Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство о налогах и сборах. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.






Законодательство о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является НК. - В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физ. и юр. лица, индивид. предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

Законодательство о налогах и сборах РФ представляет собой 3-х уровневую систему, состоящую из:

- Федеральное законодательство РФ о налогах и сборах

- Региональное законодательство субъектов РФ о налогах и сборах

- Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Оно регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах подразделяются на акты органов исполнительной власти, акты исполнительных органов местного самоуправления и акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определено в ст. 5 НК.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

 

 

3.Характеристика современной налоговой системы РФ.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать дополнительные федеральные налоги. Также специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Порядок установления, изменения и отмена налогов и сборов

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом

Налоги и сборы субъектов РФ устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ о налогах и сборах в соответствии с НК.

Устанавливая региональный налог, законодательные органы субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, форму отчетности по данному налогу.

Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют следующие элементы налогообложения:

- налоговые льготы,

- налоговую ставку,

- порядок уплаты налога,

-сроки уплаты налога,

-форму отчетности по данному налогу

Организационные принципы налоговой системы — это положе­ния, в соответствии с которыми осуществляются построение, разви­тие налоговой системы и управление ею.

Налоговая система России руководствуется следующими принципами:

1.)Принцип всеобщности и равенства налогообложения. В соответствии с ним каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими.

2)Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования этого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности.

3)Принцип подвижности (эластичности). Данный принцип гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.

4)Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы.

5)Принцип множественности налогов. Данный принцип включает несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.