Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверь себя






Оцените особенности своей личности. Соотнесите их с принципами гуманистически ориентированной педагогики. Насколько качества Вашей личности, жизненные ценности и ориентации дают возможность реализовать их в общении со школьниками?

Тема 4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Овладение педагогическим опытом, повседневное общение воспитателя с воспитанниками приводят к формированию определенного стиля педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности - это устойчивая система способов и приемов педагогической деятельности, проявляющаяся при организации воспитательно-образовательного процесса (21; 46; 62; 67-69; 77; 84; 87; 90; 110; 125; 156 и др.).

Что находит отражение в том или ином стиле деятельности?

§ Педагогическая позиция, в которой отражается понимание учителем сущностных характеристик воспитательного процесса.

§ Принципы и правила, которые формируются в процессе общения и совместной деятельности с воспитанниками.

§ Стиль общения с воспитанниками, тон их отношений.

§ Личностные качества, в которых проявляется отношение к окружающим людям.

§ Нравственные нормы и принципы, их соотнесенность с педагогической позицией, принципами и правилами воспитательного процесса.

§ Особенности характера, темперамента, эмоционально-волевая активность.

 

Важно познать особенности своей личности прежде, чем мы приступаем к выполнению своих профессиональных обязанностей. Для успешной деятельности необходимо соотнести «нормативы» педагогической деятельности с особенностями своей личности, взглянуть на себя глазами педагога, предъявить к себе требования данной профессии, по мере необходимости сформулировать задачи и наметить программу самовоспитания.

Мы можем положительно воспринимать и оценивать принципы воспитания, разделять идеи гуманистической педагогики, однако они могут не совпадать с личностными позициями и качествами, особенности нашей личности, что делает невозможным реализацию сущностных характеристик воспитательного процесса.

А потому, знакомясь с характеристиками представленных стилей педагогической деятельности, попытайтесь представить себя в рамках этой деятельности. Представьте себе, какими Вы могли бы стать, оказавшись в данных условиях. Насколько в Вас сформированы качества «демократичной» или «авторитарной» личности? Какие из приведенных характеристик того или иного стиля педагогической деятельности имеют отношение к Вашей личности?

В современной социальной и педагогической психологии можно выделить (как минимум) три стиля педагогической деятельности: демократический, авторитарный, либеральный.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ стиль характеризуется:

§ В понимании воспитания педагог исходит из категорий: «взаимодействие», «сотрудничество», «помощь», «содействие развитию» и т.д.

§ В постановке цели воспитания учитываются интересы и пожелания учащихся. У педагога проявляется готовность вносить коррективы в постановку целей воспитания, уточнять, а по необходимости и изменять ее. Цель воспитания рассматривается как перспектива развития личности и коллектива.

§ Ребенок воспринимается как субъект воспитательных отношений.

§ В воспитании организуются субъект-субъектные отношения. Ученик воспринимается педагогом как равноправный партнер в общении, занимает активную позицию, имеет право на собственное мнение, самостоятельные суждения.

§ Педагогическое требование предъявляется в форме совета и рекомендации (как предложение), распоряжения и запреты допускают обсуждения и дискуссии с учащимися.

§ Воспитательные дела не планируются заранее, а обсуждаются в группе.

§ Педагог заинтересован в формировании коллектива, он придает особую значимость его воспитательным влияниям (взаимность требований, обсуждение проблем, выработка правил и норм жизнедеятельности).

§ Педагог может занимать позицию лидера внутри группы.

§ Тон отношений – дружелюбный, допускается критика со стороны воспитанников.

§ Личностные качества в общении с другими людьми: искренность, откровенность, умение слушать других, правдивость, самокритичность, тактичность, честность, принципиальность и др.

§ ……………………………………………………….

§ ……………………………………………………….

§ ……………………………………………………………….

Вспомните те фразы-обращения педагога к воспитанникам, в которых проявляется его демократизм. Какие из названных особенностей поведения воспитателя характерны для Вашей личности?

 

АВТОРИТАРНЫЙ стиль характеризуется:

§ В понимании воспитания педагог исходит из категорий: «управление», «руководство», «контроль», «наказание» и т.д.

§ Цель воспитания ставит педагог, не допускается ее обсуждения со стороны учащихся. Цели, предложенные воспитателем, должны быть усвоены и приняты воспитанниками.

§ Ребенок воспринимается как объект воспитательного влияния, а не равноправный участник воспитательного процесса.

§ В воспитательном процессе организуются объект-субъектные отношения. Логика развития воспитательных отношений исходит из того, что сначала ребенок является объектом воспитания, но по мере приобретения опыта, развития самостоятельности он становится субъектом собственного развития.

§ Воспитательные дела планируются заранее педагогом. Характерна достаточно жесткая регламентация деятельности воспитанников.

§ В общении с воспитанниками педагог использует предписания, распоряжения, инструкции. Обязательность их выполнения учащимися.

§ Часто используются такие формы в общении с воспитанниками, как угроза, ультиматум, приказ и т.д.

§ Для педагога в основном характерен неприветливый тон.

§ Похвала и порицание носят субъективный характер.

§ Эмоции воспитанников не принимаются в расчет, главное – достижение цели, выполнение плана воспитательных мероприятий.

§ Во всех делах голос (мнение) педагога является решающим.

§ Педагог не против развития коллектива, но своими действиями тормозит его развитие, например, назначает лидеров, не учитывает общественное мнение, которое разделяется большинством его членов.

§ Единолично принимает решения и проверяет их исполнение.

§ Устанавливает жесткий контроль за выполнением требований.

§ Учащиеся теряют инициативу и активность, творческие начинания.

§ Учащиеся ориентируются на поиск психологической защиты, а не на сотрудничество.

§ …………………………………………………………….

§ …………………………………………………………….

§ …………………………………………………………….

Как Вы считаете, какими личностными качествами обладает педагог, проявляющий данный стиль педагогической деятельности? Вспомните те фразы-обращения, в которых проявляется его авторитарность. Какие из названных особенностей поведения воспитателя характерны для Вашей личности?

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ стиль характеризуется:

§ Воспитание понимается как саморазвитие личности ребенка, оно не требует никакого вмешательства взрослого.

§ Ребенок воспринимается как субъект в процессе саморазвития своей личности.

§ Цель развития и есть цель воспитания, а потому воспитанники сами определяют цели деятельности (исходя из понимания ими смыслов этой деятельности) и планирует ее достижение.

§ Для педагога характерна позиция невмешательства. Для воспитанников в максимальной степени характерны: самостоятельность, активность, инициатива.

§ Позиция воспитателя состоит в том, чтобы наблюдать за развитием воспитанников. Учащиеся сами решают возникающие перед ними проблемы и имеют возможность не считаться с мнением воспитателя.

§ Характерно отсутствие сотрудничества.

§ Отсутствие похвалы и порицаний.

§ У педагога отсутствует какая-либо система в воспитательной деятельности, его влияние носят ситуативный характер.

§ Неустойчивый микроклимат в классе, возможны скрытые конфликты.

§ Отсутствие педагогического содействия, коллектив как бы «плывет по течению», дела идут сами собой, работа складывается из отдельных интересов.

§ ………………………………………………………………………

§ ………………………………………………………………………

Как Вы считаете, какими личностными качествами обладает педагог, проявляющий данный стиль деятельности? Вспомните те фразы-обращения педагога к воспитанникам, в которых проявляется его либеральность. Какие из названных особенностей поведения воспитателя характерны для Вашей личности?

Вопросы для размышления

Оценитецелесообразность того или иного стиля. Возможно ли в каждом из них выделить положительные и негативные черты?

Каким должен быть стиль воспитательной деятельности для процесса ПЕРЕВОСПИТАНИЯ? Можно ли (нужно ли) говорить об особом стиле общения педагога с трудновоспитуемыми детьми? Какой из данных стилей педагогической деятельности будет содействовать развитию навыков САМОВОСПИТАНИЯ?

Как Вы относитесь к таким явлениям воспитательного процесса, как «дисциплина», «режим», «авторитет воспитателя»? (См. в Приложении тему № 1).

Считаете ли Вы, что реализация того или иного стиля педагогической деятельности может (должна) быть обусловлена возрастными особенностями в развитии ребенка?

Как Вы считаете, какой стиль педагогической деятельности наиболее приемлем в семейном и общественном воспитании? Существует ли разница в их использовании в зависимости от условий развития личности?

 

Практическое задание

Попытайтесь спрогнозировать процесс развития личности в зависимости от стиля педагогической деятельности воспитателя.

Попытайтесь дать характеристику педагогической концепции воспитания выдающихся отечественных педагогов А.С.МАКРЕНКО и В.А.СУХОМЛИНСКОГО. Как Вы думаете, каким был стиль их педагогической деятельности? (См. в Приложении темы № 9, 10).

________________________________________________________________

Попытайтесь сформулировать свою педагогическую позицию:

§ Как Вы понимаете процесс воспитания?

§ В каком соотношении находятся процессы воспитания и самовоспитания?

§ Какие педагогические принципы и правила Вы сформулировали для себя, размышляя над предложенным Вам материалом?

§ Какой стиль педагогической деятельности Вы для себя избрали?

§ Какой Вам видится «идеальная» школа?

Заключение

При подготовке данного пособия мы ставили своей задачей помочь Вам сформировать педагогическую позицию, которая включает прежде всего представление о воспитательном процессе и его ведущих характеристиках, осмысление его противоречий и возможностей педагога в их разрешении. Особое значение мы придавали проблеме закономерностей воспитательного процесса и особенностей их реализации в деятельности воспитателя.

Вам были предложены практические задания, выполнение которых, как мы считали, должно было научить Вас основам таких педагогических умений, как целеполагание, проектирование воспитательного процесса, прогнозирование результатов развития личности.Конечно же, дальнейшее развитие и совершенствование этих умений происходит в практической деятельности на протяжении многих лет, но, выполняя эти задания, Вы должны были занять позицию педагога, почувствовать сложность и ответственность педагогической профессии.

Педагогическая саморефлексия, которую Вы выполняли, усваивая основные положения курса, позволяла Вам взглянуть на себя с позиции тех требований, которые предъявляет будущая профессия. Вы должны были отмечать в себе те черты и характеристики, в которых проявляется Ваша готовность к выполнению данных требований. Но, наверное, Вами отмечались и те черты, которые пока еще не сформированы, или те, которые следует скорректировать, так как они не соответствуют Вашим взглядам на сущность процесса воспитания, его принципам и правилам.

Курс педагогики призван помочь Вам сориентироваться в целях, содержании и принципах воспитательной деятельности, определиться в конкретных позициях. Вот почему на страницах нашего пособия мы предложили такое огромное количество суждений и точек зрения философов, психологов и педагогов по разным проблемам теории воспитания. Наше пособие сочетает в себе УЧЕБНИК (содержатся научные сведения о воспитательном процессе) и ХРЕСТОМАТИЮ (представлены выдержки из текстов известных авторов по каждой конкретной проблеме). Вам предлагалась возможность занять одну из позиций, которые уже сформулированы авторитетными учеными и практиками, а по возможности, Вы могли выразить и свое мнение.

Педагогика, как и любая другая наука, создавалась авторами. И у Вас в процессе Вашей практической деятельности также должна сложиться своя педагогическая позиция. Мы же посчитали необходимым помочь Вам зафиксировать те суждения и точки зрения, которые могут стать исходными, которые в последующей практической деятельности будут уточняться, совершенствоваться, возможно, изменяться, корректироваться. Педагогическая наука как наука, обобщающая многовековой опыт воспитания, позволяет сокращать время на познание его закономерностей, принципов и правил. Педагогическая наука, конечно же, не может заменить собой педагогический опыт, но она может научить ПОЗНАВАТЬ этот опыт и использовать его в целях самосовершенствования своей личности. Она помогает вырабатывать установки и ориентиры, значимые для организации воспитательного процесса, а также - принципы и правила, на которых выстраивается воспитательная деятельность.

Данный раздел курса «Цель и сущность процесса воспитания» – ключевой. Это позволяет нам в познании воспитательного процесса перейти от описательной функции педагогической науки к конструктивной и прогностической. В следующей части нашего пособия «Методы воспитания» будут рассмотрены вопросы, позволяющие размышлять о педагогической науке как искусстве воспитания.

Литература для самостоятельного изучения

1. Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия. – М., 1984.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1999.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.

5. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. – М., 1979.

6. Ахмедов Б.А. К вопросу о системе педагогических принципов //Советская педагогика. 1981. № 5.

7. Безрукова В.С. Педагогика. - Свердловск, 1993.

8. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. –Воронеж, 1977.

9. Бехтерев В.М. Избр. труды. – М., 1946.

10. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком //

Педагогика.- 1996. - № 5; Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации //Педагогика. - 1996. - № 1.

11. Битинас Б.А. Структура процесса воспитания. Методологический

аспект. – Каунас, 1984.

12. Блонский П.П. Основы педагогики. – М., 1925.

13. Блонский П.П. Курс педагогики. – М., 1916.

14. Блонский П.П. Педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1.

15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –

М., 1968.

16. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – М., 1981.

17. Бондаревская Е.В. Отечественная культурно-педагогическая традиция.

Опыт разработки концепций воспитания. – Ростов-на-Дону, 1999.

18. Боярская Л.Б. Социологизм в западно-германской педагогике

//Советская педагогика.- 1976. - № 7.

19. Вессель Н.Х. Опытная психология в применении к воспитанию и обу-

чению //Учитель. - 1981. - № 22.

20. Вессель Н.Х. Педагогические сочинения. – М., 1985.

21. Введение в педагогическую культуру /Под ред. Е.В.Бондаревской. –

Ростов-н-Дону, 1995.

22. Волков Г.Н. Прогнозируя развитие личности //Советская педагогика. –

10989. - № 12.

23. Володарская И.А., Митина А.М. Проблема целей обучения в современ-

ной педагогике: Учебно-методическое пособие. – М., 1989.

24. Воробьев Г.В. К познанию законов педагогического процесса

//Советская педагогика. – 1987. - № 12.

25. Воспитание детей в школе /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1998.

26. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски /Сост. Н.Л.Сели-

ванова. – М., 1989.

27. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

28. Газман О. В основе – культура //Учительская газета. 13.Х11, 1988.

29. Гельвеций. Об уме //Соч.: В 2 т. – М., 1974. – Т. 1.

30. Гершунский Б.С. К вопросу о сущности законов в педагогике

//Советская педагогика. – 1979. - № 7.

31. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М., 2002.

32. Гмурман В.Е. К вопросу о понятиях «закон», «принцип», «правило» в

педагогике //Советская педагогика. – 1971. - № 4.

33. Гончаров Н.К. Методологические проблемы советской педагогики

//Советская педагогика. – 1971. - № 12.

34. Горшин В. Поговорим о целях //Учительская газета. 28.04, 1988.

35. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М., 2002.

36. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

37. Груздев П.Н. Понятия «закон», «принцип», «правило» в педагогике

//Советская педагогика. – 1946. - № 4-5.

38. Данилов М.А. Педагогический процесс и его диалектика //Советская педагогика. - 1970. - № 7.

39. Диалектический материализм /Под ред. А.П.Шептулина. – М., 1974.

40. Журавский А. Очерки по античной педагогике. – М., 1963.

41. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М., 1987.

42. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.

43. Закон РФ «Об образовании». – М., 2001.

44. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке. – М., 1980.

45. Зарецкая И.И., Ломизе Л.С. Формирование личности – цель воспитания //Советская педагогика. - 1989. - № 12.

46. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1997.

47. Ильенков Э. Об идолах и идеалах. – М., 1984.

48. Ильин И. //Природа. - 1989. - № 12.

49. Ильина Т.А. Педагогика. – М., 1984.

50. Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования. – М., 1990.

51. Кан- Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.

52. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990

53. Кант И. О педагогике. – М., 1907.

54. Каптерев П.Ф. Педагогические сочинения. – М., 1982.

55. Караковский В.А. Воспитание?.. Воспитание… Воспитание! – М., 1997.

56. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. – СПб., 2000.

57. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984.

58. Коменский Я.А. Педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1982.

59. Коротов В.М. Взаимодействие развивающихся функций личности //Советская педагогика. - 1989. - № 2.

60. Корчак Я. Воспитание личности /Пер. с польск. – М., 1992.

61. Коршунова Н.Л. О природе закономерностей педагогической деятельности //Педагогика. - 1993. - № 5.

62. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. – М., 1976.

63. Краевский В.В. О сущем и должном в педагогике //Новые исследования в педагогике. - 1971. - № 3.

64. Крон Ф.В. //Педагогика. 1998. - № 12.

65. Крупская Н.К. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1957. – Т. 2.

66. Крупская Н.К. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1959. – Т. 4.

67. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.

68. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов-на-Дону, 2002.

69. Леви В. Искусство быть собой. – Кемерово, 1972; Искусство быть другим. – М., 1981.

70. Левин А. Хотим одного, а получаем… Почему? //Учительская газета. -3.Х, 1988.

71. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы /Пер. с англ. -–М., 1991.

72. Лихачев Б.Т. К вопросу о личностных отношениях и закономерностях воспитания //Советская педагогика. - 1966. - № 10.

73. Лихачев Б.Т. Социально-педагогические зависимости и их роль в процессе воспитания //Советская педагогика. - 1969. - № 11.

74. Лихачев Б.Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития //Советская педагогика. - 1981. - № 3.

75. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. – М., 1979.

76. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1993.

77. Ложникова Н.А. Методика воспитания школьников в воспитательной деятельности педагога. – Кемерово, 2003.

78. Локк Дж. Мысли о воспитании //Соч.: В 3 т. – М., 1988. – Т. 3.

79. Луначарский А.В. Педагогические сочинения. – М., 1976.

80. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта /Пер. с немецк. – М., 1985.

81. Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. - М., 1957. – Т. 4.

82. Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. – М., 1958. – Т. 5.

83. Малый энциклопедический словарь: В 4 т. – С.- Петербург: Изд-во Брокгаузъ-Ефронъ, 1907. – Т.1.

84. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

85. Матьяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике //Советская педагогика. - 1989. - № 5.

86. Медынский Г.А. Трудная книга. – М., 1968.

87. Меретукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал. – Майкоп, 1999.

88. Моносзон Э.М. К проблеме исследований по методологии педагогики //Советская педагогика. - 1981. - № 12.

89. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1998.

90. Мухина Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса //Советская педагогика. - 1989. - № 10.

91. Новикова Л.И. Воспитательная система //Советская педагогика. -1991.- № 12.

92. Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. – Л., 1997

93. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.

94. Овчинникова И. Время: плохое или трудное //Известия. - 30.Х1, 1989.

95. Овчинникова И. Сокрушая прежние кумиры (Стоит ли вовлекать детей в политические игры?) //Известия. - 19.Х, 1990.

96. Оконь В. Введение в общую дидактику /Пер. с польск. – М., 1990.

97. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 1995.

98. Острогорский А.Н. Педагогические сочинения. – М., 1985.

99. Педагогика /Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1984.

100. Педагогика /Под ред. Ю.К.Бабанского и Г.Нойнера. – М., 1978.

101. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2001.

102. Педагогика /Под ред. Г.И.Щукиной. – М., 1968.

103. Педагогика для всех: Афоризмы и мысли. – М., 1976.

104. Педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1999. – Т. 1.

105. Педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1999. – Т. 2.

106. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. – М., 1968. – Т. 4.

107. Песталоцци И.Г. Педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1981. – Т. 1.

108. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 т., т. 2. – М., 1999.

109. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976.

110. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. – Казань, 1989.

111. Поташник М.М. Управление современной школой. – М., 1992.

112. Петров Н.А. Логические категории: закон, принцип, правило //Советская педагогика. - 1946. - № 7.

113. Проблемы целеобразования в педагогике. – Пятигорск, 1982.

114. Пуйман В. Педагогика. Основные положения курса (справочное пособие). – Минск, 1999.

115. Редкин П.Г. Избр. пед. соч. – М., 1958.

116. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.

117. Румянцев А.И. Противоречия в развитии личности. – М., 1973.

118. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.

119. Рыбникова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1990.

120. Сен-Симон. Избр. соч.: В 2 т. – М.-Л., 1948. – Т. 2.

121. Сидельковский А.П. Изучение теоретических основ воспитательного процесса. – Черкесск, 1979.

122. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры //Социально-психологические проблемы образования. – М., 1992.

123. Сидоркин А.М. Острые углы воспитания. – М., 1990.

124. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2000.

125. Сластенин В.А., Филипенко Н.И. Профессиональная культура учителя. – М., 1993.

126. Слепухов Н.И. О категориях педагогики //Советская педагогика. -1984. - № 1.

127. Смирнов Г.Л. Советский человек. – М., 1979.

128. Судаков В.Н. Мифы воспитания. – Свердловск, 1991.

129. Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании //Учительская газета. – 27.09, 1988.

130. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание //Избр. произведения: В 5 т. – Киев, 1980. – Т. 5.

131. Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. С.Л.Соловейчик. – М., 1973.

132. Таранов Л.Н. К вопросу о законах педагогики и некоторых категориях //Советская педагогика. - 1982. - № 12.

133. Теория и практика воспитательных систем /Под ред. Л.И.Новиковой. – М., 1993.

134. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.

135. Ушинский К.Д. Собр. соч: В 10 т. – М., 1948. – Т. 2.

136. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1948. – Т. 10.

137. Ушинский К.Д.Три элемента школы //Собр. соч.: В 6 т. – М., 1988. – Т. 1.

138. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола //Собр. соч.: В 6 т., – М., 1988. – Т. 1.

139. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Предисловие //Собр. соч.: В 6 т. – М., 1988. – Т. 5.

140. Филонов Г.Н. О методологических проблемах теории воспитания //Советская педагогика. - 1971. - № 5.

141. Филонов Г.Н. К разработке теории целей в педагогике //Методологические основы построения целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1984.

142. Философский словарь /Под ред. М.М.Розенталя. – М., 1972.

143. Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983.

144. Харламов И.Ф. Развитие личности и целостность учебно-воспитательного процесса //Советская педагогика. - 1985. - № 7.

145. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.

146. Цирульников А.М. К вопросу о конкретизации целей современной общеобразовательной школы //Советская педагогика. - 1978. - № 7.

147. Шатский С.Т. Педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1980. – Т. 2.

148. Шварцман К.А. Философия и воспитание. – М., 1989.

149. Штольц Х. Законы и закономерности в педагогике //Педагогика. -1971. - № 1 (на немецк. яз.).

150. Шубинский В.С. Философские подходы к педагогической теории //Советская педагогика. - 1990. - № 12.

151. Щукина Г.И. Сущность процесса воспитания //Теория и методика коммунистического воспитания. – М., 1974.

152. Щуркова Н.Е. Теория воспитания //Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2001.

153. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1980.

154. Энциклопедический словарь. Изд. 3-е. – М., 1985.

155. Якунин В.А., Линов Е.Н. Психология педагогической деятельности. – Л., 1990.

156. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. – Киев, 1977.

157. Щуркова Н.Е. Шаг к созданию программы //Советская педагогика. -1989. - № 12.

158. Богуславский М., Корнетов Г. Дом свободного ребенка //Учительская газета. - 30.08, 1993.

159. Гегель. Сочинения: В 3 т. – М., 1956. – Т. 3.

160. Гербарт И.Г. Первые лекции по педагогике //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред А.И.Пискунова. – М., 1981.

161. Кочетов А.И. О некоторых вопросах теории самовоспитания //Советская педагогика. - 1971. - № 1.

162. Кочетов А.И., Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.

163. Культура и воспитание (Обзор работ К.Н.Вентцеля) //Учительская газета. - 30.08, 1993.

164. Леонтьев А.Н. //Вопросы философии. - 1984. - № 10.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.