Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды глагола






Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида, они раз­личаются по значению. Глаголы совершенного вида отвечают j на вопрос что сделать? и обозначают действие завершенное, имеющее предел, или указывают на его результат: прочитать, ^ схватить, убрать. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие незавершенное, продолжающееся или повторяющееся: читать, хватать, ехать.'

В русском языке многие глаголы, различающиеся по виду, име­ют одинаковое лексическое значение. Такие глаголы образуют в и-]


довую пару: расписываться — расписаться, вышивать — вышить, говоритьсказать. Другие глаголы различаются не только значе­нием вида, но и оттенками лексического значения: кружитьокружить, смотретьрассмотреть.

Глаголы несовершенного вида могут образовываться от глаго­лов совершенного вида при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, -а-, -ва-: развалитьразвал-ива-ть, расстелитьрасстил-а-тъ, сбить — сби-ва-ть.

Глаголы совершенного вида могут образовываться от глаголов несовершенного вида при помощи приставок: лететь — при-ле- теть, суффиксов: вздыхатьвздох-ну-ть, изменения ударения: подсыпатьподсыпать. Форма вида может быть образована от дру­гой основы: класть — положить, братьвзять, искатьнайти.

В русском языке немало глаголов, не имеющих видовой пары, они называются одновидовыми глаголами: находиться, тол­кануть и др. Большинство одновидовых глаголов имеют значение несовершенного вида, это связочные и полусвязочные глаголы: быть, казаться, являться; глаголы со значениями возможности, желательности: мочь, хотеть, желать; глаголы со значением раз­ных состояний: спать, гордиться, страдать; глаголы со значени­ем рода занятий: учительствовать, дирижировать — и др. Однови-довые глаголы совершенного вида образуют небольшую группу слов: махануть, резануть, раскричаться, встрепенуться и др.

Особую группу составляют двувидовые глаголы, число ко­торых в русском языке постоянно растет. Это глаголы, которые в зависимости от контекста проявляют значение совершенного или несовершенного вида: женить, казнить, содействовать и др. Ср.: Он вчера женился и Он женился несколько раз.

309. Спишите, вставляя пропущенные буквы, укажите значения вида
выделенных глаголов.

Лу..ый луч, пробившись сквозь шторку, кольнул в глаз. Лу..ая скатерть лежала на паркете, серебряный сад стоял за окном, ав­густ чиркал звездами во тьме, словно все снега со всех гор осыпа­лись на сад, на тишину, на немые тропинки. Денисов скрипнул половицей, постоял у окна. Никого он не видел сегодня во сне.

(Т. Толстая)

310. Сгруппируйте глаголы в видовые пары, отметьте непарные по
виду глаголы.

Делать, группировать, выклю- обеспечение

чить, согревать, сделать, выиграть, --------------------------

Давать, являться, сгруппировать, выключать, выигрывать, согреть, находиться, тосковать.


 




311. Составьте или подберите из художественного текста по два пред­
ложения, в которых двувидовые глаголы имели бы разные видовые зна­
чения.

Телеграфировать, ранить, обследовать.

312. От следующих глаголов совершенного вида образуйте глаголы
несовершенного вида. Какие морфемы вы использовали? I

Образец: переписатьперепис-ыва-ть.

Подсказать, накопить, достичь, подкормить, разыскать.

313. От следующих глаголов несовершенного вида образуйте глаголы
совершенного вида, используя приставки. Составьте и запишите 2—3
словосочетания с образованными глаголами.

Мыть, кричать, готовить, петь, шить, чувствовать.

314. Выпишите глаголы, распределяя их на три группы в соответ­
ствии со значением вида: 1) совершенный вид; 2) несовершенный вид;
3) одновидовые глаголы.

1. Утро прошло тихо, но зато около пяти пополудни начался сокрушительнейший треск: тот, кто работал, рьяно торопился, бесстыдно гремел; впрочем, ненамного приблизился со вчераш­него дня. (Наб.) 2. Но преобладали все же настоящие беженцы, бегущие уже давно, из города в город, и, наконец, добежавшие до последней русской черты. (Б.) 3. Вечером синим, вечером лун­ным был я когда-то красивым и юным. (Ее.) 4. И в одиноком моем доме, пустом и холодном, во сне, никогда не свободном, снится мне брошенный дом. (Бл.) 5. С Барановым я познакомился в редакции этой замечательной газеты. (Пауст.) 6. Никита Сева-стьянович высвободил доски из холстины, после чего сел на стул с прямой спинкой, положил на худые колени свои лапищи и застыл недвижно. (Наг.) 7. Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперед по комнате. (Л.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.