Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности склонения некоторых существительных






1. Существительные мужского и среднего рода с суффиксом
-ищ- в И.п. ед.ч. имеют окончание -е, существительные жен­
ского рода--- а: морозищ-е, ведрищ-е, ручищ-а.


 




2. Одушевленные существительные мужского и женского рода с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ишк- в И.п. ед.ч. имеют оконча­ние -а: купчишк-а, вдовушк-а. Окончание имеют неодушев­ленные существительные мужского и среднего рода: городишк-о, полюшк-о.

3. Существительные с вещественными значением чай, сахар и др. в Р. п. имеют вариантные окончания -а (-я), -у (-/о): чашка ча-ячашка ча-ю, стакан квас-а — стакан квас-у.

Более употребительными являются окончания -а (-я). Оконча­ния -у (-ю) могут быть у вещественных существительных при обозначении части целого: килограмм сахар-у, ложка мед-у.

4. Существительные 2-го скл. в П. п. ед. ч. вместо окончания могут иметь окончание -у, если выражают обстоятельствен­ное значение места: на кра-ю, на луг-у; ср. о кра-ео луг-е.

5. Существительные мн. ч. в Р. п. имеют нулевое окончание и основу на -ий, если в И. п. ед. ч. они заканчиваются на безудар­ные -ья, -ье: плясунья — плясуний, поместье — поместий. Если же существительные в И.п. ед.ч. имеют ударные -ья, -ъё, то в Р. п. мн. ч. у них нулевое окончание и основа на -ей: ружьё — \ ружей, статьястатей. Исключение: копьекопий.

6. В Т.п. существительные, являющиеся русскими фамилиями на -ов (-ёв), -ев, -ин (-ын), имеют окончание -ым: Карпов — Карпов-ым, Сычёв — Сычёв-ым, Солжениц-ын — Солженицы­ным, а существительные, являющиеся названиями населенных пунктов на -ин (-ын) и -ов, — окончание -ом: Ростов — под Ростов-ом, Бородинопод Бородин-ом.

7. В П. п. ед. ч. существительные среднего рода оканчиваются на -ье, если в И. п. ед. ч. они оканчиваются так же: счастье — о счастье, варенье — о варенье.

8. В Р. п. мн. ч. существительные на -ня с предшествующим соглас­ным в И. п. не имеют мягкого знака: ставня — ставен, часовня — ] часовен. Исключения: кухонь, деревень, барышень, боярышень.

9. В И. п. мн. ч. некоторые одушевленные существительные муж­ского рода имеют окончание -е: горожанин — горожан-е, калу­жанин — калужан-е.

10. Существительные 1-го и 2-го скл. в Т. п. ед. ч. после шипящих
и ц имеют в ударных окончаниях -о, в безударных — е: свечой,
сердцем, сажей.

259. Образуйте от данных существительных существительные с суф­фиксом -ищ-, употребив при этом нужные окончания. Укажите род су­ществительных.

Борода, ветер, забор, жара, нога, дом, столб, локоть, спина баба, сила, пыль, толпа, дождь, бык, сапог.


260. Образуйте от данных слов существительные с суффиксами -ушк-
(-юшк-), -ишк- (-ышк-),
употребив при этом нужные окончания.

Платье, лгун, перо, поле, воля, доля, ружье, волк, купец, ум, забор, заяц, трус, город, зима.

261. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму нужно­
го падежа. Укажите вариантные окончания.

Вкус (мед), запах (мед), ложка (мед), съесть (мед); купить (са­хар), положить в чай ложку (сахар), избыток (сахар), взвесить килограмм (сахар); тосковать о (дом); думать о (берег), стоять на (берег), огни на (берег); фонарь на (мост); жить в (лес); дом на (край) деревни.

262. Перепишите предложения, употребляя существительные, за­
ключенные в скобки, в нужном падеже и числе. Выделите окончания
и объясните их написание.

I. 1. Дни (томление) острых прожиты вместе с белою зимой. (Ахм.) 2. Оставшись один, Тема как-то бессильно, тупо оглянул­ся, точно отыскивая потерявшуюся связь (событие). (Г.-М.) 3. Когда небольшой запас (сведение) Темы о (гимназия) был исчерпан, кто-то предложил идти купаться. (Г.-М.) 4. Алеша подходит и ви­дит: висит доска, а на доске много (объявление). (Горб.) 5. Жен­щина потянулась с блаженным сознанием, что лишения (моло­дость) не приблизили (огорчение) старости. (Леон.)

II. 1. Во дни (веселье) и (желанье) я был от балов без ума: верней нет места для (признанье) и для вручения письма. (П.) 2. Во дни (сомненье), во дни тягостных (раздумье) о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могу­чий, правдивый, красивый и свободный русский язык. (Т.) 3. Не устрашуся гибели, ни (копье), ни стрел дождей. (Ее.) 4. Как ско­ро он закрывал глаза, в ушах его раздавалась пальба (ружье) и (орудие), которая сливалась со стуком колес и впечатлением победы. (Л. Т.)

263. Составьте словосочетания, употребив следующие существитель­
ные в П. п.

Раздумье, санаторий, армия, ущелье, Дарья, лишение, несча­стье, фальшь, гордость, варенье, край, расстояние.

264. Приведенные ниже существительные поставьте в форму Тв. п. ед. ч.
Объясните правописание окончаний.

Серов, Куприн, Клычков, Карамзин, Рахманинов, Крылов, Соболев, Шишкин, Шмелев, Катаев.


265. Образуйте форму Т. п. ед. ч. Выделите окончания, объясните их
правописание.

Строгино, Орехово-Зуево, Косино, Кусково, Солнцево, Пе­ределкино, Люблино, Красково, Царицыно, Киев, Пушкино.

266. Придумайте 5—6 существительных на -ня. Образуйте от них форму Р. п. мн. ч. Объясните написание образованных вами существи­тельных.

267. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Заросший ПЛЮЩ..М, укрытый плащ..м, вошедший со свеч..й, чашка с блюдц..м, чувствовать сердц..м, с красивым лиц..м, жу­равлиным кличам, детским гшач..м, открыть ключ..м.

268. Образуйте форму Р. п. мн. ч. от приведенных существительных.
В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Солдат, чулок, сапог, апельсин,
рейсшина помидор, мандарин, килограмм,

1---------------------------------- ' дно, простыня, блюдце, цапля.

269. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясни­
те правописание окончаний существительных.

I. 1. После ча.. мы садились у печ.. и читали. (Пауст.) 2. В памят.. I мелькают картины прошлого. (Гил.) 3. В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свет... (Шукш.) 4. Но вот на дорожк.., около плах.., мелькнула фигура — ] мелькнула и скрылась. (Кор.) 5. Постичь я пытался безумных со-1 быт..й причинность. (Рожд.)

П. 1. И ты порой почти полжизн.. ждешь, когда оно придет — | твое мгновение. (Рожд.) 2. Из своих необычайных странствий я | тебе, любимая, привез сон о звездах, дымный запах станц..й и] букет тяжелых влажных роз. (Долм.) 3. В любой облает., человече-1 ского знания заключается бездна поэз... (Пауст.) 4. На душе было! легко от этих мыслей и от ощущения, что все вокруг подвластно | поэзи... (Пауст.) 5. Теперь отец Игнат дома, на кроват.. Манечка в| отчаяни... (Шишк.) 6. Ганин устроился в кают-компани.., где тя-1 жело качалась лампа и стояли на длинном столе какие-то тюкиД как гигантские бледные луковицы. (Наб.)

§ 61. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные I

К разносклоняемым существительным относятся 10 су-1 ществительных на -мя: пламя, время, племя, знамя, семя, имя, вымят темя, стремя, бремя — и существительное путь.


Особенностью склонения этих существительных является то,
что они имеют падежные окончания существительных 1-го (в Т. п.)
и 2-го склонения (в Р., Д., П. падежах). При изменении по паде­
жам (кроме И. и В. падежей) у них появляется суффикс -ен-.
И. кто? что? знам-я им-я путьП

Р. кого? чего? знам-ен-и им-ен-и пут-и
Д. кому? чему? знам-ен-и им-ен-и пут-и
В. кого? что? знам-я им-я путьП

Т. кем? чем? знам-ен-ем им-ен-ем пут-ем

П. о ком? о чем? о знам-ен-и об им-ен-и о пут-и Несклоняемые имена существительные не имеют падеж­ных окончаний. Значение падежа у этих существительных опреде­ляется благодаря другим словам в словосочетании и предложе­нии: подойти к кафе — Д. п.; с забавным шимпанзе — Т. п.

270. Вставьте пропущенные буквы. Определите падеж существитель­
ных. Выделите окончания.

Недостает времен.., назвать имен..м героя, идти со знамен..м, думать о бремен., невзгод, обогреться у пламен., костра.

271. Просклоняйте существительные пламя, желудь, акварель. Выде­лите окончания, сравните их.

272. Определите, в каком падеже употреблены несклоняемые суще­ствительные в следующих словосочетаниях.

Купить бра, отойти от шоссе, есть безе, излечиться благодаря алоэ, дать интервью, встречаться у кафе, с пышным жабо, к кра­сивому кашпо, купить жалюзи, соревнования по водному поло.

273. Составьте и запишите предложения с несклоняемыми существи­
тельными жалюзи, интервью, фойе, киви. Укажите, в каком падеже упо­
треблены эти существительные.

§ 62. Словообразование имен существительных

Имена существительные в русском языке образуются разными способами.

Приставочный способ — образование существительных с Помощью приставок: от- + звук -> " Шзвук.

Суффиксальный способ — образование существительных с помощью суффиксов: забор + -чик> заборчик; забор + -ищ> заборище.


           
 
   
   
 
 

 
 

Приставочно-суффиксальный способ — образование существительных с помощью приставок и суффиксов одновре­менно: под- + стакан + -ник- < ■ ** подстаканник.

Безаффиксный способ — образование существительных от глаголов и прилагательных без участия приставок и суффиксов: син-ий -+ синь; смотр-е-тьсмотр.

Сложение — образование существительных путем сложения целых слов: диван + кровать -> ■ диван-кровать; корней слов с по­мощью соединительных гласных о или е: лес +о +руб-и-ть лесо -руб; пшиком +е + ходить -+ пешеход; основ слов: лес +о + защит­ныйлесозащ итный; сложения с одновременным присоединени­ем суффикса: бетон +о + мешать + -лк- (а)бетономешалка.

Из перечисленных способов словообразования существитель­ных наиболее продуктивным является суффиксальный. Среди суф­фиксов, участвующих в образовании существительных, можно вы­делить следующие группы.

Суффиксы со значением лица:

-тель-: строи-ть — строи-телъ, чита-ть — чита-тель;

-ист-: трактор — трактор-ист, гитар-а — гитар-ист;

-ник-: лыж-илыж-ник, охот-аохот-ник;

-чик-: разнос-и-ть — разнос-чик, груз-и-тьгруз-чик;

-щик-: каменькамен-щик, пили-тьпиль-щик — и некото­рые другие суффиксы.

Суффиксы со значением предмета:

-лк-: вея-тьвея-лк-а, суши-ть — суши-лк-а;

-ок-: гуд-е-тьгуд-ок, свист-е-ть — свист-ок;

-ник-: бумаг-абумаж-ник, градус — градус-ник — и некото­рые другие суффиксы.

Суффиксы с отвлеченным значением:

-ни(е)-: мечта-тьмачта-ни-е, пе-тьпе-ни-е;

-ени(е)-: огорч-и-тьогорч-ени-е, кипят-и-тъкипяч-ени-е;

-ств-: автор — автор-ств-о, брат — брат-ств-о;

-еств-: сопер-ник — сопер-нич-еств-о, невеж-а — невеж-еств-о;

-ость-: горд-ый — горд-ость, смел-ый — смел-ость;

-изн-: желт-ыйжелт-изн-а, нов-ый — нов-изн-а.

Суффиксы субъективной оценки, с помощью которых выра­жается отношение говорящего к предмету. Принято различать уменьшительно-ласкательные и увеличительно-уничижительные суффиксы.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы:

-ек-, -ок-(-ёк-): звонокзвоноч-ек, кулаккулач-ок, огонь — огон-ёк;

-оньк-, -еньк-: берез-аберез-оньк-а, дорог-а — дорож-енък-а;

-к-: дорог-адорож-к-а, берез-аберез-к-а;

-ушк-(-юшк-), -ишк-(-ышк-): матьмат-ушк-а, вол-явол-юш-к-а, братбрат-ишк-а, пер-о — пер-ышк-о;


-ец-: хлебхлеб-ец, морозмороз-ец; -иц-: сестр-асестр-иц-а, масл-о — масл-иц-е; -чик-: вокзал — вокзаль-чик, карманкарман-чик; -ик-: двордвор-ик, стол — стол-ик. Увеличительно-уничижительные суффиксы: -ищ-: бород-абород-ищ-а, ветерветр-ищ-е, пол-епол-ищ-е; -ишк-: носнос-ишк-о, голосголос-ишк-о; -онк- (-ёнк-): одежд-аодеж-онк-а, рук-а — руч-онк-а, ло­шадьлошад-ёнк-а.

274. Составьте схемы строения следующих существительных. Укажи­
те, каким способом они образованы.

Образец: молотокП; молотмолот-ок — суффиксальный способ; " " П.

Молоток, подводник, волейболист, буфетчик, канатоходец, увлечение, листопад, дороженька, усиление, подберезовик, си­ничка, садовод, медвежонок, земледелец, скороговорка.

275. Образуйте существительные со значением лица от приведенных
ниже слов. Выделите суффиксы.

Летать, нырять, буфет, грузить, фонарь, строить, виолончель, машина, водить, дрессировать, воспитать, носить, дружина.

276. Из данной группы существительных выпишите только те, стро­
ение которых соответствует схеме -ок-П. Установите значение суф­
фикса.

Звонок, вершок, кувырок, ходок, песок, носок, волосок, со­вок, потолок, дружок, каток, едок, котелок.

намерение

277. Приведенные ниже существительные распределите по двум груп­
пам: 1) с уменьшительно-ласкательны­
ми суффиксами; 2) с увеличительно-
уничижительными суффиксами.

Бороденка, платьишко, хлебец, здоровьишко, ножонка, го­ловища, избенка, гнездышко, грибок, креслице, пиджачок, ру­башонка, домище.

278. С помощью суффиксов субъективной оценки образуйте новые существительные от приведенных ниже.

Образец: сестр-асестр-енк-а, сестр-иц-а, сестр-ичк-а.

Человек, голос, мороз, глаз, волк, нос, заяц, забор, сила, fflra, шуба.


279. Подберите существительные, строение которых соответствует схе­мам: ' " -ость-D, ' -ни-ш, ' -йзн-ш, ' ~-оЪ-щ. К какой группе по зна­чению относятся эти существительные?

280. Составьте и запишите 2—3 предложения с существительными из предыдущего задания. Укажите, в форме какого падежа употреблено каж­дое из этих существительных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.