Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Благодаря активности детей, процесс воздействия внешнего влияния на развитие ребенка (воспитание), превращается в сложный двусторонний процесс взаимодействия.






4. Воспитание – внешнее воздействие по отношению к личности, поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать те психические изменения, которые характеризуют процесс развития личности, а именно: процесс «переработки» этих воздействий личностью. Важно учесть, что и как личность воспринимает и оценивает в окружающем ее мире, что принимает, отвергает и т.д.

Важное значение имеет изучение категорий: отношение, общение, деятельность, так как педагогу важно изучать личность воспитанника в системе его отношений к людям, природе, науке, искусству и т.д.

6. Воспитательное влияние должно быть направлено на развитие внутреннейпозиции личности: знакомство воспитанников с общими нормами и требованиями и понимание их необходимости; формирование оценочных суждений, пробуждение потребности и желания поступать так, как от него требуется и т.д. Важно и воздействие на другие регуляторы поведения – интеллектуальную и эмоционально-волевую активность личности.

7. Цели и средства воспитания необходимо из внешних переводить во внутренний план личности воспитанника, так как внешние педагогические влияния принимаются личностью, если соответствуют его внутренней позиции: интересам, стремлениям, потребностям.

8. Воспитательная деятельность должна не подстраиваться воспитателем к некоему спонтанному развитию личности, а должна быть направлена на содействие в организации деятельности и общения воспитанников, на активизацию их позиции в выполнении конкретных действий. Без внимания к психологическому содержанию действий ребенка деятельность педагога приобретает формальный характер.

9. Одна из ошибок в методических подходах и построениях воспитательного процесса – переоценка воздействий на сознание, переоценка «словесных» методов воспитания в ущерб методам формирования положительного опыта. Важность воспитательной деятельности проявляется не в разговорах с ребенком, а в организации его жизни.

10. Путь к единству сознания и поведения в развитии личности лежит через единство многообразных воспитательных влияний, которые включают в себя и длительные упражнения в правильных поступках, и реальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и организацию жизни учащихся на основе их полезной деятельности и общения.

11. ………………………………………………………………..

12. ………………………………………………………………..

Какие другие выводы Вы можете сделать для педагогически грамотной организации воспитательного процесса, исходя из его психологических обоснований?

А теперь давайте рассмотрим соотношение процессов воспитания и самовоспитания для того, чтобы определить: каким должен быть процесс воспитания, позволяющий личности подняться в своем развитии на уровень самовоспитания? Можно выделить три подхода в организации воспитательного процесса:

§ Самовоспитание возникает по мере взросления личности, развития самостоятельности и социальных навыков. Самовоспитание является естественным продолжением процесса саморазвития личности. Воспитание – это и есть процесс саморазвития, а потому воспитателю следует наблюдать за развитием ребенка и не мешать проявлению его активности. Организация воспитательного процесса не требует специально организованной деятельности воспитателя.

§ Воспитание возникает на более поздних этапах взросления личности, когда формируется достаточно высокий уровень ее самосознания, развиваются навыки самостоятельной деятельности. С этого момента самовоспитание становится еще одним фактором развития личности, помогая педагогу в решении его воспитательных задач. Однако это становится возможным, если цели, средства и требования воспитателя соотносятся с внутренней позицией личности, потому педагогу необходимо направить воспитание на развитие сознания и приобретения личностью положительного опыта поведения, а также – на развитие навыков самовоспитания: самопознание, саморефлексию, самооценку, самоутверждение.

§ Воспитание и самовоспитание - это единый воспитательный процесс, для которого характерна диалектика их взаимопереходов из одного состояния в другое. Самовоспитание лежит в основе процесса воспитания, а не дополняет его. Самовоспитание является не завершающим этапом воспитательного процесса, а проявляет себя в организации самостоятельной деятельности воспитанников на протяжении всех возрастныхэтапов развития, их активной позиции. Самовоспитание, по мере развития личностью черт социальной зрелости, приобретает относительную самостоятельность и становится ведущим фактором развития человека. Однако для того, чтобы самовоспитание проявилось, процесс воспитания требует определенных действий со стороны воспитателя.

 

Какой из названных подходов, на Ваш взгляд, является правильным? Как Вы считаете, как будет меняться деятельность воспитателя в зависимости от того, какую позицию по данному вопросу он занимает? Попытайтесь спрогнозировать процесс развития личности младшего, подросткового и старшего школьного возраста в зависимости от того, какую позицию занимает воспитатель.

Что значит «учить» самовоспитанию? Возможно ли это? Какое значение в этом имеет воспитатель?

Как Вы думаете, в каком соотношении находятся процессы ПЕРЕВОСПИТАНИЯ и САМОВОСПИТАНИЯ? (См. в Приложении данного пособия тему № 3).

3.5. Движущие силы процесса воспитания

 

Выявление сущностных характеристик воспитательного процесса предполагает изучение его движущих сил, воздействие на которые позволяет повысить его эффективность.

Движущими силами воспитательного процесса являются присущие ему ПРОТИВОРЕЧИЯ, которые носят объективный характер. Они возникают в деятельности воспитателя и требуют своего разрешения. Мы уже размышляли о противоречиях, которые возникают в процессе развития личности и разрешение которых позволяет личности подняться на новый уровень развития. Мы отмечали, что воспитатель играет важную роль в их разрешении. Воспитывать, как мы утверждали, - значит помогать разрешению противоречий, возникающих в процессе развития личности. Мы размышляли также о противоречиях, которые возникают в процессе возрастного развития личности. (См. наше пособие. Части 2 и 3).

В педагогической практике выделяется еще одна группа противоречий, связанная с деятельностью воспитателя, который выдвигает перед воспитанником ряд задач, предлагает разнообразную деятельность, разрабатывает воспитательную систему, продумывает методы и формы достижения поставленных задач, создает благоприятные условия для развития личности. Он организует воспитательный процесс, направленный на развитие личности. Однако насколько ребенок готов включиться в эту деятельность, интересна ли она ему? Насколько он готов выполнить эти требования, понимает ли он их смысл и необходимость? Может ли он решать эти задачи? Достаточен ли уровень развития ребенка для того, чтобы он оказался «включенным» в воспитательный процесс?

Таким образом, можно говорить о противоречиях, которые возникают между процессами развития личности и воспитанием (воспитательной деятельностью). Но насколько эти противоречия объективны? Что дает нам основание утверждать, что разрешение противоречий – это сущностная характеристика воспитательного процесса?

Как Вы считаете, в какие моменты жизни ребенка происходит его развитие, т.е. появление новых умений, черт, качеств, характеристик и их совершенствование? Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые утверждают, что развитие личности происходит в тот момент, когда ею преодолеваются трудности, когда ситуация требует мобилизации сил и возможностей. Возможно, то, что приходится выполнять, не всегда воспринимается воспитанником с радостью и желанием, но выступает как необходимость и обязанность. Воспитатель помогает ребенку в преодолении им трудностей. Воспитательный процесс направлен на создание таких ситуаций, в которых становится возможным развитие личности.

«Что хочет воспитанник? Что он может? Что ему нужно?» – в этом проявляется одна сторона воспитательного процесса. «Чему он должен научиться? Что он должен понять? Какие черты и характеристики он должен развить в себе?» - в этом проявляется другая сторона воспитательного процесса. Для того, чтобы воспитательный процесс стал действенным фактором развития личности, педагогу важно ответить на многие вопросы, продумать его организацию и условия эффективности в достижении результатов, скорректировать его цели и задачи, адаптировать формы и методы воспитания в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями личности и социальной ситуацией ее развития. В этом и проявляется сознательный, преднамеренный, планомерный, специально организованный характер воспитательного процесса, что отличает его от стихийных, случайных влияний окружающей среды. Воспитатель продумывает целесообразность своих действий и их адекватность ситуации, в которой предполагается их применение. Причем, мастерство воспитателя проявляется в том, что противоречия в его деятельности предвосхищаются (предвидятся), решаются во «внутреннем плане». Эти противоречия не доводятся до ситуации, когда неизбежными становятся конфликты с воспитанником (его протест, неудовлетворенность действиями воспитателя, отсутствие интереса и желания общаться с ним, включаться в деятельность и т.д.).

У Вас сложились иные представления о том, что является движущей силой воспитательного процесса и обусловливает его совершенствование? Обоснуйте свою позицию.

 

В современной педагогике сформулирован ряд противоречий, осмысление которых позволяет воспитателю совершенствовать свою деятельность, искать наиболее оптимальные формы и методы общения с воспитанниками. Анализ учебных пособий и научной литературы, начиная с 60-х годов прошлого века, показывает единство всех взглядов в формулировании конкретных противоречий (см. 49; 76; 100-102; 124; 151; 152 и др). Мы предлагаем Вам обобщенный вариант тех противоречий, которые возникают в воспитательном процессе и на решение которых направлена деятельность воспитателя.

Условно все известные в педагогической литературе противоречия воспитательного процесса можно представить как две группы: а) противоречия, которые проявляются между процессами развития и воспитания; б) противоречия, которые проявляются в самом воспитательном процессе.

К противоречиям, которые проявляются между процессами развития ивоспитания, относятся:

§ стремления самого ребенка к самостоятельности, независимости, с одной стороны, и недоверие взрослого к возможностям ребенка быть самостоятельным, с другой стороны; отсюда противоречивость в их отношениях к ребенку – строгость и сердечность, требовательность и снисходительность, ограничение и предоставление самостоятельности;

§ однако в связи с этим можно назвать еще один вариант данного противоречия, который проявляет себя, с одной стороны, в том, что у ребенка, благодаря воспитательной деятельности взрослого, сформировалась самостоятельность (в поступках и суждениях), но с другой стороны, проявляется неготовность взрослого к общению с таким ребенком, несформированность у него навыков общения, ориенированных на установление с ним равноправных и доверительных отношений;

§ противоречие между складывающимися у ребенка новыми потребностями, закономерно возрастающим потенциалом его личности и отстающими от этого роста условиями его самореализации;

§ противоречия между воспитательными целями и целями самих детей;

§ противоречия между внешними требованиями, которые воспитатель предъявляет к ребенку, и внутренними стремлениями самого ребенка;

§ воспитатели и воспитанники, как можно прочитать в исследованиях социологов, находятся в различных «социокультурных слоях» нашего общества, что определяется и их возрастными отличиями, и ценностными ориентациями (особенно это значимо для эпохи «перестройки»). Чем больше их разница в возрасте, тем большая вероятность непонимания. Это имеет отношение и к родителям, и к школьным учителям;

§ противоречивость воспитательного процесса может проявляться в позиции, которую занимает воспитанник по отношению к воспитателю: конфронтация, протест, конфликтность, нонконформизм и т.п.;

§ …………………………………………………………………………….

§ …………………………………………………………………………….

Какие другие противоречия данного характера Вы знаете?

К противоречиям, которые проявляются в структуре воспитательного процесса, можно отнести:

§ периодически возникающее несоответствие между воспитанием в широком смысле слова, во всем многообразии его общественных связей и отношений, с одной стороны, и воспитательной деятельностью, т.е. воспитанием в узком смысле, с другой стороны. Данное противоречие проявляется как отставание воспитательных усилий от требований жизни.

§ внедрение передового (новаторского) опыта воспитательной работы в практику школы обогащает воспитательный процесс, однако само его внедрение предполагает отказ от сложившихся, хорошо отрегулированных, но устаревших, по существу, процессов (целей, содержания, принципов, форм и методов), что вызывает противоречие между новым и старым опытом (новаторским и традиционным);

§ противоречие между целенаправленными действиями воспитателя и стихийными влияниями, поступающими из окружающей среды;

§ несоответствие воспитательных влияний школы и семьи (противодействие со стороны семьи некоторым требованиям школы);

§ противоречие между «словом» и «делом», как переоценка словесных методов воспитания и относительная обособленность их от практических методов воспитания;

§ в образовательных учреждениях можно наблюдать большую озабоченность развитием интеллектуальной сферы личности в ущерб физической и эмоциональной. Или можно наблюдать увлеченность физическим развитием в ущерб интеллектуальной и духовной сфер личности (особенно это может быть характерно для школ с углубленным преподаванием предметов, профильных классов);

§ противоречие в усвоении учащимися всё возрастающего объема информации – с одной стороны, практически неограниченный рост информации, необходимый для плодотворной и разнообразной деятельности, но, с другой стороны, наблюдается ограниченность учебного времени. Как следствие: возникает перегрузка и перенапряжение нервной системы;

§ можно наблюдать противоречивость между целями воспитания и его содержанием, формами, методами и средствами: их несоответствие, как правило, не приводит к поставленной цели;

§ ………………………………………………………………………………

§ ………………………………………………………………………………

Какие другие противоречия данного характера Вы можете назвать?

 

Все эти противоречия носят ВЕРОЯТНОСТНЫЙ характер, т.е. их проявление возможно, если воспитатели не стремятся их осознавать и не стремятся совершенствовать воспитательный процесс. Сам факт осознания противоречий, которые могут возникать в воспитательном процессе (или они уже проявляются), способствует преодолению негативных явлений и утверждению позитивных тенденций в воспитательной практике.

Разрешение данных противоречий становится возможным в деятельности воспитателя, когда продумывается целесообразность и необходимость всех его действий от постановки (корректировки) воспитательных целей и задач до выбора и обоснования форм и методов воспитательной работы. В педагогической науке выделяются пути разрешения противоречий, например:

- совершенствование общественных условий;

- повышение авторитета воспитателя;

- совершенствование содержания воспитания (организация многообразной деятельности воспитанников и т.д.);

- поиск форм и методов, адекватных современным условиям развития личности, их возрастным и индивидуальным особенностям;

- стимулирование внутренней активности воспитанников;

- демократизация в отношениях между воспитателями и воспитанниками в многообразных отношениях и видах деятельности;

- …………………………………………………………………

- …………………………………………………………………

Что Вы еще можете предложить?

 

Как видим, разрешение противоречий позволяет совершенствовать воспитательный процесс: корректировать (уточнять) его цели, искать новые формы и методы, отрабатывать новые формы отношений и т.д.

 

Сейчас мы предлагаем Вам выполнить несколько практических заданий, которые помогут Вам осознать процесс воспитания как процесс, направленный на решение противоречий, точнее, не допустить их проявления в практической деятельности. Мы предлагаем Вам ПОПЫТАТЬСЯ решить некоторые из приведенных выше противоречий (выберите любые). Решая данную педагогическую задачу, попытайтесь ответить на следующие вопросы:

- Какие проблемы в развитии личности могут возникнуть, если данное противоречие не будет разрешено?

- Какие цели (задачи) должен решить воспитатель для разрешения данного противоречия?

- Какие действия должен предпринять воспитатель для разрешения данного противоречия?

- Какую позицию должен занять воспитатель в данной ситуации?

Попытайтесь самостоятельно сформулировать противоречия, присущие процессу ПЕРЕВОСПИТАНИЯ.

 

3.6. Закономерности процесса воспитания и

особенности их реализации в воспитательной деятельности

 

Одна из специфических особенностей воспитательного процесса состоит в том, что этот процесс всегда проявляется через какую-либо деятельность воспитанников и в общении с ними. Формулируя воспитательные цели, педагог задумывается о том, какой ДОЛЖНА БЫТЬ его деятельность и деятельность его воспитанников. Обосновывая целесообразность выбираемых им форм, средств и методов, воспитатель оценивает их необходимость и значимость для достижения поставленных целей. Решение, которое принимает воспитатель, всегда основывается в какой-то мере на его уверенности в том, что поступить нужно именно так, а не иначе. Для опытного педагога эта уверенность основывается на том, что в его многолетней практике, несмотря на вариативность и непохожесть воспитательных ситуаций, выявлялись некоторые ОБЩИЕ подходы в решении аналогичных проблем. С накоплением опыта педагог подмечает и сознательно использует те приемы и подходы, которые помогали ему достигать положительных результатов в развитии его воспитанников.

Для начинающего педагога путь «проб и ошибок» нередко оказывается единственным для того, чтобы овладеть опытом и достигнуть вершин педагогического мастерства. Однако в педагогической теории есть разделы, которые позволяют студенту, готовящему себя к воспитательной деятельности, осмысливать связи и зависимости воспитательного процесса, позволяющие ему оценивать важность тех или иных профессиональных действий.

___________

 

Проблему закономерностей воспитательного процесса нельзя отнести к числу разработанных, однако в педагогической науке этой проблеме придается особое значение - она становилась предметом обсуждения многих методологических семинаров и публикаций в педагогической печати

(см. 22; 24; 32; 37; 41; 61; 72-74; 112; 126; 132; 140; 149 и др.). И сегодня есть достаточный материал, знакомство с которым может помочь в подготовке к воспитательной деятельности.

Так, в педагогике Древней Греции и Древнего Рима уже была подмечена некоторая зависимость результатов развития личности от деятельности взрослых людей.

ДЕМОКРИТ: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться»; «Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы».

ПЛАТОН: «Все науки надо преподавать детям не насильно, а играючи, ибо свободный человек никакой науке не должен учиться рабски».

АРИСТОТЕЛЬ: «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше учить его непосредственно с пеленок». (Цит. по 40; 103).

В трудах классиков педагогики ХVIII века также можно найти примеры, в которых зафиксирована зависимость результатов развития детей от особенностей поведения взрослых.

РУССО: «Погружая детей в негу, они (взрослые) подготавливают их к страданию…».

ПЕСТАЛОЦЦИ: «Если Вы хотите испортить ребенка, позволяйте ему делать всё, что он пожелает…».

Народная педагогика, где отражен многовековой опыт по воспитанию детей, также знакомит нас с этими зависимостями. В словаре В. ДАЛЯ можно прочитать пословицы, которые «учат» своеобразным правилам здорового образа жизни:

«Учи других – и сам поймешь»; «Повторенье – мать ученья»;

«Учись доброму, так худое на ум не пойдет»;

«Кто хочет много знать, тому надо мало спать»;

«Наука не пиво – в рот не вольешь»; «Не кричи, а лучше учи»;

«Хорошо того учить, кто хочет много знать»;

«Гуляючи, ума не наберешь»; «Лучше досмотри, а за руку не води»;

«Не стесняйся спросить: больше спросишь – больше узнаешь»;

«Розгами не бейте, словом учите»; «Розга – не наука»…

Попытайтесь обосновать, какие зависимости воспитательного процесса здесь представлены? Насколько это согласуется с Вашим жизненным опытом?

В современной педагогике есть попытка теоретического обоснования зависимости результатов развития личности от особенностей организации воспитательного процесса. В педагогике эти зависимости называются педагогическими закономерностями.

Под закономерностью понимается «объективно существующая связь педагогических явлений и процессов» (99, с. 275); «это объективная, необходимая и существенная взаимосвязь и взаимозависимость между важными в воспитательном отношении явлениями, обстоятельствами и процессами» (149).

Педагогические закономерности отражают зависимости разных сторон воспитательного процесса (33; 100; 132 и др.). Это могут быть зависимости:

§ причинно-следственные, когда, например, отражается зависимость результатов развития личности от особенностей организации воспитательного процесса;

§ функциональные, в которых отражаются зависимости между отдельными функциями воспитательного процесса;

§ структурные, проявляющиеся в логике построения воспитательного процесса;

§ управленческие, в которых отражаются связи в деятельности всех участков воспитательного процесса.

Можно сказать, что знание закономерностей, умение их устанавливать, - это знание о том, что обеспечивает УСПЕХ в организации воспитательного процесса, что помогает решать возникающие в процессе воспитания противоречия.

Закономерные связи – это связи между отдельными сторонами процесса (или явления), имеющие свои характерные особенности:

§ Это связи, объективно существующие, т.е. они являются характеристиками воспитательного процесса, их существование не зависит от воли, желания и реальных интересов людей и жизненных обстоятельств.

§ Эти связи носят необходимый характер, это значит, что данные характеристики определяют сущность данного явления и учитывают необходимые условия, без этих характеристик данное явление не проявится.

§ Эти связи (зависимости) устойчивые, повторяющиеся, неизменные, т.е. эти связи постоянно возникают при воспроизведении известных условий, давая определенный воспитательный эффект.

§ Эти связи (закономерности) проявляются в сознательной (продуманной), специально организованной деятельности воспитателя, педагогические закономерности реализуются в процессе сознательной, преднамеренной, специально организованной деятельности воспитателя.

Познание педагогических закономерностей дает знание о том, какДОЛЖЕН протекать воспитательный процесс (в педагогике это есть категория «должного»), что позволяет размышлять о существовании некоторых «нормативов» воспитательной деятельности, следование которым обеспечивает достижение положительного результата. Таким образом, воспитательный процесс следует рассматривать как реализацию закономерных связей и зависимостей, которые определяют сущность данного процесса.

Практическая значимость в познании закономерностей воспитательного процесса определяется их предсказательными функциями. Зная, например, о некоторых зависимостях в построении воспитательного процесса, мы можем прогнозировать положительные результаты и предпринимать именно эти воспитательные средства.

Однако нельзя упрощать значение педагогических закономерностей для практической деятельности. Педагогические закономерности носят вероятностный характер, они существуют как тенденция в развитии, обусловленная определенными действиями взрослого. Для того, чтобы эти тенденции осуществились, необходимы определенные условия. Следовательно, чтобы известные педагогу закономерности воспитательного процесса проявились, необходима целенаправленная, сознательно организованная деятельность педагога, посредством которой и создаются необходимые условия. Именно этим отличается действие педагогических закономерностей от законов, которые сформулированы в естественно-математических науках, где их проявление не зависит от деятельности людей.

В педагогической науке изучаются закономерные связи в нескольких направлениях (см. 30; 32; 63; 132 и др.):

§ между социальным формированием личности (воспитание в широком смысле) и воспитательной деятельностью (воспитание в узком смысле);

§ между воспитанием и реализующей его деятельностью и общением;

§ между целью, методами (формами и средствами) и результатом воспитания;

§ между воспитанием и активностью личности в процессе ее саморазвития (самовоспитания);

§ между воспитанием, обучением и развитием личности;

§ ………………………………………………………………….

§ ………………………………………………………………….

Очевидно, возможно выявление закономерных связей воспитательного процесса и в других направлениях?

Рассмотрим некоторые закономерности воспитательного процесса.

Попытайтесь ответить на вопрос: какой должна быть воспитательная деятельность педагога, направленная на реализацию уже сформулированных в педагогической науке закономерностей? Объясните необходимость и целесообразность этих действий.

 

1. Закономерности между социальным формированием личности и воспитательной деятельностью педагога (см. 7; 14; 72; 73; 100 и др.). Эти закономерности носят более четкий характер, а потому возможно употребление термина «закон»:

§ закон соответствия школы определенному общественному строю (исторический характер воспитания и образования; в классовом обществе осуществляется классовый характер воспитания и образования);

§ зависимость воспитания и образования в целом от общественных отношений, в которых оно осуществляется;

§ зависимость воспитания как особой сферы жизнедеятельности людей от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды (причем, чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется развитие и формирование личности);

§ закон соответствия школьного воспитания и образования достигнутому уровню развития общества;

§ закон связи воспитания с жизнью и практикой;

§ ……………………………………………………………..

§ ……………………………………………………………..

Какие другие закономерности данного плана Вы можете назвать?

2. Закономерности между воспитанием, образованием, обучением и

развитием (см. 49; 99-102; 124; 151; 152 и др.):

§ единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Это значит, что содержание, формы и методы воспитания во многом обусловлены уровнем общего развития воспитанника, а его развитие – это прежде всего результат воспитания. Обосновано в теориях психологов:

а) личность развивается, воспитываясь и обучаясь (С.Л.Рубинштейн);

б) воспитание (обучение) ведет за собой развитие (Л.С.Выготский);

§ связи воспитания и самовоспитания;

§ между воспитательной деятельностью педагога и самодеятельностью воспитанника;

§ ………………………………………………………………………….

§ ………………………………………………………………………….

Какие другие закономерности данного плана Вы можете назвать?

3. Закономерности между воспитанием и реализующей его деятельностью и общением (49; 124; 151; 152 и др.):

§ чем выше и целесообразнее организована полезная обществу деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс;

§ чем выше общественная значимость отношений, в которые включаются

учащиеся в своей практической деятельности, тем большее влияние они оказывают на развитие их личности;

§ чем полнее воспитание охватывает и организует многообразные отношения растущей личности к окружающей и природной среде, тем успешнее протекает разностороннее развитие личности;

§ степень воздействия будет тем сильнее, чем точнее мы будем учитывать возраст детей и динамику их жизни;

§ единство действий всех субъектов воспитания (школы, семьи, общественности);

§ закон развития детского коллектива, его влияние на личность (см. наше пособие «Развитие и воспитание личности в общении»);

§ …………………………………………………………………….

§ …………………………………………………………………….

Какие другие закономерности данного плана Вы можете назвать?

 

4. Закономерности между целями, методами (формами, средствами) и результатами воспитанияэто связи, отражающие структуру воспитательного процесса. Закономерное соотношение между целью, средствами и результатами педагогической деятельности А.С.Макаренко назвал «педагогической логикой» (49; 99; 100 и др.):

§ общественно обусловленные задачи воспитания закономерно зависят от возрастных и других особенностей воспитуемых, уровня развития коллектива;

§ содержание конкретного воспитательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами;

§ методы и средства воспитания закономерно обусловлены его задачами и содержанием в конкретной ситуации;

§ формы организации педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, избранными методами и средствами воспитания;

§ только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов воспитания;

§ ……………………………………………………………………….

§ ……………………………………………………………………….

Какие другие закономерности данного плана Вы можете назвать?

5. Закономерности между воспитанием и активностью личности

в процессе ее саморазвития (самовоспитания) (см. 49; 73; 99-102; 124151-152 и др.):

§ связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых;

§ закон формирования детской личности в процессе ее активной деятельности;

§ чем старше возраст, тем шире сфера свободного общения, и поэтому уменьшается удельный вес целенаправленного влияния на формирование нравственных отношений;

§ воспитание берет верх над всеми внешними факторами, ЕСЛИ обладает влияниями, отвечающими потребностям самой личности, ЕСЛИ вызывает ее активность и способствует трансформации целей воспитания в мотивы, побуждения самой личности;

§ среда в той мере оказывает влияние на личность, в какой мере она совпадает с внутренней позицией самой личности;

§ чем более развита личность, тем более критично она относится к восприятию воздействий окружающей его среды;

§ чем более развита личность, тем заметнее ее влияние на среду;

§ …………………………………………………………………..

§ …………………………………………………………………..

Какие другие закономерности данного плана Вы можете назвать?

На наш взгляд, можно говорить еще об одном типе закономерностей в развитии личности, проявляющихся во взаимоотношениях взрослого и ребенка. В качестве иллюстрации нашей мысли мы приводим стихотворение, написанное Доротеей Ла Нолте (США), «Дети учатся у жизни»:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть…

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности…

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым…

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины…

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других…

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным…

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя…

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым…

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей…

Если ребенок….

Попытайтесь продолжить это стихотворение, используя свои жизненные впечатления.

 

Предлагаем Вам выполнить несколько практических заданий, которые позволят Вам реализовать некоторые закономерности воспитательного процесса в школьной практике. Это те реальные ситуации, которые создаются в воспитательно-образовательном процессе современной школы. В данных ситуациях отражается умение планировать воспитательный процесс, обусловливать достижение целей и задач в развитии личности.

 

1. Поставлена цель в развитии личности. Определите, в каких видах деятельности (урочной, внеурочной, внеклассной, общешкольной) она может быть реализована:

§ развитие «мужских» качеств у мальчиков-подростков (например, на уроках труда и физкультуры)………………………………………………..

§ развитие «женских» качеств у девочек-подростков (например, на уроках труда и физкультуры)………………………………………………………..

§ развитие интереса подростков к самопознанию и самовоспитанию……..

§ развитие у подростков чувства уверенности в себе………………………

2. Анализируя деятельность учащихся, оцените ее целесообразность, учитывая их возрастные особенности:

§ мальчики 5-6-х классов на уроках труда плетут из бисера……………….

§ девочки 5-6-х классов на уроках физкультуры выполняют те же упражнения (силовая нагрузка), что и мальчики…………………………………

§ дежурство по школе ………………………………………………………..

§ работа в школьной мастерской (например, ремонт мебели, учебных пособий и т.п.)………………………………………………………………….

§ оформление школьной Доски почета (лучшие ученики, спортсмены, победители олимпиад)…………………………………………………………

Дайте оценку известному Вам воспитательному процессу (например, той школы, где Вы учились). Насколько в воспитательном процессе реализовывались известные Вам закономерности? Какие изменения Вы могли бы внести?

Попытайтесь сформулировать закономерности, которые должны проявляться в процессе ПЕРЕВОСПИТАНИЯ? Насколько закономерности процесса воспитания значимы для процесса перевоспитания?

 

3.7. Принципы процесса воспитания

Наши представления о воспитательном процессе логически обращают наше внимание на практические аспекты, связанные с решением противоречий и реализацией закономерностей, достижением поставленных целей. Формулирование принципов воспитательного процесса позволяет осуществить переход на новый уровень познания воспитательного процесса. Нам представляется, что именно с этого момента в процессе познания «заканчивается» педагогика как наука о воспитании и «начинается» педагогика как искусство воспитания. Именно с этого момента мы начинаем размышлять о том, какой должна быть воспитательнаядеятельность. До этого момента мы пытались выявлять основания, на которых должна строиться эта деятельность.

Принципы воспитания представляют собой те «нормативы», которые регламентируют воспитательную деятельность, реализация которых выступает обязательным моментом этой деятельности

Каждого воспитателя характеризует его педагогическая позиция – его взгляды, убеждения; его деятельность основывается не на реакциях эмоционального характера, а на определенных принципах (его представлениях о том, какой должна быть воспитательная деятельность), которые обосновывают целесообразность и необходимость его воспитательных действий. Принципы воспитания – важнейший компонент педагогической позиции.

Очевидно, и у Вас уже сформировались свои взгляды. Насколько они полны и охватывают все необходимые стороны воспитательного процесса? Мы предлагаем Вам возможность познакомиться с теми принципами и правилами, которые сформулированы в педагогической науке, и соотнести их с теми, которые подсказывает Ваш жизненный опыт.

«ПРИНЦИП» в переводе с латинского означает «основа», «первоначало». Это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, из которых вытекают основные правила поведения и действия.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ - это совокупность руководящих идей, определяющих основное направление, всю его систему: содержание, методы, организацию воспитательного процесса и даже те отношения, которые складываются между его участниками. Принципы выступают как руководящая норма действия.

В принципах воспитания находят отражение: во-первых, основные требования к содержанию, организации и методам воспитательной деятельности; во-вторых, они указывают направление этой деятельности; в-третьих, они помогают педагогу творчески подойти к организации воспитательного процесса.

В соответствии с принципами воспитания отбирается его содержание и средства, методы и формы. В принципах воспитания находят отражение требования к деятельности воспитателя, которыми необходимо руководствоваться, чтобы она НЕ ПРОТИВОРЕЧИЛА объективным ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ воспитательного процесса. Принципы содержат указания на то, что и как нужно делать в том или ином случае, исходя из соответствующей закономерности. Из принципов формулируются ПРАВИЛА, которые более точно и конкретно регламентируют воспитательную деятельность. Они содержат конкретные указания на то, что следует делать воспитателю, а что делать недопустимо.

Принципы воспитания являются для педагога обязательными, так как их игнорирование снижает эффективность воспитательного процесса и даже делает невозможным достижение его целей. Принципы воспитания носят комплексный характер, это значит, что в воспитательном процессе должны реализовываться одновременно все принципы, не может быть их поочередного применения. Все принципы воспитания равнозначны по своей сути, т.е. среди них нельзя выделить главные и более значимые.

Давайте рассмотрим те принципы воспитания, которые сформулированы в педагогической науке. Попытайтесь САМОСТОЯТЕЛЬНО оценить их важность для создания благоприятных условий развития личности.

В педагогической науке (см. 32; 37; 49; 75; 99; 100; 102; 112; 124; 151) выделяются следующие принципы воспитания, ставшие уже традиционными:

§ целенаправленность воспитания требует подчинения воспитательной деятельности основным целям и задачам развития личности. Этот принцип предполагает создание таких воспитательных ситуаций и отношений, при которых становится возможным проявление и развитие данных качеств и характеристик личности;

§ единства и взаимосвязи всех сторон воспитания (гражданского, нравственного, эстетического, физического, полового (гендерного) и др.), ИЛИ принцип системности. Современный взгляд на содержание воспитательного процесса предполагает ориентацию развития личности на ее вхождение в культуру. Это позволяет рассматривать воспитательный процесс с позиций целостности развития личности. Однако это не исключает возможности рассматривать отдельные аспекты (направления) воспитательного процесса, находить их взаимосвязи и взаимообусловленность в контексте общей культуры;

§ последовательность, непрерывность, преемственность в организации воспитательного процесса требуют от воспитателя продуманности и обоснованности как содержания воспитательного процесса, так и его форм и методов, целесообразности их использования, логичности и поэтапности в деятельности воспитателя;

§ связь воспитания с жизнью требует от воспитателя необходимости отражения в воспитательном процессе жизненных проблем, его ориентации на их решение. Школьнику важно знать, что происходит в нашей стране и за рубежом. На уроках привлекается краеведческий материал, происходят встречи с людьми. Это способствует формированию таких жизненных установок и личностных качеств, которые помогают преодолению будущих трудностей и противоречий. Реализация данного принципа предполагает создание в воспитательном процессе условий для самореализации личности в трудовой деятельности и общении, познания себя, формирования адекватной самооценки и т.д.;

§ единство действий всех воспитателей, т.е. единство требований и преемственность в воспитательной работе всех воспитателей;

§ единство действий школы, семьи и общественности (социума) в воспитательном процессе. (См. наше пособие «Развитие и воспитание личности в семье»);

§ сочетание воспитательной деятельности взрослого с развитием самостоятельности и инициативы учащихся. В этом проявляется смысл воспитательного процесса, его целенаправленность. Только при таком подходе становится возможным развитие таких качеств личности, в которых проявляется ее социальная зрелость. Реализация этого принципа требует от воспитателя достаточно большого опыта работы, знания психологии, умения определить «меру» воспитательного содействия в процессе саморазвития и самовоспитания воспитанника;

§ соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям школьников. Этот принцип предполагает знание и учет возможностей личности в разные периоды ее возрастного развития, что позволяет предъявлять такие требования, выполняя которые воспитанник развивал бы в себе новые умения и навыки, формировал привычки, качества личности. Такой подход в организации воспитательного процесса предполагает учет «исходного» уровня развития воспитанника, создание таких условий, которые способствовали бы разрешению противоречий и развитию психических новообразований, способствовали бы развитию различных аспектов личности – интеллектуальному, волевому, эстетическому, нравственному и т.д. (См. наше пособие. Часть 3);

§ учет индивидуальных различий учащихся предполагает познание индивидуальных особенностей личности, вытекающие из анатомо-физиологического строения организма, психических особенностей ребенка, особенностей социальной ситуации его развития. Этот принцип предполагает умение педагога в возрастных особенностях развития личности видеть проявление индивидуальных характеристик каждого воспитанника;

§ уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. Данный принцип был сформулирован в практике А.С.Макаренко и рассматривался им как один из основополагающих в общении с воспитанником. Педагог имеет право предъявлять воспитаннику требования при условии уважения к нему. В практике А.С.Макаренко требовательность к воспитаннику должна возрастать прямо пропорционально уважению к воспитаннику: чем большим уважением пользовался человек в коллективе, тем больше к нему предъявлялось требований, т.е. чем больше человеку оказывается уважения, тем больше с него должен быть спрос. Соблюдение этого принципа обеспечивает рост человека, создает особые стимулы в процессе саморазвития (самовоспитания) личности;

§ опора на положительное в человеке. Это означает, что, проектируя развитие личности воспитанника, к нему нужно подходить с оптимистической гипотезой, с верой в хорошее, что в нем есть и может развиваться. Этот принцип проявляется в оказании доверия воспитанникам, внимательном отношении воспитателя даже к малозаметным проявлениям доброго начала. Опора на положительное в человеке служит и средством преодоления отрицательного поведения. Воспитательная деятельность, построенная с учетом этого принципа, помогает ребенку поверить в себя, проявлять активность и инициативу;

§ воспитание личности в деятельности при условии активности самой личности. Реализация этого принципа предполагает деятельность САМОГО ребенка в выполнении каких-либо форм деятельности и поручений. Чем активнее школьник проявляет себя в многообразных видах развивающей деятельности, тем выше результаты воспитательной работы. (См. наше пособие «Развитие и воспитание личности в деятельности»);

§ воспитание личности в коллективе. Развитие личности происходит в общении. Формирование коллектива рассматривается как попытка взрослого привнести в естественный процесс общения детей нормы нравственности и красоты. Принятие коллективом сверстников положительных норм и принципов поведения усиливает воспитательную деятельность педагога. (См. наше пособие «Развитие и воспитание личности в общении»);

§ ……………………………………………………………….

§ ……………………………………………………………….

Какие другие принципы воспитательной деятельности, вытекающие из закономерностей воспитательного процесса, Вы могли бы назвать? Какие из данных принципов, на Ваш взгляд, следует исключить?

В современной педагогике (см. 7; 17; 31; 76; 97; 108; 124; 145; 152 и др.) можно встретить формулировки принципов воспитания, которые появились в условиях демократизации школы. Ниже мы приводим их формулировки. Попытайтесь САМОСТОЯТЕЛЬНО (или в общении с преподавателем на лекции или семинаре) оценить их значимость для решения воспитательных задач в условиях современной школы. Обоснуйте их целесообразность и сформулируйте те требования к воспитательной деятельности педагога, которые становятся обязательными. Дайте их характеристику:

§ принцип природосообразности;

§ принцип субъективности;

§ принцип ориентации на ценности и ценностные отношения;

§ принцип целостности;

§ принцип гуманизации воспитания;

§ принцип демократизации воспитания;

§ личностно-ориентированный подход в воспитании;

§ ………………………………………………………..

Какие другие принципы воспитания Вам известны? Насколько эти принципы соотносятся с традиционными? Насколько реализация данных принципов будет способствовать демократизации школы и гуманизации воспитательного процесса?

Выделяется еще одна группа принципов воспитания, в которых отражается система отношений воспитателя с воспитуемыми. Есть попытка сравнить «традиционную» и «гуманистическую» педагогику, которая, по определению авторов, «ориентирована на мир детства». Мы приводим таблицу, составленную А.Б.ОРЛОВЫМ (Цит. по 46, с. 58-59).

Попытайтесь представить деятельность воспитателя, который разделяет принципы «традиционной» и «гуманистической» педагогики? Какие принципы воспитания, проявляющие в общении воспитателя с учащимися, Вам ближе? Какие из этих принципов Вы готовы реализовать на практике? Возможно, есть принципы, которые являются для Вас неприемлемыми?

_______________________________________________________________

«Традиционная» педагогика! «Гуманистическая» педагогика

_______________________________________________________________

Субординации – мир детства - Равенства – мир детства и мир

это часть мира взрослых, его неса- взрослости – совершенно равноправ-

мостоятельный придаток, часть, ные части мира человека, их «досто-

неравноценная целому и под- инства» и «недостатки» гармонично

чиненная ему. дополняют друг друга.

Монологизма – мир детства - Диалогизма - мир детства также,

это мир учеников и воспитанников, как и мир взрослости, обладает своим

мир взрослых – мир учителей и собственным содержанием…, взаимо-

воспитателей. Содержание взаимо- действие этих двух миров должно

действия транслируется только в строиться как диалогичный и целост-

одном направлении – от взрослых ностный «учебно-воспитательный

к детям. процесс».

Произвола – мир взрослых Сосуществования - мир детства и

всегда навязывал свои законы мир взрослости должны поддерживать

миру детей, мир детства всегда обоюдный суверенитет: дети не должны

был беззащитным по отношению страдать от действий взрослых, какими

к миру взрослых. Он никак и бы побуждениями эти действия не мо-

никогда не воздействовал на тивировались.

него.

Контроля – контроль мира Свободы – мир взрослых должен

взрослых, рассматриваемый как исключить все виды контроля над

необходимый элемент воспитания миром детства (кроме охраны жизни

и обучения, обеспечивал принуди- и здоровья), предоставить миру

тельную ассимиляцию мира дет- детства выбирать свой путь.

ства миром взрослых.

Взросления – развитие мира Соразвития – развитие мира дет-

детства всегда рассматривалось ства – это процесс, параллельный

как взросление, т.е. движение развитию мира взрослости, цель раз-

детей по созданной миром взрос- вития человека – гармонизация внеш-

лых «лестнице» возрастов. Нару- него и внутреннего «Я» – цель разви-

шение процесса – аномалия. тия.

Инициации – существование Единства - мир детства и мир

границ между миром взрослых и взрослости не образуют двух разгра-

детства, а также «перевода» ниченных (имеющих границы перехо-

человека из одного мира в другой. да) миров, они составляют единый мир

людей.

Деформации - мир детства Принятия – человек должен при-

всегда деформирован вторжением ниматься другими людьми таким,

взрослых. каким он есть, безотносительно к нор-

мам, оценкам взрослости и детскости.

 

 

Из принципов воспитания, в которых отражаются общие требования к построению и организации воспитательного процесса, могут формулироваться ПРАВИЛА воспитательной деятельности, которые регламентируют деятельность педагога. Это конкретные предписания, разрешающие или запрещающие какие-либо действия. Эти правила формулируются самим воспитателем, они являются результатом того, как в повседневной воспитательной деятельности складывается то, что обычно одни педагоги называют «педагогическое кредо» (или позиция), другие – «педагогическими заповедями», третьи – «педагогическими нормами».

Можно привести несколько примеров того, какие правила воспитательной деятельности складываются в деятельности отдельных воспитателей.

А. ТОЛСТЫХ (психолог) в статье «Заповеди для воспитателя» дает советы о том, какими могут быть правила воспитания:

§ никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении;

§ ясно определите, чего Вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу;

§ предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг;

§ не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели;

§ не пропустите момента, когда достигнут первый успех;

§ укажите ребенку на ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное;

§ оценивайте поступок, а не личность;

§ дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность;

§ воспитание – это последовательность целей;

§ воспитатель должен быть твердым, но добрым.

 

А вот еще одни правила (советы психолога), следуя которым возможно преодолеть робость ребенка младшего школьного и подросткового возраста:

§ не следует перегружать ребенка сверх его возможностей, применять давление, чтобы заставить его преодолеть робость;

§ необходимо чаще подбадривать ребенка, замечая даже незначительные результаты;

§ не следует показывать собственную неуверенность;

§ не преувеличивать трудности;

§ необходимо укреплять в ребенке чувство уверенности;

§ надо помочь ребенку увидеть свои достоинства;

§ не следует вдруг ставить ребенка перед новыми или неожиданными для него ситуациями;

§ не следует говорить вслух о тех проблемах, которые ребенок доверил только Вам;

§ надо учить ребенка самоконтролю;

§ надо стремиться к общественному признанию ребенка;

§ необходимо как можно раньше обеспечить ребенку контакт со сверстниками;

§ ………………………………………………………………………

§ ………………………………………………………………………

Вы можете что-то добавить?

 

Можно поразмышлять о принципе демократизациивоспитания, который сегодня становится одним из важнейших в условиях современной школы. На наш взгляд, характеристика «традиционного» принципа сочетания педагогического руководства с развитием активности и самостоятельности школьников сегодня приобретает некоторые новые черты. Так, дети вместе с педагогами вырабатывают законы школьной жизни. Важно, что эти правила вырабатываются САМИМИ детьми, а не предлагаются взрослыми (а точнее, не навязываются как обязательные для исполнения). В качестве примера можно привести те правила («Билль о правах»), которые выработали дети вместе с воспитателями в одном из летних оздоровительных лагерей г. Анапы. Насколько Вы уже сейчас готовы работать с детьми в таких условиях?

Вы имеете право:

- иногда ставить себя на первое место;

- протестовать против несправедливого обращения и критики;

- на собственное мнение и убеждения;

- совершать ошибки, пока Вы не найдете правильный путь;

- предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

- говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;

- побыть одному, даже если другим хочется Вашего общества;

- менять свои решения или избирать другой образ жизни;

- добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает.

Вы никогда не обязаны:

- быть безупречным на все 100%;

- следовать за толпой;

- любить людей, причиняющих Вам вред;

- чувствовать себя виноватым за свои желания;

- мириться с неприятной ситуацией;

- жертвовать своим внутренним миром;

- сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

- делать больше, чем позволяет время;

- выполнять неразумные требования;

- отдавать что-то, что Вам на самом деле не хочется отдавать;

- отказываться от своего «Я» ради кого бы то или чего бы то не было.

 

________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Какие из названных принципов Вы включите в свою педагогическую позицию? Сформулируйте правила воспитательной деятельности, соблюдение которых позволит Вам достигать поставленных целей в развитии личности?

Попытайтесь сформулировать принципы для процесса ПЕРЕВОСПИТАНИЯ. Существует ли, на Ваш взгляд, специфика принципов перевоспитания? Можно ли выделить среди них ведущие?

_______________________________________________________________

3.8. Целеполагание в воспитательной деятельности

 

Мы предлагаем Вам еще раз вернуться к проблеме цели воспитательного процесса для того, чтобы определиться в тех его направлениях, которые должны реализовываться в деятельности воспитателя. Формулирование этих целей вытекает из понимания сущностных характеристик процесса воспитания и может рассматриваться как Ваша педагогическаяпозиция, которая формировалась у Вас в процессе осмысления данной темы. Выполняя практические задания и отвечая на поставленные вопросы, Вы определяли свою позицию по важнейшим проблемам развития и воспитания личности. Сейчас мы предлагаем Вам ОБОБЩИТЬ Ваши суждения и сформулировать те цели, которые станут Вашими установками и ориентирами в воспитательной деятельности. Нами обозначены те направления воспитательного процесса, которые должны быть осмыслены педагогом и найти отражение в содержании его воспитательной деятельности.

1. Целеполагание в воспитательной деятельности строится на основе понимания сущности личности.

Ориентация на гуманистический подход в воспитании вытекает из целевого представления о человеке как активном субъекте обучения, познания, труда, общения, саморазвития. Внутренняя позиция личности, как система её отношений к значимым для нее условиям развития – семье, школе, родителям, учителям, друзьям, окружающим людям, самому себе, - обусловливает восприятие всех воспитательных влияний внешнего характера и процесс ее саморазвития. Следовательно, воспитывать – значит развивать внутреннюю позицию личности. Это одна из главных целей, вытекающая из понимания сущности процессов развития и воспитания личности.

Мы предлагаем Вам в ретроспективе познакомиться с формулировками целей воспитательной деятельности, в которых находят отражения традиции российской гуманистической педагогики. Какую из них Вы считаете возможным принять в качестве цели Вашей воспитательной деятельности? У Вас есть собственные представления о цели Вашей воспитательной деятельности?

П.Г. РЕДКИН (1808-1891) - «Старайтесь воспитывать так, чтобы Ваш воспитанник не имел со временем нужды в Вашем воспитании, то есть, чтобы он постепенно всё более и более приобретал способность быть собственным своим воспитателем» (115, с. 66).

К.Д. УШИНСКИЙ (1823-1871) – «Воспитательная деятельность должна быть направлена исключительно на развитие сознания в человеке» (136, с. 19

Н.Х. ВЕССЕЛЬ (1837-1906) – «Воспитание окончено и достигло своей цели, если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам» (19, с. 880).

П.П. БЛОНСКИЙ (1884-1941) – Целью воспитания является «формирование «нравственно автономной личности, творца новой… жизни для всех» (15).

В.М. БЕХТЕРЕВ (1857-1927) – взгляд физиолога: «Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах Истины, Добра и Красоты» (9).

О. ГАЗМАН (современный педагог) – «Жизненное самоопределение… характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Поэтому должно стоять на первом месте в структуре целей воспитания как средство самореализации человеком своих сил и способностей… Цель жизни – сама жизнь, то есть сам процесс жизни. Научить этому - достойная задача в системе воспитания» (28).

Л.Н. КОГАН (современный философ) – цель воспитания: «Сформировать у личности потребность в саморазвитии» (57, с. 97).

…………….. (современная философская теория жизнетворчества) – «Формирование человека как творца, проектировщика собственной жизни, создателя и хранителя жизни и разума на Земле… В этой идее воплощается смысл существования человека в мире, необходимость его превращения в субъекта всемирной истории» (Цит. по 150, с.64).

…………….. (Из публикаций журнала «Студенческий меридиан») – «конечная цель воспитания – научить человека преодолевать самого себя, ибо личность формируется в борьбе с самим собой, и первейший долг воспитателя – помочь воспитаннику одержать победу в этой борьбе».

…………….. (Из публикаций журнала «Семья и школа») – «Высшая цель воспитания в том, чтобы понятия «хочу» и «должен» максимально совпадали. Для человека с такими жизненными установками менее страшны эмоциональные стрессы…».

Какие качества и характеристики необходимо развивать, чтобы способствовать развитию личности? Сформированность каких качеств делает личность способной к самовоспитанию?

Сформулируйте эти качества.

2. Целеполагание ориентирует воспитательную деятельность на качества, в которых отражается высокий уровень развития личности – ее социальная зрелость – тот уровень развития, который дает возможность осваивать профессию, решать жизненно важные проблемы, дает чувство уверенности. (См. наше пособие. Части 2 и 3). Можно говорить о зрелости физической, гражданской, нравственной и т.д. Вам предлагается рассмотреть эти вопросы подробнее в последующих частях нашего пособия, в которых раскрываются названные аспекты в развитии личности.

Попытйтесь сформулировать показатели социальной зрелости личности. Насколько Вы готовы к общению с такой личностью?

3. Развитие субъектности, достижение личностью социальной зрелости проходит через определенные ступени возрастного разв






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.