Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чередующиеся гласные в корне слова. Спишите, вставьте орфограммы, выделите корень и объясните написание.






Спишите, вставьте орфограммы, выделите корень и объясните написание.

Бр_зды – б_р_зда, обл_ко – об_л_чка, охл_ждение – х_л_д, возгл_с – г_л_с, огр_да – ог_р_дить, гл_ва – г_л_ва, сокр_щать – к_р_ткий. К_саться, к_сательная – к_снуться, прик_снуться. Зап_рать – зап_реть, отп_рать – отп_реть, вып_рать – вып_реть.

2. Ь после шипящих в различных частях речи

Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите окончание в словах, объясните написание.



Стриж_, тиш_, ноч_, лещ_, печ_, реч_, чиж_, грач_, доч_, врач_, ѐ рш_, сыч_, уж_, мяч_, полноч_, молодѐ ж_, королевич_, царевич_, ключ_.

3. О-Е (Ё) после шипящих и Ц

Спишите, вставьте орфограмму, выделите соответствующую часть слова.

Кабач_к, алыч_вый, бельч_нок, скрипач_м, ж_луди, привлеч_т, возмущ_нный, окруж_нный, отч_т, сгущ_нка, туш_нка, подстереж_т, постриж_т, огорч_нный, ж_лоб, прич_санный, ж_рдочка, щ_лочь.

4. Правописание Ъ и Ь

Спишите, вставьте пропущенную букву, подчеркните.

Вол_ный, мел_ница, сел_дь, вскол_з_, эл_ин, под_езд, об_ем, сверх_естественный, волеиз_явление.

5. Ы-И после Ц

Спишите, вставьте орфограмму.

Ц_ган, ц_почки, ц_плѐ нок, ц_ц, ц_ркуль, ц_ник, нац_я, эпиляц_я, секц_я.

6. Приставки на З, С

Перепишите, раскрывая скобки. Вставьте приставку и объясните ее написание.

Самые, казалось бы, несоедимые черты - мечтательность и действенность, беспощадность, широта души и трезвый ра...чет, страстная


любовь к радостям земным и самоограничение эти, казалось бы, несоединимые черты вместе создали неповторимый облик этого поколения.

7. Приставки ПРЕ-, ПРИ-

К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-. Выделите приставку и корень слова.

Приезжать, понравиться, побороть, хвалить, преданность, последователь.

8. НЕ или НИ

Спишите, вставьте не- или ни -, подчеркните.

Как н_ трудно, как н_ худо, не сдавайся! Все, что н_ говорила она далее, было повторением почти одного и того же. Какое бы страстное, грешное и бунтующее сердце (н...) скрылось в могиле, цветы безмятежно глядят на нас своими (н...) винными глазками: (н...) об одном вечном спокойстви... говорят они - они говорят так (же) о вечном прим...рени... и о жизни бесконечной.

9. НН-Н в различных частях речи

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс, корень и окончание в слове.

Крашен_ый дом, стеклян_ая фигурка, задание выполне_но, им была выбран_а странная позиция,

его вкус безукоризнен_.

10. Употребление букв Е-Ё

Прочитайте, определите, какая буква должна стоять в слове. Спишите, подчеркните вставленную букву. Составьте с каждым словом словосочетание.

Холл_ный, осужд_нный, ж_лудь, м_д, огон_к, _лка, Л_ля, кл_н, Сер_жа, дер_т, вь_т, бер_за, руче_к.

11. Употребление числительных

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий — 4300 километров.

2) Приблизительно 71 % поверхности планеты покрыто морской водой, остальную часть поверхности занимают континенты и острова.

3) Борис Ельцин заявил о своей отставке с поста Президента России в новогоднем обращении 31 декабря 1999 года.

4) Территория Русской Федерации составляет 17.075.400 кв. км, из которых более 45% размещено за Полярным кругом в полосе нескончаемой мерзлоты и полярной ночи; протяженность государственной границы 58.322 км; полное количество населенных пунктов 157.895, из их более 30.000 до сего времени не имеют телефонной связи, а выше 39.000 не имеют и обитателей.

12. Употребление иностранных слов и фамилий

Раскройте скобки, поставьте в нужную форму имена, фамилии, названия. Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали возможности главнокомандующего русской армией, генерала-от-инфантерии (Барклай-де-Толли), подготовить войска к


сражению. На направлении главного удара на участке от батареи Раевского до (Багратион) флешей, который имел протяжѐ нность 2, 5 километра, была сосредоточена основная масса французских войск: корпуса маршалов (Даву), (Ней), (Мюрат), дивизионного генерала (Жюно), а также гвардия. (Наполеон), столкнувшийся со стойкостью противника, был в подавленном и тревожном расположении духа, как о том свидетельствует его адъютант (Арман Коленкур) (брат погибшего генерала (Огюст Коленкур)).

13. Работа с текстом

Прочитайте внимательно текст. Составьте по нему аннотацию.

Напишите свое эссе на эту тему.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо двадцать шестое

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно.

Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.


И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечения выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка — с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте сто€ящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете — напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости — радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!

14. Слова с удвоенными согласными

Составьте словарь словарных слов с удвоенными согласными (не менее 10), запишите их лексическое значение. Составьте с каждым словом предложение.

15. Фразеологизмы

Составьте словарик из 10 фразеологизмов, которые вы наиболее часто употребляете в своей речи. Напротив каждого фразеологизма напишите значение. С помощью словаря «Фразеологизмов русского языка» проверьте правильность их употребления.

16. Профессионализмы

Составьте словарик (не менее 5 слов) профессионализмов по вашей специальности с указанием правильного ударения и лексического значения (по словарю). Составьте с каждым словом предложение, прочитайте вслух. Запишите в тетрадь.

17. Заимствованные слова

С помощью словаря определите лексическое значение слов, запишите. С каждым словом составьте предложение:

баллотироваться, инвестиции, мюсли, арбитраж, коллизия, спикер, брутальный, имидж.

18. Уместность, логичность, точность речи


В каких случаях можно использовать слово « серьѐ зно »? Можно ли заменить слова «серьѐ зно» и «достаточно» другими словами, более точными по значению и уместными? Например: очень, весьма, исключительно, необыкновенно, крайне, почти, фактически и др.

Выявите лексическое значение этих слов по словарю. Спишите, исправив предложения.

Серьѐ зная расстановка сил.

Серьѐ зно недостаточная подготовка личного состава.

К этому мы шли достаточно серьѐ зный отрезок времени. Обстановка в Каире достаточно серьѐ зная.

Находиться в Триполи стало серьѐ зно опасно.

19. Паронимия

Выясните лексическое значение слов по словарю. Составьте предложения со словами-паронимами.

оплатить — уплатить — заплатить горячий — горячительный

20. Речевая избыточность

Выявите речевую избыточность. Исправьте предложения. Дефекты и изъяны этой продукции известны давно.

Военная оккупация территории Европы прошла очень стремительно. Приемный пункт по приему стеклотары.

21. Канцелярит

Найдите в любой периодической печати, художественной литературе, объявлениях и т.д. проявления канцелярита (не менее 5 предложений). Спишите, выделив канцелярит. Отредактируйте, предложив собственный вариант. Ответьте на вопрос письменно: почему канцелярит – это раковая опухоль на теле русского языка? Употребляете ли Вы канцеляризмы? См. приложение IX.

22. Научный стиль речи. Виды компрессии текста

Внимательно изучите раздел 5 методического пособия «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с. 67- 87 «Культура научной письменной речи». Отреферируйте любой раздел, текст из любого вузовского учебника (КСЕ, физика, математика, история, химия, геология, культурология, менеджмент и т.д.). Правильно оформите все части реферата. Определите основной и вторичный тексты, выделите главные мысли. Проверьте библиографический список, соответствует ли он ГОСу?

Ответьте устно на вопросы: каковы особенности научного стиля речи и где он применяется? Какие бывают виды компрессии текста? Чем реферат отличается от конспекта, какие части реферата и конспекта вы знаете? Чем один вид реферата отличается от другого? Какие части реферата вы использовали в своей работе? Будьте готовы ответить на эти вопросы на зачѐ те.

23. Нормы произношения


Прочитайте вслух орфоэпический, лексический, морфологическийи синтаксический минимумы в приложении к методическому пособию

«Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с.99-107. Обратите внимание на слова, которые вы произносите неверно. Запомните правильное произношение. Будьте готовы показать своѐ мастерство на семинарском занятии.

24. Риторика

Упражнение позволяет улучшить качество устной речи (дикцию), отработать точность и правильность произношения, укрепить речевую память.

Выучите наизусть 10 скороговорок (приложение VIII). Научитесь правильно и четко их произносить сначала с открытым, а затем с закрытым ртом. Будьте готовы показать своѐ мастерство на семинарском занятии.

25. Риторика

Любое выступление, речь должны быть хорошо подготовлены. Современная риторика рассматривает следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы, определение цели речи, подбор материала, развертывание, завершение речи, овладение материалом.

Изучите раздел 6 «Культура публичной речи» из методического пособия

«Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с. 88- 98.

Ответьте на контрольные вопросы устно.

Прочитайте внимательно раздел «Чистое слово». Информация к размышлению (приложение IX). Выявите основную мысль, аргументы, сделайте вывод.

Составьте план собственной речи по теме: «Чистое слово вповседневной жизни». Отдельно выпишите опорные слова и фразы; при необходимости выпишите значения неизвестных вам слов, дополните текст собственными мыслями, выразительными словами, фразами. Произнесите вслух.

 

 

Вариант контрольной работы № 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.