Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лирика как род лит-ры. Виды лирики. Особенности композиции лирического произведения.






В лирике (от гр. lyra – лира) на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, впечатления, импульсы, устремления. Событийный же ряд изображается скупо, не детально.

Лирическое переживание не столько обозначается словами, сколько с максимальной энергией выражается. В лирике система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души. Само переживание представляет собой сгусток эмоций (в отличие от хаотичных и невнятных жизненных переживаний), духовное озарение, результат творческого достраивания испытанного в жизни.

Лирику привлекает душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней ему реальности, лирическая поэзия – художественное освоение состояний не только сознания, но и бытия (философские, пейзажные, гражданские стихотворения).

Лирическое творчество, одним из источников которого в европейской художественной литературе являются библейские «Псалмы», может обретать религиозный характер. Оно оказывается «соприродным молитве», воссоздает раздумья поэтов о высшей силе бытия и его общения с Богом.

Следует заметить, что лирика тяготеет к малой форме, емкости выражения мысли.

Состояния человеческого сознания в лирике воплощаются по-разному: либо прямо и открыто, в задушевных признаниях, исповедальных монологов, исполненных рефлексии, либо по преимуществу опосредованно, через изображения реальности (описательная лирика) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика). Но практически в каждом лирическом произведении присутствует медитативное начало. Медитацией называют взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо. Даже те стихотворения, которые кажутся лишенными медитативности, могут ей обладать, так как лирика несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующими в эпическом повествовании. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и, главное, в фонетико-ритмическом построении текста. На первый план выдвигаются «семантико-фонетические эффекты» (Ларин Б.А.) в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение чаще всего имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе (привет, кэп).

В исполненной экспрессии лирической речи привычная логическая упорядоченность высказываний нередко оттесняется на периферию, а то и устраняется вовсе.

Экспрессивность речи роднит лирическое творчество с музыкой. На ранних этапах развития искусства лирические произведения пелись, словесный текст обогащался мелодией и с ней взаимодействовал. Многочисленные песни и романсы поныне свидетельствуют, что лирика близка музыке своей сутью. Однако принципиальное различие между лирикой и музыкой состоит в том, что музыка ограничивается передачей общего характера переживания, вне прямой связи с конкретными явлениями, в лирике чувства и волевые импульсы даются в обусловленности жизнью и в прямой направленности на конкретные явления.

Лирический герой – носитель переживания в лирике, один из типов лирического субъекта. Последний термин имеет более универсальное значение. Л.г. – специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя.

Лирический герой тесно связан с автором, его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем. Лирика в основном автопсихологична.

Но! Лирическое переживание не тождественно испытанному поэтом как биографической личностью, лирика трансформирует и обогащает чувства творца, или создает те психологические ситуации, которых не было в реальности (А.Блок запечатлевал свою личность то в образе юноши-монаха, поклонника Прекрасной Дамы, то в маске шекспировского Гамлета).

Ролевая лирика – лирика, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора. Таковы стихотворения «Нет имени тебе, мой дальний…» А.Блока - душевное излияние девушки, живущей смутным ожиданием любви, или «Я убит подо Ржевом» А.Твардовского.

Но магистралью лирического творчества является поэзия не ролевая, а автопсихологическая. Читателям дороги человеческая подлинность лирического переживания, прямое присутствие в стихотворении, по словам В.Ходасевича, «живой души поэта».

Лирика – субъективна, и именно полнотой выражения авторской субъективности определяется своеобразие восприятия лирики читателем, который оказывается активно вовлеченным в эмоциональную атмосферу произведения. Лирическое творчество обладает максимальной внушающей, заражающей силой (суггестивностью). Эпическое произведение или драму читатель воспринимает дистанцированно, в лирике чувства поэта становится нашими чувствами, автор и его читатель образует некое единое, нераздельное «мы».

44. Лирический субъект, его типология. Понятия «лирический герой», «ролевая лирика», «лирический персонаж».

Только наивный читатель склонен отожествлять субъект речи с самим автором. В лирике «автор растворяется во внешне звучащей и внутренней живописно-скульптурной и ритмической форме, отсюда кажется, что его нет, что он сливается с героем или, наоборот, нет героя, а только автор. На самом же деле и здесь герой и автор противостоят друг другу и в каждом слове звучит реакция на реакцию».

типология:

1. синкретический. Синкретизм лежит в истоках все трех родов литературы. Однако именно лирика, не выработавшая субъектно-объектных отношений между автором и героем, впоследствии сохранила между ними отношения субъектно-субъективные.

2. жанровый. складывался в традиционалистскую эпоху поэтики. этот субъект не является индивидуальным в строгом смысле этого слова. Он – «абстрактное жанровое условие, заранее данное поэту».

3. лично-творческий. Начинает складываться лишь с середины 18 в. «Конечно, раздвоение на автора и героя здесь есть, как во всяком выражении, только нечленораздельный вой, крик боли не знают его».

Герой ролевой лирики – тот субъект, которому здесь принадлежит высказывание, открыто выступает в качестве другого, «героя», как принято считать, близкого к драматическому. В ролевых стихотворениях всегда присутствует два субъекта, хотя граница между ними может колебаться от предельного различия до предельной неразличимости.

Лирический герой является не только субъектом-в-себе, но и субъектом-для-себя, т.е. он становится своей собственной темой, а потому отчётливее отделяется от первичного автора, но кажется при этом максимально приближенным к автору биографическому. Лирический герой, не совпадая непосредственно с биографическим автором, тем не менее является образом, намеренно отсылающим к внелитературной личности поэта.

45. Худ. деталь, её виды. Деталь и подробность. Композиция деталей. Символика деталей.

Художественная деталь – самая малая единица предметного мира произведения. Обычно к детали художественной относят преимущественно подробности предметные в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета. Поэтические приёмы, тропы и фигуры стилистические обычно к детали художественной не относятся.

Классификация деталей повторяет структуру предметного мира, слагаемого из «разнокачественных компонентов».

Классификация по А.Б. Есину:

1. детали сюжетные (Тарас Бульба)

2. детали описательные (Мертвые Души)

3. детали психоогические (Преступление и наказание)

· в приведённых примерах Чернеца отп. тип детали является доминантной (см. соответствующий билет)

Детали могут быть даны в противопоставлении, «споре» друг с другом. («глаза его не смеялись, когда он смеялся…» и вообще вспоминаем портрет Печорина. Чернец приводит в качестве примера портрет Андрея Болконского). Но могут и, напротив, образовывать ансамбль, создавая в совокупности единое и целостное впечатление, например, предметы роскоши, украшавшие «кабинет/философа в осьмнадцать лет».

Е.С. Добин предложил типологию деталей, исходя из критериев единичность/множество. Подробность воздействует во множестве. Деталь тяготеет к единичности. Она заменяет ряд подробностей. Деталь – интенсивна, подробности – экстенсивны. Разница между деталью и подробностью – только в степени лаконизма и уплотнённости, она не абсолютна, есть переходные формы.

Деталь экспрессивна, т.е. при верном её прочтении читатель приобщается к авторской системе ценностей. Деталь намекает на некое противоречие в предмете, что совсем, казалось бы, необязательно для него (думаю, тут можно привести в качестве примера комнату Обломова: вроде бы она обставлена всякими побрякушками, но…. «но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них»). Деталь, вносящая в образ диссонанс, имеет огромное познавательное значение (таковой Чернец считает кресла в гостиной Маниловых).

Заметности детали, в той или иной степени контрастирующей с общим фоном, способствуют композиционные приёмы: повторы, «крупный план», «монтаж», ретардация и т.д.

Повторяясь и обретая дополнительные смыслы, деталь становится мотивом/лейт-мотивом, часто выражает в символ. Если поначалу она удивляет, то, представая в новые «сцеплениях», уже объясняет характер.

*(наверное, сюда тоже можно как-то приплести Обломова. Чернец пишет про умение князя Мышкина имитировать разные почерки. Она приводит цитату Волынского: «Мышкин пишет, как каллиграф — чудесная черта, рисующая опять-таки его безмолвную мировую душу. Кроме того, он умеет писать различными почерками новых и старых времен, почерками определенных людей и характеров, как бы сливаясь во всех деталях и оттенках с тем, что живет и живо на земле. Нельзя себе представить более легкого и в то же время трогательного намека на мировые свойства души Мышкина в этом неожиданном линейном символе»).

Символическая деталь может быть вынесена в заглавие произведения (Крыжовник, Лёгкое дыхание). Деталь-заглавие – мощный прожектор, в свете которого видны единство художественного целого, присутствие автора в композиции.

Подробность же ближе к знаку, чем к символу, её появление в тексте вызывает прежде всего радость узнавания, возбуждая устойчивую цепь ассоциаций. (кабинет Онегина. но я, если честно, не понимаю, почему здесь – подробности, а не детали). Более, чем классика, подробности-знаки поставляет беллетристика, идущая в ногу со своим временем.

46. Основные понятия и термины текстологии, её задачи.

Текстология — филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литератупно-кртичесикх, публицистических и других произведений для их издания и интерпретации. Термин ввел Томашевский в конце 1920х годов, видевший задачу текстолога в том, чтобы «внятно рассказать, каким способом получается тот текст, который мы читаем, открывая книгу писателя, не им изданную». Текстология рассматривает текст под углом зрения его истории.

 

Важнейшая цель — установление основного (канонического) текста. На пути к основному тексту очень важно уяснить последнюю творческую волю автора.

 

Понятия: автограф (рукопись, написанная автором), список (рукопись, написанная не автором), черновик, беловик, копия (текст, списанный с оригинала и целиком его повторяющий), архетип (тот ближайший текст, от которого пошли остальные дошедшие до нас тексты), вариант (или разночтение), редакция (целенаправленная переработка текста, принадлежащая автору или другому лицу).

 

Методы и приемы: атрибуция (определение автора), датировка, комментирование (составления текстологических и реальных комментариев), конъектирование (исправление ошибок).

 

Тут можно рассказать про историю исследования «Слова» или про проблему 10й главы ЕО.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.