Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обращение






ا ل ن ّ ِ د َ ا ء ُ

 

В арабском языке обращение в основном выражается посредством частицы ي َ ا «эй, о». Непосредственно после этой частицы следует имя, к которому направлено обращение. Например:

 


ي َ ا ر َ ج ُ ل ُ! О, мужчина!

ي َ ا ا م ْ ر أ َ ة ُ! О, женщина!

ي َ ا و َ ل َ د ُ! Эй, мальчик!

ي َ ا ب ِ ن ْ ت ُ! Эй, девочка!

ي َ ا م ُ د َ ر ّ ِ س َ ا ت ُ! О, учительницы!

ي َ ا ط َ ا ل ِ ب َ ا ت ُ! О, студентки!


 

Как видно из примеров, имя, к которому направлено обращение (ا َ ل ْ م ُ ن َ ا د َ ى) посредством ي َ ا, ставится без артикля ا َ ل и без танвина. В двойственном числе оно не меняет структуры:

 

ي َ ا م ُ د َ ر ّ ِ س َ ا ن ِ! О, (два) учителя!

ي َ ا م ُ د َ ر ّ ِ س َ ت َ ا ن ِ! О, (две) учительницы!

 

Также при обращении не меняется структура имени множественного числа, указывающего на лиц мужского пола (ج َ م ع ُ ا ل م ُ ذ َ ك ّ َ ر ِ ا ل س ّ َ ا ل ِ م):

 

ي َ ا م ُ د َ ر ّ ِ س ُ و ن َ! О, учителя!

ي َ ا م ُ ه َ ن ْ د ِ س ُ و ن َ! О, инженеры!

ي َ ا م ُ س ْ ل ِ م ُ و ن َ! О, мусульмане!

Имя, к которому направлено обращение, должно ставиться в винительном падеже в следующих случаях:

 

1) Если оно является первым членом «идафы»:

ي َ ا ص َ د ِ ي ق َ أ َ خ ِ ى! О, друг моего брата!

ي َ ا ص َ ا ح ِ ب َ ا ل س ّ َ ي ّ َ ا ر َ ة ِ! О, хозяин машины!

ي َ ا ز َ و ْ ج َ ف َ ا ط ِ م َ ة َ! О, муж Фатимы!

 

2) Если оно стоит в конструкции, носящей название «подобие идафы» (ش ِ ب ْ ه ُ ا ل إ ِ ض َ ا ف َ ة ِ). (Это конструкция, состоящая из двух слов, второе из которых дополняет смысл первого. Таковой является, например, конструкция из действительного причастия и его прямого дополнения – см. примеры ниже). Например:

 

ي َ ا ك َ ا ت ِ ب ا ً ر ِ س َ ا ل َ ة ً! О, пишущий письмо!

ي َ ا م ُ ؤ َ د ّ ِ ب ا ً ا ِ ب ْ ن َ ه! ُ О, воспитывающий своего сына!

ي َ ا ش َ ا ر ِ ب ا ً م َ ا ء ً! О, пьющий воду!

 

3) Если обращение направлено не к конкретному лицу или объекту, а к любому представителю данного вида:

ي َ ا ر َ ج ُ ل ا ً س َ ا ع ِ د ْ ن ِ ى!

О, мужчина, помоги мне! (Т.е. кто-нибудь из мужчин)

ي َ ا ط َ ا ل ِ ب ً ا ا ِ ج ْ ت َ ه ِ د ْ!

О, студент, старайся! (Т.е. кто-нибудь из студентов)

ي َ ا م ُ س ْ ل ِ م ً ا ل ا َ ت َ غ ْ ض َ ب ْ!

О, мусульманин, не гневайся! (Т.е. кто-нибудь из мусульман)

 

 

Также наряду с ي َ ا широко используется другая частица обращения ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا (для женского рода: ي َ ا أ َ ي ّ َ ت ُ ه َ ا)[2].

После этой частицы имя стоит в определённом состоянии именительного падежа:

 

ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ا ِ ن ْ س َ ا ن ُ! О, человек! ي َ ا أ َ ي ّ َ ت ُ ه َ ا ا ل ب ِ ن ْ ت ُ! О, девочка!

ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ن ّ َ ا س ُ! О, люди! ي َ ا أ َ ي ّ َ ت ُ ه َ ا ا ل ن ّ َ ف ْ س ُ! О, душа!

 

Существует ещё семь частиц, которые используются реже, чем ي َ ا и ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا. Это

أ َ, آ, أ َ ى ْ, آ ى ْ, أ َ ي َ ا, ه َ ي َ ا, و َ ا

Правила их использования аналогичны правилам частицы ي َ ا.

Примечание:

Иногда имя, к которому направлено обращение, утрачивает одну или две конечные буквы. Это делается для легкости произношения. В арабском языке это явление носит название ا َ ل ت ّ َ ر ْ خ ِ ي م ُ.

Например:

 

ي ا ج َ ع ْ ف َ! (В основе: ي ا ج َ ع ْ ف َ ر ُ!) О, Джафар!

 

Такое усечение в оборотах обращения возможно в следующих именах:

1) Оканчивающихся на ة «та марбуту». Например:

 

ي َ ا ع َ ا ئ ِ ش َ! (В основе: ي َ ا ع َ ا ئ ِ ش َ ة ُ!) О, Аиша!

ي َ ا م ُ د َ ر ّ ِ س َ! (В основе:! ي َ ا م ُ د َ ر ّ ِ س َ ة ُ) О, учительница!

2) Именах собственных, состоящих из более трех букв, последняя из которых огласована " даммой " или «танвин дамой». Например:

ي َ ا ح َ ا ر ِ! (В основе: ي َ ا ح َ ا ر ِ ث ُ!) О, Харис!

Конечная буква той части имени, которая остаётся после подобного усечения, может быть огласована «даммой» или сохранить свою прежнюю огласовку:

ي َ ا م َ ا ل ُ! или ي َ ا م َ ا ل ِ (В основе: ي َ ا م َ ا ل ِ ك ُ!) О, Малик!

Упражнения для закрепления

1) Введите частицу обращения ي َ ا в следующие слова и произведите нужные изменения, если того требует структура имени:

___________________________________________________________________________ ط َ ا ل ِ ب ٌ

م ُ س ْ ل ِ م َ ا ن ِ __________________________________________________________________________

ض َ ا ب ِ ط ٌ ____________________________________________________________________________

م ُ ع َ ل ّ ِ م ُ و ن َ __________________________________________________________________________

م ُ ه َ ن ْ د ِ س ٌ __________________________________________________________________________

ق َ ا ر ِ ئ ُ و ن َ ___________________________________________________________________________

م َ د ْ ر َ س َ ة ٌ ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ ل ا َ ع ِ ب ُ و ن َ

____________________________________________________________________________ ط َ ب ِ ي ب َ ة ٌ

_________________________________________________________________________ ص َ د ِ ي ق َ ا ن ِ

م ُ م َ ر ّ ِ ض َ ة ٌ __________________________________________________________________________

ر ُ و س ِ ي ّ َ ا ن ِ __________________________________________________________________________

2) Введите частицу обращения ي َ ا в следующие словосочетания и произведите нужные изменения:

ص َ ا ح ِ ب ُ ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ ___________________________________________________________________

ق َ ا ر ِ ئ ٌ ك ِ ت َ ا ب ا ً _____________________________________________________________________

ا ِ ب ْ ن ُ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ _____________________________________________________________________

ض َ ا ر ِ ب ٌ ت ِ ل ْ م ِ ي ذ ا ً ____________________________________________________________________

ب ِ ن ْ ت ُ ز َ ي ْ د ٍ _____________________________________________________________________

ق َ ا ت ِ ل ٌ ر َ ج ُ ل ا ً _____________________________________________________________________

3) Введите частицу обращенияي َ ا в следующие слова при условии, что обращение не направлено к конкретному лицу:

ط َ ا ل ِ ب ٌ ____________________________________________________________________________

ا ِ م ْ ر َ أ َ ة ٌ _____________________________________________________________________________

ض َ ا ب ِ ط ٌ ____________________________________________________________________________

م ُ س ْ ل ِ م ٌ _____________________________________________________________________________

م ُ ه َ ن ْ د ِ س ٌ __________________________________________________________________________

أ ُ س ْ ت َ ا ذ ٌ _____________________________________________________________________________

4) Введите частицу обращения ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا или ي َ ا أ َ ي ّ َ ت ُ ه َ ا в следующие слова и произведите в них нужные изменения:

م ُ س ْ ل ِ م ُ و ن َ __________________________________________________________________________

ط َ ب ِ ي ب َ ة ٌ ___________________________________________________________________________

ص َ ا ب ِ ر ُ و ن َ __________________________________________________________________________

م ُ م َ ر ّ ِ ض َ ة ٌ ___________________________________________________________________________

ع ُ ل َ م َ ا ء ُ _____________________________________________________________________________

أ ُ خ ْ ت ٌ _____________________________________________________________________________

ش ُ ه َ د َ ا ء ُ ____________________________________________________________________________

أ ُ م ّ ٌ _____________________________________________________________________________

أ َ س َ ا ت ِ ذ َ ة ُ ____________________________________________________________________________

ع َ ا ل ِ م ٌ _____________________________________________________________________________

ر َ ج ُ ل ٌ _____________________________________________________________________________

أ ُ س ْ ت َ ا ذ ٌ _____________________________________________________________________________

ط َ ا ل ِ ب ٌ _____________________________________________________________________________

ص َ د ِ ي ق ٌ _____________________________________________________________________________

ت ِ ل ْ م ِ ي ذ ٌ _____________________________________________________________________________

م ُ د َ ر ّ ِ س َ ة ٌ ____________________________________________________________________________

5) Введите частицу обращения ي َ ا в следующие слова и произведите усечение их конечных букв (ا ل ت ّ َ ر ْ خ ِ ي م ُ). Проставьте огласовки:

ف َ ا ط ِ م َ ة ُ _____________________________________________________________________________

م ُ ع َ ل ّ ِ م َ ة ٌ _____________________________________________________________________________

ح َ م ْ ز َ ة ُ _____________________________________________________________________________

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.