Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! В. А. Розанова. Отсутствие сплоченности в коллективе
Отсутствие сплоченности в коллективе. Отсутствие группового единства. Низкая степень групповой активности. Разобщенность группы. Наличие плохого психологического климата в рабочей группе. Преобладание индивидуальных интересов над общегрупповыми. Отсутствие должного контроля по отношению к членам группы со стороны руководителя. Неправильное мотивирование подчиненных. Отсутствие положительного стимулирования подчиненных. Недостаточная степень ответственности за работу подчиненных. Отсутствие группового согласия. Личностное неприятие членами группы общих целей организации. Эгоистические тенденции поведения отдельных членов группы. Отрицательные социальные установки отдельных личностей в группе. Наличие агрессивных тенденций поведения у отдельных членов группы. Доминирование индивидуальных целей над групповыми у некоторых членов рабочей группы. Отсутствие ответственного поведения у некоторых членов группы при выполнении общих задач. Различное личностное осмысление причин конфликта. Нежелание найти единый рациональный подход к разрешению конфликта. Стремление к власти и возникновение неуправляемых действий со стороны отдельных членов группы. 2.4. Психология стресса Слово " стресс" пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздей— Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты ствие. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г. Селье (1907—1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса /16, 17/. По своей сути стресс — это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов. Первоначальное понимание стресса относилось к неспецифическому ответу организма на действие любого фактора. Дальнейшее изучение стресса последователями Г. Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появление большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие — " эмоциональный или психологический стресс" /17, 18, 19, 20/. Однако стресс — это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель. г—----------------- 1 В обыденной жизни Г. Селье выделил два вида | иды стресса | СТресса: ЭуСтресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс — отрицательного. Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса. По гипотезе Г. Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г. Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным. По Селье, " чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие же таковой цели — одни из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание" /16/. В. А. Розанова! Г. Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касаю-: щееся стресса: - один и тот же стресс может вызвать различные?! реакции у людей. Он назвал их " факторами обусловливания". Они могут быть внешними и внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и вызвать " болезни адаптации". Один и тот же раздражитель действует на разных людей неодинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого. Различные психологические проявления стресса находят отражение в физиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологическими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективных показателей психологического (эмоционального) стресса. Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стресса в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений. Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессоров может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности /25/.
Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей сразу наступает истощение, цринимающее форму обреченности и отчаяния /26/. Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: а) эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др. Психологические резервы людей кроются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоцией понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе. Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты Человек живет в мире положительных и отрицательных эмоций, зависящих от жизненных ситуаций. В-жизни эмоции создают различные формы эмоциональных состояний, различающихся между собой продолжительностью и интенсивностью. Ими являются настроения, страсти и аффекты. Настроение характеризуется достаточно слабой интенсивностью, длительностью протекания, а также неясностью и " безотчетностью" переживаний. В отличие от настроения, страсть — более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека на достижение поставленных им целей. Она может положительно сказываться на человеческой личности, но может также и разрушать личность. Аффект — это своеобразное эмоциональное состояние, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности его состоят в том, что аффект носит бурное внешнее проявление, характеризуется кратковременностью, поведение при этом носит безотчетный характер. Любые эмоции могут при определенных условиях доходить до аффекта. Отрицательные аффективные состояния обычно приводят к неблагоприятным последствиям для организма человека /19, 20/. По имеющимся научным данным, отрицательное воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней. Сейчас принято разделять стресс на эмоциональный и информационный. Об эмоциональном стрессе говорилось выше. Информационный стресс связан с невозможностью справиться с лавинообразным потоком информации. Стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но и при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности /17, 18/. Действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию. В проявлении стресса имеют значения индивидуальные людей. Нет двух людей, у которых реакции на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим. Еще Г. Селье отмечал, что имеет значение не то, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете. Это прямо относится к стрессу. В. А. Розанова Еще в древние времена философ Эпиктет говорил, что " людей рас- j страивают не события, а то, как они на них смотрят" /16/. В превращении большинства раздражителей в стрессоры определенную роль играют когнитивные и аффективные реакции, относящиеся к стимулам. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая i реакция вообще не возникает. Следует отметить ошибочные взгляды людей относительно действия стресса. Дж. Эверли и Р. Розенфельд в своей книге " Стресс. Природа и лечение" (М.: Медицина, 1986) приводят так называемую " Мифологию стресса" /20/: I Мифология стресса! 1. " Симптомы стресса не могут причинить мне вреда". Это 2. " Только слабые люди страдают от стресса". На самом деле 3. " Я не несу ответственности за стресс в моей жизни — В действительности мы ответственны за большую часть стрессов в нашей жизни. Стресс — это результат того, как вы реагируете на происходящие с вами события. Такой стресс является вашим бессознательным выбором. 4. " Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс". В 5. " Опознать источники чрезмерного стресса легко". Это не 6. " Все люди реагируют на стресс одинаково". Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты Данное утверждение неверно. Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомам и заболеваниям, развивающимся вследствие чрезмерного стресса. 7. " Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать — это сесть и расслабиться". Это утверждение также неверное, поскольку релаксация полезна, но в действительности мало кто умеет глубоко расслабиться и, к тому же, снятие стресса не сводится только к релаксации. Важнейшим мероприятием, направленным на борьбу со стрессом, является психотерапия. С помощью психотерапевта пациент должен принять ответственность за то, чтобы вести себя адекватно стрессовой ситуации, а также изменить к стрессорам свое отношение. При этом ему необходимо понять, какие стрессоры воздействуют на него. Пациент может при этом избежать, уменьшить или модифицировать стрессовую реакцию. Другая область психотерапевтического воздействия связана с выработкой модификаций поведенческого стереотипа. Она способствует возможности сознательного снижения степени воздействия на него стрессоров прежде, чем они вызовут у него стрессовую реакцию. Психотерапию можно рассматривать как способ разрешения внутреннего конфликта личности, который чаще всего является причиной стрессовой реакции. Стресс является необходимым жизненным явлением для человека. Он позволяет встретить возникшие трудности в состоянии " боевой готовности" и приспособиться к новым условиям. При повторении стрессоров человек приспосабливается к стрессу и стрессорные реакции ослабевают. Это значит, что в определенных пределах можно тренировать стрессоустойчивость психики. В некоторых условиях стресс может оказывать положительное влияние на работоспособность человека. Например, в отдельных видах творческой деятельности, а также в спорте личность переживает состояние эмоционального стресса, который обусловлен активной положительной мотивацией и подготовкой к предстоящей деятельности /21/. Часто в ответ на воздействие стрессоров человек меняет свое поведение и осуществляет попытки направить свои усилия против источника стресса. В. А. Розанова Внутренняя потребность к преодолению стрессорных состояний обычно меняется в зависимости от различных факторов. Ими являются, с одной стороны, положительные факторы, к которым относятся обучение и воспитание, а, с другой — отрицательные, такие как возраст, воздействие медикаментозных средств, заболевания и т.п. Противостояние воздействию стресса является вполне достижимой задачей, хотя и сопряжено с преодолением ряда трудностей. В вопросах возможности управлять стрессом следует иметь в виду то обстоятельство, что человек обычно осознает расхождение между требованиями, которые ему предъявляются в различных ситуациях, и возможностью выполнения их. В данном контексте восприятие человека возможно изменить в трех аспектах: предъявляемого к человеку требования, способности выполнить его и значимости справиться с ним /17/. Изменение значимости события для человека является одним из важнейших путей сознательного управления стрессом. Изменение попыток справиться с источником стресса и изменение самой поведенческой реакции отличаются друг от друга. При интенсивном или длительном влиянии стресса поведение человека становится плохо управляемым. Это существенно влияет на попытки человека справиться с источником стресса. Например, ухудшение в настоящее время социально-экономической жизни людей нашей страны может привести еще к большему углублению воздействия стресса. В этом случае создание определенных образцов (шаблонов) поведения будет снижать чувствительность и эмоциональное отношение к создавшейся и длительно действующей ситуации, что будет носить защитный характер для психики людей. Одним из средств избежать стресса является уход от стрессо-генной ситуации; его легко достигнуть путем отдыха. Под отдыхом понимается активная деятельность, которая исключает мысли о причинах стресса. Отдых предполагает переключение внимания на иные объекты, не имеющие никакого отношения к стрессу. Поэтому в качестве противострессовых мероприятий полезно заняться рыбалкой, плаванием, прогулкой по лесу, поделками (вязанием, рисованием, лепкой и др.) /19/. Положительное воздействие на психику человека оказывает также релаксация. Она рассматривается как проявление противострес- Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты сорного механизма и способствует защите от стрессов. Релаксация позволяет восстановить внутреннее равновесие у человека. Резюме 1. Авторитет, власть, полномочия, компетенция — важнейшие 2. Основное качество руководителя — умение общаться с персо 3. Умение правильно распорядиться властью — свидетельство 4. Руководитель — лицо, ответственное за деятельность рабочих 5. Стили и методы руководства не являются синонимами. 6. В процессе общения руководителя с подчиненными имеет 7. Конфликтные ситуации — сопутствующие явления в деятель 8. Чаще всего конфликтные ситуации переходят в конфликты. 9. Обязанностью руководителя является необходимость разре
10. Конфликты имеют разновидности: межролевой, межличност 11. Конфликты имеют как положительные, так и отрицательные 12. Не существует универсальных способов разрешения конф 13. Стрессы являются необходимым условием жизни людей. 14. Существуют разновидности стрессов: физический, психоло 15. Как психологическое явление стресс поддается управляю Ключевые слова Авторитет — Влияние, основанное на занимаемом положении, должности, статусе; право на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В. А. Розанс Общение — Сложный процесс установления и раз| вития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместное деятельности и включающих в себя процесс обмена информацией, выра-, ботку единой стратегии взаимодействг и понимания человека человеком. Лидер (формальный) — Лицо, наделенное властью, полномочиями, обязанностями, ответственнос-1 тью за деятельность людей, объединен-! ных в группы.
- Обязательство выполнить задание и обеспечить его удовлетвори-] решение. - Права и обязанности. Ситуация, которая может привести к конфликту.
Столкновение разнонаправленных целей, мотивов и т.п. субъектов взаимодействия. Состояние человека, возникающее в ответ на экстремальные воздействия. Фактор, вызывающий стрессовое состояние. Практическое задание Решите, пожалуйста, возникшую ситуацию. Многие задачи вашего подразделения усложнились в связи с перепрофилированием всей фирмы. Ситуация возникла из-за того, что вас опередили конкуренты и сбыт продукции резко упал. Под угрозой оказалась конкурентоспособность вашей организации. Генеральный управляющий после совещания с Советом директоров дал задание всем руководителем подразделений в срочном порядке приступить к техническому перевооружению для выпуска нового ассортимента продукции. Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты Все руководители, как и персонал, приняли задание как необходимость. Но некоторые из руководителей среднего звена управления и мастера стали нервничать. Так двое из них стали раздражительными, у них " сдали нервы", они думали не столько о своей фирме, сколько о себе. Некоторые из сотрудников впали в " транс", у них пропало желание дальше работать. Оцените, пожалуйста, эту тревожную ситуацию, если бы вы оказались: а) руководителем подразделения; б) исполнителем — членом рабочей группы. Какие предложения по улучшению ситуации в фирме вы могли бы предложить? Практическое задание Вы — руководитель группы, ответственный за постановку тактических целей в вашей фирме. Определите: 1. Три основные цели вашей работы с учетом действия челове а)___________________________________________________ б)___________________________________________________ в) • 2. В чем состоит действие человеческого фактора и почему его 3. Что для вас, как руководителя, самое трудное в работе? 4. Как, с вашей точки зрения, оценивают вас как руководителя 5. Как к вам относятся ваши подчиненные? 6. Каковы ваши сильные стороны как руководителя? В. А. Розанова! 7. Каковы ваши слабые стороны как руководителя? Вопросы для усвоения 1. Что считается основным в деятельности менеджера? 2. Какие составляющие входят в профессиональное общение ру-' ководителя с персоналом? 3. Что должен учитывать менеджер для правильного общения с| персоналом? 4. Какие приемы являются наиболее важными для правильного! 5. Что такое " лидерство"? 6. Какие формы власти использует руководитель? 7. Что означает понятие " стиль руководства"? 8. Почему возникают конфликтные ситуации в управлении? 9. Что такое конфликт и когда он возникает?
10. Как нужно подходить к конфликтам? 11. Какими способами разрешаются конфликты? 12. Что такое " стресс"? 13. Каковы фазы развития стресса? 14. Какие виды стресса вам известны? 15. Чем отличается положительный стресс от отрицательного? 16. Каковы способы предупреждения и управления стрессом? Вопросы для повторения и обсуждения 1. Что входит в содержание профессионального общения руково-' дителя? Приведите примеры и обсудите их? 2. Чем отличается формальный лидер от неформального? 3. Что общего между ними? Приведите конкретные примеры. 4. Существуют ли оптимальные стили руководства? Если да, то ■ Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты 5. По каким критериям можно составить типологию руководителя? 6. Что такое " методы руководства"? Отличаются ли они от стилей руководства? 7. Всегда ли конфликтная ситуация переходит в конфликт? 8. Как нужно разрешать конфликты? 9. Обязательно ли нужно " гасить" конфликт?
10. Какие вам известны виды конфликтов? 11. Может ли человек прожить без стрессов? 12. Каковы отличия положительного стресса от отрицательного? 13. Можно ли управлять конфликтами? 14. Можно ли управлять стрессами? Литература 1. Гришина Н.В. Я и другие (общение в трудовом коллективе). — Л.: Ле- 2. Ладанов ИД. Практический менеджмент. Ч. III. Управление персона 3. Мелибруда Е. Я —ТЫ —МЫ / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986. 4. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор / Пер. с англ. — 5. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих реше 6. Уразаева В.А. (Розанова B.A.J. Психология решения управленческих 7. Психологические тесты для деловых людей. — М.: АО " Бизнес-школа 8. Ладанов И.Д., Уразаева В.А. (Розанова В.А.). Сборник психологичес 9. Ковалевски С. Руководитель и подчиненный / Пер. с цольск. — М.:
10. Пол Дизель М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организа 11. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные груп 12. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: В. А. Розанова
|