Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И воспитательной деятельности
1.1. Воспитание как общественное явление
Вы уже познакомились с понятием «воспитание», его основными характеристиками и функциями. Вы усвоили, что, благодаря воспитанию, создаются благоприятные условия для разностороннего развития личности, становится возможным разрешение противоречий и трудностей, которыми сопровождается процесс личностного развития, происходит формирование конкретных психических новообразований, обусловленных возрастом и индивидуальными особенностями личности. Под воспитанием понимаются многообразные влияния, которые осуществляются и со стороны специально организованных влияний социальной среды, и образовательных учреждений, и отдельных людей (педагогов, учителей, родителей, межличностное общение ребенка с окружающими его людьми). Воспитание осуществляется, с одной стороны, преднамеренно, вследствие сознательных усилий воспитателей. С другой стороны, часть этого процесса идет непреднамеренно, непроизвольно, всем сложившимся стилем жизни людей, их межличностным взаимодействием. Это дает основание употреблять термин «воспитание» в нескольких смыслах. Так, в Х1Х веке А.Н.ОСТРОГОРСКИЙ (1840-1917) писал: «Воспитанием называют воздействие и на всего человека, на всю личность с ее разумом, чувством и волей, и, в частности, на какую-либо одну душевную область (воспитание ума, воспитание воли и т.д.); воспитанием же называют приучение человека к обыденным формам общежития (вежливости, сдержанности, соблюдению приличий и т.п.). Различают воспитание в широком смысле слова и воспитание в тесном смысле» (98, с.205). Эту идею развивала и Н.К.КРУПСКАЯ (1928 г.): «Под воспитанием понимают весьма различные вещи. Воспитание в узком смысле слова – целенаправленное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков. Воспитание в широком смысле слова - воспитание в гуще жизни, «воспитание среды» (65, с. 347). Ю.К.БАБАНСКИЙ (1984) рассматривал воспитание в социальном и педагогическом смыслах: «В широком СОЦИАЛЬНОМ смысле – воспитательное воздействие на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности. В узком СОЦИАЛЬНОМ смысле – целенаправленное воздействие посредством массовой информации и т.п., осуществляется попытка «донести» до сознания каждого члена общества его идеологию (если она есть), мораль, ценностные ориентации. В широком ПЕДАГОГИЧЕСКОМ смысле – целенаправленное воздействие, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений, охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Проявляется как учет целостного воздействия на всех этапах развития личности. В узком ПЕДАГОГИЧЕСКОМ смысле - специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных взглядов, убеждений, качеств личности, проявляется на уровне деятельности одного педагога (педагогического коллектива)» (99, с. 7-8). От термина «воспитание» произошло множество других педагогических терминов. У всех терминов один корень и одна сущность (7, с. 8): ВОСПИТАТЕЛЬ - человек, призванный или обязанный передавать опыт поколений. ВОСПИТАННИК - человек, принимающий и усваивающий этот опыт. ВОСПИТАННЫЙ - человек, успешно освоивший опыт. ВОСПИТАННОСТЬ - качество личности, отражающее высокую степень усвоения опыта поколений. ВОСПИТУЕМОСТЬ - предрасположенность человека к восприятию и усвоению опыта. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ - влияние, направленное на развитие.
В воспитании отражено единство социального, психологического и собственно педагогического (см. 7; 11; 12; 49; 99-102; 124; 151; 140 и др.). Социальная значимость воспитания – содействовать приобщению личности к духовным и нравственным ценностям, принятым в обществе, освоению достижений культуры. В социальном смысле возможно рассматривать воспитание (воспитательный процесс) как передачу опыта одного поколения другому в целях его сохранения и совершенствования, а потому воспитание в широком и в узком смысле рассматривается не только как фактор развития личности, но и как фактор развития общества в целом. Необходимость психологического подхода обусловлена тем, что без знания закономерностей развития личности, без знания ее возрастных и индивидуальных особенностей, без понимания перспектив ее развития невозможно осуществлять воспитательный процесс. Психологические исследования объясняют «механизмы» социального и воспитательного влияния на личность, обосновывают условия их эффективности. Педагогический подход к воспитанию (воспитательному процессу) состоит в построении определенной воспитательной системы, в создании необходимых условий, в организации воспитательной деятельности, направленной на реализацию социальной цели и на создание положительного опыта воспитанников.
Давайте рассмотрим те определения процесса воспитания, в которых раскрывается его социальная сущность. Как Вы считаете, насколько эти определения правомерны? Какое из них соответствует Вашим взглядам? Обоснуйте свою позицию.
ГЕЛЬВЕЦИЙ (Франция, 1715-1871): «В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе» (29, с.185). СЕН-СИМОН (Франция, 1760-1825): «Под воспитанием, в самом общем значении этого слова, следует разуметь совокупность всех усилий, употребляемых для приспособления (каждого нового поколения) к тому общественному строю, к которому его призывает поступательное развитие человечества» (120, с. 348). П.П.БЛОНСКИЙ (Россия, 1925): «Воспитание есть функция определенных экономических и политических условий, и при данных условиях существует и может существовать только данное воспитание» (12, с. 26). А.Г.КАЛАШНИКОВ (Россия, 1929): «Воспитание есть процесс изменения биологического качества человека в интересах социальной среды, при котором требования среды являются основными и определяющими, а биологические качества – данными и определенными» (50). А.С.МАКАРЕНКО (Россия, 1937): «Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность не обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле» (81, с. 20). И.ИЛЬИН (русский философ, начало ХХ в.): «Воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного «чувствилища» к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения и творческих замыслов» (Цит. по 48). В.А.СУХОМЛИНСКИЙ (СССР, 1967): «Воспитание – это многогранный, сложный комплекс воздействия на человека, способствующий формированию гармонической, всесторонне развитой личности труженника – созидателя материальных и духовных благ, гражданина, потребителя, создателя семьи и воспитателя своих детей, культурной личности» (129). ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (1985): «Воспитание – это процесс воздействия на духовноеи физическое развитие в целях ее подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности» (155, с. 248). Ю.К.БАБАНСКИЙ (1978): «Воспитание – это преднамеренно и сознательно организованный, целенаправленный процесс социального формирования личности, состоящий в установлении определенных социальных отношений между воспитанниками и воспитывающими, как те или иные виды педагогического воздействия воспитателя на воспитанников, так и деятельность (активность) воспитуемого» (100, с. 121). И.П.ПОДЛАСЫЙ (Украина, 1999): «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, это специально организованное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» (108, с. 7). А.В.МУДРИК (1999): «Воспитание – относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации» (89, с. 6) Какое из данных определений соответствует Вашим взглядам? Вы можете дать свое определение процессу воспитания как социальному явлению? Существует несколько точек зрения по вопросу о происхождении воспитания. Ответ на данный вопрос имеет важное значение для осмысления сущности процесса воспитания с педагогической точки зрения, определения его целей, содержания, принципов, а также роли воспитателя в личностном развитии ребенка. Первая точка зрения состоит в том, что истоки воспитания надо искать в мире животных: уже у животных отмечается наличие семейного и общественного воспитания. Основателями этой теории были французские ученые Ш.ЛЕТУРНО и А.ЭСПИНАС (к. ХIХ – н. ХХ вв.). В своей работе " Эволюция воспитания " они выдвинули биологическую теорию возникновения воспитания. Они утверждали, что воспитание возникло в мире животных и имеется даже у насекомых; доказывали многочисленным фактическим материалом наблюдений о наличии в животном мире заботы старших поколений и передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде. Вторая точка зрения (П.МОНРО, США, н. ХХ в.). Возникновение воспитания объяснил процессом бессознательного, инстинктивного стремления детей подражать старшим. По мнению автора, инициатором воспитательной деятельности является не взрослый, а ребенок. Третья точка зрения (Ф.ЭНГЕЛЬС, н. ХХ века). Процесс воспитания рассматривается как общественное явление, т.е. установлена связь между экономической жизнью общества и социальными процессами. Особое значение приобретает влияние трудовой деятельности. Так, изготовление орудий труда способствовало возникновению и развитию в первобытном обществе различных видов трудовой деятельности, что привело к общественному разделению труда и профессиональной его дифференциации; таким образом возникает необходимость сознательного изготовления орудий труда и научения способам их овладения, а усложнение производственных функций приводит к возникновению необходимости передачи трудовых знаний, умений и социального опыта подрастающему поколению. Религия, сказки, обряды, которые сопровождали жизнь первобытных людей, формировали их мироощущения и мировоззрения. Таким образом, обучение и воспитание становятся общественной необходимостью и осуществляются как сознательная деятельность людей (см. подробнее – 154). Какая из приведенных точек зрения Вам кажется справедливой? Почему? Какие известные Вам факты доказывают ее истинность? На наш взгляд, верной является последняя точка зрения. Мы считаем, что представители первой точки зрения отождествляют инстинктивное поведение животных с воспитательной практикой первобытных людей. Отсюда неверный вывод о том, что в основе воспитания лежит инстинктивное стремление людей к продолжению рода. Однако всё же трудно не согласиться с авторами, так как и в рождении ребенка, и в заботе о нем, его подготовке к самостоятельной жизни в какой-то степени всё же присутствует биологическая сторона, но жизнь человека (особенно жизнь современного человека) значительно сложнее. А потому попытка объяснить социальное явление только биологическими факторами не правомерна. Вторая точка зрения нам кажется односторонней - в процессе становления человека, конечно же, присутствуют элементы подражания и, как мы уже размышляли об этом ранее (см. наше пособие. Часть 2), подражание является ведущей формой саморазвития ребенка на ранних этапах развития его личности. По мере развития сознания и самосознания ведущими формами его развития становятся: самовоспитание, научение, самообразование, самоопределение и др. Однако эти формы еще только должны возникнуть, и воспитательная деятельность взрослого имеет большое значение.
Воспитание, как можно прочитать во всех учебных пособиях по социологии, психологии и педагогике, - одна из важнейших функций общества (государства). Как форма приобщения молодого поколения к жизни и труду она существует на протяжении всей истории. В этом смысле воспитание является «вечной» категорией. Чтобы жить и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и культурные блага. Для этого необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену старым, могли умело использовать и развивать наследуемые ими производительные силы, материальную и духовную культуру. Воспитание всегда носит ИСТОРИЧЕСКИЙ характер, оно претерпевает глубокие изменения по мере социально-экономического развития общества, изменения его общественных отношений. Возникая и развиваясь на основе потребностей социального развития, воспитание, в свою очередь, влияет на все стороны общественной жизни – производство, технику, науку, культуру, общественно-политическую деятельность людей и т.д. (см. 10; 29; 79; 82; 89; 98; 120; 124; 140; 147 и др.). Воспитание в человеческом обществе - это всегда сознательно осуществляемая передача подрастающим поколениям и усвоение ими социального опыта, накопленного в деятельности многих поколений, а также знаний и трудовых умений (не инстинкты, не подражание). Воспитание обеспечивает преемственную связь между поколениями. Иначе - каждому поколению пришлось бы начинать все сначала. К.Д.УШИНСКИЙ так определил социальную значимость деятельности учителя: «Он чувствует себя живым звеном между прошлым и будущим,.. что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории…», потому «когда учитель перестает учиться, он умирает как учитель» (135, с. 32). Таким образом, СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ воспитания состоит в том, чтобы сохранять общественный опыт поколений; приобщать молодое поколение к достижениям культуры в самом широком смысле этого слова. Осмысление социальной сущности процесса воспитания делает возможным формулирование некоторых выводов, значимых для педагогики: 1. Организуя воспитательный процесс, УЧИТЕЛЬ выступает с общественно значимых позиций, т.е. в воспитательной деятельности реализуется ОБЩЕСТВЕННЫЙ опыт, а НЕ личные взгляды, убеждения и позиции учителя. 2. ПРИНЦИПЫ воспитания (т.е. основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей), вытекающие из познания его социальной сущности: § принцип КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ. Сформулированный еще в Х1Х веке немецким педагогом А. ДИСТЕРВЕГОМ, этот принцип ориентирует на такую организацию воспитательно-образовательного процесса, содержание которого ориентировано на максимальное использование достижений культуры. Воспитательный процесс рассматривается как составная часть культуры общества и семьи. Этот принцип проявляет себя в формировании у воспитанников установки на освоение, сохранение уже существующих и создание новых культурных ценностей; § принцип НАРОДНОСТИ в воспитании, сформулированный К.Д.УШИНСКИМ, предполагает ориентацию воспитательно-образовательного процесса на учет национальных особенностей народа, формирования у подрастающего поколения национальной принадлежности и гражданственности, чувства гордости и сопричастности к происходящему. В решении данных задач необходимо опираться на традиции народа, его менталитет, в воспитательном процессе максимально использовать его достижения в культуре, науке, технике; § принцип ДЕМОКРАТИЗАЦИИ, который предполагает открытость школы для общественного контроля, правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, защита от неблагоприятных факторов, свобода для саморазвития, саморегуляции и самоопределения (7, с.45); § принцип ГУМАНИЗАЦИИ в воспитании проявляется в установлении приоритета общечеловеческих ценностей, полное признание гражданских прав воспитанника и уважение к нему, знание положительных качеств ученика, опора на них; осуществление гуманистического просвещения учащихся; обеспечение комфортности в воспитательных отношениях (7, с. 44). Оцените, насколько цели, задачи и содержание образовательной системы в нашей стране, зафиксированные в «Законе об образовании РФ», соответствуют этим принципам?
Понимание того, что сфера воспитания является важной основой в развитии общества и человека, позволяет рассматривать школу как важнейшую часть государственной системы. В зависимости от того, какой воспитательно-образовательный процесс складывается в школе, становится возможным развитие человека на демократических или авторитарных позициях, активизация его познавательных, духовных и профессиональных позиций или формирование человека как пассивного исполнителя инструкций и распоряжений. От воспитательно-образовательного процесса школы зависит формирование гуманистической направленности личности или человеконенавистнических позиций, националистических настроений. В школьном воспитании, как показывает опыт, отражаются многие проблемы общества: «болезни школы – это болезни общества» (М.М.Поташник). Не может быть школы абсолютно свободной от общества. Но в то же самое время возможно говорить о том, что в школе создается своя, особая атмосфера, она – своеобразный мир, в котором живут школьники, напитываясь впечатлениями Добра, Красоты, Нравственности, Образованности. История нашей отечественной педагогики знает множество таких примеров таких школ, благодаря усилиям педагогов создаются условия, благоприятные для развития личности. Так, в 20-е годы прошлого века, когда наша страна переживала трудности «переходного» периода, работали школы А.С.Макаренко, С.Т.Шатского, Ф.Ф.Брюховецкого, В.Н.Сорока-Росинского, С.М.Риверса, Н.П.Шульмана, М.М.Пистрака и других. В наше время известны школы В.А.Сухомлинского (Украина, Павлышская школа), В.А.Караковского (Москва), А.Н.Тубельского (Москва), А.А.Захаренко (Украина, Сахновская школа), Б.О.Полянского (Курск) и другие (см. подробнее о воспитательных системах в этих школах – 17; 26; 55; 111; 133; 147 и др.). Сегодня мы живем в изменяющемся мире. В самом обществе происходят процессы, которые мешают полноценному решению, например, таких государственно важных задач, как формирование нравственности и гражданственности личности, овладение высоким уровнем культуры и образованности. Какую позицию должна занять школа? Можно назвать три позиции, которые можно довольно часто слышать среди педагогов. Какая из них близка Вашей? Почему? 1-я точка зрения. Работать по-старому, не изменяя ни содержания воспитательно-образовательного процесса, ни его форм, ни его методов. Представители этой точки зрения считают, что традиционно существующий воспитательный процесс содержит в себе достаточный потенциал для решения задач развития личности, но неблагоприятная ситуация, которая сложилась в обществе, не позволяет реализовать все его возможности. Именно социум оказывает негативное влияние на развитие школьников: этим объясняется их невосприимчивость к знаниям, их формальное усвоение, непрестижность в обществе образования и образованного человека и т.д. Вот суждение одного из преподавателей очень хорошей в городе школы, видимо, жалея молодое поколение, он говорил: «Мы детям должны говорить спасибо уже за то, что они сегодня в школу приходят». 2-я точка зрения. Работать, приспосабливаясь к сегодняшней ситуации, исключая из воспитательно-образовательного процесса школы те цели (жизненные смыслы и ценности), которые, как оказалось, не очень востребованы в современном нам обществе, например, образованность, широту кругозора, культуру поведения, интеллигентность, духовные потребности, нравственные нормы, эстетические вкусы и т.д. Примером такой позиции может быть вопрос учителя, который обсуждался нами на занятиях в ИУУ: «Стоит ли сегодня развивать в ребенке, например, чувство собственного достоинства, ведь ему придется работать не на социалистическом предприятии, а у частного предпринимателя?.. Наоборот, без этого ему легче будет – обиды не заметит… А зачем ему активность и инициатива? Разве они нужны кому-то,.. если только есть свое «дело», но это не для каждого…». 3-я точка зрения. В основе воспитательно-образовательного процесса должны лежать знания, ориентирующие личность на высокие жизненные идеалы и ценности. Личность необходимо приобщать к культуре - в этом проявляется попытка школы ПРОТИВОПОСТАВИТЬ социуму, в котором растущая личность видит далеко не лучшие примеры для подражания, образцы высокой культуры и нравственности. Но вместе с тем в воспитательно-образовательный процесс включаются проблемы жизни, и каждый учебный предмет предлагает знания в контексте решения этих проблем (как в прошлом, так и в настоящем), каждый урок и каждая форма воспитательного процесса становятся «уроками» приобретения жизненного опыта – в гражданском, нравственном, эстетическом, умственном, физическом, профессиональном и др. аспектах развития личности. Так, в школах появляются новые учебные предметы – «Экономика», «Граждановедение», «Человековедение», «Экология», «Валеология», «Человек на рынке труда», «Моя профессиональная карьера», «Политология», «Культурология», «Народоведение» и др., которые пока не приобрели статуса обязательных (не вошли в число тех, которые определяются государственным стандартом), но их введение во многом определяется педагогической грамотностью руководителей учебного учреждения. В школах появляются формы воспитательной работы, в которых становится возможным развитие социальных навыков. В этом случае школа становится фактором обновления жизни. Высоко оценивая роль школы в развитии общества (демократизации и гуманизации общественной жизни), мы далеки от мысли, что только усилиями школы могут быть решены многие социальные проблемы. Можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что решение воспитательных задач обусловлено единством ВСЕХ воспитательных влияний – общества (воспитание в социальном смысле), семьи и школы, где осуществляется преднамеренная, специально организованная деятельность воспитателей, содействующая полноценному развитию личности. Итак, какой должна быть позиция школы по отношению к обществу? Какую позицию заняли Вы? Какой бы Вы хотели видеть нашу школу? Изучая курс «Общей и возрастной педагогики», у Вас есть возможность задуматься над проблемами, которые волнуют современную школу и ждут своего решения. Возможно, постигнув научные основы воспитательно-образовательного процесса, Вы сможете разработать модель «идеальной», на Ваш взгляд, школы.
1.2. Соотношение понятий «воспитание» – «образование» - «обучение» И «воспитание», и «образование», и «обучение» - основные категории педагогической науки, обозначают внешние по отношению к развивающейся личности действия воспитателя, имеющие своей целью содействие процессам развития и формирования личности, создание благоприятных условий, обеспечивающих их эффективность. Однако можно (и нужно) выявить специфику каждого термина в ЦЕЛОСТНОМ процессе развития личности и определить их взаимообусловленность в решении общих задач.
«ОБРАЗОВАНИЕ». Данный термин был осмыслен в российской педагогике Х1Х века и используется в настоящее время почти без изменений. - В. ДАЛЬ: «Образовывать – улучшать духовно, просвещать: иногда – придавать наружный лоск, приличное, светское обращенье, что и составляет разницу между просвещать и образовывать. Примеры: Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце. Ученье образует ум, воспитание - нравы» (Цит. по 98, с. 206). - Л.Н.ТОЛСТОЙ (1870): «Образование в обширном смысле… составляет совокупность всех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения» (134, с. 208). - А.Н.ОСТРОГОРСКИЙ (1897): «Образование отвечает нашей духовной потребности знания; оно облегчает жизнь, давая нам возможность понимать других и быть самим понятыми, когда речь идет об общественных интересах» (98, с.228). - А.В.ЛУНАЧАРСКИЙ (1918), исследуя данное понятие, обращал внимание на происхождение слова «образование» (во многих языках) от слова «ОБРАЗ». «Очевидно, когда… приходилось определять, что должен сделать из себя всякий человек…, то рисовалась картина возникновения из какого - то материала образа человеческого» (79, с. 354). - Т.А.ИЛЬИНА (1984): «Это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития всех творческих сил и способностей… Образование человека – это результат не только обучения, но и самообразования, и воздействия средств массовой информации» (49, с. 8). Таким образом, образование рассматривается и как процесс, и как результат развития личности. Образование понимается как «специально организованная система передачи и приема опыта поколений, специально предназначенная для развития человека» (7, с. 9). Образование влияет на формирование в личности сознания и навыков поведения, культуру общения. Образование «вносит смысл и жизненные впечатления и позволяет ему (человеку) разобраться в них» (98, с. 229). Чем выше образовательный уровень человека, тем больше у него возможностей для духовного и профессионального развития.
Результативность процесса образования отражается в терминах: «образованность» и «образованный человек». ОБРАЗОВАННОСТЬ - «Качество личности, усвоившей опыт, с помощью которого личность становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать свое поведение, т.е. опять же повышать свою образованность» (7, с.9). В каждую историческую эпоху, в каждой стране существуют свои представления об образованном человеке. Вспомните из курса истории: какое образование получали, например, рыцари и ремесленники в средние века или рабы и патриции в Древнем Риме? Каким должен быть человек, живущий в период развития рыночных отношений? А каким должен быть человек в период современных информационных технологий? Каждый из них должен быть образован по-своему, однако главный показатель – насколько человек готов к выполнению своих обязанностей, насколько он адаптировался в современном ему обществе. ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК - человек как носитель определенного уровня образованности, достаточный для того, чтобы максимально реализовать себя как в познании и профессиональной деятельности, так и в общении с другими людьми, выполнении своих социальных обязанностей. По определению А.В.Луначарского, образованный человек – «человек, в котором доминирует ОБРАЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ» (79, с. 354). В каждой стране существует и постоянно совершенствуется специально организованная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (или СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ), которая призвана обеспечить необходимый уровень образования. «Закон об образовании РФ» дает характеристику каждого звена в системе образования, определяет тот образовательный уровень, которым должна овладеть развивающаяся личность в определенном возрасте (см. глава II, статьи 8-27).
|