Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспресс – оценка психологического состояния адаптируемого работника






 

Пожалуйста, оцените Ваши ощущения, используя следующую шкалу для ответа на приведенные ниже вопросы.

 

5 – великолепно / очень высоко

4 – хорошо / высоко

3 – удовлетворительно / средне

2 – слабо / низко

1 – плохо / очень низко

 

____ Мне не терпится приступить к работе.

____ Я чувствую себя на своем месте.

____ Я ожидаю эффективного взаимодействия с моим непосредственным руководителем.

____ Я ожидаю эффективного взаимодействия с моими коллегами по подразделению.

____ Я ожидаю эффективного взаимодействия с моими коллегами вне своего подразделения.

____ Моя общая оценка программы адаптации.

 

Дополнительные комментарии: ___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

[Черкасова, 2002, с. 35]

 

Очень важно, чтобы процесс адаптации работника был правильно организован.

Например, проведенные социологические исследования показывают, что наибольшее количество увольнений молодых сотрудников по собственному желанию происходит именно в первые три месяца работы, а первая мысль об увольнении появляется в течение первого дня или первой недели работы.

Это означает, что процесс адаптации не был достаточно хорошо продуман, в результате чего не были исключены ситуации, которые отрицательно повлияли на вхождение работника в трудовой ритм коллектива и привели к его психологической дезадаптации.

 

Основные «симптомы» психологической дезадаптации работника [Травин, Дятлов, 1998]:

- недоумение (все позитивные представления, связанные с организацией, рушатся);

- испуг (неизвестно, что делать и как себя вести);

- уныние (ощущение того, что нет необходимости проявлять себя);

- возмущение (появляется склонность негодовать по пустякам);

- псевдоответственность (утрачивается всякий авторитет руководства);

- нарушение режима работы (принимается любое нарушение трудового распорядка);

- пассивное принятие (подчинение любому распоряжению);

- притязание (склонность присоединяться к коллективным протестам и требованиям);

- лень (индифферентность и апатия становятся каждодневными);

- отсутствие диалога с начальством (делает проблемы неразрешимыми);

- отсутствие коллективной цели (в результате чего работник не чувствует свой труд достаточно мотивированным);

- отсутствие доверия к себе (которое работник усматривает в действиях руководства);

- отсутствие участия (работник все меньше отождествляет себя с коллективом);

- отсутствие цели (работник осознает, что организация не предоставляет ему никаких возможностей для развития).

 

Разрабатывая Программу (систему) адаптации для своих новых работников, необходимо учитывать опасность данных моментов.

Очень полезными при разработке Программы (системы) адаптации персонала могут оказаться также беседы с увольняющимися работниками о причинах их ухода.

 

Вопросы для оценки качества освоения материала

1. Дайте характеристику понятия «адаптация персонала».

2. Назовите основные виды адаптации персонала. В чем их различия?

3. Какие мероприятия проводятся в процессе профессиональной и социально-психологической адаптации работника?

4. Является ли период профессионального обучения молодого работника новой специальности частью его адаптационного периода?

5. Может ли период адаптации совпадать с периодом испытательного срока, установленного работнику при приеме на работу?

6. Какие факторы оказывают влияние на процесс адаптации работника в организации?

7. Как в организации осуществляется управление адаптацией персонала?

8. Дайте характеристику основных направлений Программы адаптации персонала современной организации. Что бы Вы предложили включить в Программу адаптации дополнительно?

9. Какова роль наставника в процессе адаптации нового работника в организации?

10. Назовите основные «симптомы» психологической дезадаптации работника.

11. Может ли работник быть уволен в связи с неудачным прохождением адаптации?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.