Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОБУЧЕНИЕ».
- Ю.К.БАБАНСКИЙ (1984): «Э то целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся» (99, с.93). - В.ОКОНЬ (Польша, 1990): «Под процессом обучения мы будем понимать упорядоченный во времени ход событий, включающий действия учителей и учащихся, направленные соответствующими целями и содержанием, а также учитывающий такие условия и средства обучения, которые служат проявлению требуемых изменений в учащихся» (96, с. 142). - В.С.БЕЗРУКОВА (1993): «П роцесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся» (7, с..9). Таким образом, главным в процессе обучения является непосредственное овладение знанием объективных фактов, научных обобщений, понятий и законов, их системой (38, с.85). В этом смысле обучение рассматривается как одно из средств образования и воспитания.
От слова «учение» в педагогике родился целый ряд специальных терминов»: ученик, учащийся, учитель, ученичество, учительская, учебник, учебный (ая), учеба и даже - ученый, ученость (7, с. 10). Мы уверены, что значение каждого из них Вам хорошо знакомо. В данном случае обыденное, повседневное значение этих терминов полностью совпадет с теми, которые используются в педагогической науке. Но есть термины, понимание которых требует уточнения. Подумайте, какого человека можно назвать «ОБУЧЕННЫМ»? Какое значение имеет термин «ОБУЧЕННОСТЬ»? Дайте определение понятиям «САМОВОСПИТАНИЕ», «САМООБРАЗОВАНИЕ», «САМООБУЧЕНИЕ».
В каком же соотношении находятся обозначенные термины? Более общее понятие – «ВОСПИТАНИЕ», которое включает в себя специально организованные влияния социальной среды (средства массовой информации – телевидение, печать, кино, видео и др., а также деятельность общественных и партийных организаций и движений), школьные учебные учреждения и учреждения дополнительного образования. В процессе воспитания (как в широком, так и узком смысле) реализуются и преднамеренные, специально организованные влияния, и непреднамеренные влияния – образ жизни ребенка, его общение с окружающим миром. Воспитание охватывает все влияния, имеющие развивающий и формирующий характер. И образование, и обучение в этом смысле являются составляющими процесса воспитания.
«ОБРАЗОВАНИЕ» - более узкое понятие, это та часть внешних влияний, обусловливающих развитие и формирование личности, когда посредствомусвоения знаний (как отражении общественного опыта многих поколений) происходит формирование «образа» современного человека – его мировоззрения и мироощущений, его жизненной позиции, широты кругозора, социальных навыков и интересов и т.д. Посредством усвоения знаний о мире происходит личностное развитие человека. Решающую роль в процессе образования имеют знания, которые приобретает человек в жизни (степень их полноты, уровень усвоения, качества знания). Образование выходит далеко за рамки школы, отдельного урока. «Образовывает» ребенка весь окружающий мир, однако школе, конечно же, принадлежит ведущая роль, так как усвоение знаний о мире и о себе приобретает системность, последовательность, полноту и глубину, логичность, гибкость и оперативность и т.д.
«ОБУЧЕНИЕ» - еще более узкое понятие, это часть внешних влияний педагогов (школы), когда организуется деятельность учащихся по усвоению основных знаний, практических умений и навыков. Результатом научения (учения) является овладение учащимися конкретными знаниями, их осмысление, воспроизведение, умение применять на практике при решении конкретных ситуаций. Изучая процесс обучения, Вы узнаете, что в процессе преподавания и учения (научения) реализуется (должна реализовываться) не только образовательная, но и развивающая и воспитательная функции. Только в этом случае можно говорить о педагогически грамотной организации процесса обучения. В этой связи процесс обучения можно рассматривать и как часть процесса воспитания (когда процесс усвоения знаний оказывает влияние на гражданское, нравственное, эстетическое и др. стороны в развитии личности), и как часть образования (когда процесс усвоения знаний оказывает влияние на формирование мировоззрения и мироощущения личности, широту ее кругозора и т.д.). Следует отметить, что процесс усвоения знаний, умений и навыков имеет важнейшее значение в развитии личности. Однако всё же этот процесс нельзя отождествить ни с воспитанием, ни с образованием – усвоение знаний не переходит «автоматически» на уровень убеждений (нормы, принципы, мировоззрение, жизненная позиция – нравственная, гражданская и т.д.), для этого необходимы педагогические условия, изучать которые Вы будете в нашем курсе (раздел «Дидактика»). Сейчас Вы должны научиться видеть взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания, образования и обучения, а также научиться видеть и учитывать их специфику.
Мы предлагаем Вам выполнить два практических задания. Сравните процессы воспитания (в широком смысле) и образования; процессы воспитания (в узком смысле) и обучения. Попытайтесь определить их специфику и возможные «взаимопереходы» из одного состояния в другое.
___________________________________________________________________________ Воспитание (в широком смысле)! Образование ______________________________________________________________ Ц е л и
С р е д с т в а
Ф о р м ы и м е т о д ы
Р е з у л ь т а т
================================================================== Воспитание (в узком смысле)! Обучение ___________________________________________________________________________ Ц е л и
С р е д с т в а
Ф о р м ы и м е т о д ы
Р е з у л ь т а т ___________________________________________________________________________
Выявляя общее и специфичное в основных педагогических терминах, Вы, наверное, обратили внимание на то, что процесс передачи и усвоения знаний не подменяет собой процессов образования и воспитания. В обучении будут проявляться образовательные, развивающие и воспитательные функции при условии, если педагог специальным образом организует свою деятельность (преподавание) и познавательную деятельность учащихся (учение или научение).
В целях осмысления воспитательной деятельности мы отдельно рассмотрели каждый из педагогических терминов, в которых отражается деятельность педагогов, содействующая развитию и формированию личности. В реальной практике при условии педагогически грамотной организации воспитательного процесса одновременно реализуются все процессы – воспитание, образование и обучение. В «Законе об образовании РФ» (1996) был введен термин «ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС». До недавнего времени единство воспитательного и учебного процессов, осуществлявшихся в учебных учреждениях, называли «учебно-воспитательным процессом». Нередко для обозначения целостности учебного и воспитательного процесса используется термин «педагогический процесс». В нашем пособии термины «воспитание» и «воспитательно-образовательный процесс» употребляются в одном значении – нас интересует в первую очередь воспитание в узком смысле и все те воспитательные влияния, которые проявляются в процессах образования и обучения.
Вопросы для размышления В чем Вы видите необходимость замены термина «учебно-воспитательный процесс» на термин «воспитательно-образовательный процесс»? Обоснуйте свой ответ. В чем Вы видите разницу в характеристиках: «воспитанная личность», «образованная личность» и «обученная личность»? Можно ли, на Ваш взгляд, быть воспитанной, но не образованной личностью? Можно ли быть образованной, но не воспитанной личностью? В каком соотношении находятся такие характеристики, как образованная личность и обученная личность? Как Вы можете объяснить суждение: «Выучили тебя хорошо, да воспитали плохо»? Согласны ли Вы с позициями авторов? А.Н.ОСТРОГОРСКИЙ: «Воспитание не то, что образование, и образование не то, что воспитание, но из этого не следует, что каждое из них совершается само по себе. Напротив, они идут рядом, взаимодействуя и помогая одно другому» (98, с. 228-229). Л.Н.ТОЛСТОЙ: «Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» (134, с.451). Н.Х.ВЕССЕЛЬ: «Для жизни развитие воли и ее стремление к справедливому и нравственному имеет гораздо большую важность, чем одностороннее развитие познавательных сил. Желания и стремления должны получить благородную цель» (20, с. 185). В.А.СУХОМЛИНСКИЙ: «Можно ли согласиться с тем, что воспитание в узком смысле понятия не включает в себя образования и обучения, но включает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие? Что значит «воспитание в узком смысле понятия»? И разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, понимает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения?» (129). В чем Вы видите специфику в понятиях «воспитание», «образование», «обучение»? ______________________________________________________________ 1.2. Основные понятия в теории воспитания Рассмотрим основные понятия, которые используются в теории воспитания, где исследуются проблемы организации воспитательного процесса. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – это процесс, в котором в соответствии с целями и задачами …, совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности…» (151, с. 7-8). Понятие «воспитательный процесс» идентично понятию «воспитание в узком смысле слова», так как предполагает сознательно организованные, преднамеренные действия воспитателя, направленные на развитие и формирование личности. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ - «есть нечто большее, чем следующие друг за другом воспитательные мероприятия… Это состояние процесса воспитания в какие-то моменты педагогического взаимодействия воспитателя и воспитуемых в определенных отрезках времени в конкретных объективных и субъективных условиях. Она является фазой в ходе процесса воспитания и выполняет в нем специфическую функцию» (7, с. 77). В современной педагогике (в частности, позиция Б.А.БИТИНАС – Литва, 1984) сложилось представление о воспитательном процессе «как взаимосвязанной цепи развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. В основе воспитательного процесса – развивающаяся воспитательная ситуация, где развивается и воспитывается и воспитанник, и сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанником» (11, с. 11). ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (ВЛИЯНИЕ) - действия воспитателя, обусловливающие процесс развития и формирования личности воспитанника, содействующие его благоприятному осуществлению. Современный взгляд педагогов и психологов на понятие «воспитательное воздействие» исходит из следующего положения: в основе воспитательного воздействия взрослого лежит его ВЗИМОДЕЙСТВИЕ с воспитанниками. Современная педагогика (в частности, позиция В.А.СЛАСТЕНИНА, 1984) исходит из того, «что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений» (124, с. 91). ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - «есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения» (7, с. 13). Воспитательные отношения – это обмен человеческим опытом, его передача, усвоение, использование. Педагогами выделяются отношения, в которые могут быть включены самые разнообразные средства: техника, искусство, природа и т.д. На основании этого проявляются различные типы воспитательных отношений: «человек – человек», «человек - книга – человек», «человек – природа – человек», «человек – техника – человек», «человек – искусство – человек» и т.д. Очень важным является вопрос о структуре воспитательных отношений. В нее могут входить два субъекта и объект. В качестве субъектов воспитательных отношений могут быть воспитатель и его воспитанник, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители. Такие отношения в педагогике называют субъект-субъектные отношения. Однако когда в общении между воспитанниками и воспитателями используются какие-либо материализованные средства – объекты (книга, природа и т.д.), то такие отношения принято называть субъект-объектными отношениями (там же, с.15). ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА школы – это единство системы дидактической и системы воспитательной работы, которая включает: «комплекс воспитательных целей; общность людей, их реализующих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности; а также ту часть окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей» (26, с. 62). Само понятие «система» предполагает взаимосвязь, взаимодействие и взаимообусловленность отдельных форм и методов воспитания в достижении поставленных целей. Это придает смысл и четкую направленность деятельности каждого педагога. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, наверное, можно сказать, что это есть каждая отдельная форма воспитательной системы, например, беседа, турпоход, посещение театра, школьный праздник и т.д., однако, если в школе не создана воспитательная система, и воспитательный процесс представляет собой «серию» мероприятий, то трудно ожидать достижения поставленных целей. Современный взгляд на организацию воспитательного процесса предполагает, во-первых, создание воспитательной системы, во-вторых, перевод так называемой «педагогики мероприятий» на уровень «педагогики отношений». ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность воспитателя по организации и реализации целей воспитательного процесса; осуществляется во взаимодействии воспитателя с воспитанниками (складываются воспитательные отношения) в целях их развития и формирования; проявляется в создании воспитательных ситуаций; выступает как элемент воспитательной системы. 1.4. Характеристика воспитательной деятельности Воспитательная деятельность – это деятельность воспитателя по организации и осуществлению воспитательного процесса. Таким образом, воспитательный процесс реализуется посредством деятельности воспитателя, а также разнообразной деятельности учащихся (познавательной, физкультурно-оздоровительной, общественно-трудовой, досуговой и т.д., а также тех воспитательных отношений, которые складываются между воспитателем и воспитанниками. Значимость воспитательной деятельности взрослого по отношению к воспитанникам проявляется в том, чтобы помочь ребенку осмыслить необходимость выполнения той многообразной деятельности, которая организуется в школе; сориентировать в тех видах деятельности, которые будут оказывать на личность развивающее влияние; стимулировать включенность личности в выполнение деятельности, развивать навыки анализа и оценки и т.д. Воспитатель создает необходимые условия для развития личности, от воспитателя зависит построение определенной системы взаимодействия с воспитанниками. В педагогике разработана и описана структура воспитательного процесса, причем эта же структура характеризует целостный педагогический процесс (или воспитательно-образовательный). Выделяется шесть основных компонентов: цель, принципы, содержание, методы, средства, формы (7; 11; 49; 54; 99-102; 124; 140 и др.). Что представляет собой каждый из названных компонентов? ЦЕЛЬ - начальный компонент воспитательного процесса, в котором находят отражение его конечные результаты. Формулировка цели придает смысл и направленность воспитательному процессу. ПРИНЦИПЫ - основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленные цели. СОДЕРЖАНИЕ – это часть опыта поколений, которая передается детям для достижения поставленных целей (7, с.30). МЕТОДЫ - это действия воспитателей и воспитанников, посредством которых передается и принимается содержание воспитательного процесса, на основании чего становится возможным личностное развитие ребенка. СРЕДСТВА воспитательного процесса – это материализованные предметные способы передачи общественного опыта. К средствам воспитания можно отнести: книги, произведения искусства, природу, компьютер и т.д. ФОРМЫ организации воспитательного процесса – это внешнее выражение согласованной деятельности воспитателя и воспитанника, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме (99, с. 211). К формам воспитательного процесса можно отнести: диспуты, конференции, молодежные клубы, школьный музей, урок мужества и т.д. Организация воспитательного процесса требует четкой фиксации ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, которые выражаются в конкретных суждениях и поступках человека, качествах его личности, тех новообразованиях, которые должны появиться в процессе ее развития. Это дает воспитателю возможность отмечать те изменения, которые происходят в процессе развития, оценивать его результативность. Важно так же продумывать УСЛОВИЯ, которые влияют на эффективность воспитательного процесса (его отдельных методов, средств и форм). Например, важно не просто в воспитательном процессе использовать произведения искусства, но и продумать эффективность их влияния на личность, так как педагогическая практика показывает, что их обычная демонстрация не в полной мере реализует их воспитательные возможности. К условиям воспитания относятся: социально-экономическая ситуация в стране, территориальное окружение, материальные условия, социальные отношения, взаимоотношения воспитателя с воспитанниками и т.д. Условия могут помогать, но могут и препятствовать организации воспитательного процесса, достижению его целей. В современной педагогике разработана структура воспитательно-образовательного процесса для любого типа учебных учреждений: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный (99, с. 75). Ю.К.БАБАНСКИЙ выделяет три основных этапа в организации воспитательно-образовательного процесса (педагогического процесса). На наш взгляд, этапы педагогического процесса можно рассматривать и как этапы педагогической (воспитательной) деятельности (99, с.85-88). 1-й этап – подготовительный: - усвоение общественных целей и задач; - формулирование педагогических целей; - диагностика состояния системы, в которой протекает педагогический процесс; - конкретизация целей и задач с учетом особенностей системы; - создание внутришкольных условий; - выбор оптимального варианта содержания, методов, средств и форм организации педагогического процесса. 2-й этап - организации и осуществления педагогического процесса: ______________________________________________________________
|