Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Число и лицо глагола






    Глаголы во всех изменяемых формах согласуются с существи­тельным в числе, т.е. изменяются по числам: учитсяучатся, учился •— учились, выучитсявыучатся; выучился бы — выучились бы; выучисьвыучитесь. Форма единственного числа указы­вает на то, что действие совершается одним деятелем, форма множественного числа указывает на нескольких деятелей, совершающих действие: В комнате воцарилось молчание (Т.); Опять лазурь ясна, опять весна вокруг, и ярким солнцем чащи озарились (Б.).

    Форма множественного числа глагола используется при веж­ливом обращении к одному лицу, когда она согласуется с место­имением Вы: Похлопочите, дядюшка (Т.).

    342. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глаголы, опре­делите, в форме какого числа они согласуются с существительным или местоимением, указывающим на деятеля. Отметьте случаи, когда дея­тель не назван, но известен из контекста.

    1. В молчань.. пред тобой сижу, напрасно чувствую мученье, напрасно на тебя гл..жу: того уж верно не скажу, что говорит воображенье. (П.) 2. Мы плыли довольно медл..нно. (Т.) 3. Молча с Грушницким спустились мы с горы и прошли по бульвару, мимо окон дома, где скрылась наша красавица. (Л.) 4. Эй, проснись, дядя Паша! (Т.Т.) 5. Листья пад..ют, листья пад..ют. Стонет ветер, протяж..н и глух. (Ее.) 6. В странном спокойстви.. я предвижу, что произойдет сейчас. (Наг.) 7. Наконец дверь отворяется и из каби­нета выход..т Иван Маркович; на его тощ..м бритом лице высту-п..ли красные пятна. (Ч.)

    Глаголы в формах настоящего и будущего времени изъявитель­ного наклонения и глаголы в форме повелительного наклонения изменяются по лицам. Грамматическое лицо глагола указывает на того, кто прямо или косвенно участвует в речи. Показателями грамматических значений лица являются личные окончания гла­гола в формах единственного и множественного числа: сто-ю, сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят; пиш-у, пиш-ешь, пиш-ет, пиш-ем, пиш-ете, пиш-ут. Различаются три основных значения лица: 1, 2 и 3-е.


    С именами существительными глагол всегда используется в фор­ме 3-го лица: Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит (Л.). Форма 2-го лица глагола может быть использована в предложении с обращением: Цветы, скажите мне «прощай», го­ловками кивая низко... (Ее). С личными местоимениями глагол может согласовываться в 1, 2 и 3-м лице: Пусть остылой жизни чашу тянет медленно другой; мы ж утратим юность нашу вместе с жизнью дорогой... (П.); Спелый снег! Ты хрустишь на зубах, будто мякоть арбуза! (Рожд.); Начиная песню, он [глухарь] ударяет верх­нею частью клюва о нижнюю (Купр.).

    меценат

    1-е лицо указывает на то, что действие совершается говоря­щим или (в форме множественного числа) при участии говоря­щего: Я сначала начерчу дом такой, какой хочу (М.); А мы с тобою взгля­нем на то, к чему приглядываться стоит! (Рожд.).

    2-е лицо указывает на то, что действие совершается собе­седником или собеседниками: Ты шлешь моряков на то­нущий крейсер, туда, где забытый мяукал котенок (М.); Счастья хотите? Желаете помолодеть? Блюдо манежа начищенобольно глядеть (Рожд.).

    3-е лицо указывает на то, что действие совершается тем, о ком говорят, т.е. косвенным участником или участниками речи: Будущее не придет само, если не примем мер (М.); — А они не принимают это себе во внимание,продолжает Малахин (Ч.).

    Необходимо помнить, что форма 2-го лица единственного чис­ла глаголов пишется с ь: поешь, учишься, знаешь.

    343. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите личные формы глагола, выделите в них окончания, укажите лицо глагола.

    1. Она что-то ищ..т, дела..т вид, что не замечает меня, и напе-ва..т: «Помн..шь ли ты тот напев, неги полный...» (Ч.) 2. Есть минуты, когда не тревож..т роковая нас жизни гроза. (Бл.) 3. Вы себе представля..те парижских женщин с шеей разжемчуженной, разбриллиантненной рукой... Бросьте представлять себе, жизнь — жестче — у моей парижанки вид другой. (М.) 4. Отсылаю вам вашу книжку, дружочек мой, Варенька, и если вы, дружочек мой, спрос.те мнения моего насчет вашей книжки, то я скажу, что в Жизнь мою не случалось мне читать таких славных книжек. (Д.) 5. И вдруг ее ослепля..т таким дивным, таким страшным и рай­ски прекрасным зеленым светом от прорезавшего все небо и ра­зорвавшегося метеора, что она вскрикивает и в ужасе броса..тся в Дверь избы. (Б.)


    344. Выпишите глаголы, вставляя, где это необходимо, пропущен­
    ные буквы и распределяя их на две группы: 1) глаголы в форме 2-го
    лица; 2) глаголы в форме 3-го лица. Выделите окончания, в необходи­
    мых случаях объясните их правописание.

    1.Мол весь дымит..ся густым серым дымом: море с утра до вечера переваливает..ся через мол пенистыми чревами. (Б.) 2. Если разозлиш.хя на меня, выдохшись и выстрадав, звезды в небе сре­ди бела дня, будто слезы, выступят. (Рожд.) 3. Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелет..ся туман ненастный ночи в дрем­лющей тени... (П.) 4. Вы называете дружескую беседу болтовней... (Т.) 5.Сидиш.. на руле. Чего смотриш..? (Купр.) 6. Путник, в ла­зурь уходящий, ты не дойдеш.. до пустыни. (Ее.)

    345. Образуйте от следующих глаголов форму 3-го лица единственно­
    го числа. Выделите окончания, объясните их правописание.

    Вспыхнуть, поклониться, страдать, повторять, светиться, уви­деть, обнять, скрыть.

    346. Образуйте от следующих глаголов форму 2-го лица единственно­
    го числа, выделите окончания, объясните их правописание.

    Петь, лепетать, искать, находить, вселиться, пугать, склонять­ся, трепетать, гордиться.

    347. Спишите, вставляя, где это необходимо, ь. Укажите, с каким
    словом и в форме какого лица согласуются глаголы в форме настоящего/
    будущего времени.

    1. Снег, дружище, товарищ. Надежда моя и обуза. Ты не хочеш.. мне зла. Ты меня предавать не захочеш... (Рожд.) 2. Я вас прошу остаться. Можете вы уделить мне минуту внимания? (Наг.) 3. Пред ним с оттенкой голубою, полувоздушною стеною нагие тянутся хребты; неверны, странны, как мечты, то разойдут..ся — то соль-ют..ся... (Л.) 4. К неверной славе я хладею; и по привычке лиш.. одной лениво волочусь за нею, как муж за гордою женой. (П.) 5. Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете. (Т.)

    В русском языке существуют безличные глаголы. Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается само по себе, без участия действующего лица или независимо от его воли: смер­кается, нездоровится. Безличные глаголы называют различные со­стояния природы, окружающего мира и человека: Наконец рас­свело (Л.); Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне (П.); К вечеру совсем занепогодило (Б.).

    Безличные глаголы могут образовываться от личных при помо­щи постфикса -ся: Ребенок спит. — В дождь хорошо спится; Он думает. — Сегодня не думается. Многие личные глаголы могут упо-


    требляться в значении безличных, в таком случае в предложении отсутствует подлежащее: Дороги размыло. По реке несло желтова­тую пену (Пауст.).

    Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам. Они не имеют формы повелительного наклонения. В изъявительном на­клонении безличные глаголы имеют только две формы: 1) 3-го лица единственного числа настоящего/будущего времени: моро­зит, темнеет; 2) среднего рода единственного числа прошедше­го времени: морозило, темнело. Безличные глаголы имеют форму сослагательного наклонения: морозило бы, темнело бы.

    Безличные глаголы всегда являются сказуемым в безличных предложениях. В таких предложениях нет и не может быть подле­жащего: Кругом не слышалось почти никакого шума (Т.).

    348. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите
    безличные глаголы, определите, в какой форме они употреблены.

    1. Вдруг в ушах его зазвенело в глазах помутилось он, как чело­век, окунувшийся в воду, потерял сознание. (Л. Т.) 2. О них [про­шедших годах] не следовало вспоминать. (Наб.) 3. Было холодно сыро и пахло осенью. (Ч.) 4. В лесу совсем стемнело. (Купр.) 5. Не­сносный жар его объемлет не спится графу — бес не дремлет и дразнит грешною мечтой в нем чувства. (П.)

    349. Распределите следующие глаголы на две группы: 1) только без­
    личные; 2) способные употребляться как в личном, так и в безличном
    значении.

    Светает, несет, знобит, тошнит, дует, вечереет, теплеет.

    350. Образуйте от следующих личных глаголов безличные, используя
    постфикс -ся. Составьте и запишите 2—3 предложения с безличными
    глаголами.

    Мечтает, поет, видит, считает, грезит, дремлет.

    351. Употребите глаголы сидит и тянет в личном и безличном значе­
    ниях. Запишите составленные предложения.

    Образец: Роза нежно пахнет. — В лесу пахнет грибами.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.