Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. А. Розанова. Сложность разрешения конфликтов связана с тем, что чаще все­го они возникают на фоне проявления отрицательных эмоций






Сложность разрешения конфликтов связана с тем, что чаще все­го они возникают на фоне проявления отрицательных эмоций, при которых человек не может мыслить конструктивно. Анализируя кон­фликты, можно сказать, что именно люди провоцируют их возник­новение.

Чаще всего конфликт возникает на основе действия нескольких причин, поиск которых затруднен ввиду сложного их переплетения.

В. Зигерт и Л.Ланг считают " альфой и омегой" конфликтов ущем­ление чувства собственного достоинства, поскольку оно пробуждает большую энергию, питающую межличностные конфликты /13/.

—------------- 1 Кроме межличностных конфликтов, можно от-

ид" метить и межролевые конфликты, а также внут—

конфликтов] риличностные. Межролевых конфликтов практи-

чески невозможно избежать, т.к. один человек является носителем разных ролей, которые приходят в противоречие между собой.

В жизни и деятельности часто сталкиваются стремления достиг­нуть определенных результатов и невозможность их осуществить. Это приводит к возникновению внутриличностного (интрапсихи-ческого) конфликта, где сталкиваются разнонаправленные мотивы.

Это состояние сопровождается нарастанием тревоги и страха, которые действуют разрушительно на личность. Например, страх получить отказ в просьбе может привести к испытанию враждебно­сти к человеку, от которого зависит выполнение просьбы.

Страх перед неудачей может быть причиной фрустрированно-го поведения. Одним из видов страха может быть боязнь быть высмеянным, оказаться несостоятельным в чем-то.

В условиях конфликтной ситуации особое место отводится осозна­нию ответственности личности за решение поставленных задач. Час­то конфликт создается человеком, который старается переложить от­ветственность на другого. Поэтому в конфликте могут столкнуться два разных человека: один является слишком ответственным, а дру­гой, наоборот, не является таковым. Поэтому уровень субъективного контроля за поведением у этих людей будет противоположным.

Если человек не хочет брать на себя ответственность, он пытает­ся навязать ее другому, который должен будет работать за него. Естественно, это вызывает обиду и раздражение, которые также способствуют возникновению конфликтной ситуации.

В практике случается и так, что один человек берет на себя непомерно большую ответственность по своей воле и отстраня-


Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты

ет других работников, что воспринимается как большая неспра­ведливость.

В такой ситуации оппоненты упрекают друг друга в недостаточ­ной, или, наоборот, чрезмерной ответственности, но каждый из них попадает в " ловушку ответственности". Для того чтобы выйти из нее, необходимо найти общую точку зрения, которая могла бы при­вести их к компромиссному решению.

Если человек уступает ответственность вопреки своей воле, то он может ощущать себя униженным. Если же человеку навязыва­ют ответственность, он может воспринять ее как тяжелое бремя и останется недовольным.

Если ответственность распределяется неравномерно или неспра­ведливо, то люди часто попадают в ситуацию, которая в большин­стве случаев переходит в конфликт /14/.

Известный американский психолог Э.Берн, создавший концеп­цию трансактного анализа, показал, что конфликты возникают там, где один человек берет на себя не свойственную ему роль.

Например, в школе среди учащихся довольно часто возникают конфликты, переходящие иногда в драки. Происходит это потому, что один ученик по отношению к другому берет на себя функцию " роди­теля", а не " ребенка", он чувствует совершенно необоснованно пре­восходство над другим, унижая человеческое достоинство /1/.

Главная цель при выходе из любой конфликтной ситуации — это поиск конструктивных решений.

Подходы к конфликтам

Основным подходом к разрешению конфлик-

та является поиск причин, послуживших его воз­никновению. Если причина конфликта определе­на, тогда становится возможным применить соответствующую технику решения задачи, как советует Дж. Г. Скотт /14/.

—------------------- 1 Дж. Г. Скотт предлагает для анализа причин

Методы решения,.,,

г конфликта несколько приемов: 1. Метоа

конфликтовтт

Y _______ I творческой визуализации. Человек должен

сам очертить круг возможных источников и причин возникшего конфликта. Этот метод включает запись своих вопросов к экспер­там, которые приглашаются извне для решения конфликта.

Если таким способом удается вскрыть одну из лежащих на повер­хности причин возникшего конфликта, тогда нужно последовательно идти к тому, чтобы найти истинные, глубинные источники конфликта.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.