Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шкалы, используемые в оценке художественных
картин нехудожниками [1]
Каждое понятие (объект) проверяется на близость, единство мнений, оценок респондентов путем построения графика или расчета семантического дифференциала D. Например, в табл. 22 приведены усредненные оценочные данные, отмеченные респондентами в опросных листах.
Таблица 22
Близость оценок этих групп мы можем представить в двухмерном пространстве, т.е. по двум факторам поочередно или путем сведения двух из трех факторов к одному (рис. 10). Рис. 10 Семантический дифференциал высчитывается по формуле: .
D равно извлеченному корню из суммы квадратов разностей средних показателей респондентов по шкалам. D – это величина дифференциала, показывающая степень различия в отношении к объектам а и b по набору шкал. d – разность средних оценок объектов а и b либо по шкале i, либо по нескольким шкалам (фактору) (табл. 20). Величина дифференциала выражается положительным числом, и чем ближе оно к нулю, тем выше сходство мнений, оценок в отношении сопоставляемых объектов. Например, определим D для инженеров и социологов. .
Таким путем можно вычислить D для инженеров и экономистов, экономистов и социологов. На основании полученных величин строится матрица близостей объектов (табл. 23). Таблица 23
Более близкие позиции у социологов и инженеров, чем у инженеров с экономистами. Еще больше разнятся позиции у социологов и экономистов. Если полученные средние показатели респондентов по каждой шкале нанести на сетку (таблицу), то можно увидеть профиль оценок данного объекта (табл. 24). Количество линий в таблице чертится в соответствии с количеством шкал и их градаций. Таблица 24
По этим линиям мы можем увидеть различие (близость) в восприятиях объекта различными группами респондентов, различие их установок. Заключение Каждый социолог стремится найти способ извлечения социологической информации, дающей наиболее полное представление о латентных установках, умонастроениях респондентов. Поэтому социолог должен владеть широким арсеналом средств и приемов получения такой информации. С некоторыми из них вы познакомились в данном пособии. Не все шкалы и методы шкалирования активно используются в настоящее время. Однако принципы и элементы процедур построения таких шкал в различных видах применяются в социологической практике. Знакомство с материалами данного пособия позволит начинающему социологу использовать в своей работе более сложные процедуры измерения социальных явлений, чем ныне, широко используемые, простейшие приемы изучения мнения респондентов с помощью номинальных или, в лучшем случае, порядковых шкал. Надеемся, что предлагаемый в пособии материал расширит возможности выбора средств и способов измерения наблюдаемых и скрытых социальных процессов, явлений, т.е. всего того, на что направлен научный интерес исследователя. Эффективное использование измерительных процедур тесным образом связано с анализом данных, так как измерение находит свое логическое завершение в результатах обработки полученной информации. Следовательно, социолог должен быть знаком с основными правилами статистики.
|