Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкалы, используемые в оценке художественных






картин нехудожниками [1]

 

Горячий–холодный Приятный–неприятный Пышный–строгий Вибрирующий–спокойный Повторяющийся–разнообразный Радостный–печальный Хаотичный–упорядоченный Гладкий–шершавый Поверхностный–глубокий Пассивный–активный Крикливый–приглушенный Бессмысленный–осмысленный Простой–сложный Расслабленный–напряженный Очевидный–хитроумный Серьезный–смешной Яростный–тихий Сладкий–горький Статичный–динамичный Ясный–смутный Уникальный–банальный Эмоциональный–рациональный Безобразный–прекрасный Тупой–острый Искренний–неискренний Обильный–бедный Плохой–хороший Интимный–отчужденный Мужественный–женственный Слабоочерченный–четкий Воинственный–миролюбивый Мягкий–твердый Обычный–необычный Закономерный–случайный Влажный–сухой Черствый–свежий Формальный–неформальный Успокаивающий–возбуждающий Полный–пустой

 

Каждое понятие (объект) проверяется на близость, единство мнений, оценок респондентов путем построения графика или расчета семантического дифференциала D.

Например, в табл. 22 приведены усредненные оценочные данные, отмеченные респондентами в опросных листах.

 

Таблица 22

 

  Объекты Факторы
Оценка Сила Активность
Инженеры +3 + 2 + 2, 5
Социологи + 1, 5 + 2, 5 + 3
Экономисты – 2 + 1, 5 – 1

Близость оценок этих групп мы можем представить в двухмерном пространстве, т.е. по двум факторам поочередно или путем сведения двух из трех факторов к одному (рис. 10).

Рис. 10

Семантический дифференциал высчитывается по формуле:

.

 

D равно извлеченному корню из суммы квадратов разностей средних показателей респондентов по шкалам.

D – это величина дифференциала, показывающая степень различия в отношении к объектам а и b по набору шкал.

d – разность средних оценок объектов а и b либо по шкале i, либо по нескольким шкалам (фактору) (табл. 20).

Величина дифференциала выражается положительным числом, и чем ближе оно к нулю, тем выше сходство мнений, оценок в отношении сопоставляемых объектов.

Например, определим D для инженеров и социологов.

.

 

Таким путем можно вычислить D для инженеров и экономистов, экономистов и социологов.

На основании полученных величин строится матрица близостей объектов (табл. 23).

Таблица 23

 

  Инженеры Социологи Экономисты
Инженеры 1, 65 1, 87
Социологи 1, 65 2, 12
Экономисты 1, 87 2, 12

 

Более близкие позиции у социологов и инженеров, чем у инженеров с экономистами. Еще больше разнятся позиции у социологов и экономистов.

Если полученные средние показатели респондентов по каждой шкале нанести на сетку (таблицу), то можно увидеть профиль оценок данного объекта (табл. 24).

Количество линий в таблице чертится в соответствии с количеством шкал и их градаций.

Таблица 24

 

По этим линиям мы можем увидеть различие (близость) в восприятиях объекта различными группами респондентов, различие их установок.

Заключение

Каждый социолог стремится найти способ извлечения социологической информации, дающей наиболее полное представление о латентных установках, умонастроениях респондентов. Поэтому социолог должен владеть широким арсеналом средств и приемов получения такой информации. С некоторыми из них вы познакомились в данном пособии. Не все шкалы и методы шкалирования активно используются в настоящее время. Однако принципы и элементы процедур построения таких шкал в различных видах применяются в социологической практике.

Знакомство с материалами данного пособия позволит начинающему социологу использовать в своей работе более сложные процедуры измерения социальных явлений, чем ныне, широко используемые, простейшие приемы изучения мнения респондентов с помощью номинальных или, в лучшем случае, порядковых шкал. Надеемся, что предлагаемый в пособии материал расширит возможности выбора средств и способов измерения наблюдаемых и скрытых социальных процессов, явлений, т.е. всего того, на что направлен научный интерес исследователя.

Эффективное использование измерительных процедур тесным образом связано с анализом данных, так как измерение находит свое логическое завершение в результатах обработки полученной информации. Следовательно, социолог должен быть знаком с основными правилами статистики.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.