Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядковые числительные






أ َ س ْ م َ ا ء ُ ا ل ع َ د َ د ِ ا ل ت ّ َ ر ْ ت ِ ي ب ِ ي ّ َ ة ُ

 

1. Порядковые числительные до 10.

Числительное " первый" أ َ و ّ َ ل ُ (множественное число: أ َ و ّ َ ل ُ و ن َ) в женском роде имеет форму أ ُ و ل َ ى " первая" (множественное число: أ ُ و َ ل ُ). Например:

 

د َ ر ْ س ٌ أ َ و ّ َ ل ُ первый урок

م َ ح َ ط ّ َ ة ٌ أ ُ و ل َ ي первая станция

 

Порядковые числительные от 2 до 10 образуются от корня соответствующих числительных по формуле ف َ ا ع ِ ل ٌ:


мужской род:

ث َ ا ن ٍ второй

ث َ ا ل ِ ث ٌ третий

ر َ ا ب ِ ع ٌ четвёртый

خ َ ا م ِ س ٌ пятый

س َ ا د ِ س ٌ шестой

س َ ا ب ِ ع ٌ седьмой

ث َ ا م ِ ن ٌ восьмой

ت َ ا س ِ ع ٌ девятый

ع َ ا ش ِ ر ٌ десятый

женский род:

ث َ ا ن ِ ي َ ة ٌ вторая

ث َ ا ل ِ ث َ ة ٌ третья

ر َ ا ب ِ ع َ ة ٌ четвёртая

خ َ ا م ِ س َ ة ٌ пятая

س َ ا د ِ س َ ة ٌ шестая

س َ ا ب ِ ع َ ة ٌ седьмая

ث َ ا م ِ ن َ ة ٌ восьмая

ت َ ا س ِ ع َ ة ٌ девятая

ع َ ا ش ِ ر َ ة ٌ десятая


Обратите внимание, что порядковое числительное س َ ا د ِ س ٌ " шестой" образуется от корня س َ د َ س َ " быть шестым".

Порядковые числительные до 10 ставятся после имени исчисляемого и согласуются с ним в роде, падеже и состоянии, то есть ведут себя как согласованные определения:

 

ك ِ ت َ ا ب ٌ خ َ ا م ِ س ٌ

Пятая книга (неопределенная)

ا َ ل ْ ك ِ ت َ ا ب ُ ا ل ْ خ َ ا م ِ س ُ

Пятая книга (определенная)

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ك ِ ت َ ا ب ً ا خ َ ا م ِ س ً ا

Я видел пятую книгу (неопределенная)

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ا ل ْ خ َ ا م ِ س َ

Я видел пятую книгу (определенная)

و َ ج َ د ْ ت ُ ه َ ذ َ ا ف ِ ي ك ِ ت َ ا ب ٍ خ َ ا م ِ س ٍ

Я нашел это в пятой книге (неопределенная)

و َ ج َ د ْ ت ُ ه َ ذ َ ا ف ِ ي ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب ِ ا ل ْ خ َ ا م ِ س ِ

Я нашел это в пятой книге (определенная)

ط َ ا ل ِ ب َ ة ٌ ث َ ا ل ِ ث َ ة ٌ

Третья студентка (неопределенная)

ا َ ل ط ّ َ ا ل ِ ب َ ة ُ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث َ ة ُ

Третья студентка (определенная)

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ط َ ا ل ِ ب َ ة ً ث َ ا ل ِ ث َ ة ً

Я видел третью студентку (неопределенная)

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ا َ ل ط ّ َ ا ل ِ ب َ ة َ ا َ ل ث ّ َ ا ل ِ ث َ ة َ

Я видел третью студентку (определенная)

أ َ خ َ ذ ْ ت ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ م ِ ن َ ط َ ا ل ِ ب َ ة ٍ ث َ ا ل ِ ث َ ة ٍ

Я взял книгу у третьей студентки (неопределенная)

أ َ خ َ ذ ْ ت ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ م ِ ن َ ا َ ل ط ّ َ ا ل ِ ب َ ة ِ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث َ ة ِ

Я взял книгу у третьей студентки (определенная)

Упражнения для закрепления

 

1) Переведите следующие словосочетания:


ا َ ل ْ م َ د ْ خ َ ل ُ ا ل ْ أ َ و ّ َ ل ُ __________________________________

ا َ ل ْ م َ ر ْ ح َ ل َ ة ُ ا ل ْ أ ُ و ل َ ى ____________________________________

ا َ ل ْ م ُ ع َ ل ّ ِ م ُ ا ل ث ّ َ ا ن ِ ى ________________________________________

ا َ ل ْ م ُ ع َ ل ّ ِ م َ ة ُ ا ل ث ّ َ ا ن ِ ي َ ة ُ ______________________________________

ا َ ل ن ّ َ ج ْ م ُ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث ُ ________________________________________

ا َ ل س ّ َ م َ ا ء ُ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث َ ة ُ ________________________________________

ا َ ل ْ ف َ ر َ س ُ ا ل ر ّ َ ا ب ِ ع ُ _________________________________________

ا َ ل ش ّ َ ا ة ُ ا ل ر ّ َ ا ب ِ ع َ ة ُ _________________________________________

ا َ ل ْ ح ِ م َ ا ر ُ ا ل ْ خ َ ا م ِ س ُ _________________________________

ا َ ل ْ ب َ ق َ ر َ ة ُ ا ل ْ خ َ ا م ِ س َ ة ُ ____________________________________

ا َ ل ْ ق ِ ط َ ا ر ُ ا ل س ّ َ ا د ِ س ُ ___________________________________

ا َ ل د ّ َ ب ّ َ ا ب َ ة ُ ا ل س ّ َ ا د ِ س َ ة ُ ___________________________________

ا َ ل ْ ق ِ س ْ م ُ ا ل س ّ َ ا ب ِ ع ُ _______________________________________

ا َ ل ْ ك ُ ل ّ ِ ي ّ َ ة ُ ا ل س ّ َ ا ب ِ ع َ ة ُ ______________________________________

ا َ ل ْ ح َ ا ر ِ س ُ ا ل ث ّ َ ا م ِ ن ُ ____________________________________

ا َ ل ش ّ ِ ر ْ ك َ ة ُ ا ل ث ّ َ ا م ِ ن َ ة ُ __________________________________

ا َ ل ْ ب ُ س ْ ت َ ا ن ُ ا ل ت ّ َ ا س ِ ع ُ _________________________________

ا َ ل ْ ج َ ا م ِ ع َ ة ُ ا ل ت ّ َ ا س ِ ع َ ة ُ _______________________________

ا َ ل ْ ح ِ ز ْ ب ُ ا ل ْ ع َ ا ش ِ ر ُ _________________________________

ا َ ل ص ّ َ ف ْ ح َ ة ُ ا ل ْ ع َ ا ش ِ ر َ ة ُ _____________________________

ب َ ا ب ٌ أ َ و ّ َ ل ُ ____________________________________________

ح َ ر ْ ب ٌ أ ُ و ل َ ى _______________________________________

ع َ م َ ل ٌ ث َ ا ن ٍ ____________________________________________

م ُ د َ ر ّ ِ س َ ة ٌ ث َ ا ن ِ ي َ ة ٌ ______________________________________

د َ ف ْ ت َ ر ٌ ث َ ا ل ِ ث ٌ __________________________________________

ل َ ج ْ ن َ ة ٌ ث َ ا ل ِ ث َ ة ٌ ___________________________________________

م َ س ْ ج ِ د ٌ ر َ ا ب ِ ع ٌ ______________________________________

ح َ د ِ ي ق َ ة ٌ ر َ ا ب ِ ع َ ة ٌ _____________________________________

م ُ ؤ ْ ت َ م َ ر ٌ خ َ ا م ِ س ٌ __________________________________

ط َ ب ِ ي ب َ ة ٌ خ َ ا م ِ س َ ة ٌ ____________________________________

ض َ ا ب ِ ط ٌ س َ ا د ِ س ٌ _______________________________________

م ُ م َ ر ّ ِ ض َ ة ٌ س َ ا د ِ س َ ة ٌ ___________________________________

ش َ ه ْ ر ٌ س َ ا ب ِ ع ٌ _____________________________________________

س َ ن َ ة ٌ س َ ا ب ِ ع َ ة ٌ _____________________________________________

د ُ ك ّ َ ا ن ٌ ث َ ا م ِ ن ٌ ____________________________________________

س َ ي ّ َ ا ر َ ة ٌ ث َ ا م ِ ن َ ة ٌ ___________________________________________

ح َ ي ّ ٌ ت َ ا س ِ ع ٌ ______________________________________________

م َ ح َ ط ّ َ ة ٌ ت َ ا س ِ ع َ ة ٌ ________________________________________

م ُ ب َ ا ر َ ا ة ٌ ع َ ا ش ِ ر َ ة ٌ ________________________________________

ي َ و ْ م ٌ ع َ ا ش ِ ر ٌ ______________________________________________


2) Переведите следующие словосочетания на арабский язык:


первый студент________________________________________________________________________________________________________

второй мужчина ____________________________________________________________________________________________________

третья страна ____________________________________________________________________________________________________________

четвёртая мечеть ___________________________________________________________________________________________________

пятый дом ___________________________________________________________________________________________________________________

шестой мальчик _____________________________________________________________________________________________________

седьмой осёл ______________________________________________________________________________________________________________

восьмая тетрадь ______________________________________________________________________________________________________

девятый стол _____________________________________________________________________________________________________________

десятый инженер __________________________________________________________________________________________________

первая студентка ___________________________________________________________________________________________________

вторая женщина ____________________________________________________________________________________________________

третий город _____________________________________________________________________________________________________________

четвёртая школа ____________________________________________________________________________________________________

пятое дерево_______________________________________________________________________________________________________________

шестая девочка ________________________________________________________________________________________________________

седьмая курица _______________________________________________________________________________________________________

восьмая страница __________________________________________________________________________________________________

девятая роза _______________________________________________________________________________________________________________

десятая ученица _____________________________________________________________________________________________________


3) Переведите предложения на русский язык:

ح َ ف ّ َ ظ َ ن ِ ي أ َ خ ِ ي َ ا ل ْ ك َ ب ِ ي ر ُ ا ل س ّ ُ و ر َ ة َ ا ل ْ أ ُ و ل َ ى

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ق َ ر َ أ َ ت ْ ه َ ذ َ ا ا ل ش ّ ِ ع ْ ر َ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب َ ة ُ ا ل ث ّ َ ا ن ِ ي َ ة ُ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ح َ ج َ ز َ ا ل س ّ َ ا ئ ِ ح ُ ا ل ْ غ ُ ر ْ ف َ ة َ ف ِ ي ا ل ْ ف ُ ن ْ د ُ ق ِ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ق َ ت َ ل َ خ َ ا ل ِ ي ذ ِ ئ ْ ب ً ا ر َ ا ب ِ ع ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

أ َ ل ّ َ ف َ أ ُ س ْ ت َ ا ذ ٌ ك ِ ت َ ا ب ً ا خ َ ا م ِ س ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ك َ ت َ ب َ ا ل ْ م ُ س َ ا ف ِ ر ُ إ ِ ل َ ى أ ُ م ِ ـ ه ِ ر ِ س َ ا ل َ ة ً س َ ا د ِ س َ ة ً

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ت َ ف َ ر ّ َ ج ْ ن َ ا ا ل ْ ي َ و ْ م َ ع َ ل َ ى ا ل ْ م ُ ب َ ا ر َ ا ة ِ ا ل س ّ َ ا ب ِ ع َ ة ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ت ُ و ُ ف ّ ِ ي َ ج َ د ّ ِ ي ف ِ ي ا ل ْ ي َ و ْ م ِ ا ل ث ّ َ ا م ِ ن ِ م ِ ن ْ ر َ م َ ض َ ا ن َ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ذ َ ب َ ح َ ا ل ر ّ َ ا ع ِ ي أ َ م ْ س ِ خ َ ر ُ و ف ً ا ت َ ا س ِ ع ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ا ِ ن ْ ت َ ق َ ل َ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ ﴿ ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ ﴾ إ ِ ل َ ى ر َ ح ْ م َ ة ِ ا ل ل ه ِ ف ِ ي ا ل س ّ َ ن َ ة ِ ا ل ْ ع َ ا ش ِ ر َ ة ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Переведите следующие предложения на арабский язык:

Мой младший брат живет с женой в первом доме

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кабинет директора на втором этаже

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я разговаривал сегодня с третьим офицером

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Этот город – четвертая столица нашей страны

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои сестры учились в пятой школе

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это шестой фильм в этом году

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы разбили седьмое окно в нашем доме

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моя мама получила деньги в восьмом банке

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учительницы приехали на девятом автобусе

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Арабские книги на пятой полке

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

*********

2. Порядковые числительные от 11 до 19.

Порядковые числительные от 11 до 19 схожи с соответствующими количественными числительными тем, что они также несклоняемы по флексии и огласуются фатхой в конце единиц и десяток. Причем десятки стоят в форме количественных, а единицы - в форме порядковых числительных. Десятки и единицы согласуются в роде с исчисляемым:


мужской род:

ح َ ا د ِ ي َ ع َ ش َ ر َ одиннадцатый

ث َ ا ن ِ ى َ ع َ ش َ ر َ двенадцатый

ث َ ا ل ِ ث َ ع َ ش َ ر َ тринадцатый

ر َ ا ب ِ ع َ ع َ ش َ ر َ четырнадцатый

خ َ ا م ِ س َ ع َ ش َ ر َ пятнадцатый

س َ ا د ِ س َ ع َ ش َ ر َ шестнадцатый

س َ ا ب ِ ع َ ع َ ش َ ر َ семнадцатый

ث َ ا م ِ ن َ ع َ ش َ ر َ восемнадцатый

ت َ ا س ِ ع َ ع َ ش َ ر َ девятнадцатый

женскийрод:

ح َ ا د ِ ي َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ одиннадцатая

ث َ ا ن ِ ي َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ двенадцатая

ث َ ا ل ِ ث َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ тринадцатая

ر َ ا ب ِ ع َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ четырнадцатая

خ َ ا م ِ س َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ пятнадцатая

س َ ا د ِ س َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ шестнадцатая

س َ ا ب ِ ع َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ семнадцатая

ث َ ا م ِ ن َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة восемнадцатая

ت َ ا س ِ ع َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ девятнадцатая


Порядковые числительные от 11 до 19 оформляются как согласованные определения, то есть стоят после имени исчисляемого. Их единицы могут принимать определенный артикль. Например:

 

ض َ ا ب ِ ط ٌ خ َ ا م ِ س َ ع َ ش َ ر َ

Пятнадцатый офицер (неопределенный)

ا َ ل ض ّ َ ا ب ِ ط ُ ا ل ْ خ َ ا م ِ س َ ع َ ش َ ر َ

Пятнадцатый офицер (определенная)

م َ د ْ ر َ س َ ة ٌ خ َ ا م ِ س َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ

Пятнадцатая школа (неопределенная)

ا َ ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ُ ا ل ْ خ َ ا م ِ س َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ

Пятнадцатая школа (определенная)

Упражнения для закрепления

 

1) Переведите следующие словосочетания:


ا َ ل ْ م َ د ْ خ َ ل ُ ا ل ْ ح َ ا د ِ ي َ ع َ ش َ ر َ _____________________

ا َ ل ْ م َ ر ْ ح َ ل َ ة ُ ا ل ْ ح َ ا د ِ ي َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ ____________________

ا َ ل ْ م ُ ع َ ل ّ ِ م ُ ا ل ث ّ َ ا ن ِ ى َ ع َ ش َ ر َ _____________________________

ا َ ل ْ م ُ ع َ ل ّ ِ م َ ة ُ ا ل ث ّ َ ا ن ِ ي َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ _________________________

ا َ ل ن ّ َ ج ْ م ُ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث َ ع َ ش َ ر َ _____________________________

ا َ ل ش ّ َ ج َ ر َ ة ُ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ ________________________

ا َ ل ْ ف َ ر َ س ُ ا ل ر ّ َ ا ب ِ ع َ ع َ ش َ ر َ _____________________________

ا َ ل ش ّ َ ا ة ُ ا ل ر ّ َ ا ب ِ ع َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ ____________________________

ا َ ل ْ ح ِ م َ ا ر ُ ا ل ْ خ َ ا م ِ س َ ع َ ش َ ر َ ______________________

ا َ ل ْ ب َ ق َ ر َ ة ُ ا ل ْ خ َ ا م ِ س َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ ______________________

ا َ ل ْ ق ِ ط َ ا ر ُ ا ل س ّ َ ا د ِ س َ ع َ ش َ ر َ ________________________

ا َ ل د ّ َ ب ّ َ ا ب َ ة ُ ا ل س ّ َ ا د ِ س َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ _____________________

ا َ ل ْ ق ِ س ْ م ُ ا ل س ّ َ ا ب ِ ع َ ع َ ش َ ر َ ____________________________

ا َ ل ْ ك ُ ل ّ ِ ي ّ َ ة ُ ا ل س ّ َ ا ب ِ ع َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ ________________________

ا َ ل ْ ح َ ا ر ِ س ُ ا ل ث ّ َ ا م ِ ن َ ع َ ش َ ر َ _________________________

ا َ ل ش ّ ِ ر ْ ك َ ة ُ ا ل ث ّ َ ا م ِ ن َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ ________________________

ا َ ل ْ ب ُ س ْ ت َ ا ن ُ ا ل ت ّ َ ا س ِ ع َ ع َ ش َ ر َ _________________________

ا َ ل ْ ج َ ا م ِ ع َ ة ُ ا ل ت ّ َ ا س ِ ع َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ _____________________

ب َ ا ب ٌ ح َ ا د ِ ي َ ع َ ش َ ر َ ________________________________

أ ُ غ ْ ن ِ ي َ ة ٌ ح َ ا د ِ ي َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ _____________________________

ع َ م َ ل ٌ ث َ ا ن ِ ى َ ع َ ش َ ر َ ___________________________________

م ُ د َ ر ّ ِ س َ ة ٌ ث َ ا ن ِ ي َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ _____________________________

د َ ف ْ ت َ ر ٌ ث َ ا ل ِ ث َ ع َ ش َ ر َ ___________________________________

ل َ ج ْ ن َ ة ٌ ث َ ا ل ِ ث َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ __________________________________

م َ س ْ ج ِ د ٌ ر َ ا ب ِ ع َ ع َ ش َ ر َ _______________________________

ح َ د ِ ي ق َ ة ٌ ر َ ا ب ِ ع َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ ____________________________

م ُ ؤ ْ ت َ م َ ر ٌ خ َ ا م ِ س َ ع َ ش َ ر َ ___________________________

ط َ ب ِ ي ب َ ة ٌ خ َ ا م ِ س َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ ___________________________

ض َ ا ب ِ ط ٌ س َ ا د ِ س َ ع َ ش َ ر َ ___________________________

م ُ م َ ر ّ ِ ض َ ة ٌ س َ ا د ِ س َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ ________________________

ي َ و ْ م ٌ س َ ا ب ِ ع َ ع َ ش َ ر َ _____________________________________

س َ ن َ ة ٌ س َ ا ب ِ ع َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ __________________________________

د ُ ك ّ َ ا ن ٌ ث َ ا م ِ ن َ ع َ ش َ ر َ _________________________________

س َ ي ّ َ ا ر َ ة ٌ ث َ ا م ِ ن َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ ______________________________

ح َ ي ّ ٌ ت َ ا س ِ ع َ ع َ ش َ ر َ ___________________________________

م َ ح َ ط ّ َ ة ٌ ت َ ا س ِ ع َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ ___________________________


 

2) Переведите следующие словосочетания на арабский язык:

 

одиннадцатый студент ____________________________________________________________________________________

двенадцатый мужчина _____________________________________________________________________________________

тринадцатая страна ____________________________________________________________________________________________

четырнадцатая мечеть ______________________________________________________________________________________

пятнадцатый дом __________________________________________________________________________________________________

шестнадцатый мальчик ___________________________________________________________________________________

семнадцатый осёл _________________________________________________________________________________________________

восемнадцатая тетрадь _____________________________________________________________________________________

девятнадцатый стол ____________________________________________________________________________________________

одиннадцатая студентка ________________________________________________________________________________

двенадцатая женщина ______________________________________________________________________________________

триннадцатая город ___________________________________________________________________________________________

четырнадцатая школа ______________________________________________________________________________________

пятнадцатое дерево______________________________________________________________________________________________

шестнадцатая девочка ______________________________________________________________________________________

семнадцатая курица ___________________________________________________________________________________________

восемнадцатая страница ________________________________________________________________________________

девятнадцатая роза _____________________________________________________________________________________________


 

3) Переведите предложения на русский язык:

ط َ ر َ ق ْ ت ُ ب َ ا ب َ ا ل ش ّ َ ق ّ َ ة ِ ا ل ْ ح َ ا د ِ ي َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ َ

____________________________________________________________________________________________________________

ك َ ت َ ب َ ت ْ ه َ ذ َ ا ا ل ْ إ ِ ن ْ ش َ ا ء َ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب َ ة ُ ا ل ث ّ َ ا ن ِ ي َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ

____________________________________________________________________________________________________________

ر َ أ َ ي ْ ت ُ أ َ ب ِ ي ل ِ ل ْ م َ ر ّ َ ة ِ ا ل ْ أ َ خ ِ ي ر َ ة ِ ف ِ ي ا ل ْ ي َ و ْ م ِ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث َ ع َ ش َ ر َ م ِ ن ْ ن ُ و ف َ م ْ ب َ ر َ

____________________________________________________________________________________________________________

ت َ س َ ل ّ َ م ْ ت ُ ص َ ب َ ا ح َ ا ل ْ ي َ و ْ م ِ ط َ ر ْ د ً ا ر َ ا ب ِ ع َ ع َ ش َ ر َ

____________________________________________________________________________________________________________

ب َ ا ع َ ا ل ت ّ َ ا ج ِ ر ُ ف ِ ي ا ل س ّ ُ و ق ِ ق َ م ِ ي ص ً ا خ َ ا م ِ س َ ع َ ش َ ر َ

____________________________________________________________________________________________________________

غ َ ر َ س َ ج َ د ّ ِ ي ف ِ ي ا ل ْ ب ُ س ْ ت َ ا ن ِ ش َ ج َ ر َ ة ً س َ ا د ِ س َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ

____________________________________________________________________________________________________________

ا ِ ش ْ ت َ ر َ ك َ ف َ ر ِ ي ق ُ ن َ ا ا ل ْ ي َ و ْ م َ ف ِ ي ا ل ْ م ُ س َ ا ب َ ق َ ة ِ ا ل س ّ َ ا ب ِ ع َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ

____________________________________________________________________________________________________________

ص ُ ن ِ ع َ ت ْ ه َ ذ ِ ه ِ ا ل س ّ َ ي ّ َ ا ر َ ة ُ ف ِ ي ا ل ْ م َ ص ْ ن َ ع ِ ا ل ث ّ َ ا م ِ ن َ ع َ ش َ ر َ

____________________________________________________________________________________________________________

ش َ ر َ ح َ ا ل ْ ي َ و ْ م َ ا ل ش ّ َ ي ْ خ ُ ح َ د ِ ي ث ً ا ت َ ا س ِ ع َ ع َ ش َ ر َ

____________________________________________________________________________________________________________

 

4) Переведите следующие предложения на арабский язык:

Наши родственники живут в одиннадцатом квартале

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лифт остановился на двенадцатом этаже

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я поехал в зоопарк на тринадцатом автобусе

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На этой улице находится четырнадцатая библиотека

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои родители учились в пятнадцатой школе с твоими родителями

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это шестнадцатый дом в этой деревне

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Позавчера мы изготовили семнадцатую коробку

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я постучал в восемнадцатую дверь

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы сошли с автобуса на девятнадцатой остановке

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

*********

 

3. Порядковые числительные круглых десяток, сотен, тысяч подобны соответствующим количественным числительным. Они одинаковы для обоих родов и оформляются как согласованные определения, то есть ставятся после исчисляемого и согласуются с ним в состоянии (определенности или неопределенности). Они также склоняются по падежам. Например:

 

ط َ ا ل ِ ب ٌ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ Двадцатый студент (неопределенный)

ا َ ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ Двадцатый студент (определенный)

ط َ ا ل ِ ب َ ة ٌ ث َ ل ا ث ُ و ن َ Тридцатая студентка (неопределенная)

ا َ ل ط ّ َ ا ل ِ ب َ ة ُ ا ل ث ّ َ ل َ ا ث ُ و ن َ Тридцатая студентка (определенная)

ط َ ا ل ِ ب ٌ م ِ ئ َ ة ٌ Сотый студент (неопределенный)

ا َ ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ ا ل ْ م ِ ئ َ ة ُ Сотый студент (определенный)

ط َ ا ل ِ ب َ ة ٌ م ِ ئ َ ة ٌ Сотая студентка (неопределенная)

ا َ ل ط ّ َ ا ل ِ ب َ ة ُ ا ل ْ م ِ ئ َ ة ُ Сотая студентка (определенная)

 

 

ج َ ا ء َ ط َ ا ل ِ ب ٌ ث َ ل ا َ ث ُ و ن َ (ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ)

Пришел тридцатый студент

(именительный падеж)

 

أ َ خ َ ذ ْ ت ُ ا ل ك ُ ت ُ ب َ م ِ ن ْ ط َ ا ل ِ ب ٍ ث َ ل ا َ ث ِ ي ن َ (ا ل ْ ج َ ر ّ ُ)

Я взял книги у тридцатого студента

(родительный падеж)

 

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ط َ ا ل ِ ب ا ً ث َ ل ا ث ِ ي ن َ (ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ)

Я видел тридцатого студента

(винительный падеж)

 

 

Сложные порядковые числительные после 20 (21, 22, 23, 24...) образуются из круглых десяток (сотен, тысяч) и порядковых числительных до 9 (см. 1. пункт данной темы). Например:


мужской род:

أ َ و ّ َ ل ُ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать первый

ث َ ا ن ٍ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать второй

ث َ ا ل ِ ث ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать третий

ر َ ا ب ِ ع ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать четвертый

خ َ ا م ِ س ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать пятый

س َ ا د ِ س ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать шестой

س َ ا ب ِ ع ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать седьмой

ث َ ا م ِ ن ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать восьмой

ت َ ا س ِ ع ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать девятый

ث َ ل ا َ ث ُ و ن َ тридцатый

أ َ و ّ َ ل ُ و َ ث َ ل ا َ ث ُ و ن َ тридцать первый

женскийрод:

أ ُ و ل َ ى و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать первая

ث َ ا ن ِ ي َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать вторая

ث َ ا ل ِ ث َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать третья

ر َ ا ب ِ ع َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать четвертая

خ َ ا م ِ س َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать пятая

س َ ا د ِ س َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать шестая

س َ ا ب ِ ع َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать седьмая

ث َ ا م ِ ن َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать восьмая

ت َ ا س ِ ع َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ двадцать девятая

ث َ ل ا َ ث ُ و ن َ тридцатая

أ ُ و ل َ ى و َ ث َ ل ا َ ث ُ و ن َ тридцатая первая


.........................

م ِ ئ َ ة ٌ و َ أ َ و ّ َ ل ُ و َ ث َ ل ا َ ث ُ و ن َ сто тридцать первый

م ِ ئ َ ة ٌ و َ أ ُ و ل َ ى و َ ث َ ل ا َ ث ُ و ن َ сто тридцатая первая

 

В состоянии определенности и единицы, и десятки (сотни, тысячи) подобных числительных принимают определенный артикль ا َ ل ْ. Например:

ط َ ا ل ِ ب ٌ ث َ ا ل ِ ث ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ

Двадцатый третий студент (неопределенный)

ا َ ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ

Двадцатый третий студент (определенный)

ط َ ا ل ِ ب ٌ م ِ ئ َ ة ٌ و َ ث َ ا ل ِ ث ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ

Сто двадцать третий студент (неопределенный)

ا َ ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ ا ل ْ م ِ ئ َ ة ُ و َ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ

Сто двадцать третий студент (определенный)

 

У сложных порядковых числительных все части (единицы, десятки, сотни) склоняются по пажежам. Например:

 

ج َ ا ء َ ر َ ج ُ ل ٌ م ِ ئ َ ة ٌ و َ خ َ ا م ِ س ٌ و ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ (ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ)

Пришел 125-ый мужчина (именительный падеж)

 

أ َ خ َ ذ ْ ت ُ ا ل ك ُ ت ُ ب َ م ِ ن ْ ر َ ج ُ ل ٍ م ِ ئ َ ة ٍ و َ خ َ ا م ِ س ٍ و َ ع ِ ش ْ ر ِ ي ن َ (ا ل ْ ج َ ر ّ ُ)

Я взял книги у 125-го мужчины (родительный падеж)

 

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ر َ ج ُ ل ا ً م ِ ئ َ ة ً و َ خ َ ا م ِ س ً ا و َ ع ِ ش ْ ر ِ ي ن َ (ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ)

Я видел 125-го мужчину (винительный падеж)

 

ج َ ا ء َ ت ْ ا ِ م ْ ر أ َ ة ٌ م ِ ئ َ ة ٌ و َ خ َ ا م ِ س َ ة ٌ و ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ

Пришла 125-ая женщина (именительный падеж)

 

أ َ خ َ ذ ْ ت ُ ا ل ك ُ ت ُ ب َ م ِ ن ْ ا ِ م ْ ر َ أ َ ة ٍ م ِ ئ َ ة ٍ و َ خ َ ا م ِ س َ ة ٍ و ع ِ ش ْ ر ِ ي ن َ (ا ل ْ ج َ ر ّ ُ)

Я взял книги у 125-ой женщины (родительный падеж)

 

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ا ِ م ْ ر َ أ َ ة ً م ِ ئ َ ة ً و َ خ َ ا م ِ س َ ة ً و ع ِ ش ْ ر ِ ي ن َ (ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ)

Я видел 125-ую женщину (винительный падеж)

 

Упражнения для закрепления

 

1) Переведите следующие словосочетания:


ا َ ل ْ ف َ ص ْ ل ُ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ___________________________________________

ا َ ل ْ ب ن ْ ك ُ ا ل ْ أ َ و ّ َ ل ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _____________________________

ا َ ل ْ ب َ د ْ ل َ ة ُ ا ل ْ أ ُ و ل َ ى و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ___________________________

ا َ ل ْ ب َ ن ْ ت َ ل ُ و ن ُ ا ل ث ّ َ ا ن ِ ي و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ________________________

ا َ ل س ّ َ ف ِ ي ن َ ة ُ ا ل ْ ث ّ َ ا ن ِ ي َ ة ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _________________________

ا َ ل ْ ب َ ح ْ ر ُ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ___________________________

ا َ ل ْ ب ُ ح َ ي ْ ر َ ة ُ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث َ ة ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _________________________

ا َ ل ْ م َ خ ْ ز َ ن ُ ا ل ر ّ َ ا ب ِ ع ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _______________________

ا َ ل ْ ب َ ق َ ر َ ة ُ ا ل ر ّ َ ا ب ِ ع َ ة ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ___________________________

ا َ ْ ل ْ م َ ر ْ ك َ ز ُ ا ل ْ خ َ ا م ِ س ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ___________________

ا َ ل ْ خ ِ ز َ ا ن َ ة ُ ا ل ْ خ َ ا م ِ س َ ة ُ و ¡






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.