Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
  • Адаптация персонала






     

    Традиционно под адаптацией персонала понимается процесс вхождения в организацию новых сотрудников и освоение ими основных профессиональных и коммуникационных функций.

    Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном вхождении работника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия труда. [Управление персоналом организации: Учебник, 2001].

     

    Однако адаптация как направление кадровой политики уже не связывается только с кратковременным периодом после найма работника. В ходе взаимодействия работника и организации постоянно происходит их взаимное приспособление, привыкание друг к другу, в результате чего происходит освоение работниками профессиональных и социально-психологических условий труда.

    Например, при изменении организационной структуры организации, смене руководителя, изменении технологии и условий труда, переходе работника на другую должность и т.д. персоналу приходится адаптироваться к новым условиям.

    Таким образом, современное управление рассматривает адаптацию как одно из направлений постоянного процесса развития персонала организации, который включает:

    - создание нормальных условий труда;

    - информационное обеспечение персонала;

    - организацию непрерывного обучения;

    - развитие карьеры;

    - формирование корпоративной культуры (корпоративные мероприятия).

     

    Основными целями адаптации являются:

    1. Достижение необходимого уровня производительности и качества труда.

    2. Повышение удовлетворенности персонала трудом.

    3. Совершенствование системы взаимодействия и взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.

     

    Основные задачи адаптации:

    1. Ускорение процесса достижения работником необходимого уровня производительности и качества труда.

    2. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

    3. Снижение организационных издержек при комплектовании штата сотрудников.

    4. Развитие организационной культуры.

    5. Снижение текучести персонала.

     
     

     

     


    Два варианта трактовки понятий

     

    I вариант II вариант
    Первичная адаптация - приспособление молодых работников, не имеющих опыта работы (как правило, речь идет о выпускниках учебных заведений).   Вторичная адаптация - приспособление работников, имеющих опыт работы (как правило, меняющих область деятельности или профессиональную роль, статус). Первичная адаптация происходит, когда работник приходит в новую организацию.   Вторичная адаптация происходит, когда работник делает карьеру внутри организации.

     

    В практике деятельности российских организаций наибольшую популярность имеет второй вариант трактовки.

     
     

     


    Профессиональная адаптация - освоение работником основных производственных функций, постепенное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков для достижения требуемой на данной должности (рабочем месте) производительности и качества труда.

     

    Основные мероприятия, проводимые в рамках профессиональной адаптации работника:

    - знакомство с Правилами охраны труда и техники безопасности;

    - знакомство с требованиями к обеспечению качества продукции (производимых работ, оказываемых услуг и т.п.);

    - знакомство с рабочим местом;

    - знакомство с должностными обязанностями, взаимодействиями и связями по должности с другими работниками и структурными подразделениями;

    - знакомство с производством, технологическим процессом, оборудованием и аппаратами технологического цикла.

     

    Социально-психологическая адаптация - освоение работником основных коммуникационных функций, понимание роли и статуса занимаемой должности (рабочего места) в структуре организации, приспособление к нормам поведения и взаимоотношениям в новом коллективе.

     

    Основные мероприятия, проводимые в рамках социально-психологической адаптации работника:

    - знакомство с Правилами внутреннего трудового распорядка организации;

    - знакомство с системой оплаты труда, имеющимися в организации социальными гарантиями и компенсациями;

    - знакомство с территориальным расположением подразделений организации;

    - знакомство с историей организации (производства, цеха, отдела), выпускаемой продукцией, сегментом рынка, на котором работает организация;

    - знакомство с коллективом подразделения, его традициями, деловыми и личностными взаимоотношениями;

    - понимание собственной роли в производственном процессе;

    - адаптация к физическим и психическим нагрузкам, санитарно-гигиеническим нормам производственной обстановки, ритму труда.

    Продолжительность адаптационного периода определяется в зависимости от уровня занимаемой должности, сложности выполняемой работы и уровня профессиональной подготовки работника.

    Так, при первичной адаптации работника продолжительность адаптационного периода может совпадать со сроком испытания, если таковой устанавливается работнику при заключении трудового договора, и условием об испытании (ст. 70 Трудового кодекса РФ).

    Для новых работников, не имеющих специальности, необходимых знаний, умений и навыков, организация может проводить производственное обучение на рабочем месте, которое заканчивается квалификационным экзаменом с присвоением работнику соответствующего квалификационного разряда по определенной профессии (специальности).

    С такими работниками заключается ученический договор на профессиональное обучение. Период ученичества является для них частью адаптационного периода.

    В случае вторичной адаптации адаптационный период, как правило, не превышает одного - двух месяцев.

     

    Каждая организация обладает специфическими, только ей присущими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе адаптации работников.

     

    Основные факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации работника:

    - средний возраст работников организации (структурного подразделения);

    - преобладающий пол в коллективе;

    - уровень квалификации коллектива;

    - микроклимат коллектива;

    - личностные свойства адаптируемого работника;

    - особенности организации труда работника;

    - престиж и привлекательность профессии (должности, рабочего места) в данной организации;

    - частота сменяемости руководителей организации (структурного подразделения);

    - активность участия работников в управлении.

     

    Основные этапы процесса адаптации:

    1. Физическое знакомство с организацией (структурным подразделением, рабочим местом).

    2. Освоение основных производственных функций (профессиональная адаптация).

    3. Освоение основных коммуникационных функций (социально-психологическая адаптация).

    4. Завершение процесса адаптации (освоение всего комплекса функций: профессиональных, коммуникационных).

     

    Изучение практики деятельности российских организаций показывает, что в большинстве из них в настоящий момент отсутствует специальное структурное подразделение (служба), занимающееся вопросами адаптации персонала. Вопросами адаптации работников занимаются непосредственно руководители структурных подразделений и отдельные специалисты кадровой службы (службы управления персоналом).

    В крупных успешных организациях руководит данным процессом служба управления персоналом при активном участии руководителей структурных подразделений.

    В штате службы управления персоналом может быть предусмотрена специальная группа (структурное подразделение), занимающаяся вопросами адаптации, в том числе психолог, занимающийся диагностикой и проблемами адаптации.

    Вопросы организации и проведения адаптации работника регламентируются в организации специальным Положением об адаптации персонала.

     

    Традиционными методами адаптации работников в организации являются:

    - инструктаж;

    - наставничество;

    - обучение;

    - неформальное общение.

     

    Серьезные организации разрабатывают специальную Программу (систему) адаптации персонала, которая, как правило, включает следующие основные направления:

     

    1. Организация (подготовка) рабочего места.

    Очень часто «новичок» приходит в организацию, а его рабочее место не подготовлено, и никто особенно этим не озабочен. Первые часы работы проходят медленно, так как новый сотрудник чувствует себя явно лишним, он испытывает неуверенность, робость перед новыми коллегами.

    Необходимые канцелярские принадлежности должны быть в наличие, так же как и рабочий стол. Следует также подготовить положения, инструкции и другие регламентирующие документы необходимые для начала работы.

    Очень важно, чтобы на рабочем месте нового работника находился справочник должностей и телефонов работников организации, либо специально составленный список сотрудников организации с указанием их служебных телефонов, с которыми работник будет контактировать в своей профессиональной деятельности (например, руководитель структурного подразделения, непосредственный руководитель, наставник, специалист службы управления персоналом, бухгалтер и пр.).

     

    2. «Обряд посвящения».

    Первый рабочий день может начаться с беседы с непосредственным руководителем, представления и знакомства с новыми коллегами, просмотра рекламного фильма об организации, посещения музея организации, вручения текста «Философии организации» и сувениров с ее символикой.

    Например, в ОАО «Котласский целлюлозно-бумажный комбинат» [Черкасова, 2002, с. 33] каждому новому работнику вручается приветственное письмо.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.