Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Упражнения для закрепления 7 страница






    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ل ِ ن َ ك ْ ت ُ ب ْ ر ِ س َ ا ل َ ة ً إ ل َ ى ح َ س َ ن ٍ!

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ل ِ ي َ د ْ ر ُ س ْ ح َ ا م ِ د ٌ ا ل ل غ َ ة َ ا ل ْ ع َ ر َ ب ِ ي ّ َ ة َ!

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ل َ م ّ َ ا أ َ ق ْ ر َ أ ْ ه َ ذ َ ا ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ل َ م ّ َ ا أ ُ س َ ا ف ِ ر ْ إ ِ ل َ ى ل ُ ب ْ ن َ ا ن َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2) Введите частицу ل َ م ْ в следующие предложения и произведите нужное изменение:

    ي َ د ْ ر ُ س ُ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ ا ل ل ُ غ َ ة َ ا ل ر ّ ُ و س ِ ي ّ َ ة ُ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ي َ ض ْ ر ِ ب ُ أ َ ب ِ ي ك َ ل ْ ب ً ا

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ي َ ج ْ ل ِ س ُ ز َ ي ْ د ٌ ع َ ل َ ى ا ل ْ ك ُ ر ْ س ِ ى ّ ِ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    3) Выразите запрет, как указано в примере, и переведите:


    ت َ ج ْ ل ِ س ُ Š ل ا ت َ ج ْ ل ِ س ْ!

    ن َ س ْ ك ُ ن ُ Š __________

    ت َ ض ْ ر ِ ب ُ Š ___________

    ي َ ق ْ ط َ ع ُ Š ___________


     

    4) Образуйте повелительное наклонение, как указано в примере:


    ت َ ك ْ ت ُ ب ُ Š ل ِ ت َ ك ْ ت ُ ب ْ

    ت َ ق ْ ر َ أ ُ Š ___________

     

    ن َ ح ْ ف َ ظ ُ Š ___________

    ي ُ د َ خ ّ ِ ن ُ Š ___________


     

    § 17. Обстоятельство места и времени действия

    ا ل م َ ف ْ ع ُ و ل ُ ف ِ ي ه ِ

     

    Обстоятельство места и времени действия – это имя винительного падежа, поясняющее место или время совершения действия. Например:

     

    ق َ ر َ أ َ ز َ ي ْ د ٌ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ ص َ ب َ ا ح ا ً Зейд читал книгу утром (когда?)

    ق َ ر َ أ َ ز َ ي ْ د ٌ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ أ َ م َ ا م َ ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ Зейд читал книгу перед школой (где?)

     

     

    Время, на которое указывает ا ل م َ ف ْ ع ُ و ل ُ ف ِ ي ه ِ может быть как определённым, так и неопределённым промежутком. Например:

     

    ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ س َ ا ع َ ة ً Я читал книгу один час

    ل ا ي َ ف ْ ع َ ل ُ ذ َ ل ِ ك َ أ ب َ د ا ً Он никогда не сделает этого

    Что касается места, на которое указывает ا ل م َ ف ْ ع ُ و ل ُ ف ِ ي ه, то оно не должно быть местом определённой площади. Поэтому нельзя сказать:

     

    ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ ا ل ب َ ي ْ ت َ,

    а нужно говорить:

    ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ ف ي ا ل ب َ ي ْ ت ِ Я читал книгу дома

     

     

    Упражнения для закрепления

     

    1) Найдите при помощи словаря обстоятельство места или времени действия в следующих предложениях:

     


    خ َ ر َ ج َ أ َ ح ْ م َ د ُ م ِ ن ْ ب َ ي ْ ت ِ ه ِ ل َ ي ْ ل ا ً

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ا ل ط ّ َ ي ْ ر ُ ف َ و ْ ق َ ا ل ْ غ ُ ص ْ ن ِ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    س َ ا ف َ ر ْ ت ُ إ ِ ل َ ى م ُ و س ْ ك ُ و ن َ ه َ ا ر ً ا

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ج َ ل َ س ْ ت ُ خ َ ل ْ ف َ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ل َ ع ِ ب َ ا ل ْ أ َ ط ْ ف َ ا ل ُ و َ ر َ ا ء َ ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن َ ض ُ ح ً ى

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ا ل ْ ج َ ر ِ ي د َ ة ُ ت َ ح ْ ت َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب ِ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ج َ ا ء َ ي ُ و س ُ ف ُ م ِ ن ْ ب َ غ ْ د َ ا د َ ا ل ْ ي َ و ْ م َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________


     

    2) Дополните следующие предложения обстоятельствами места или времени действия:

    ج َ ل َ س َ ز َ ي ْ د ٌ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    و َ ض َ ع ْ ت ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ك َ ت َ ب َ أ َ ب ِ ي ر ِ س َ ا ل َ ة ً

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    ل َ ع ِ ب َ ا ل ْ و َ ل َ د ُ ب ِ ا ل ْ ك ُ ر َ ة ِ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ح َ ف ِ ظ َ ت ْ ف َ ا ط ِ م َ ة ُ س ُ و ر َ ة َ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ا ن

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    3) Переведите следующие предложения на арабский язык:

     

    Школа за мечетью

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Карандаш под стулом

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Мухаммад читал Коран утром

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Инженер уехал в Багдад ночью

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Я написал письмо днём

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4) Выучите хадис:

    › ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ُ ت َ ح ْ ت َ أ َ ق ْ د َ ا م ِ ا ل ْ أ ُ م ّ َ ه َ ا ت ِ š

    «Рай под ногами матерей»

     

     


    § 18. Вопросительное предложение

    ا ل ج ُ م ْ ل َ ة ُ ا ل ا ِ س ْ ت ِ ف ْ ه ا َ م ِ ي ّ َ ة ُ

     

    Вопросительное предложение в арабском языке образуется при помощи вопросительных частиц, местоимений и наречий, которые ставятся в начале предложения.

     

    Имеются две вопросительные частицы – ه َ ل ْ и أ َ:

     

    ه َ ل ْ أ َ ن ْ ت َ ط َ ا ل ِ ب ٌ ؟ Ты студент?

    ه َ ل ْ ت َ ت َ ك َ ل ّ َ م ُ ب ِ ا ل ْ ع َ ر َ ب ِ ي ّ َ ة ِ ؟ Ты говоришь по-арабски?

     

    أ ف َ ع َ ل ْ ت َ ه َ ذ َ ا ؟ Ты это сделал?

    أ ل َ م ْ ت َ ك ْ ت ُ ب ْ ر ِ س َ ا ل َ ة ً إ ِ ل َ ى ز َ ي ْ د ٍ ؟ Ты не написал письмо Зейду?

     

    Примечание.

    Как видно из примеров, вопросительная частица أ َ может входить как в утвердительное, так и отрицательное предложение, тогда какه َ ل ْ используется только в утвердительных предложениях. Поэтому нельзя сказать:

    ه َ ل ْ ل َ م ْ ت َ ق ْ ر َ أ ْ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ؟

    а нужно говорить:

    أ َ ل َ م ْ ت َ ق ْ ر َ أ ْ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ؟ Ты не читал книгу?

     

    Вопросительные местоимения:

     

    م َ ن ْ ك َ ت َ ب َ ه َ ذ َ ا ؟ Кто написал это?

    م َ ا ذ َ ا ق َ ا ل َ ل َ ك َ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ ؟ Что сказал тебе Мухаммад?

    ل ِ م َ ن ْ ا ِ ش ْ ت َ ر َ ي ْ ت َ ه َ ذ َ ا ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ؟ Кому ты купил эту книгу?

    ل ِ م َ ا ذ َ ا ل ا َ ي َ ق ْ ر َ أ ُ ز َ ي ْ د ٌ ؟ Почему Зейд не читает?

    أ َ ي ّ ُ ق َ ل َ م ٍ ؟ Какой карандаш?

     

    Примечание:

    Вопросительное местоимение أ ي ّ ٌ присоединяется к поясняемому слову в качестве первого члена идафы (см. гл. I, § 7) и изменяется по падежам:

     

     

    أ َ ي ّ ُ ق َ ل َ م ٍ أ َ ح ْ س َ ن ُ ؟ (ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ) Какой карандаш лучше?

    أ ي ّ َ ق َ ل َ م ٍ أ َ خ َ ذ ْ ت َ ؟ (ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ) Какой карандаш ты взял?

    ب ِ أ َ ي ّ ِ ق َ ل َ م ٍ ك َ ت َ ب ْ ت َ ؟ (ا ل ج َ ر ّ ُ) Каким карандашом ты написал?

     

     

    Если поясняемое слово является именем женского рода, тоأ َ ي ّ ٌ может принимать ة «та марбуту»:

    أ َ ي ّ ُ م َ د ْ ر َ س َ ة ٍ ؟ или أ َ ي ّ َ ة ُ م َ د ْ ر َ س َ ة ٍ ؟ Какая школа?

    Поясняемое слово при أ ي ّ ٌ должно стоять в неопределённом состоянии.

     

     

    Вопросительные наречия:

    أ ي ْ ن َ ا ل ْ م ُ د َ ر ّ ِ س ُ ؟ Где учитель?

    إ ِ ل َ ى أ َ ي ْ ن َ ت َ ذ ْ ه َ ب ُ ؟ Куда ты идешь?

    م ِ ن ْ أ َ ي ْ ن َ ج َ ا ء َ أ َ ح ْ م َ د ُ ؟ Откуда пришёл Ахмад?

    م َ ت َ ى ا ِ م ْ ت ِ ح َ ا ن ُ ك َ ؟ Когда твой экзамен?

    ك َ ي ْ ف َ د َ خ َ ل ْ ت َ ه َ ذ ِ ه ِ ا ل ْ غ ُ ر ْ ف َ ة َ ؟ Как ты вошёл в эту комнату?

    ك َ م ْ ك ِ ت َ ا ب ا ً ق َ ر َ أ ْ ت َ ؟ Сколько книг ты прочитал?

    Примечание:

    Поясняемое слово при вопросительном наречии ك َ م ْ должно стоять в единственном числе винительного падежа неопределенного состояния:

    ك َ م ْ ط َ ا ل ِ ب ا ً Сколько студентов?

     

    Упражнения для закрепления

     

    1) Переведите следующие предложения, используя одну из вопросительных частиц:

     

    Ты инженер?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Он студент?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Она студентка?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Мухаммад твой брат?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Зейд из России?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ты не ходил в школу?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ты не пишешь?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ты не студент?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Зейд не инженер?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Омар не из России?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    2) Переведите следующие предложения, используя вопросительные местоимения:

     

    Кто побил эту собаку?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что ты написал в этом письме?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Кому ты сказал об этом?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Почему ты молчишь?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какая книга?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    3) Переведите следующие предложения, используя вопросительные наречия:

     

    Где твоя книга?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Куда идёт этот студент?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Откуда пришёл Зейд?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Когда праздник?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как ты написал?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Сколько тетрадей на этом столе?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    § 19. Абсолютный масдар

    ا ل ْ م َ ص ْ د َ ر ُ ا ل م ُ ط ْ ل َ ق ُ

     

    Абсолютный масдар – это имя в винительном падеже неопределённого состояния, которое следует за глаголом и выполняет одну из следующих функций:

     

    1) Усиливает смысл глагола. Например:

    ض َ ر َ ب َ ض َ ر ْ ب ا ً Он бил битьём

    Абсолютный масдар, усиливающий смысл глагола, имеет широкое использование в арабском языке. Его эквивалентом в русском языке является обстоятельство образа действия в выражениях типа: «пить запоем», «ходить ходуном», «сидеть сидмя» и т.д.

     

    2) Поясняет, каким образом было совершено действие:

    ن َ ا م َ ن َ و ْ م ا ً ع َ م ِ ي ق ا ً Он спал крепким сном

     

    3) Уточняет, сколько раз было совершено действие.

    ض َ ر َ ب َ ه ُ ض َ ر ْ ب َ ت َ ي ْ ن ِ Он ударил его два раза

    ض َ ر َ ب َ ه ُ ض َ ر َ ب َ ا ت ٍ Он ударил его несколько раз

     

    Абсолютный масдар в большинстве случаев бывает однокоренным с тем глаголом, к которому он относится. Но иногда он заменяется своим синонимом:

     

    ج َ ل َ س َ ج ُ ل ُ و س ً ا Он сидел сидмя

    ج َ ل َ س َ ق ُ ع ُ و د ا ً Он сидел сидмя (ج ُ ل ُ و س ٌ = ق ُ ع ُ و د ٌ сидение)

     

    Абсолютный масдар может иметь при себе имя прилагательное или имя в родительном падеже, присоединённое к нему в качестве второго члена идафы:

     

    ض َ ر َ ب َ ه ُ ض َ ر ْ ب ا ً ش َ د ِ ي د ا ً Он бил его сильным битьём

    ض َ ر َ ب َ ه ُ ض َ ر ْ ب َ ا ل ج َ ل ا ّ َ د ِ Он бил его битьём палача

    Часто абсолютный масдар опускается и заменяется следующими именами:

     

    1) своим прилагательным. Например:

    ي َ ت َ ط َ و ّ َ ر ُ ب َ ل َ د ُ ن َ ا س َ ر ِ ي ع ا ً Наша страна развивается быстро (В основе: ي َ ت َ ط َ و ّ َ ر ُ ب َ ل َ د ُ ن َ ا ت َ ط َ و ّ ُ ر ا ً س َ ر ِ ي ع ا ً Наша страна развивается быстрым развитием)

    При этом абсолютный масдар может быть присоединен к своему прилагательному в качестве второго члена идафы:

    ي َ ت َ ط َ و ّ َ ر ُ ب َ ل َ د ُ ن َ ا س َ ر ِ ي ع َ ا ل ت َ ط َ و ّ ُ ر ِ Наша страна развивается быстро

     

    2) именем числительным. Например:

    ض َ ر َ ب ْ ت ُ ه ُ خ َ م ْ س ا ً Я ударил его пять раз

    При этом имя абсолютного масдара может быть присоединено к имени числительному в качестве второго члена идафы:

    ض َ ر َ ب ْ ت ُ ه ُ خ َ م ْ س َ ض َ ر َ ب َ ا ت ٍ Я ударил его пять раз

     

    3) слитным местоимением. Например:

    أ َ ح ْ ـ ب َ ـ ب ْ ـ ت ُ ـ ه ُ ح ُ ـ ب ّ ً ا ل َ م ْ أ ُ ح ِ ـ ب ّ َ ـ ه ُ أ َ ح َ د ا ً م ِ ن ْ ق َ ب ْ ل ُ Я полюбил его так, как не любил никого раньше (или: я полюбил его такой любовью, какой никого не любил раньше)

     

    4) словом ب َ ع ْ ض ٌ «некоторый; несколько». При этом имя абсолютного масдара присоединяется к нему в качестве второго члена идафы:

    ي َ ـ خ َ ـ ا ف ُ ـ ه ُ ب َ ـ ع ْ ـ ض َ خ َ ـ و ْ ف ٍ Он несколько (чуть - чуть) боится его

     

    5) словом ك ُ ل ّ ٌ «все, всё». При этом абсолютный масдар присоединяется к нему в качестве второго члена идафы:

    ي َ ـ خ َ ـ ا ف ُ ـ ه ُ ك ُ ـ ل ّ َ خ َ و ْ ف ٍ Он боится его всей боязнью

    Упражнения для закрепления

     

    1) Переведите следующие предложения и найдите в них абсолютный масдар:

     

    ض َ ر َ ب َ أ ب ِ ي ا ل ْ ك َ ل ْ ب َ ض َ ر ْ ب ً ا

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ق َ ت َ ل َ ز َ ي ْ د ٌ ا ل ث ّ ُ ع ْ ب َ ا ن َ ق َ ت ْ ل ا ً

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ج َ ل َ س َ ت ْ ع َ ا ئ ِ ش َ ة ُ ج ُ ل ُ و س ً ا

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.