Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалог и монолог в эпике и драме, их разновидности
Диалог и монолог – опорные понятия литературоведения. Используются также в лингвистике, искусствоведении, теории общения, культурологически ориентированной философии, но это к сведению. Диалог – преимущественно речь устная, протекающая в условиях непосредственного контакта. Слагается из высказываний нескольких (как правило, двух) лиц; беседу нескольких лиц иногда называют полилогом. Эти высказывания, в большинстве случаев краткие, называют репликами. Сущность диалога определяется мгновенным, «сиюминутным» возникновением высказывания, а также зависимостью каждой последующей реплики от предыдущей, принадлежащей другому лицу. Не меньшей значимостью обладает и монологическая речь. Монолог бытует в форме устной речи (вырастая из диалога и существуя независимо от него), в облике речи внутренней, в облике речи письменной. Различаются монологи уединенные и обращённые. Уединённые монологи – высказывания, осуществляемые человеком либо в прямом (буквальном) одиночестве, либо в психологической изоляции от окружающих. Это говорение для себя самого (либо вслух, либо про себя, в форме внутренней речи) и дневниковые записи, не ориентированные на читателя. Этот речевой феномен вслед за Ю.Л.Лотманом называют «автокоммуникацией». Уединенный монолог в форме внутренней речи подобен репликам диалога, тяготеет к редуцированности лексико-грамматических форм. Внутренняя речь представляет собой специфическую форму языковой деятельности. Выготский: «вся состоит с психологической точки зрения из единых сказуемых», т.к. сам себя человек понимает менее чем с полуслова, и по этой причине у него нет потребности выражать мысли, импульсы, чувства внятно. Обращённые монологи – апелляция к группе слушающих. В отличие от реплик диалога и единиц внутренней речи, могут иметь неограниченно большой объём. Не требуют от адресата сиюминутного отклика, даже порой исключают его. В монологической речи говорящий противостоит в качестве активного «деятеля» коммуникации её пассивным участникам – слушающим. Имеет место некоторая иерархическая привилегированность носителя речи и далеко не обязательно социальное или интеллектуальное равенство общающихся (лектор читает лекцию студентам). Диалоги и монологи составляют наиболее специфическое звено литературного произведения. Художественный текст – «контрапункт двух сплошных нервущихся линий. Одна линия складывается из наименования фактов внесловесной действительности, другая – из монологов и диалогов как таковых» (Бахтин). Монологи и диалоги делают человека носителем речи: писатель таким образом осваивает интеллектуальную сторону бытия людей и их межличностное общение. Носители диалогов и монологов в художественном тексте – повествователи/рассказчики, лирические субъекты, персонажи эпических и драматических произведений. В эпических произведениях к монологу повествователя, который или впрямую воплощает позицию автора, или является предметом авторской критики (иронии), подключаются диалоги и монологи персонажей. Зачастую тесно переплетены и нередко переходят один в другой: в рамках живых бесед возникают и упрочиваются пространные монологические высказывания. - разговор на пароме Пьера Безухова и Андрея Болконского - сцена признания Раскольникова в совершенном им преступлении В рамках монолога как внутренней речи разворачивается диалог между голосами персонажей (одна из сторон «полифонии», по Бахтину), или при изображении двойничества вступают в спор два голоса одного персонажа («разложившееся сознание», по Бахтину). Драма организуется речью действующих лиц, по форме диалогической. Повествовательный комментарий, присутствующий в роли ремарки, роли не играет. Монологическое начало речи в драме прослеживается в диалогических репликах, так как они адресованы зрителям. «Риторика в драме является в виде…поэтически смягченном; благодаря музыкальной и ритмической инструментовке это нечто среднее между лирической поэзией и ораторским искусством» (В.М.Волькенштейн). Немалую роль в этом роде литературы играют прямые монологи – пространные высказывания, выходящие за рамки взаимного общения персонажей, обращённые напрямую к публике (монолог Чацкого в конце 3-го действия комедии «Горе от ума»). Драматическая речь как бы умножает живой диалогический контакт героев на монологическое, и притом непосредственно публичное обращение актёров к зрительному залу.
|