Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Идеальный пейзаж






    Элементами идеального пейзажа, как он сформировался в античной и средневековой европейской литературе, можно считать следующие: 1)мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи; 2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду; 3) цветы, широким ковром устилающие землю; 4) деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень; 5) птицы, поющие на ветвях. Помимо перечисленных, важнейшим и устойчивым элементом идеального пейзажа является его отражение в воде. Если все другие черты идеального пейзажа сообразуют его с потребностями человеческих чувств, то через отражение в воде природа согласуется сама с собой, обретает полную цельность, завершенность, самодостаточность.

    Идеальный пейзаж в русской поэзии относится обычно к весне и лету, при этом в условной картине прекрасной природы смешиваются приметы разных месяцев. Конечно, их не могло быть в античном идиллическом пейзаже в силу особенностей самой природы, где царит вечное лето. Действительно, идеальные признаки пейзажа созданы как бы для того, чтобы полностью насыщать и радовать все человеческие чувства.

    С течением времени идеальный пейзаж все чаще предстает лишь одним из элементов в сложном, противоречивом единстве, уравновешивается чем-то контрастным, разрушающим его однообразную красивость. Намечается несколько способов вывести этот пейзаж из равенства себе, наделить новой художественной функцией. Один из них получает распространение в сентиментально-романтической поэзии - мирному пейзажу противопоставляется смятенное состояние души лирического героя, переживающего разлад с красотой природы. " Восхитительное место" все чаще оборачивается иронией над жалкой участью людей, в нем собравшихся.

    Романтизация не менее разлагала классический пейзаж, растворяла его в призрачной дымке, чем реалистическое сопоставление его с картинами социальной жизни. Оказывалось, что идеальный пейзаж либо вступал в противоречия с субъективным чувством (хандры, уныния), либо с реальным окружением (нищим, страшным), либо сам отходил в область романтического устремления. В этих направлениях деформировался и распадался классический пейзаж. Сама по себе его система была чересчур каноничной, литературно условной, поэтому он мог жить и приобретать значение в поэзии XIX века лишь в системе каких-то оппозиций, которые постепенно обнаружили всю его условность и вытеснили прочь из литературы.

    (у Юли Г. был замечательный пример на идеальный пейзаж, но, увы, слишком длинный…также можно вспомнить описание природы из Мцыри, когда Г.Г. уже убежал из монастыря. Приведено у меня в примерах на форуме).


    Смотри, как роща зеленеет,

    Палящим солнцем облита,

    А в ней - какою негой веет

    От каждой ветки и листа!

     

    Войдем и сядем над корнями

    Дерев, поимых родником, -

    Там, где, обвеянный их мглами,

    Он шепчет в сумраке немом.

     

    * * *

    Тихо в озере струится

    Отблеск кровель золотых,

    Много в озеро глядится

    Достославностей былых.

    (обратите внимание - отражение!)

    Жизнь играет, солнце греет,

    Но под нею и под ним

    Здесь былое чудно веет

    Обаянием своим.

     

    Солнце светит золотое,

    Блещут озера струи:

    Здесь великое былое

    Словно дышит в забытьи;

    Дремлет сладко-беззаботно,

    Не смущая дивных снов

    И тревогой мимолетной

    Лебединых голосов…







    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.