Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Унылый пейзаж
Унылый пейзаж пришел в поэзию с эпохой сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим - он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляют жанровую особенность элегии. Исторически первый тип унылого пейзажа окрашен в темные, сумеречные тона - его можно назвать " мрачным". Тут нет ясного дневного света, зеленых ковров, пестреющих цветами, напротив, все погружено в молчание, покоится во сне. Не случайно через многие унылые пейзажи проходит кладбищенская тема. Печаль в душе лирического героя трансформируется в систему пейзажных деталей: 1. Особый час дня: вечер, ночь или особое время года - осень, что определяется удалением от солнца, источника жизни. 2. Непроницаемость для взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие: туман и тишина. 3. Лунный свет, причудливый, таинственный, жутковатый, бледное светило царства мертвых 4. Картина обветшания, увядания, тления, развалин - будь то развалины замка у Батюшкова, сельское кладбище у Жуковского, " заросших ряд могил" у Милонова, дряхлеющий остов мостика или истлевшая беседка у Баратынского (" Запустение"). 5. Образы северной природы, куда вела русских поэтов оссиановская традиция. Север - часть света, соответствующая ночи как части суток или осени, зиме как временам года, вот почему мрачный унылый пейзаж включает детали северной природы, прежде всего такие характерные, легко узнаваемые, как мох и скалы. Песок сыпучий по колени... Мы едем - поздно - меркнет день, И сосен, по дороге, тени Уже в одну слилися тень. Черней и чаще бор глубокий - Какие грустные места! Ночь хмурая, как зверь стоокий, Глядит из каждого куста! (Ф. Тютчев) Однако с 30-40-х годов, с укреплением реалистических тенденций в поэзии, возникает новая разновидность унылого пейзажа - условно говоря, " бедный ", или " серый", или " мокрый" пейзаж. Особенность этой новой разновидности унылого пейзажа, во-первых, в том, что это - " погодный " пейзаж. Погода как пейзажная категория отнюдь не сразу входит в литературу - поначалу в ней господствуют статические состояния природы, зависимые от климата и ландшафта. Почти вся поэзия второй половины XIX века, особенно ее демократическое направление, проникнута этими унылыми пейзажными мотивами. Однако грусть здесь иная, чем у поэтов первой половины века, - в ней нет углубленного раздумья над тайнами жизни и смерти, той тревожно-загадочной атмосферы, которая определяет " мрачный" пейзаж романтиков. Пожалуй, только " туман, мгла" - общие признаки мрачного и серого пейзажа. Но все остальное - разное: 1. Прежде всего исчезает луна, придававшая таинственность мрачному пейзажу. Освещение совсем другое - не призрачно-желтое или багровое, а серое. Это мрак не угрюмый, не зловещий, а беспросветно унылый, тягучий, однообразный. Постоянно мелькают эпитеты " тусклый", " мутный". Нет ни солнца, ни луны - один раздробленный, рассеянный серый ни свет, ни мрак. 2. Поскольку уныние перенесено в дневную атмосферу, на небе появляются тучи - серые, лохматые, рваные (в ночном пейзаже они скрыты господствующим мраком). 3. В подтексте " серого" пейзажа в отличие от " мрачного" - не метафизические, а социальные мотивы, не смерть, гроб, кладбище, а болезнь, голод, нищета. Такой пейзаж часто проникнут обличительным содержанием и наиболее распространен у революционно-демократических поэтов, тогда как у дворянских преобладают бодрые, свежие пейзажи. 4. Дождь - один из определителей унылого пейзажа. Именно монотонность, отсутствие не только мирной завершенности, но и резких порывов составляют характерную черту унылого пейзажа. Во всем какое-то равномерное движение, изводящее душу, которая жаждет либо взрыва страстей, либо вечного успокоения. В унылом пейзаже нет ничего райского (как в идеальном) и ничего адского (как в бурном), он абсолютно посюсторонен, отдан течению времени, наглядный образ которого - дождь. 5. Мокрота, сырость, промозглость. 6. Грязь. Здесь тоже твердое смешано с влажным, образуя нерасчлененное месиво. Даже снег - мокрый. Липкая грязь, дорожная слякоть, сплошная вязкость. 7. Холод. Тоже новая деталь - не прохладный ветерок, создающий прекрасный контраст летнему дню, а пронизывающий холод; но в то же время и не зимний мороз, в котором есть свое здоровье, свежесть, контрастность огню. Такой холод - опять же энтропийное состояние мира, в котором нет ни жары, ни мороза. 8. Ветер. Не мягкий, ласковый ветерок идеального пейзажа, но и не свирепый вихрь бурного пейзажа, а заунывный ветер над голым полем. Ветер наиболее прямо передает чувство, вызываемое природой, ибо это - ее душа и дыхание, потому-то он и сопровождается эпитетами, относящимися к состоянию души: сердитый, грустный, заунывный, жалобный, насмешливый. 9. Мокрая опавшая листва. 10. Галки и вороны - обыденные серые дневные птицы вместо жутковатых ночных птиц: совы и филина. Переход мрачного пейзажа в серый - важнейшая закономерность в развитии унылого пейзажа. Седое небо надо мной И лес раскрытый, обнаженный. Внизу, вдоль просеки лесной, Чернеет грязь в листве лимонной. Вверху идет холодный шум, Внизу молчанье увяданья... Вся молодость моя - скитанья Да радость одиноких дум! (И.Бунин) Иное значение получает унылый пейзаж в поэзии нашего времени. Исторически новая его разновидность условно может быть названа " тихим " пейзажем. У тихого пейзажа есть своя поэтика: он подчеркнуто неяркий, непогожий, но и не бурно ненастный, а весь серенький, сыроватый, подернутый мглою, дымом, приглушающий звуки. Месяц задумчивый, полночь глубокая... Хутор в степи одинок... Дремлет в молчанье равнина широкая, Тепел ночной ветерок. Желтые ржи, далеко озаренные, Морем безбрежным стоят... Ветер повеет - они, полусонные, Колосом спелым шуршат. Ветер повеет - и в тучку скрывается Полного месяца круг; Медленно в мягкую тень погружается Ближнее поле и луг. Зыблется пепельный сумрак над нивами, А над далекой межой Свет из-за тучек бежит переливами - Яркою, желтой волной. И сновиденьем, волшебною сказкою Кажется ночь, - и смущен Ночи июльской тревожною ласкою Сладкий предутренний сон... И.Бунин.
|