Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВИДЫ целей определяются в зависимости от степени их точности и от срока действия – общие и конкретные.






В характеристике общей цели выделяется несколько важных показателей (Цит по 85, с. 127):

§ длительность существования;

§ устремленность, направленность;

§ бесконечность;

§ неопределенность достижения;

§ широта (цели в этом случае могут рассматриваться как основные, главные);

§ структурность (наличие состава промежуточных целей).

Примером постановки такого рода целей могут быть те, что сформулированы в Законе РФ «Об образовании»:

- «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (статья 2);

- «Общеобразовательные программы направлены на … формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных задач» (статья 9);

- «Содержание образования… должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства» (статья 14, п. 1);

- «Содержание образования должно обеспечивать:

а) адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры

общества; б) формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; в) интеграцию личности в национальную и мировую культуру; г) формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

д) воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества» (статья 14, п. 2).

Как правило, общие цели носят перспективный характер, они предопределяют основные тенденции развития как всей системы образования, так и каждой конкретной личности. Данный вид цели выражает наиболее общие взгляды общества на необходимость воспитательной деятельности. Эти цели не подвержены резким изменениям, их решение становится возможным в результате усилий многих участников воспитательного процесса, т.е. требуют системного подхода. Достижение результата требует достаточно долгого времени. Общие цели возможно конкретизировать, т.е. разложить на более частные. Такие частные, конкретные цели, в которых просматривается структура и последовательность педагогических шагов, ведущих к решению общей цели, называют ЗАДАЧЕЙ воспитательной деятельности. Задачу можно рассматривать как определенную ступень (этап) в достижении ОБЩЕЙ (ГЛАВНОЙ, СТРАТЕГИЧЕСКОЙ) цели.

КОНКРЕТНЫЕ цели (или задачи) раскрывают структуру общих целей воспитания. К основным характеристикам конкретности цели можно отнести (Цит. по 85, с. 128):

§ конечность (указание на результат деятельности);

§ определенность (четкость и ясность постановки);

§ технологичность (как бы просматриваются способы достижения результата);

§ краткосрочность (существование в течение ограниченного периода времени).

В качестве примера постановки конкретных целей можно назвать следующие:

- развитие социальных умений (как общая цель), которая предполагает решение конкретных целей (задач) - готовность к сотрудничеству, умение договариваться, принимать во внимание точку зрения другого и т.д.

- развивать способность к творчеству (как общая цель), которая предполагает решение конкретных целей (задач) – уметь выдвигать гипотезы, находить способы их проверки и оценивать результаты и т.д.;

- развитие чувства эмпатии (как общая цель), которая предполагает решение конкретных целей (задач) – способность поставить себя в ситуацию другого человека, другого времени, применить к себе чужой опыт и т.д.

Основное различие между общей и конкретной целью состоит в том, «с какой точностью определен в них ожидаемый результат» (там же, с. 128).

 

По времени (длительности ), которое требуется для решения целей и задач, их можно подразделить на отдаленные, близкие, непосредственные; ближайшие, промежуточные, перспективные, конечные.

Так, в опыте выдающегося педагога А.С.МАКАРЕНКО цели в развитии коллектива назывались «перспективами», среди которых выделялись: близкие, средние и далекие (относительно того времени, которое требуется на их реализацию). Придавая важное значение целям как перспективам в развитии личности и коллектива, он называл их «завтрашней радостью», так как они придают смысл этой деятельности.

 

Педагогически грамотная постановка воспитательной цели предполагает выявление соподчиненности частных целей, построения их ИЕРАРХИИ. В международной педагогической энциклопедии 80-х годов иерархия цели рассматривалась как ГРУППА ЦЕЛЕЙ, когда она структурирована в виде генеалогического древа («дерево целей»), т.е. когда цель каждого нового уровня определяется достижениями всех целей прилежащего к нему предшествующего уровня. Построение иерархии целей должно производиться путем логического анализа: общая цель расщепляется на подцели вплоть до отдельного учебного задания (Цит. по 85, с. 130). Однако подцель (или задача) более низкого уровня должна сохранять контекст общей цели - это важнейшее требование для определения иерархии целей воспитательной деятельности.

Можно привести примеры иерархии построения общей цели.

А. РОМИШЕВСКИЙ (Великобритания) предлагает следующие уровни иерархизации: цели общества; всеобщие цели воспитания; цели воспитательных институтов (школ); цели учебно-воспитательного процесса; цели частей учебно-воспитательного процесса (учебных предметов, отдельных видов деятельности учащихся); цели урока (темы); цели отдельных учебных занятий.

В.С. БЕЗРУКОВА (Россия) выстраивает несколько ступеней (иерархий) целей воспитания и образования. Как трансформируется государственная цель в педагогическую?

Общесоциальная цель воплощается в направленности и структуре содержания учебных планов (органы народного образования, школа), далее становится возможной постановка инициативных педагогических целей, которые просматриваются в методических разработках конкретных педагогов.

На уровне школы осуществляется дальнейшая конкретизация педагогической цели – выстраивается ее соотношение с зоной ближайшего развития возможностей педагогов и детей конкретного возраста, пола, индивидуальности. На уровне класса – происходит педагогическая конкретизация цели с учетом особенностей конкретных детей, выявление противоречий между требованиями и возможностями личности и коллектива, намечаются пути разрешения противоречий в виде перспектив, проводится диагностика реальных возможностей детей и уровня их развития (7, с. 5-9).

А.М. ЦИРУЛЬНИКОВ (Россия) так выстраивает «дерево» целей– уровней: сначала формулируется комплекс социальных целей школы; затем анализируется состав культуры, подлежащий усвоению; формулируется комплекс функций школы; в завершение устанавливается состав общего среднего образования (146, с. 82).

 

СТРУКТУРА целей отражает ее СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ: полноту, многоаспектность, системность. Так, американский педагог

ДЖ. ГУДЛЭД в своей книге «Место, именуемое школой» предложил достаточно простую систему целей, которую должна решать каждая школа, - четыре группы целей: академическая, социальная, профессиональная и персональная. В рамках этих целей каждый педагогический коллектив школы должен поставить перед собой четыре вопроса, ответы на которые позволяют оценить - насколько данная школа является для развития учащихся «идеальной» школой:

§ Дает ли школа академические знания и умения? ИЛИ: Какие академические знания и на каком уровне дает школа (лицей, гимназия, колледж)?

§ Помогает ли школа определиться в мире профессий и стать хорошим работником?

§ Готовит ли школа выпускника к жизни в обществе?

§ Достаточно ли школа заботится об индивидуальном развитии личности?

 

Каким образом воспитательная цель отражается в воспитательной деятельности педагога?

Давайте рассмотрим ту роль, которую имеет постановка цели для воспитательной деятельности. Вы, конечно же, знаете, что действия взрослого по отношению к ребенку не случайны, они обусловлены определенными нормами и установками. Независимо от того, осознаются эти нормы и установки или нет, но они обнаруживают себя в поведении в целом и в каждом конкретном поступке. Казалось бы, заранее ничего не продумывается, однако всегда можно объяснить смысл уже совершенного действия. Как показывает опыт, в каждый конкретный момент деятельности проявляются те нормы и жизненные принципы, которые сформировались ранее, которые стали нашими убеждениями.

Выявление значимости постановки воспитательной цели для организации воспитательно-образовательного процесса позволяет размышлять о ее ФУНКЦИЯХ, которые и обусловливают воспитательную деятельность. В структуре любой деятельности постановка цели играет роль перехода от сознания к действию (23, с. 7), это проявляется в том, что:

во-первых, в цели отражаются определенные эталоны и образы социально привлекательной личности, а потому цель выполняет роль ОРИЕНТИРА, например, в системе нравственных или эстетических ценностей;

во-вторых, в цели не просто отражаются взгляды воспитателя на события и поступки, но и выражается его ОТНОШЕНИЕ к ним, т.е. происходит оценка полезности и необходимости их реализации в будущей жизни (например, усвоения конкретных знаний, опыта, сформированности конкретных личностных качеств и т.п.);

в-третьих, осознание и принятие цели проявляется как УСТАНОВКА к деятельности, т.е. как готовность педагога воспринять и соответственно оценить поступки и суждения детей (различные формы проявления личности); четкие установки помогают сосредоточивать усилия и средства воспитания на главных направлениях, добиваться заметных конкретных результатов;

в-четвертых, цель выступает как МОТИВ деятельности. Восприняв и осмыслив важность и необходимость для личности ребенка ценностей, норм, образцов поведения, происходит личностная интерпретация социальных установок и ценностных ориентаций (например, выстраивается концепция школы, отличная от других известных воспитательных систем);

в-пятых, цель предполагает ПОЗНАНИЕ, ПОИСК и УЧЕТ условий, причинных связей, реальных возможностей для ее воплощения; как проект действия, детерминирует деятельность, направленную на развитие конкретных характеристик личности;

в-шестых, цель выступает в качестве КРИТЕРИЯ самооценки и самоконтроля при выполнении деятельности. Знание цели позволяет оценить правильность и необходимость путей и средств достижения цели. Осознание цели позволяет судить об эффективности всей работы, вовремя скорректировать свои действия.

Таким образом, являясь отражением мировоззренческих позиций педагога, цель «обнаруживает» себя в его конкретных отношениях, установках, мотивах деятельности, посредством которых эта деятельность организуется, контролируется и оценивается.

Можно назвать функции цели в процессе ее практического осуществления (23, с. 7):

ПОБУДИТЕЛЬНАЯ функцияцели отражает мотивацию педагога, его намерения и стремления, в которых отражаются его жизненные ценности, педагогические позиции.

НАПРАВЛЯЮЩАЯ (регулирующая) функция, что позволяет соотносить действия с конечным результатом, оценивать и определять их последовательность. Это дает возможность вносить необходимые коррективы, т.к. в деятельности возникает необходимость уточнять решения, в зависимости от новых обстоятельств находить новые способы ее достижения, а при необходимости уточнять и саму формулировку целей развития (например, делать их реальными для достижения в данной конкретной ситуации или видеть их несоответствие изменившимся условиям).

КОНСТРУКТИВНАЯ функция цели проявляется в построении воспитательной деятельности, определении последовательности определенных действий, их соотнесенности с общей и конкретной целями. Это позволяет выстроить систему воспитательного процесса, соотнести формы, методы и средства с теми личностными качествами, которые необходимо формировать, обосновать их целесообразность для развития личности.

______________________________________________________________

Информация к размышлению

В педагогической литературе Вы можете прочитать различное понимание категорий «цель» и «задача». Во-первых, цель понимается как определение стратегического направления в развитии личности, а потому она всегда одна, а ее конкретизация предполагает формулирование задач воспитания. Во-вторых, существует несколько уровней конкретизации цели как определенной стратегической направленности в развитии личности, а потому можно говорить о структуре целей, и только на самом последнем уровне конкретизации правомерно говорить о задачах воспитания.

На наш взгляд, эта проблема не имеет принципиально важного значения для практической деятельности, однако важным является умение педагога видеть и общую (стратегическую) цель, и уметь ее конкретизировать для определения путей ее решения.

Вопросы для размышления

В чем Вы видите необходимость продумывания педагогом общих (абстрактных, стратегических) и конкретных целей для его практической деятельности?

Согласны ли Вы с утверждением, что конкретные цели имеют практическое значение, так как в них просматривается направление поиска форм и методов воспитательной деятельности, а общие цели такого значения не имеют, так как их постановка носит абстрактный характер?

 

Практическое задание

Попытайтесь сформулировать общую (стратегическую) воспитательную цель в преподавании Вашего предмета и конкретизируйте ее в зависимости от его содержания.

 

2.3. Соотношение понятий «цель развития» и «цель воспитания»

КТО и КАКИМ ОБРАЗОМ определяет цель воспитательной деятельности? Давайте рассмотрим некоторые позиции, анализ которых позволит найти ответ на поставленный вопрос.

Какие из приведенных ниже положений отражают Ваши взгляды?

§ Цель воспитания – это всегда СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ (установки) общества в формировании конкретного социального типа личности, в нем отражается потребность общества (его заинтересованность) в развитии таких людей, которые соответствовали бы конституционным, законодательным, моральным и эстетическим нормам, уровню социально-экономического, политического, демократического развития общества. В данном случае понятие «цель воспитания» проявляется как категория «необходимого», т.е. того, что должно быть усвоено, осмыслено, сформировано у ребенка в процессе его развития. Это значит, воспитатель должен ориентироваться на формирование тех качеств, которые помогают личности адаптироваться к условиям жизни в обществе и решать жизненные проблемы.

§ Цель воспитания определяется ПЕДАГОГАМИ, она обусловлена ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ о том, каким ДОЛЖЕН БЫТЬ человек. Именно представления взрослого об «идеальном» человеке объясняют их действия, например, что в поведении ребенка поощряется, а что подвергается запрету и наказанию. В данном случае воспитание проявляется как попытка взрослого передать свой личный опыт, уберечь от ошибок, передать свои (проверенные жизненным опытом) представления о том, как стать счастливым и удачливым. При такой постановке вопроса в цели воспитания отражаются сложившиеся в течение жизни ценностные ориентации и смыслы воспитателя. Цель проявляется не только как категория «желаемого» («возможного», «необходимого»), но и просматривается реальная деятельность взрослого по ее достижению.

§ Цели воспитания как педагогической категории НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ, можно размышлять только лишь о цели развития, которая «определяется» самой личностью, обусловлена ее жизненными смыслами. Это – ее интересы, желания, настроения, наследственно обусловленные задатки и способности, индивидуальные особенности, жизненные планы и намерения, мечты. Цели воспитания лежат в самом ребенке, а не вне его. Таким образом, цель развития и есть цель воспитания, которую педагог должен реализовывать в воспитательно-образовательном процессе.

§ Еще одна позиция – ничто не должно направлять развитие ребенка, этот процесс должен быть естественным, происходить как «развертывание» его природных и возрастных особенностей и характеристик. Воспитатель должен следовать за личностью, создавая благоприятные условия для процесса ее саморазвития. Смысл этой позиции (ее отличие от предыдущей) состоит в том, что развитие личностных качеств и характеристик биологически обусловлено, потому ни воспитатель, ни сама личность не смогут привнести в процесс развития ничего нового.

 

Жизненный опыт подсказывает, что в каждой из предложенных позиций есть определенный смысл. Давайте попытаемся выявить положительные моменты и увидеть их ограниченность.

 

1. Безусловно, желания, настроения, интересы, жизненные ценности и планы, понимание цели и смысла своей жизни «определяются» самой личностью. НО насколько ребенок способен САМ определить перспективы своего развития? Насколько его желания и спонтанно возникающие настроения могут надолго и всерьез определить путь его развития? Насколько ребенок может САМ научиться соотносить свои желания и интересы со своими возможностями и способностями?

Опыт человеческой жизни показывает, что в разные годы человек по-разному оценивает, например, одно и то же событие. Нередко оказывается, что недооценка каких-то личностных качеств, умений, видов деятельности (например, книг, физических упражнений, музыки, общения и т.д.) в последующие годы объясняет причины многих жизненных неудач и разочарований. В каждом возрасте личность имеет свои жизненные смыслы, интересы, увлечения, ОДНАКО в процессе своего развития ей НЕОБХОДИМО достигнуть такого уровня развития, который позволил бы адаптироваться в структуре общества, самоопределиться в мире профессий, в системе нравственно-эстетических отношений.

Необходимость воспитания состоит в том, чтобы привносить во внутренний мир ребенка то, что он сам ПОКА не в состоянии осмыслить, понять, возможно даже обратить внимание в силу ограниченности своего опыта.

2. В воспитательной деятельности всегда находят отражение образ жизни и мысли воспитателя, его жизненный опыт, способность анализировать и оценивать его, широта кругозора и т.д. Воспитательная цель в восприятии педагога – категория субъективная, так как в воспитательной деятельности проявляются только те цели (идеи, ценностные ориентации), которые соответствуют личностным смыслам самого педагога. Это объясняет и систему его требований к ребенку, и методы воспитания.

ОДНАКО на каком основании складывается личный опыт педагога? Насколько его субъективно-личностное восприятие жизни может выступать главным критерием в определении цели воспитания, т.е. определении тех черт и качеств, которыми должен овладеть ребенок в процессе своего личностного развития? Не подменяется ли общественный опыт личным опытом воспитателя, который всегда конкретен, единичен, если он не соотнесен с опытом других людей?

3. Одна из основных функций воспитания – научить ребенка новым умениям, развить задатки и способности, способствовать развитию эмоционально-волевой сфер его личности и т.д., т.е. воспитание можно рассматривать как своеобразную попытку взрослого привнести во внутренний мир ребенка те характеристики, которыми он не обладает.

ОДНАКО насколько это возможно? Не ограничивают ли природные и возрастные особенности ребенка воспитательных установок взрослого? Нередко можно наблюдать ситуации, в которых воспитательные цели проявляются как желания взрослого: у родителей - как стремление компенсировать то, что они сами недополучили в школьные годы; у учителей - как попытка приобщить школьников к тем идеям и ценностям, которые не всегда оказываются востребованы ими. Можно ли сказать, что в решении любых задач развития личности воспитание является ведущим фактором?

Вернитесь еще раз к осмыслению вопросов о факторах развития личности (см. наше пособие. Часть 2). Вспомните, какую позицию Вы тогда заняли? Как эта позиция отражается на формулировании целей воспитательной деятельности?

 

Таким образом, в воспитательной деятельности решается вопрос об установлении гармонии между личностью и обществом. Важным моментом в определении цели воспитания – определение соотношения между требованиями, которые ДОЛЖЕН реализовать ребенок в процессе своего личностного развития, и его ВОЗМОЖНОСТЯМИ (реальными особенностями его личности, задатками, направленностью характера и деятельности, интересами, жизненными целями и планами).

 

ЛИЧНОСТЬ или ОБЩЕСТВО – что, на Ваш взгляд, должно быть приоритетом в формулировании цели воспитания? Возможна ли гармония? Познакомьтесь с позициями известных философов, социологов, психологов, педагогов, их взглядами на формулирование главной (стратегической) цели воспитания. Какие из них наиболее точно и полно отражают Вашу позицию?

 

Л.И. БОЖОВИЧ (психолог, Россия): «С одной стороны, формирование личности должно осуществляться в соответствии с тем нравственным образцом (идеалом), который воплощает требования общества к человеку, с другой стороны, преследовать цель свободного развития индивидуальных особенностей ребенка» (15, с. 8).

В. КУКАРТЦ (социолог, Германия): «Всё воспитание и образование в школе может быть понято почти исключительно как адаптация (личности) к существующему (обществу)… идет ли речь об овладении навыками культуры или требуемом социальном поведении… адаптация в целях беспрепятственного функционирования в обществе» (Цит. по 148, с. 133).

ДЖ. ДЬЮИ (философ, педагог, США): «Воспитание… не подчинено никакой внешней цели. Оно – сама цель… Истинное воспитание не есть что-то наполненное извне,.. это рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет» (Цит. по 148, с. 63).

П. ХЁРСТ (философ, США): Цель воспитания – «максимальное развитие рациональной автономной личности, понимание ею того, что разумно в определенных условиях» (там же, с. 86).

Л. КОЛЬБЕРГ (психолог, педагог, США ): «Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой познания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить утверждению более справедливого сообщества» (там же, с. 87).

М. УОРНОК (философ, США): «Воспитание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полезные дела» (там же, с. 90).

Н.Е. ЩУРКОВА (педагог, Россия): Воспитание должно содействовать «максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека» (152, с. 377). «… Личность, способная строить Жизнь, достойную человека» (там же, с. 396).

О. ГАЗМАН (педагог, Россия): Воспитание культуры личности. «Культура личности – это тот комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, ценностных ориентаций, творческих достижений), который позволяет ей жить в гармонии с общественной культурой, развивать и общество, и себя» (28).

Н.М. АМОСОВ (физиолог, СССР): «Цель воспитания – создать личность, способную удовлетворить запросы общества и обеспечить максимально УДК (уровень душевного комфорта) для себя» (5, с. 30).

Ж.-П. САРТР (философ, писатель, Франция): Человек …«Нет другого законодателя, кроме него самого, и что решать свою судьбу он будет в полном одиночестве» ( Цит. по 148, с. 124).

М. ГРИН (философ, Франция): «Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность» (там же,

с. 127).

К. ГОУЛД (философ, США): «В процессе воспитания прежде всего должна проявляться сущность свободы, когда учащийся сам контролирует и знания, и нормы своего поведения» (там же, с. 133).

В чем, по Вашему мнению, предназначение человека в обществе? В чем Вы видите его социальную роль? А как бы Вы сформулировали общую (стратегическую) цель воспитания в развитии современных школьников? Обоснуйте своё определение.

 

Итак, мы рассмотрели те подходы, которые можно рассматривать как исходные для выявления соотношения целей развития, которые «определяются» самой личностью и целей воспитания, решение которых содействует этому развитию. Сравните понятия «цель развития» и «цель воспитания», определите общие точки соприкосновения. Это, как мы считаем, поможет Вам определить свою собственную позицию относительно того, что следует учитывать педагогу при формулировании воспитательных целей, оставаясь на позициях гуманистической педагогики.

 

Цель развития Цель воспитания
Источник возникновения
Возникает: - из потребностей и интересов личности; - эмоциональной привлекательности каких-либо сторон жизни и видов деятельности; - стремления быть похожим на известных героев (в искусстве и реальной жизни), кумиров; - уровня общего и интеллектуального развития личности (способности анализировать и оценивать поведение окружающих людей); - широты ее кругозора; - жизненного опыта; - осознания важности и необходимости определенных видов деятельности для развития; - наследственные задатки; - индивидуальные характеристики и т.д. - Возникает из потребностей общества в характере воспитанности своих членов (например, гражданина своей страны, уровня ее экономического, культурного, духовного развития) и задач подготовки личности к жизни, труду, выполнению своих обязанностей и т.п. - Корректируется степенью принятия и понимания педагогом общественно-значимых задач. - Представление родителей о будущем своих детей; осознание жизненной необходимости тех или иных знаний, навыков, личностных качеств (как отражение личного опыта). - Знание о зонах актуального и ближайшего развития. - Знание о возрастных особенностях личности.
Формы проявления
Идеалы, мечты, жизненные планы. Желания. Стремления. Самовоспитание. Требования, которые предъявляются к личности со стороны воспитателей (учителей, родителей).  
Условия реализации
Знание своих проблем и возможностей, осознание противоречий в лич- ностном развитии. Умение ставить задачи, соотносить их с собственными возможностями. Сформированность волевых усилий Как возможность самоконтроля в достижении намеченных результатов. Умение подбирать виды деятельности для развития конкретных черт и качеств.   Создание условий для проявления личностных качеств: познание, труд, занятие искусством, чтение литературы, экскурсии, путешествия и т.п. Общение и совместная деятельность взрослого и ребенка. Стимулирование волевых процессов. Организация процессов самопознания, создание условий для самореализации, самовоспитания, самоутверждения.

 

Какая из данных задач воспитательной работы Вам кажется наиболее актуальной в развитии современных школьников?

§ принятие учеником целей, которые сформулированы обществом, школой, педагогом, родителями;

§ «совместная выработка целей, рождения идеалов, закрепления способов самоопределения в жизненной практике» (28);

§ развитие способности самих учащихся к целеполагающей деятельности;

§ …………………………………………………………

§ …………………………………………………………

У Вас есть свои варианты формулирования целей в общении воспитателя и воспитанников?

_____________

Формулирование цели воспитания (целеобразование) – процесс сложный, многоэтапный. В предыдущей главе мы предложили Вам разобраться в ИСХОДНЫХ позициях. Решение этого вопроса лежит в сфере других общественных наук – философии, социологии, политологии, культурологии, этики, эстетики и др., однако, разрабатываемые ими положения выступают для педагогики как ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ процесса воспитания и его целей, т.е. они объясняют и обосновывают различия во взглядах педагогов на решение вопроса о цели воспитания как педагогической категории.

Итак, философский подход позволяет сформулировать СТРАТЕГИЧЕСКУЮ (общую, абстрактную) цель воспитания, в содержании которой находят отражение взгляды определенных социальных групп (отдельных людей, политиков) на роль человека в обществе, его предназначение в этом обществе.

Для организации воспитательно-образовательного процесса важной является ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ цели, только на этом уровне цель воспитания становится категорией педагогической.

В современной отечественной педагогике (вслед за А.С.МАКАРЕНКО) выделяются два вида цели воспитания:

- цель как идеал развития личности;

- цель как модель развития личности.

2.4. Понятие о цели как ИДЕАЛЕ развития личности

Цель- ИДЕАЛ развития личности можно рассматривать как конкретизацию той цели, которую Вы сформулировали для себя как исходную, стратегическую цель воспитания, определили ту роль, которая предназначена личности в обществе.

В цели-идеале находят свое отражение те требования, которые общество предъявляет к личности – это и уровень овладения знаниями, умениями и навыками, и личностные качества, и личностные характеристики, сформированность которых позволяет личности реализовать свою роль в обществе, решать его проблемы и способствовать его дальнейшему развитию. Таким образом, цель-идеал также может быть отнесен к категории общей цели, абстрактной, перспективной, реализация которой отдалена во времени. Формулировка цели как идеала выступает в качестве ориентира в организации процесса воспитания, она определяет перспективу в развитии человека определенной эпохи, а потому выступает основным ориентиром в процессе совершенствования известных и поиска новых форм и методов воспитания.

Каким образом цель-идеал (т.е. ожидания общества) включается в контекст воспитательной деятельности и обусловливает процесс развития личности?

Идеал ( греч. «idea» - представление) - это представление о совершенстве, чаще всего выражающееся в образе личности, воплотившей такие качества, которые могут служить высшим образцом (142, с. 138). Идеал «является объектом стремления независимо от того, близка или очень отдалена возможность его осуществления» (83, с. 1809).

В нашем понимании идеал можно рассматривать как минимум в двух аспектах: идеал как ЭТАЛОН развития и идеал как КУМИР личности («любимец», «символ»).

Идеал как ЭТАЛОН отражает представление о совершенном человеке, живущем в конкретно-исторических условиях. Его можно представить как социально-психологический портрет человека, в котором отражены социально-значимые качества личности, сформированность которых позволяет ему адаптироваться в окружающем ее мире, выбрать профессию, выполнять социальные обязанности, достигать состояния счастья и успешности; предполагается, что сформированность таких «эталонных» качеств позволит ему на высоком уровне решать жизненные и профессиональные задачи.

Изменения, происходящие в обществе, вносят свои коррективы в содержание «эталонных» качеств. Например, одно дело, когда личность готовится жить в обществе, основанном на общественных формах собственности, другое дело, когда общество переходит к рыночной экономике – социально значимыми оказываются такие качества, как деловитость, конкурентоспособность, инициативность, самостоятельность и т.д.

Основные тенденции и перспективы развития общества, науки, техники предъявляют новые, повышенные требования к человеку. Меняется общество, меняются и требования к личности – уровню ее информационной культуры, качествам мышления, социальным навыкам и т.д.

Как правило, такой идеал разрабатывается политиками, культурологами, социологами, психологами и др. Цель как идеал воспитания может рассматриваться как категория «необходимого», т.е. происходит попытка ответить на вопрос: каким ДОЛЖЕН стать человек? В этом, скорее всего, отражается попытка сформулировать ожидания общества по отношению к личности, уровню ее развития. Это необходимо осмыслить школе (и общеобразовательной, и профессиональной), если воспитательно-образовательный процесс направлен на подготовку личности к жизни и труду. В данном случае цель-идеал выступает одним из основных ориентиров в совершенствовании условий развития личности.

 

На занятиях по общественным дисциплинам Вы анализировали социально-экономический, политический, культурный, духовный и т.п. уровень развития нашего общества, выявляли тенденции и перспективы в развитии новых технологий, науки, техники, социальных отношениях и т.д. Как Вы считаете, какие воспитательные цели становятся сегодня наиболее актуальными? Вернитесь еще раз к анализу целей в Законе РФ «Об образовании». Оцените, насколько в них отражены современные проблемы в развитии общества?

 

Постановка цели-идеала всегда носит конкретно-исторический характер. Далее мы приводим формулировки целей воспитания, которые считались как прогрессивные в разные исторические эпохи у разных народов. Оцените, как в данных формулировках находят отражение национальные, культурные традиции народа, время и задачи, которые решаются в обществе?

АНТИЧНОСТЬ - идеал свободной, критически мыслящей личности, обладающей развитым самосознанием, духовной культурой, физическим совершенством, гражданскими добродетелями.

ХРИСТИАНСТВО - возвысило человека, провозгласив его «Венцом творения», созданным «по образу и подобию Божьему». Цель воспитания – сфера человеческой души, ориентация на нравственные ценности, основанные во многом на вечных ценностях человеческой морали.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯкульт творческой личности, признание ее права не только на свободу и независимость, но и на отличие, воплощенное в человеческой индивидуальности и признанное самоценным.

СССР (советский период ) – была сформулирована цель воспитания: формирование всесторонне развитой гармонической личности. В цели-идеале просматривалась ориентация на образ советского человека, воплощение в его личности таких качеств: " научное мировоззрение; коммунистическое отношение к труду как основной сфере свободной реализации способностей и дарований; высокая разносторонняя ориентированность в производственных процессах; творческое отношение к своей деятельности; высокий общеобразовательный уровень; общекультурное развитие; социально-нравственные и психические качества: дисциплина и самодисциплина; физическое совершенство; благородство чувств....." (см..127; 131; 143; 157).

США: 20-70-е годы - " Американская мечта".... Идеал - человек, который " сделал" самого себя. Герои книг и фильмов - свобода, независимость, чувство собственного достоинства, благородство» (см. 44).

ГЕРМАНИЯ (период фашизма). Из речей А.Гитлера: " Моя педагогика сурова. Слабость нужно отбросить прочь. В моих орденских замках вырастет молодежь, перед которой содрогнется мир. Мне нужна жестокая, властная, бесстрашная молодежь. Именно такой она должна быть... В ней не должно быть ничего слабого и изнеженного. В ее глазах вновь должен загореться блеск хищного зверя. Я хочу, чтобы моя молодежь была сильной и прекрасной. Я заставлю ее совершенствоваться во всех видах спорта. Мне нужна атлетическая молодежь. Это первое и самое главное. Я зачеркиваю тысячелетия приручения человека. Мне не нужно интеллектуальное воспитание. Знаниями я только испорчу молодежь" (Цит.по 80, с. 15).

Оцените, развитие каких качеств являлось приоритетным в разные исторические эпохи? Как это отразилось на развитии общества?

Известны размышления педагогов-философов, которые пытались выстраивать образы совершенного человека.

Мы уже отмечали, что понимание цели воспитания всегда связано с представлением о человеке, его сущности, его роли в обществе. Какой идеал личности (эталон ее развития) просматривается в педагогических позициях известных педагогов?

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э., Греция) – «Подготовка индивида к жизни, достойной человека, помогающая ему сформировать собственное мнение и найти свой жизненный путь».

Я.А. КОМЕНСКИЙ (1592-1670, Чехия) - «Стремление выявить то, что имеет человек, «заложенным в зародыше», а не толкать его Природу туда, куда она не стремится» (58).

И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ (1768-1834, Швейцария) – исходил из представлений о ГАРМОНИЧНОМ развитии человека, считая важным «развивать в органическом единстве «ум, сердце и руку» человека. «Познание самого себя является… центральным пунктом, из которого должно исходить всё обучение…» Важным является «познание своей физической природы… Познание своей внутренней самостоятельности, сознание своей воли самому добиваться собственного благополучия, сознание своего долга оставаться верным собственным взглядам» (107, с. 59).

ДЖ. ЛОКК (1632-1704, Англия) - в формулировании целей воспитания исходил из представлений о человеке как ДЖЕНТЛЬМЕНЕ, который отличается «добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием». «Великая задача воспитателя заключается в том, чтобы формировать поведение и душу своего воспитанника, чтобы привить ему хорошие привычки, заложить в нем основы добродетели и мудрости, научить его постепенно знанию людей, внушить любовь и стремление подражать всему, что прекрасно и достойно похвалы, и вооружить его силой, энергией и усердием в стремлении к этим целям» (78, с. 491).

Особое значение имеет, чтобы «вооружить душу добродетелью, закрепить ее в ней, не прекращая этих усилий до тех пор, пока молодой человек органически не полюбит ее и не начнет видеть в ней свою силу, свою славу, свое удовольствие» (78, с.464).

Ж.-Ж. РУССО (1712-1778, Франция) – исходил из идеала истинно СВОБОДНОГО человека, который «хочет только то, что может, и делает, что ему угодно». Идея природосообразности – цель воспитания – «та самая, которую имеет природа».

«Ж ить – вот ремесло, которому я хочу научить своего воспитанника». «Нужно научить, чтобы он сумел сохранять себя, когда станет взрослым, выносить удары рока, презирать избыток и нищету» (118).

К.Д. УШИНСКИЙ (1823-1871, Россия) – основной целью воспитания считал подготовку человека к жизни. По его мнению, если воспитание желает счастья человеку, оно должно приготовлять его К ТРУДУ. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, эстетически развиты, физически здоровы (см. 135-139).

Л.Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910, Россия) – сторонник теории свободного воспитания; считал, что цели воспитания лежат в самом ребенке, не привносятся извне воспитателем. По его мнению, школа должна создаваться для ребенка и помогать его СВОБОДНОМУ развитию (134).

И. КАНТ (1724-1804, Германия) – «Цель воспитания состоит в привитии ДИСЦИПЛИНЫ как средства преодоления дикости в человеке; привитии культуры; приобщении к цивилизации путем развития ума и воспитанности; моральном воспитании» (53).

А.С. МАКАРЕНКО (1888-1939, СССР) – исходил из нового положения личности в обществе: «Воспитание КОЛЛЕКТИВА должно быть первой целью нашего воспитания… Воспитанник должен обладать совершенно определенными качествами, ясно вытекающими из его социалистического характера… Наш воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать прежде всего как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей» (82, с. 56).

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ (1918- 1970, СССР) – в своих педагогических взглядах исходил из представлений о человеке как АКТИВНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ личности, утверждающей в жизни идеалы Добра, Красоты, Нравственности. Целью воспитания считал «всестороннее развитие, нравственное совершенство личности» (131, с. 11-13).

________

 

Идеал как КУМИР («любимец», «символ») отражает наиболее привлекательный образ человека конкретного времени, конкретной страны. Кумир – это личность, интересная людям, обладающая какими-либо выдающимися качествами и способностями, отличающаяся неординарными поступками, достигшая выдающихся результатов. Такая личность вызывает у окружающих ее людей уважение, восхищение, гордость, стремление быть похожим.

Личность-«кумир» является воплощением конкретных черт и качеств, которые высоко ценятся в обществе (или только у определенной категории людей – национальных, социокультурных, профессиональных, возрастных групп). Такая личность как бы демонстрирует окружающим скрытые (потенциальные) возможности, которыми обладает каждый, в ее характеристиках раскрывается интеллектуальный, духовно-нравственный, физический, волевой потенциал человека. Своим личным примером «кумир» демонстрирует чего МОГ БЫ достичь человек, причем известны пути достижения привлекательных черт и качеств. Воспитательная значимость идеала состоит в том, что этот путь достижений возможно повторить.

Навряд ли, такого рода идеал может быть кем-то специально «придуман», «навязан». Скорее всего, «кумир» оказывает влияние на формулирование целей развития личности, так как возможно повторить способы деятельности, систему тренировок, организовать подобный образ жизни.

Например: в годы войны стало возможным повторение подвига

А. Матросова и Н. Гастелло. Об этом писали газеты, это вызывало восхищение, гордость. Духовно-патриотический подъем народа, стремление к победе как бы подсказывали, каким мог бы быть поступок в аналогичной ситуации.

Тимур из повести А.Гайдара был кумиром мальчишек и девчонок послевоенного времени. Привлекали такие черты, как зашита слабых, забота, бескорыстие, справедливость. Тимуровское движение возникло из стремления подростков быть похожими на любимого героя.

Один из кумиров современных подростков – Ван Дам, кинокарьера которого начиналась с балета. Руководители балетной студии рассказывают, что достаточно большое количество ребят начинают заниматься балетом для того, чтобы быть сильными и красивыми в движениях, как это демонстрирует их герой.

 

Многие из тех, кто является кумирами современной молодежи, все же далеки от совершенства. Это вызывает тревогу и растерянность взрослых. Как Вы считаете, можно ли, зная о кумирах современных подростков, юношей и девушек, прогнозировать развитие их личностных характеристик?

Какое воспитательное значение имеет идеал для развивающейся личности? Каким образом цель-идеал находит свое отражение в воспитательно-образовательном процессе?

Практическую значимость цели как идеала проиллюстрируем на примере из истории педагогики. А.В.ЛУНАЧАРСКИЙ так описывает развивающую значимость идеала в Древней Греции:

" Возьмем воспитательное значение греческой скульптуры. Мальчик видел статую. " Что это значит? " Ему говорят, что вот такой-то в беге, в борьбе, на колеснице или за чтением стихов или другой формой какого-нибудь соревнования одержал победу на громадных всенародных экзаменах, которые делала нация согражданам, - за это ему ставят памятник, и атлет-победитель редко делался портретом: скульптор старался создать образец так, чтобы мальчик думал: " Вот до чего нужно развить тело, вот образец, который чтут, которым гордится мой городок, и Я должен стать таким".

Но греческая педагогия не ограничивалась атлетом. Дальше идут герой-полубог и сам бог, бог человекообразный, более человек, чем сам человек. Вся греческая религия своей скульптурой говорила: человеку мешает быть человеком то, что он болеет, страдает, умирает; если же представить себе человека бессмертного (это было главное назначение бога), не стареющего, то вот таким бы он был; как бы на его лице выразилась эта мудрость, этот покой, эта гармония уверенного в себе, разумного, прекрасного существа - все вместе.

Так строилась лестница почти недосягаемого идеала, и все было призывом - куда подниматься, куда пойти путем гимнастических упражнений, театральных зрелищ, патетических празднеств…» (79, с. 132).

Можно утверждать, цель-идеал показывает ребенку перспективу развития, привлекательный образец, социально значимые черты и характеристики (цель-эталон). Если эти черты и качества воспринимаются ребенком как личностно значимые, привлекательные, то вызывают чувство восхищения, уважения, а потому возникает желание подражать, стремление учиться, достигать поставленных задач (цель-кумир).

ОДНАКО, насколько идеал важен в развитии ребенка? Идеал мешает или помогает личностному развитию ребенка? Возникает ряд проблем.

Впервые этот вопрос возник в отечественной педагогике в начале 90-х годов, когда в стране началась " перестройка", открылись многие архивы, когда стало возможным получить новые факты, которые заставили по-новому взглянуть на наше прошлое. И тогда оказалось, что те люди, которые были " возведены" в ранг героев, и на их примере воспитывалась молодежь, оказались иными и играли совершенно иную роль в истории нашего государства. Это коснулось вождей революции, героев гражданской и Великой Отечественной войны. Но и сегодня воспитание на личном примере остается одним из ведущих методов воспитания. На уроках изучается героическое прошлое народа, в любом учебном предмете оценивается роль личности в науке, истории, культуре. Школьники и сегодня познают то, что их восхищает, поражает, заставляет пережить чувство гордости за свой народ и вызывает желание быть достойным его.

НО должны ли дети знать о переоценке жизненных ценностей? Должны ли они участвовать в этом процессе? Какая из данных педагогических позиций, на Ваш взгляд, является верной?

1 точка зрения. Дети не должны вовлекаться в решение политических и нравственных вопросов. Сначала взрослые сами должны определиться с идеалами, жизненными ценностями, затем уже помогать детям их осмысливать, формировать «новые» жизненные ценности. Такая категория педагогов испытывает сегодня некоторую растерянность. Из письма учителя истории: «Не знаешь, о чем говорить с учеником: всё, чему молились в прошлом, разрушено, новых идеалов, новой веры нет» (Цит. по 95).

Цель воспитания, которая должна решаться в воспитательном процессе, по мнению этой категории воспитателей, формировать у подрастающего поколения жизненные ценности и идеалы, способствовать осмыслению их значимости для каждой личности.

2 точка зрения. Дети должны знать все противоречивые факты из истории нашей страны, они должны учиться сравнивать различные взгляды, учиться оценивать события и деятельность исторических деятелей. Они вместе со взрослыми должны формировать свои жизненные ценности и идеалы.

Цель воспитания, по мнению этой категории воспитателей, – «вырастить человека, способного выбирать самому, не ожидая, пока ему укажут, во что верить и за кем следовать» (Цит. по 94).

Какие из представленных аргументов отражают Вашу позицию?

ДА, идеалы необходимы, ПОТОМУ ЧТО:

§ забегая далеко вперед, показывают возможную перспективу развития человека, его скрытые возможности;

§ позволяют учиться на чужих ошибках и достижениях;

§ конкретный образ облегчает сравнение в процессе самопознания, облегчает поиск собственного «Я»;

§ оказывает влияние на развитие в структуре личности –

«Я-идеальное» и «Я-фантастическое»;

§ дает реальный образец поведения в конкретных ситуациях;

§ воспринимается как мечта, возникают стимулы к самовоспитанию;

§ образец для подражания способствует выработке положительных качеств личности;

§ только сильная личность может развиваться индивидуально, остальные способны только идти вслед, подражая своим кумирам;

§ ………………………………………………………

§ ………………………………………………………

 

НЕТ, идеалы мешают свободному развитию личности, ПОТОМУ ЧТО:

§ меняется время, меняются герои. А что же делать человеку?

Это останавливает человека в саморазвитии, " тянет" назад, в прошлое;

· предлагает стереотипы поведения, а это мешает человеку проявить активность в созидании собственной личности, формируется только лишь способность подражать;

§ ориентация на подражание кумиру лишает человека индивидуальности (например, «фанаты» копируют внешний и внутренний облик своего кумира);

§ проявляется растерянность личности в нестандартных ситуациях, когда необходимо самостоятельно принимать важное решение;

§ отсутствует стремление к самопознанию и самовоспитанию, самоутверждению собственного «Я»;

§ ………………………………………………………….

§ ………………………………………………………….

_______________________________________________________________

Вопросы для размышления

Согласны ли Вы с высказываниями известных педагогов:

К.Д. УШИНСКИЙ: «Детей надо воспитывать на основе положительного опыта, добрых примеров, любви и высоких идеалов»?

ДЖ. ЛОКК: одна из важнейших задач воспитания состоит в том, чтобы «оберегать детей от всего дурного».

 

Какую роль, на Ваш взгляд, имеет идеал на различных этапах возрастного развития личности? Вспомните возрастные особенности саморазвития и самовоспитания личности (см. наше пособие. Часть 3).

Практическое задание

Из представленных ниже формулировок целей воспитания выберите те, которые, на Ваш взгляд, будут педагогически значимы для развития личности. Оцените, на развитие каких личностных характеристик человека ориентирует постановка данных целей:

§ формировать идеалы…

§ познакомить с различными взглядами на…

§ показать привлекательные стороны…

§ формировать негативное отношение к проявлению…

§ развивать способность анализировать поведение и суждения…

§ развивать способность к этико-психологическому анализу и оценке…

§ формировать культуру диалога…

§ …………………………………………………………

§ …………………………………………………………

Какие другие формулировки воспитательных целей (задач) Вам знакомы? В курсе «Основы педагогического мастерства» попытайтесь разработать такие формы воспитательной работы, как урок мужества, этическая беседа, диспут, дискуссия и др.

____________________________________________________________

 

Итак, цель как ИДЕАЛ развития личности раскрывается в философских исследованиях, в педагогической деятельности он выступает в качестве ориентира (идеал-эталон) и как объект для подражания (идеал-кумир). Однако можно согласиться с А.С.МАКАРЕНКО, который писал, что от педагога «требуется не решение проблемы идеала, а решение проблемы путей (приближения) к этому идеалу» (82, с. 345). «Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук» (там же, с. 44).

 

2.5. Понятие о цели как МОДЕЛИ развития личности

Цель как МОДЕЛЬ (программа) развития личности выступает последним этапом в целеобразовании и представляет собой развернутую программу, которая позволяет педагогу «увидеть» изменения, происходящие в развитии ребенка, его знаниях, умениях, навыках, привычках, личностных качествах и характере, его отношениях, ценностных ориентациях и т.д.

Данное понятие было введено в педагогику А.С.МАКАРЕНКО. Он писал так: «Под целью воспитания я понимаю программу человеческого характера,.. всю картину человеческой личности, к которой мы стремимся»… «Цели должны выражаться в проектируемых качествах личности, в картинах характеров и в тех линиях развития их, которые определенно намечаются для каждого отдельного характера» (82, с. 118, 106).

Умея «спроектировать» процесс развития личности в целом и отдельных ее сторон и качеств, педагог сможет спрогнозировать пути и методы их развития. В психолого-педагогических исследованиях отработаны некоторые модели развития личности. Одни из них Вам уже знакомы из курса «Психология», с другими Вы будете знакомиться в нашем курсе. В качестве примера можно назвать следующие:

§ Модели возрастного развития личности (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Крайг Г., З.Фрейд, Эльконин Д.Б., Э.Эриксон и др.).

§ Положение о зоне актуального развития (т.е., что личность знает, умеет, понимает – как исходный уровень ее развития) и о зоне ближайшего развития (т.е., чему ребенок может научиться – как перспектива в его развитии) (Выготский Л.С.).

§ Теория о ведущем виде деятельности как условии развития личности (Эльконин Д.Б.).

§ Теория поэтапного усвоения знаний (Гальперин П.Я.).

§ Теория формирования личности в коллективе – этапы развития группы как коллектива (закон развития коллектива и его воспитательного влияния на личность) (Макаренко А.С.).

§ Этапы развития морального сознания личности (Л.Кольберг) и др.

Разработать модель (программу) развития личности - значит выделить те качества и характеристики, которые выступают как отдельные составляющие целостного качества или характеристики (т.е. определить структуру цели), по возможности определить их соотнесенность и последовательность в развитии (т.е. определить иерархию цели).

Для иллюстрации данного подхода можно привести фрагменты из психолого-педагогических исследований.

 

1-я цель. Развитие культуры межличностных отношений у младшихшкольнико в возможно представить как проявление отдельных форм поведения, таких как:

- умение замечать, когда обижают товарища;

- защищать слабого;

- нетерпимость к высмеиванию физических недостатков;

- замечать настроение окружающих людей, считаться с ним;

- сочувствовать беде товарища (Цит. по 15, с. 19).

- ………………………………

Возможно, Вы назовете и другие формы поведения, в которых раскрывается культура межличностных отношений у младших школьников?

2-я цель. Развитие качеств хорошего работника у старшеклассников возможно представить как проявление следующих форм поведения:

- положительное отношение к труду как источнику благосостояния;

- ответственность и добросовестность;

- чувство гордости за результаты своего труда;

- профессиональная компетентность;

- инициативность;

- самостоятельность выполнения трудовых операций (Цит. по 34).

- ……………………………………………………

Возможно, Вы назовете и другие формы поведения, в которых раскрываются качества хорошего работника?

Умение воспитателя составить модель (программу) развития личности в целом и отдельных ее сторон и качеств позволяет перейти к следующему этапу воспитательной деятельности – ЦЕЛЕРЕАЛИЗАЦИИ, который предполагает поиск таких форм и методов воспитания, посредством которых эти стороны и качества личности получают возможность проявляться, совершенствоватьсяи приобретать устойчивые характеристики. Воспитателю важно видеть проявление этих качеств в повседневной жизнедеятельности ребенка, давать им этико-психологический анализ и оценку, что позволяет планировать способы деятельности, необходимые для осуществления воспитательной цели.

 

Далее Вам предлагается выполнить несколько практических заданий, которые помогут Вам научиться ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ, т.е. выстраиванию программы (модели) развития отдельных сторон и качеств личности. Нами подготовлены методические материалы, которые позволят Вам выполнить эту работу. Для выполнения этих заданий Вы можете обратиться к последующим выпускам (частям) нашего пособия, в которых исследуются отдельные стороны (направления) в развитии личности гражданское, эстетическое, физическое, нравственное, половое (гендерное). Для выполнения этих заданий воспользуйтесь также материалами нашего пособия о возрастных особенностях развития и воспитания (Часть 3).

Задания:

§ Разработайте программу развития личности в младшем школьном, подростковом и старшем школьном возрасте, ориентированную на показатели их социальной зрелости. См. наше пособие. Часть 3 (Глава 2).

§ Разработайте программу развития такого качества личности, как СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА, сформулируйте показатели ее сформированности у современного человека. Докажите, что формирование сознательной дисциплины помогает развитию активной, творческой, самостоятельной личности. Какие условия определяют достижение поставленной цели? См. в Приложении тему для индивидуальной работы № 1.

§ Разработайте программу ГРАЖДАНСКОГО развития личности: составьте социально-психологический портрет личности гражданина; выделите цели воспитания в соответствии с возрастными этапами развития личности; классифицируйте цели (задачи) воспитания в соответствии с основными аспектами в развитии личности гражданина. Обоснуйте целесообразность системы гражданского воспитания и образования. См. наше пособие. Часть 7 (Главы 1и 2).

§ Разработайте программу ЭСТЕТИЧЕСКОГО развития личности: составьте социально-психологический портрет эстетически развитого человека нашего времени; выделите цели воспитания в соответствии с возрастными этапами развития личности; классифицируйте цели (задачи) воспитания в соответствии с основными аспектами эстетического развития личности. Обоснуйте целесообразность системы эстетического воспитания и образования. См. наше пособие. Часть 8 (Главы 1 и 2).

§ Разработайте программу ФИЗИЧЕСКОГО развития личности: составьте социально-психологический портрет физически развитого человека нашего времени; выделите цели воспитания в соответствии с возрастными этапами развития личности; классифицируйте цели (задачи) воспитания в соответствии с основными аспектами физического развития. Обоснуйте целесообразность системы физического воспитания и образования. См. наше пособие. Часть 9 (Главы 1 и 2).

§ Разработайте программу НРАВСТВЕННОГО развития личности: составьте социально-психологический портрет нравственно развитого человека нашего времени; выделите цели воспитания в соответствии с возрастными этапами развития личности; классифицируйте цели (задачи) воспитания в соответствии с основными аспектами нравственного развития личности. Обоснуйте целесообразность системы нравственного воспитания и образования. См. наше пособие. Часть 6 (Главы 1 и 2).

§ Разработайте программу ПОЛОВОГО (ГЕНДЕРНОГО) развития личности: составьте социально-психологический портрет современного мужчины и современной женщины; выделите цели воспитания в соответствии с возрастными этапами их развития; классифицируйте цели (задачи) воспитания в соответствии с основными аспектами полового (гендерного) развития личности. Обоснуйте целесообразность системы полового (гендерного) воспитания и образования. См. наше пособие. Часть 10 (Главы 1 и 2).

 

Вам предлагается составить социально-психологический портрет развития личности, назвать те черты и характеристики, сформированность которых позволяет судить об уровне ее развития и степени ее социальной зрелости в зависимости от возраста.

Однако следует отметить, что при выполнении данных заданий выявление структуры и иерархии отдельных черт в развитии любого качества (или в целом аспекта, направления) личности НЕ ДОЛЖНО являться САМОЦЕЛЬЮ в воспитательной деятельности. При таком подходе, как отмечала известный психолог Л.И.БОЖОВИЧ, возникает опасность того, что ребенок как бы оказывается «разложенным на части» и «воспитываемым по частям» (15, с. 17).Из курса психологии Вы помните, что личность не формируется «по частям», личность – всегда целостная характеристика. Предлагая Вам задания для самостоятельной работы, мы считали необходимым помочь Вам «увидеть» процесс развития личности ребенка и взаимосвязи его отдельных сторон.

Уметь фиксировать проявление «новых» характеристик, давать им этико-психологический анализ и оценку – важное профессиональное качество педагога. Насколько Вы сумели овладеть этими навыками, выполняя предложенные нами задания?

Таким образом, программа (модель) развития личности может рассматриваться как воплощение конкретных целей (задач). Это позволяет, во-первых, проверить результативность воспитательного процесса, т.е. соотнести поставленную цель (задачу) с теми качествами и чертами, которые мы можем наблюдать реально в поведении воспитанника.

Во-вторых, постановка конкретных целей (задач) позволяет планировать условия и способы их достижения. В данном случае конкретная цель приобретает еще один педагогический смысл – она «является ПРОЕКТОМ действия, выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность», в






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.