Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чередующиеся гласные в корне слова






Спишите, вставьте орфограммы, выделите корень и объясните написание.


Ск_кать, проск_кать, на ск_ку – выск_чка, заск_чить, выск_чить, ск_чу, ск_чок, ск_чи, вск_чь. Сл_гаемое, пол_гать, разл_гать – сл_жить, пол_жить, разл_жить, пол_г. Ди_та, р_квием, кар_ес. Силу_т, по_зия, ду_т. Про_кт, про_кция, ре_стр, фе_рия.

2. Ь после шипящих в различных частях речи

Перепишите, вставляя в предложение нужное по смыслу слово.



1. На этот раз лошадей погнали ……2. Родион … отбросил все сомнения, приободрился. 3. Неистово звучат сверчки, и уснуть …. 4. Тяжело распахнулась …. железная дверь.

Слова для справок: вскач_, сплош_, напроч_, невмоч_.

3. О-Е (Ё) после шипящих и Ц

Спишите, вставьте орфограмму, выделите соответствующую часть слова.

Саж_й, добыч_й, чаш_й, волч_нок, юбч_нка, горяч_, ключ_м, свеч_й, удач_й, младш_го, пуговиц_й, китайч_нок, запряж_т, табач_к, девч_нка, плеч_м, рукавиц_й, снеж_чек, развлеч_т, уч_ность, щ_лкать, переш_л.

4. Правописание Ъ и Ь

Спишите, вставьте пропущенную букву, подчеркните.

Кон_, сол_, тем_, глуш_, стрич_, отреж_, воз_му, молот_ба, нян_ка, вос_мой.

5. Ы-И после Ц

Спишите, вставьте орфограмму.

Декларац_я, делегац_я, репарац_и, нотац_и, петиц_я, птиц_, ц_кать, ц_ган.

6. Приставки на З, С

От данных слов с помощью приставок образуйте новые слова.

Объясните значения приставок.

С/З: _бить, _дать, _делать, _гореть, _жевать, _шить.

Раз-/рас-: бить, дать, решать, положить, сказать, смотреть, цвести, считывать.

7. Приставки ПРЕ-, ПРИ-

Вставьте верную приставку, выделите ее, подчеркните букву. Пр_дираться, пр_следовать, пр_думать, пр_рекания, пр_звание,

пр_знательность, пр_смыкающиеся, пр_каз, пр_подаватель, пр_казать, пр_казчик, пр_парат, пр_ключение, пр_лавок, пр_лежный, пр_лив, пр_личный, пр_менять, пр_менение, пр_провождать, пр_мер, пр_пятствие, пр_стиж.

8. НЕ или НИ

Спишите, вставьте не – или ни, подчеркните.

(Н...) останутся (н...) замеченными (н...) доблесть, (н...) великодушие. (Н...) разу в жизни я не солгал. Ел он торопливо и с (н...) вероятной жадностью всѐ, что бы (н...)было подано. Впрочем, как оказалось, (н...) один Дубровский знал об этом. «Я историк, - подтвердил ученый и добавил (н...) к селу (н...) к городу: – Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!».


9. НН-Н в различных частях речи

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс, корень и окончание в слове.

Дровя_ой склад, карти_ая галерея, стари_ое оружие, подли_ое искусство, жела_ый подарок.

10. Употребление букв Е-Ё

Прочитайте, определите, какая буква должна стоять в слове. Спишите, подчеркните вставленную букву. Составьте с каждым словом словосочетание.

Аф_ра, бл_клый, быти_, безнад_га, тяж_лый, ист_кший/ ист_кший, П_тр, ш_пот, облегч_нно, щ_ки, сво_, упад_т.

11. Употребление числительных Просклоняйте словосочетания с числительными 1. 2003 год

2. 894 книги

3. полтора рубля

4. 645 кг яблок

5. 764 325 разновидностей

12. Употребление иностранных слов и фамилий

Раскройте скобки, поставьте в нужную форму имена, фамилии, названия.

В V веке до н. э. в Греции (Левкипп) и (Демокрит) развили теорию о строении вещества из атомов. По аналогии со строением письма они заключили, что как речь делится на слова, а слова состоят из букв, так и все вещества состоят из определѐ нных соединений (молекул), которые в свою очередь состоят из неделимых элементов (атомов). В V веке до н. э. (Эмпедокл) предложил считать основными элементами (стихиями) Воду, Огонь, Воздух и Землю. В IV веке до н. э. (Платон) развил учение (Эмпедокл): каждому из этих элементов соответствовал свой цвет и своя правильная пространственная фигура атома, определяющая его свойства: огню — красный цвет и тетраэдр, воде — синий и икосаэдр, земле —зелѐ ный и гексаэдр, воздуху — жѐ лтый и октаэдр. По мнению (Платон), именно из комбинаций этих «кирпичиков» и построен весь материальный мир. Учение о четырѐ х превращающихся друг в друга было унаследовано (Аристотель).

13. Работа с текстом

Прочитайте внимательно текст. Составьте по нему аннотацию.

Напишите свое эссе на эту тему.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо шестое

ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке

– низкой или высокой.


Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно

«лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.


14. Синонимы

Дайте определение термину «синоним». Составьте словарь синонимов (не менее 10 слов), определите их лексическое значение, запишите. С каждым словом составьте предложение.

15. Фразеологизмы

Составьте словарик из 10 фразеологизмов, которые вы наиболее часто употребляете в своей речи. Напротив каждого фразеологизма напишите значение. С помощью словаря «Фразеологизмов русского языка» проверьте правильность их употребления.

16. Профессионализмы

Составьте словарик (не менее 5 слов) профессионализмов по вашей специальности с указанием правильного ударения и лексического значения (по словарю). Составьте с каждым словом предложение, прочитайте вслух. Запишите в тетрадь.

17. Заимствованные слова

С помощью словаря определите лексическое значение слов, запишите. С каждым словом составьте предложение:

арбитраж, интернет, визажист, презентация, профи, баллотироваться, импонировать, консалтинг.

18. Уместность, логичность, точность, чистота речи

В каких случаях можно использовать словосочетание «честно говоря»?

Можно ли заменить его другими словами, или не использовать совсем?

Какой смысловой оттенок несѐ т «честно говоря»? Спишите, исправив предложения.

Мне, честно говоря, нравится эта твоя новая стрижка.

Честно говоря, я хотела в этом году поехать в отпуск в Китай.

Честно говоря, такими методами нельзя добиться хорошего результата. Вы, честно говоря, не совсем правильно оформили документы.

Этот борщ, честно говоря, был очень вкусный.

19. Паронимия

Выясните лексическое значение слов по словарю. Составьте предложения со словами-паронимами.

праздный — праздничный кремень — кремний;

20. Речевая избыточность

Выявите речевую избыточность. Исправьте предложения. Депутаты внесли в Конституцию поправки и коррективы.

В период летнего сезона мы проходили производственную практику. Передо мной из окна открылась широкая панорама горных вершин.

21. Канцелярит

Найдите в любой периодической печати, художественной литературе, объявлениях и т.д. проявления канцелярита (не менее 5 предложений). Спишите, выделив канцелярит. Отредактируйте, предложив собственный вариант. Ответьте на вопрос письменно: почему канцелярит – это раковая опухоль на теле русского языка? Употребляете ли Вы канцеляризмы? См.


приложение IX.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.