеристика процесса перевоспитания

Цель занятия: познакомиться с особенностями процесса перевоспитания школьников, выявить его связь с процессами воспитания и самовоспитания.

Вопросы для самоподготовки:

1. Цель перевоспитания и особенности развития личности.

2. Диалектика процессов перевоспитания и самовоспитания.

3. Принципы процесса перевоспитания.

4. Опыт А.С.Макаренко по перевоспитанию и возможности его использования в современной школе.

Проблемный вопрос:

1. Как Вы считаете, возможно ли перевоспитание личности только педагогическими мерами?

Литература:

1. Битнер Х. Жить с агрессивными детьми /Пер. с англ. – М., 1991.

2. Блонский П.П. Трудный школьник. – М., 1930.

3. Глассер У. Школы без неудачников /Пер. с англ. - М., 1991.

4. Невский И.А. Острые углы воспитания. - Минск, 1990.

5. Педагогический вестник «Реабилитация, коррекция, социально-трудовая адаптация». - Вып. 13. - Кемерово, 2000.

6. Профилактика агрессивности и террористических проявлений у подростков /Под ред. И.Соковни. – М., 2002.

7. Психологическая реабилитация детей и подростков /Под ред. И.В.Дубровина. – Калуга, 1994.

8. Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармоний в развитии личности детей и подростков. – Воронеж, 1993.

9. Раттер М. Помощь трудным детям /Пер. с англ. – М., 1987.

10. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. – М., 1991.

11. Холлтгер В. Человек и агрессия /Пер. с англ. – М., 1975..

Тема 3. Диалектика процессов воспитания (перевоспитания)

и самовоспитания

Цель занятия: осмыслить теоретические положения данного направления в традициях отечественной педагогики и оценить его необходимость для совершенствования воспитательного процесса в современной школе.

Вопросы для самоподготовки:

1. Воспитание как побуждение к самовоспитанию.

2. Цель воспитания и самовоспитания.

3. Объективные и субъективные условия возникновения у ребенка потребности в самовоспитании.

4. Внутренняя позиция личности и проблема ее развития в процессе воспитания. Возрастные особенности ее развития.

5. Роль педагога в развитии процесса самовоспитания личности.

6. Принципы воспитательной деятельности, ориентированной на самовоспитание личности.

Литература:

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань, 1988. – С. 154-164.

2. Берн Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1984. – С.25-119.

3. Блонский П.П. О наиболее типичных ошибках при организации трудовой школы //Избр. пед. и псих. соч.: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1.

4. Вессель Н.Х. Избр. пед. соч. – М., 1959.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1989.

6. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. – М., 1974.

7. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Любое издание.

8. Редкин П.Г. Избр. пед. соч. – М., 1958.

9. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание. – Киев, 1968.

10. Харламов И.Т. Самовоспитание личности и воспитание //Советская педагогика. – 1990. - № 12.

Тема 4. Педагогика бихевиоризма

Цель занятия: познакомиться с данным направлением в педагогике и оценить возможности его использования в практике современной школы.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Оперантное поведение – «научная основа» воспитания.

2. Формирование «управляемого» индивида – цель воспитания.

3. Механизмы приобретения нового опыта.

4. Поощрение и наказание в формировании поведения.

Проблемный вопрос:

1. Считаете ли Вы, что данное направление в педагогике может быть использовано в целях совершенствования современной школы?

Литература:

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. - Гл. 4.

2. Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм (Э.Торндайк. Дж. Б.Уотсон). – М., 1998.

3. Паккард В. Формовщики людей //Иностранная литература. - 1981.

4. Скиннер В. Оперантное поведение //История зарубежной психологии. 30-60-е гг. ХХ века. – М., 1986.

5. Шварцман К.А. Философия и воспитание. – М., 1989. – С. 152-171.

Тема 5. Педагогика прагматизма

Цель занятия: познакомиться с данным направлением в педагогике и оценить возможности его использования в практике современной школы.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Инструментализм Дж.Дьюи – «научный метод» теории воспитания. Педагогика действия.

2. Цель воспитания – подготовка «деловых» людей.

3. Особенности в организации воспитательного процесса.

4. Неопрагматическая концепция воспитания: самоутверждение личности.

Проблемные вопросы:

1. Как Вы ответите на данный вопрос: «ребенок для школы» или «школа для ребенка»?

2. Как Вы считаете, что из педагогической системы Дж.Дьюи могло бы быть использовано в практике нашей школы?

Литература:

1. Дьюи Дж. Школа и ребенок. – М., 1923. ИЛИ: //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 490-501.

2. Корнетов Г. Ребенок для школы или школа для ребенка //Первое сентября. - 1995.

3. Шварцман К.А. Философия и воспитание. – М., 1989. – С. 55-76.

Тема 6. Европейская гуманистическая педагогика (40-60-е гг. ХХ в)

Цель занятия: познакомиться с данным направлением в европейской педагогике и оценить возможности его использования в целях совершенствования российской школы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Сущность воспитательного процесса.

2. Цель развития ребенка.

3. Теоретические положения и обоснования.

4. Особенности организации школы и воспитательного процесса.

5. Принципы воспитательной деятельности.

6. Требования к личностным качествам педагога.

Проблемные вопросы:

1. С какими положениями и принципами данного направления в педагогике Вы согласны, а с какими – нет?

2. Считаете ли Вы, что данное направление в педагогике можно отнести к теории «свободного» воспитания?

Литература:

1. Монтессори М. //Перспективы: вопросы образования. – М., 1983. - №4.

2. Монтессори-материал. Школа для малышей. – М., 1992.

3. Педагогика М.Монтессори: Курс лекций. Интродукция. – М., 1992.

4. Френе С. Избр. пед. соч. – М., 1990.

Тема 7. Теория коммунистического воспитания:

история, традиции, уроки

Цель занятия: осмыслить историческое прошлое в системе образования, проанализировать основные теоретические положения и дать оценку воспитательному процессу.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Сущность коммунистического воспитания.

2. Диалектика процессов воспитания и самовоспитания как методологическая основа теории.

3. Цель и задачи развития личности.

4. Принципы коммунистического воспитания.

5. Программа воспитательного процесса (И.С.Марьенко).

6. Коллектив и его влияние на личность.

7. Деятельность детских и юношеских организаций.

Проблемные вопросы:

1. Как Вы считаете, в чем состоят отличия системы коммунистического воспитания от других известных Вам педагогических систем?

2. Насколько возможен «переход» от системы коммунистического воспитания к другим воспитательным системам? Возможны ли иные пути развития Российской школы?

3. Считаете ли Вы, что система коммунистического воспитания – это система авторитарного воспитания? Оцените теоретические подходы и их практическую реализацию.

4. Можете ли Вы в системе коммунистического воспитания выделить те педагогические характеристики, которые можно было бы развивать и сегодня?

5. Что в данной системе Вам не нравится? Почему?

Литература:

1. Комплексный подход к воспитанию школьников /Под ред. Л.К.Балясной. – М., 1982.

2. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. – М., 1974.

3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Лекции о воспитании детей. – Любое издание.

4. Степашко Л.А. Отечественная педагогика советского периода: попытки осмысления //Педагогика. – 1993. - № 6. – С. 54-57.

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – Любое издание.

6. Теория и методика коммунистического воспитания /Под ред. Г.И.Щукиной. – М., 1974.

7. Теория и практика коммунистического воспитания. – М., 1980.

8. Теория и методика пионерской и комсомольской работы. – М., 1978.

9. Яновская М.Г. Педагогика сотрудничества: 20-е годы //Педагогика. – 1993. - № 4. – С. 101-103.

Тема 8. Педагогика «сотрудничества»:

педагогика «эпохи перестройки»

Цель занятия: осмыслить основные подходы в понимании сущностных характеристик воспитательного процесса и сформулировать его принципы, обосновав их целесообразность

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Что такое «педагогика требований» и «педагогика сотрудничества»?

2. Можно ли в воспитательном процессе обойтись без педагогических требований? Как к решению этого вопроса подходили А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский? Какие существуют формы педагогического требования и в каких формах они могут проявляться?

3. Существует ли противоречие между «педагогикой требований» и «педагогикой сотрудничества»?

4. Что отличает «педагогику сотрудничества»? На каких принципах она строится? Как реализуется сотрудничество в работе педагогов-новаторов?

5. Попытайтесь определить, на каких принципах основываются известные Вам стили воспитательной деятельности: демократический, авторитарный, литеральный. Какие личностные качества учителя позволяют ему формировать тот или иной стиль педагогической работы? Попробуйте определить свою предрасположенность к известным Вам стилям воспитательной деятельности.

Литература:

1. Коротов В.М. Педагогическое требование. – М., 1966. - С. 60-114.

2. Лихачев Б.Т. Нова ли «новая педагогика»? //Народное образование. 1987. - № 4. – С. 77

3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания //Собр. соч.: В 7 т. - Т. 5. – С. 100.

4. Педагогика сотрудничества: истоки, принципы, перспективы //Учительская газета. - 16.02, 1988.

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1990.

Тема 9. Педагогическая система А.С.Макаренко:

авторитарна или демократична?

Цель занятия: познакомиться с педагогической системой выдающегося педагога прошлого и осмыслить возможности ее применения в условиях современной школы; развивать умение давать педагогическую характеристику теоретической и практической деятельности педагога, умение обосновывать собственную точку зрения.

При осмыслении опыта А.С.Макаренко (1888-1939) Вы сможете занять одну из трех позиций: его педагогика: а) авторитарна, б) демократична, в) по каким-то вопросам авторитарна, а по каким-то демократична. Мы советуем Вам при конспектировании книг и статей самого А.С.Макаренко, также его единомышленников и оппонентов, вносить записи в соответствующие графы: (а), (б), (в), оценивая таким образом каждое суждение, каждый факт, каждое событие. Мы предлагаем Вам осмыслить наиболее важные и актуальные для сегодняшней практики вопросы (проблемы), которые решал А.С.Макаренко в 20-30-е годы ХХ века, и оценить возможность использования его опыта и его выводов в практике воспитательной работы в начале ХХI века.

Поскольку деятельность А.С.Макаренко развертывалась в тот период, когда вся деятельность была «пропитана» коммунистической идеологией, это, безусловно, нашло отражение в его теории и практике. Однако мы надеемся, что Вы сумеете сосредоточить свое внимание на педагогических, а не на идеологических аспектах его деятельности. Мы считаем, что опыт такого выдающегося педагога, каким был А.С.Макаренко, заслуживает самого пристального внимания, тем более, что не одно поколение советских учителей (Ваших предшественников и будущих коллег) воспитывалось на его идеях, они всегда вызывали интерес и у зарубежных педагогов. Попытайтесь по достоинству оценить это педагогическое наследие и извлечь для себя определенные уроки.

_______________________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.